Балет юноша и смерть краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Либретто

Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто:

Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.

Вместе они удаляются, теряясь среди крыш. [2]

История создания

Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки пластической будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета [3] . [⇨]

Музыка

Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности [3] .

Декорации и костюмы

Костюм Юноши в оригинале представлял собой простую репетиционную одежду исполнителя. Платье Смерти сшила Каринска по эскизу К. Берара [3] .

Сценическая жизнь

Балет Елисейских полей

Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей

  • Юноша — Жан Бабиле
  • Смерть — Натали Филиппар, затем Зизи Жанмер, Клер Сомбер

Американский театр балета

Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера

  • Юноша — Жан Бабиле
  • Смерть — Натали Филиппар

Ла Скала

Премьера прошла в 1955 году

Новая постановка в 2006 году

  • Юноша — Роберто Болле
  • Смерть — Дарси Бассел

Государственная парижская опера

Премьера прошла в 1990 году

Мариинский театр

Премьера прошла 25 марта 1998 года

Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг

  • Юноша — Фарух Рузиматов, затем Вячеслав Самодуров, Андриан Фадеев
  • Смерть — Ульяна Лопаткина, затем Диана Вишнёва, Юлия Махалина

Большой театр

Премьера прошла 4 июня 2010 года

Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино

  • Юноша — Иван Васильев
  • Смерть — Светлана Захарова, затем Светлана Лунькина

Интересные факты

Экранизации балета

Примечания

  • Балеты Ролана Пети
  • Балеты 1946 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Юноша и смерть (балет)" в других словарях:

"Юноша и смерть" — Ю́НОША И СМЕРТЬ ( Le Jeune Homme et la Mort ), одноактный балет в 2 картинах на муз. И. С. Баха. Сцен. Ж. Кокто. 25.6.1946, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. Р. Пти, худ. Ж. Вакевич; Юноша – Ж. Бабиле, Смерть – Н. Филиппар. 1975,… … Балет. Энциклопедия

БАЛЕТ МИРОВОЙ — Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера

Балет — (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

Балет Елисейских полей — БАЛÉТ ЕЛИСÉЙСКИХ ПОЛÉЙ (Les Ballets des Champs Élysées), франц. труппа. Организована в 1945 Р. Пти (гл. балетмейстер и осн. танцовщик), Б. Кохно и Ж. Кокто. В её состав вошли Э. Пагава, Н. Филиппар, К. Маршан, И. Скорик, Ю. Алгаров, С. Перро, Н.… … Балет. Энциклопедия

Французский балет — ФРАНЦУ́ЗСКИЙ БАЛÉТ. Во Франции в Сравни века танец входил в состав нар. игр и церк. празднеств. С 14 в. он включался в гор. театрализованные зрелища и дворцовые интермедии, иногда в виде вставных сценок. В 15 в. момерии с танцами исполнялись во… … Балет. Энциклопедия

Фильм-балет — Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Шведский королевский балет — ШВÉДСКИЙ КОРОЛÉВСКИЙ БАЛÉТ (Kungliga Svenska Baletten), ведущая балетная труппа Швеции. Существует при Шведской королевской опере в Стокгольме (здание построено в 1898). Основана в 1773, с сер. 19 в. наз. Королевский балет. Пережив, подобно… … Балет. Энциклопедия

Пети, Ролан — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пети. Ролан Пети фр. Roland Petit … Википедия

Васильев, Иван Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Васильев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Васильев, Иван. Иван Васильев … Википедия

Захарова, Светлана Юрьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Захарова. Светлана Захарова … Википедия

Ivan Vasiliev and Svetlana Lunkina in Le Jeune Homme et la Mort. © Dave Morgan

Одноактный балет на музыку И. С. Баха.

Сценарист Ж. Кокто, балетмейстер Р. Пети, художник Ж. Вакевич.

Мансарда художника загромождена столом, стульями, железной кроватью, умывальником, гипсовыми слепками, холстами. Все расставлено и разбросано в явном беспорядке. К обшарпанной стене приколот автопортрет Жана Кокто. Посредине комнаты на потолочной перекладине висит веревочная петля. На постели валяется молодой человек в одном трико и с сигаретой в зубах. Он нервно посматривает на часы. Наконец, появляется молодая Девушка в платье с короткими рукавчиками, ее волосы перевязаны легким шарфом. Она дразнит Юношу, не даваясь ему в руки. Он преследует ее по всей мастерской, проделывая при этом сложные балетные движения и акробатические трюки. Она то ускользает, то сама преследует юношу. В этот своеобразный дуэт вовлекаются стулья, стол. Мастерская выглядит разгромленной. Неожиданно Девушка исчезает. Юноша в отчаянии вешается в заранее заготовленной петле.

Ivan Vasiliev in Le Jeune Homme et la Mort. © Dave Morgan

Послевоенный балетный Париж пребывал в растерянности. Оккупация стала моральной катастрофой для Парижской оперы — цитадели классического танца. Ее главный хореограф Серж Лифарь отправил Гитлеру поздравительную телеграмму на взятие Киева (под Киевом родился он сам), всю войну давал и сочинял спектакли, и французское Сопротивление обвинило его в коллабо­ра­ционизме. Лифарю пришлось покинуть и театр, и Париж. Новым местом силы стали альтернативные труппы — и в первую очередь Балет Елисейских Полей.

Интересно, что роль, создававшаяся под Бабиле, не сошла со сцены вместе с ним, а стала мечтой всех великих танцовщиков второй половины ХХ века. Выбрать лучшую интерпретацию невозможно: после Бабиле Юношу танцевали Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и все самые козырные солисты Парижа.

Юноша и Смерть

В нынешнем году этому шедевральному балету исполнится 70 лет. Выдающийся хореограф Ролан Пети поставил его сразу после войны, в 1946 году.


Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета.


Определяющее влияние бывшего "дягилевца" было очевидным: тема "женщины, несущей смерть" — любимая тема "Русских сезонов"; Ролан Пети относился к дамам куда проще. К тому же герой "Юноши и смерти" — неприкаянный художник, обреченный на неразделенную любовь и мучимый экзистенциальным выбором между обманами жизни и истиной небытия — типичный персонаж Кокто.


Сценограф Вакевич выстроил на сцене мансарду-ателье со всей реалистической дотошностью. Пространство под стропилами низкой крыши он загромоздил материальными доказательствами нищенской жизни художника: автопортретом Кокто в перекосившейся раме, продавленной кроватью, колченогим столом, сломанными стульями. В лабиринте быта герой играл в роковые салочки с любовницей-смертью. В момент, когда он повисал в петле под балками мансарды, житейский антураж мгновенно исчезал под колосниками: открывался неоновый Париж с Эйфелевой башней, горящей рекламой "Ситроена" и бездонным звездным небом.

Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто:

Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.


Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.


Исполнитель роли Юноши Жан Бабиле — невысокий, коренастый, с внешностью скорее мастерового, чем артиста,— станцевал премьеру по-мужски сдержанно и мощно, избежав громокипящего мелодраматизма, и на следующее утро проснулся знаменитым. Сигарета и черное "каре" его партнерши — соблазнительной и непроницаемой Натали Филлиппар — стали трендом послевоенной парижской моды.

Роль Юноши была для Бабиле слишком личной: "Балет сочинялся так: Ролан Пети начинал движение, а я его заканчивал. У меня всегда было ощущение, что Юноша — это я". История про несчастную любовь, завершившаяся смертью, контрастировала с реальностью: вскоре после премьеры Юноша-Бабиле женился на своей Смерти — балерине Натали Филиппар, у них родилась дочь, но благополучный жизненный роман отнюдь не помешал актеру пережить на сцене крах всех надежд, приведший к самоубийству.


От исполнения 1946 года остались совсем небольшие кусочки. Вот в середине этого видео:

И в начале этого:


И вот полная и достаточно четкая запись спектакля в современной версии. Роли исполняют Иван Васильев и Екатерина Кондаурова.

Пятнадцатиминутный балет оказался долгожителем. Ролан Пети, со временем ставший единоличным правообладателем балета, щедро дарил его звездам всего мира, расцвечивая свою хореографию в соответствии с их потребностями.

Страстный Юноша Рудольфа Нуриева и его абсолютно не роковая, а даже какая-то игривая Девушка Зизи Жанмер (кстати, супруга хореографа Ролана Пети).

Коротенький актерский вариант с Михаилом Барышниковым из фильма "Белые ночи".


Надменная, холодная, беспощадная Ульяна Лопаткина в роли Девушки-Смерти.

Премьеру спектакля она танцевала с Фарухом Рузиматовым, это он на фото.

А вот видео сохранилось только с Игорем Зеленским. Пожалуй, одна из самых целомудренных постановок, без каких-либо намеков и вульгарных движений) Жаль, что качество оставляет желать лучшего.

Романтический Николай Цискаридзе и японка Тамио Кусакари.

Довольно эротичная французская версия спектакля. Ян Бридар и Мари-Клод Пьтерагалла.

Современная итальянская версия. Роберто Болле и Дарси Бюссел.

Юлия Махалина и Андрей Фадеев.

Версия Большого театра. Светлана Захарова и Иван Васильев. Захарова здесь ну такая роковая, настоящая стервозина, насколько только можно это передать в танце.

Балет на самом деле настолько интересный и глубокий, каждый может понять его по-своему, по-своему трактовать и видеть что-то свое.

"Юноша и смерть" триумфально прожил XX век, успешно вошел и в XXI. На вопросы о современной трактовке тем смерти, любви и внутреннего конфликта ответ у Пети, кажется, давно готов: "Дети мои, смерть была, есть и будет. Человек рождается только для того, чтобы любить, потом сделать ребенка, вырастить его и попрощаться с жизнью".

Читайте также: