Гуманитарная образовательная среда в школе это

Обновлено: 08.07.2024

Ссылка для цитирования

В психолого-педагогическом плане особый интерес представляет изучение взаимодействия развивающейся личности со школьной образовательной средой, т. е. с теми социальными условиями, которые предоставляет образовательная среда школы для развития каждого учащегося.

Важно отметить, что образовательная среда школы представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

Под субъективным отношением к школе понимается эмоционально окрашенное отражение взаимосвязей различных потребностей учащихся с возможностями, которые им предоставляются образовательной средой школы.

Субъективное отношение к школе нашло свое опосредованное отражение в психологических исследованиях школьной образовательной среды и как объект исследования – определение путей формирова ния устойчивого положительного отношения, и как средство, побуждающее к осознанной активности каждого участника образовательного процесса на правах субъекта.

Субъективное отношение к школе рассматривается в единстве его четырехкомпонентной структуры:

Анализ образовательной среды проводится с помощью следующих дескрипторов: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.

  1. Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды выступает, в частности, коэффициент модальности, который отражает степень использования воспитанниками развивающих возможностей (ресурсов среды). Коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности.
  2. Широта служит ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее.
  3. Интенсивность образовательной среды – ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
  4. Степень осознаваемости образовательной среды – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
  5. Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают синхроническое описание образовательной среды, то параметр устойчивости позволяет осуществить ее диахроническое описание.
  6. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации дея тельности всех ее субъектов.
  7. Эмоциональность образовательной среды иллюстрирует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.
  8. Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
  9. Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.
  10. Социальная активность образовательной среды – показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.
  11. Мобильность образовательной среды характеризует ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания [11].

В проведенном нами исследовании особенностей образовательной среды объектом были семь московских школ. В результате анализа образовательной среды исследуемых школ было выделено две достаточно гомогенные генеральные совокупности, которые качественно отличаются друг от друга.

Результаты показывают тенденцию смещения акцента в оценке модальности школьной среды учащимися второго типа школ от зависимости и пассивности (у пятиклассников и шестиклассников) в направлении типов, характеризующихся зависимостью и активностью (у старшеклассников). Это свидетельствует о том, что организация образовательной среды для старших классов в этих школах способствует развитию субъектной активности учащихся, т. е. более адекватна задачам их личностного развития. В то же время актуальная задача организации образовательного процесса старшеклассников в условиях творческой среды (активность и свобода) остается нерешенной – лишь 10–15 % старшеклассников (в лучшем случае) воспринимают школьную среду как творческую.


Анализ полученных результатов выявил значимые различия в степени взаимосвязанности параметров среды компонен тов отношения к школе у учеников обоих типов школ. Подводя итоги анализа компонентов субъективного отношения к школе и параметров образовательной среды, можно сделать следующие выводы.

1. В наибольшей степени взаимосвязь компонентов отношениия и параметров среды проявляется у старшеклассников независимо от принадлежности к той или иной образовательной среде, а в наименьшей – у учеников 5–6 классов. Иными словами, при формировании отношения к школе наибольшее внимание нужно уделить раскрытию существующих в среде возможностей для старшеклассников. Таким образом, актуальной на сегодняшний день задачей является создание условий для самореализации школьников, прежде всего старшеклассников, во внеурочной сфере (клубы, фестивали и т. п.).

2. Эмоциональный компонент отношения в наибольшей степени обусловлен такими параметрами среды, как широта, интенсивность, эмоциональность. Характер эмоционального восприятия образовательного процесса связан на определенном уровне с оценкой объектов, субъектов, процессов, явлений, входящих в образовательную среду. Учащиеся школ, имеющие возможность систематически участвовать в поездках, путешествиях, получают больше положительных эмоций, впечатлений, тем самым повышая эмоциональный компонент отношения к школе. Степень взаимосвязи практического компонента и широты образовательной среды повышается к старшим классам, поскольку широта образовательной среды является необходимым условием реализации профессиональных интересов и поступления в выбранное учебное заведение.

3. Существует взаимосвязь параметра осознаваемости и познавательного компо нента отношения у учащихся 7–9 классов обоих типов школ. Учащиеся первого типа школ недостаточно используют предоставляемые школой возможности, с одной стороны, и, с другой стороны, они не до конца осознают те возможности, которые школа им предоставляет.

5. Параметр доминантности обоих типов школ влияет на практический и поступочный компонент отношения. Чем большую роль играет определенная школьная среда в развитии учеников, тем больше степень практической включенности, а вслед за тем и готовность детей к сверхнормативному воздействию на жизнь учебного заведения. Если доминантность у учащихся второго типа школ имеет тенденцию к повышению, то учащиеся первого типа школ к одиннадцатому классу ориентированы на иные источники влияния на свою личность. Данная особенность связана с качеством школьной среды:

6. Существует достаточно значимая корреляция между поступочным компонентом и параметром доминантности. Поступочный компонент влияет на степень значимости данной школы в системе ценностей ребенка. Чем выше показатель поступочного компонента отношения к школе, тем более значима данная локальная среда для учащихся. Если доминантность и поступочный компонент отношения к образовательной среде у учащихся второго типа школ имеют тенденцию к повышению к десятому–одиннадцатому классам, так как условия для развития, предоставляемые им школой, комплиментарны их потребностям, то у учащихся первого типа школ показатели понижаются к старшим классам (эффект сепарации от школы).

7. Чем богаче школьная среда возможностями и условиями для развития личности ребенка, тем выше уровень интенсивности отношения к школе учащегося. К старшей школе у учеников второго типа школ показатели эмоционального, практического и поступочного компонентов повышаются.

Спад эмоциональной, практической и сверхнормативной активности приходится на седьмой–девятый классы. То, что пик спада показателей всех компонентов приходится на седьмой–восьмой классы, говорит о недостаточной осознаваемости детьми образовательной среды, а также о недостаточной самореализации учащихся этой возрастной группы. Рост интенсивности учебной нагрузки в старших классах в школах первого типа, вне зависимости от интересов самих школьников, обусловливает, в свою очередь, уменьшение возможностей использования учащимися ресурсов школьной среды, что и вызывает снижение интенсивности отношения к школе.

Таким образом, данные исследования показывают, что выявлены особенности субъективного отношения к школе учащихся, а также установлено влияние образовательной среды на структурно-динамические характеристики этого отношения.


Субъективное отношение к школе как объект теоретических психологических исследований позволяет выявить взаимосвязь отношения к школе и качества образовательной среды, основы реализации личностно-ориентированного подхода в об разовании, по-новому проанализировать социальные условия школы.

Проведенный теоретический анализ и анализ полученных эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что формирование условий и возможностей, которые предоставляет школьная среда для развития личности, в соответствии с социальной ситуацией развития на каждом возрастном этапе приводит к качественным изменениям характера субъективного отношения к школе. Все это способствует формированию высокоинтенсивного когерентного отношения учащихся к школе, что, в свою очередь, детерминирует активность учащихся по использованию социальных условий школьной образовательной среды для собственного развития.

Гуманитарные технологии в школе: коммуникативное обеспечение в полиэтнической образовательной среде

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Гуманитарные технологии в школе: коммуникативноеобеспечение в полиэтнической образовательной среде.

Проблемы возникновения непонимания между детьми

Медведева Ирина Анатольевна,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96

Калининского района Санкт-Петербурга, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

"Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить".
А. Дистервег.

Актуальность темы. Полиэтничность Санкт-Петербурга ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся соответствующей системы знаний по целому ряду предметов, но и дать возможность социализации личности в полиэтнической образовательной среде.

Проблемы возникновения непонимания между учащимися, на мой взгляд, следующие:

- языковые, некоторые ребята с трудом разговаривают по-русски;

- интолерантность, он не такой как я.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры.

Образовательная среда организуется учителем, согласно образовательным стандартам, программе предмета, целям и задачам определенной темы. Сегодня современный урок рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика. В деятельности ученика мастерство учителя помогает учащемуся овладеть новыми знаниями, при помощи современных педагогических технологий, которые позволяют ему свободно самореализоваться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Гуманитарные технологии в образовательной среде это технологии самовыражения учащихся, самореализации их интеллектуальных качеств. Поскольку педагогические технологии гуманитарны по своей природе, то важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. В результате участники взаимодействия в таком педагогическом процессе смогут услышать и понять друг друга, а следовательно, выработать общий язык общения.

Современное образовательное учреждение это полиэтническое сообщество. Я преподаю историю и культуру Санкт-Петербурга в 5-8 классах в ГБОУ СОШ №96. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть состав учащихся школы с 5 по 8 классы и представить среднестатистический класс. (Приложение)

При изучении моего предмета можно очень хорошо проиллюстрировать диалог культур на основе коммуникативного обеспечения. Коммуникативное обеспечение представляет собой целенаправленное воздействие учителя на учащихся в процессе мотивации, организации и контроля их учебной деятельности, развивая социокультурную личность, обеспечивая ей высокий уровень коммуникативной компетентности и способность к диалогу культур. На своих уроках я использую гуманитарные технологии: развитие критического мышления, исследовательскую и проектную деятельность, индивидуальные и групповые методы и приемы работы, из технических средств – мультимедиа.

Проблемы непонимания, возникающие между детьми можно решать как на уроках, так и после уроков.

В качестве примера решения проблемы непонимания между детьми в урочное время можно привести изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе.

Название курса «Петербург город мировых религий

Наименование темы Кол-во час.
Тема 4. Петербург - город мировых религий 10
Санкт-Петербург - многонациональный город 1
Собор Казанской иконы Божией Матери 1
Голландская реформаторская церковь 1
Немецкая лютеранская церковь Св.ап.Петра 1
Римско-католическая церковь Св.вкм.Екатерина Александрийской 1
Армяно-григорианская церковь Св.вкм.екатерина 1
Мечеть 1
Синагога 1
Буддийский храм 1
Повторительно-обобщающий урок 1

Работа учащихся организована с применением проэктно- исследовательской технологии.

Стадии работы: ВЫЗОВ - РЕАЛИЗАЦИЯ - РЕФЛЕКСИЯ

- индивидуальная работа по изучению одного культового сооружения;

- работа в малых группах по алгоритму;

- презентация работы в группе;

- заполнение общей таблицы.

- рисунок и т.д. (Приложение, рисунок)

Так как школа полиэтническая образовательная среда, в классе есть учащиеся, исповедующие ислам, я стараюсь их включить в группу, которая изучает Мечеть. Затем прошу рассказать про уклад жизни в семье, обычаях, правилах поведения, изучение Корана, посещение Мечети. Как правило, ребята с интересом слушают этот рассказ. Таким образом, можно говорить о диалоге культур. В ходе изучения данной темы появляются работы, которые вселяют надежды на то, что новое поколение петербуржцев - толерантно.

После уроков для решения проблемы непонимания детей организовываются совместные мероприятия - игры, экскурсии, концерты. Как правило, все это объединяет детей, дает возможность показать себя с творческой стороны, уже на эмоциональном позитивном уровне. И опять можно говорить о диалоге культур.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.

2. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. — Вл-к, 1999 г.— стр.83—85.

3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002 .– № 10. – С. 93–96.

4. Дмитриев Г.Д.Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3–12.

5. Каган М.С. История культуры Санкт-Петербурга: Учебное пособие /Библиотека Гуманитпрного университета. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. -232с.

Решение проблемы гуманизации образования напрямую связано с построением гуманитарной образовательной среды в учебном заведении.

Образовательная среда вуза — это развивающийся пространственно-временной континуум, аккумулирующий комплекс объективных компонентов (научно-педагогические школы, люди, предметы и т.д. во взаимосвязи и взаимодействии их общих и специфических характеристик) и субъективных характеристик участников образовательного процесса (способ межсубъектного взаимодействия, выбор опыта, поиск смыслов).

Образовательная среда университета структурирована, и можно выделить три уровня структурной организации:

  • Образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред;
  • Педагогическая среда как совокупность компонентов, построенных по концентрическому принципу: педагогическая среда кафедры, факультета, среда курса, группы, среда медицинского учреждения.

Образовательная среда педагогического колледжа — это единство информационных, социальных и технологических компонентов, обеспечивающих профессионально-личностное развитие студентов; в образовательной среде педагогического колледжа существуют различные источники профессионально-личностного развития и профессионального самоопределения студентов.

Студенты не используют все источники профессионального и личностного развития, имеющиеся в образовательной среде университета; доступ к источникам осуществляется через указания преподавателей и в основном для решения учебных задач.

Существует противоречие между наличием различных экологических возможностей для профессионального самоопределения и их неиспользованием учащимися.

Образовательная среда университета способствует профессиональному самоопределению студентов, если:

  • Она строится на принципах открытости, активности, разнообразия источников, стабильности, комфорта и самоорганизации, связи с различными партнерами, постоянного развития своих возможностей путем внедрения новых в структурные компоненты среды учреждения;
  • позиция студента активизируется во взаимодействии с образовательной средой учебного заведения через освоение ее возможностей.

Перечислим принципы, которые естественным образом должны лечь в основу этой модели, чтобы построенная на ее фундаменте реальная образовательная среда данного педагогического университета обладала вышеперечисленными характеристиками. К ним относятся:

Педагогическая среда

Окружающая среда оказывает влияние на формирование и развитие личности, но в то же время она сама изменяется под влиянием деятельности человека. Взаимодействие личности с окружающей средой представляется как связь между потребностями личности и возможностями окружающей среды. Потребность ищет возможности для своего удовлетворения, то есть организует восприятие, разум, волю и действие. Возможность, в свою очередь, способна реализовать новую потребность. Среда предоставляет ряд возможностей для реализации внутренних потребностей человека. Среда стимулирует развитие личности и участвует в формировании новых потребностей личности через представление имеющихся возможностей, а личность, в свою очередь, осуществляет активный поиск в среде необходимых возможностей для удовлетворения потребностей или непосредственно участвует в создании новых возможностей путем изменения среды.

Анализ литературы позволяет зафиксировать различные типы сред: социальную, культурную, образовательную, социально-экономическую, социально-педагогическую, городскую, семейную, эстетическую, информационную, фактологическую и т.д.

Образовательная среда педагогического вуза рассматривается нами как совокупность условий и возможностей, влияющих на функциональное и пространственное объединение субъектов педагогической деятельности, между которыми устанавливаются групповые связи и реализуются их личностные и профессиональные потребности, интересы и способности.

Механизм самоорганизации образовательной среды

Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как учебного заведения, она, конечно, организована особым образом. Насколько это делается осознанно и разумно — другой вопрос. В то же время, очевидно, что существуют и механизмы самоорганизации, но их нельзя считать самыми важными.

Во-вторых, образовательная среда рассматривается как система элементов, изучение которой предполагает выявление взаимосвязей этих элементов, выделение их различных структур и т.д. При втором подходе его изучение неизбежно связано с категориями, которые в принципе не поддаются строгому логическому описанию, но реально присутствуют в той сфере, которая представляет гуманитарную культуру человека (к ним относятся, например, такие категории, как атмосфера, дух, комфорт).

Исходя из этого, имеет смысл использовать оба подхода как взаимообогащающие и представлять рассматриваемое явление в целостном виде.

Реализация намеченного плана требует хотя бы выборочного описания общей концепции гуманитаризации педагогического образования как теоретической основы, позволяющей определить основные черты образовательной среды педагогического университета как гуманитарной.

Концепция гуманитаризации педагогического образования начинается с общей идеи гуманитаризации образования в целом. Центральная мысль заключается в том, что образование должно быть направлено прежде всего на то, чтобы помочь человеку открыть смысл своего существования в мире, понять природу и способы взаимодействия с ним. Основная цель образования в современной гуманитарной парадигме — понимание человеком своего места в мире и овладение способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности. Процесс освоения различных способов взаимодействия с миром обогащает и развивает личность учащегося.

Идея гуманизации образования отражается и в общих подходах к ее реализации.

Во-первых, реализация полисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда само содержание обучения и способы его получения строятся на основе осмысления предыдущего опыта учащихся, удовлетворения жизненно важных для них образовательных потребностей; во-вторых, создание условий для построения индивидуального образовательного процесса как процесса приобретения и создания субъективно нового знания, а также способов его получения.

Гуманитарная идея в педагогической подготовке имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта идея здесь приобретает дополнительную межличностную окраску. Взаимодействие с другими людьми, в процессе которого происходит взаимное оплодотворение и развитие личности, считается особой ценностью образования. Поэтому процесс передачи социального опыта от одного человека к другому требует особого осмысления в педагогической подготовке с точки зрения ценности, смысла и технологии.

Другими словами, это не только процесс самоопределения человека в окружающем мире, но и процесс определения в этом мире или воспитания (понимаемого прежде всего как развитие) другого человека. Следует отметить, что эти два процесса имеют не только общекультурную, но и профессиональную окраску в педагогическом образовании, так как в педагогическом университете образовательный процесс является частью процесса профессионального развития в силу своей общегуманитарной направленности.

Вышеперечисленные идеи, определяющие гуманитарный характер педагогического образования в его современном понимании, реализуются определенным набором характерных особенностей образовательной среды, создаваемой в педагогических учебных заведениях, особенно в педагогическом университете. Остановимся на самых важных из них.

Последовательность этапов образовательной среды высшего учебного заведения

Образовательная среда высшего учебного заведения является важным психологическим условием не только для приобретения личных профессиональных знаний, умений и навыков, но и для развития стремления к самосовершенствованию и самореализации.

Профессиональная самореализация — это высший уровень самореализации. Она связана с профессиональной ориентацией и, как правило, подразумевает стремление студентов развивать свой творческий потенциал в профессии, искать новые знания, реализовывать исследовательские задачи, стремиться как можно раньше приступить к работе и повышать свой профессионализм. Личностная самореализация больше присуща студентам четвертого курса, а профессиональная самореализация — выпускникам.

Развивающая образовательная среда высшего учебного заведения имеет сложный системно-структурный характер и предполагает наличие профессионально-материальных, дидактических, организационно-педагогических, исследовательских, информационных, социально-коммуникативных структур.

Динамика самореализации возможна, когда взаимодействие студента и среды обеспечивается психологической поддержкой, диагностикой, коррекцией и консультированием студентов. В этот процесс вовлечены сотрудники психологической службы университета и одновременно — попечители, студенческий совет, представители студенческого комитета, а также все преподаватели университета.

Это показывает, что:

  • образовательная среда вуза — основной дополнительный ресурс личностного развития и самореализации студента; это область совместной деятельности субъектов образования, где устанавливаются определенные связи и отношения между ними и элементами образовательной системы, обеспечивающие реализацию личностных и социальных целей образования;
  • Структура развивающей образовательной среды университета неоднородна по своей природе и состоит из объективно-материальных, дидактических, исследовательских, педагогических, информационных, социальных и коммуникативных компонентов, которые прямо или косвенно влияют на личность студента;
  • Психологическое сопровождение образовательной среды, используемое для развития личности и самореализации учащихся, представляет собой комплекс мер психологического обследования, консультирования и коррекции субъектов образовательного процесса, способствующих повышению эффективности учебной деятельности и профессиональной ориентации.

Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов:

  • Проведение успешной адаптации первокурсников в образовательной среде университета;
  • Формирование субъектной позиции студента;
  • Определение основных компонентов и развитие самовосприятия личности;
  • Формирование у студентов стремления к личностной самореализации через дидактическую, практическую и исследовательскую деятельность;
  • Развитие интеллектуальных и творческих ресурсов студента;
  • Формирование социального интеллекта, коммуникативной культуры и социальных качеств личности;
  • Формирование эмоционально-волевой активности;
  • формирование знаний и представлений о будущей профессиональной деятельности; актуализация профессиональных намерений студента.

В первый год студенты сформировали: Ценностное отношение к будущей профессии; Уважительное отношение к университету и преподавательскому составу университета, корпоративная культура.

На втором курсе разработаны следующие профессиональные перспективы: краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная. В то же время развивалась позиция субъекта педагогической деятельности и доверительные отношения с учителями.

Влияние образовательной среды на человека

Обширность образовательной среды педагогического университета предполагает, что она не ограничивается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна общая университетская среда, которая включает в себя традиции, моральный и эмоциональный климат, атмосферу доброжелательности и взаимной ответственности, общие мероприятия и имидж университета. Сюда же относится и внеклассная работа (участие в творческих центрах, творческих коллективах, клубах по интересам), которая часто служит своеобразной основой для личностного и профессионального развития.

Не стоит забывать об открытости образовательной среды педагогического университета, которая может быть расширена в зависимости от личных образовательных потребностей студентов.

Наконец, педагогическое образование имеет еще одну важную особенность, связанную с особой ролью языка в нем. Это можно назвать лингвистической ориентацией. В педагогическом образовании, где процесс передачи знаний играет особую роль, язык можно рассматривать как объединяющее поле всей образовательной среды.

Не случайно сегодня в содержании филологического образования в педагогическом университете особое внимание уделяется языку как таковому, закономерностям его структуры, происходящим изменениям, способам выражения мысли, в то время как в других областях образования особое внимание уделяется языку как средству передачи мысли и средству понимания другого человека. Это раскрывает ярко выраженный гуманитарный характер университетского педагогического образования, который должен быть реализован при построении педагогической среды педагогического университета.

На основе рассмотренных существенных характеристик гуманитарной образовательной среды педагогического университета перейдем к описанию ее модели.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

  1. Материально - техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” ( V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника ( I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

Читайте также: