Балет юноша и смерть краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Содержание
Либретто
Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто:
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш. [2]
История создания
Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки пластической будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета [3] . [⇨]
Музыка
Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности [3] .
Декорации и костюмы
Костюм Юноши в оригинале представлял собой простую репетиционную одежду исполнителя. Платье Смерти сшила Каринска по эскизу К. Берара [3] .
Сценическая жизнь
Балет Елисейских полей
Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей
- Юноша — Жан Бабиле
- Смерть — Натали Филиппар, затем Зизи Жанмер, Клер Сомбер
Американский театр балета
Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера
- Юноша — Жан Бабиле
- Смерть — Натали Филиппар
Ла Скала
Премьера прошла в 1955 году
Новая постановка в 2006 году
- Юноша — Роберто Болле
- Смерть — Дарси Бассел
Государственная парижская опера
Премьера прошла в 1990 году
Мариинский театр
Премьера прошла 25 марта 1998 года
Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг
- Юноша — Фарух Рузиматов, затем Вячеслав Самодуров, Андриан Фадеев
- Смерть — Ульяна Лопаткина, затем Диана Вишнёва, Юлия Махалина
Большой театр
Премьера прошла 4 июня 2010 года
Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино
- Юноша — Иван Васильев
- Смерть — Светлана Захарова, затем Светлана Лунькина
Интересные факты
Экранизации балета
Примечания
- Балеты Ролана Пети
- Балеты 1946 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Юноша и смерть (балет)" в других словарях:
"Юноша и смерть" — Ю́НОША И СМЕРТЬ ( Le Jeune Homme et la Mort ), одноактный балет в 2 картинах на муз. И. С. Баха. Сцен. Ж. Кокто. 25.6.1946, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. Р. Пти, худ. Ж. Вакевич; Юноша Ж. Бабиле, Смерть Н. Филиппар. 1975,… … Балет. Энциклопедия
БАЛЕТ МИРОВОЙ — Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера
Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия
Балет Елисейских полей — БАЛÉТ ЕЛИСÉЙСКИХ ПОЛÉЙ (Les Ballets des Champs Élysées), франц. труппа. Организована в 1945 Р. Пти (гл. балетмейстер и осн. танцовщик), Б. Кохно и Ж. Кокто. В её состав вошли Э. Пагава, Н. Филиппар, К. Маршан, И. Скорик, Ю. Алгаров, С. Перро, Н.… … Балет. Энциклопедия
Французский балет — ФРАНЦУ́ЗСКИЙ БАЛÉТ. Во Франции в Сравни века танец входил в состав нар. игр и церк. празднеств. С 14 в. он включался в гор. театрализованные зрелища и дворцовые интермедии, иногда в виде вставных сценок. В 15 в. момерии с танцами исполнялись во… … Балет. Энциклопедия
Фильм-балет — Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия
Шведский королевский балет — ШВÉДСКИЙ КОРОЛÉВСКИЙ БАЛÉТ (Kungliga Svenska Baletten), ведущая балетная труппа Швеции. Существует при Шведской королевской опере в Стокгольме (здание построено в 1898). Основана в 1773, с сер. 19 в. наз. Королевский балет. Пережив, подобно… … Балет. Энциклопедия
Пети, Ролан — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пети. Ролан Пети фр. Roland Petit … Википедия
Васильев, Иван Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Иван. Иван Васильев … Википедия
Захарова, Светлана Юрьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Захарова. Светлана Захарова … Википедия
Одноактный балет на музыку И. С. Баха.
Сценарист Ж. Кокто, балетмейстер Р. Пети, художник Ж. Вакевич.
Мансарда художника загромождена столом, стульями, железной кроватью, умывальником, гипсовыми слепками, холстами. Все расставлено и разбросано в явном беспорядке. К обшарпанной стене приколот автопортрет Жана Кокто. Посредине комнаты на потолочной перекладине висит веревочная петля. На постели валяется молодой человек в одном трико и с сигаретой в зубах. Он нервно посматривает на часы. Наконец, появляется молодая Девушка в платье с короткими рукавчиками, ее волосы перевязаны легким шарфом. Она дразнит Юношу, не даваясь ему в руки. Он преследует ее по всей мастерской, проделывая при этом сложные балетные движения и акробатические трюки. Она то ускользает, то сама преследует юношу. В этот своеобразный дуэт вовлекаются стулья, стол. Мастерская выглядит разгромленной. Неожиданно Девушка исчезает. Юноша в отчаянии вешается в заранее заготовленной петле.
Послевоенный балетный Париж пребывал в растерянности. Оккупация стала моральной катастрофой для Парижской оперы — цитадели классического танца. Ее главный хореограф Серж Лифарь отправил Гитлеру поздравительную телеграмму на взятие Киева (под Киевом родился он сам), всю войну давал и сочинял спектакли, и французское Сопротивление обвинило его в коллаборационизме. Лифарю пришлось покинуть и театр, и Париж. Новым местом силы стали альтернативные труппы — и в первую очередь Балет Елисейских Полей.
Интересно, что роль, создававшаяся под Бабиле, не сошла со сцены вместе с ним, а стала мечтой всех великих танцовщиков второй половины ХХ века. Выбрать лучшую интерпретацию невозможно: после Бабиле Юношу танцевали Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и все самые козырные солисты Парижа.
В нынешнем году этому шедевральному балету исполнится 70 лет. Выдающийся хореограф Ролан Пети поставил его сразу после войны, в 1946 году.
Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета.
Определяющее влияние бывшего "дягилевца" было очевидным: тема "женщины, несущей смерть" — любимая тема "Русских сезонов"; Ролан Пети относился к дамам куда проще. К тому же герой "Юноши и смерти" — неприкаянный художник, обреченный на неразделенную любовь и мучимый экзистенциальным выбором между обманами жизни и истиной небытия — типичный персонаж Кокто.
Сценограф Вакевич выстроил на сцене мансарду-ателье со всей реалистической дотошностью. Пространство под стропилами низкой крыши он загромоздил материальными доказательствами нищенской жизни художника: автопортретом Кокто в перекосившейся раме, продавленной кроватью, колченогим столом, сломанными стульями. В лабиринте быта герой играл в роковые салочки с любовницей-смертью. В момент, когда он повисал в петле под балками мансарды, житейский антураж мгновенно исчезал под колосниками: открывался неоновый Париж с Эйфелевой башней, горящей рекламой "Ситроена" и бездонным звездным небом.
Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто:
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.
Исполнитель роли Юноши Жан Бабиле — невысокий, коренастый, с внешностью скорее мастерового, чем артиста,— станцевал премьеру по-мужски сдержанно и мощно, избежав громокипящего мелодраматизма, и на следующее утро проснулся знаменитым. Сигарета и черное "каре" его партнерши — соблазнительной и непроницаемой Натали Филлиппар — стали трендом послевоенной парижской моды.
Роль Юноши была для Бабиле слишком личной: "Балет сочинялся так: Ролан Пети начинал движение, а я его заканчивал. У меня всегда было ощущение, что Юноша — это я". История про несчастную любовь, завершившаяся смертью, контрастировала с реальностью: вскоре после премьеры Юноша-Бабиле женился на своей Смерти — балерине Натали Филиппар, у них родилась дочь, но благополучный жизненный роман отнюдь не помешал актеру пережить на сцене крах всех надежд, приведший к самоубийству.
От исполнения 1946 года остались совсем небольшие кусочки. Вот в середине этого видео:
И в начале этого:
И вот полная и достаточно четкая запись спектакля в современной версии. Роли исполняют Иван Васильев и Екатерина Кондаурова.
Пятнадцатиминутный балет оказался долгожителем. Ролан Пети, со временем ставший единоличным правообладателем балета, щедро дарил его звездам всего мира, расцвечивая свою хореографию в соответствии с их потребностями.
Страстный Юноша Рудольфа Нуриева и его абсолютно не роковая, а даже какая-то игривая Девушка Зизи Жанмер (кстати, супруга хореографа Ролана Пети).
Коротенький актерский вариант с Михаилом Барышниковым из фильма "Белые ночи".
Надменная, холодная, беспощадная Ульяна Лопаткина в роли Девушки-Смерти.
Премьеру спектакля она танцевала с Фарухом Рузиматовым, это он на фото.
А вот видео сохранилось только с Игорем Зеленским. Пожалуй, одна из самых целомудренных постановок, без каких-либо намеков и вульгарных движений) Жаль, что качество оставляет желать лучшего.
Романтический Николай Цискаридзе и японка Тамио Кусакари.
Довольно эротичная французская версия спектакля. Ян Бридар и Мари-Клод Пьтерагалла.
Современная итальянская версия. Роберто Болле и Дарси Бюссел.
Юлия Махалина и Андрей Фадеев.
Версия Большого театра. Светлана Захарова и Иван Васильев. Захарова здесь ну такая роковая, настоящая стервозина, насколько только можно это передать в танце.
Балет на самом деле настолько интересный и глубокий, каждый может понять его по-своему, по-своему трактовать и видеть что-то свое.
"Юноша и смерть" триумфально прожил XX век, успешно вошел и в XXI. На вопросы о современной трактовке тем смерти, любви и внутреннего конфликта ответ у Пети, кажется, давно готов: "Дети мои, смерть была, есть и будет. Человек рождается только для того, чтобы любить, потом сделать ребенка, вырастить его и попрощаться с жизнью".
Читайте также: