Балет шахерезада краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Фокин закончил Петербургское театральное училище в 1898 году, был сразу принят в Мариинский театр и занял там ведущее классическое положение в труппе. Фокин вошел в историю исключительно как великий балетмейстер, но по описаниям многих очевидцев и поклонников его творчества можно судить о том, что это был первоклассный танцовщик. Если посмотреть послужной список Фокина, то мы насчитаем все классические спектакли, которые тогда шли в репертуаре Мариинского театра.

Несколько сезонов Фокин работал с Дягилевым, затем между ними произошел скандал. Многие свидетели описывают это по-разному, кто-то говорит, что это было на творческой почве, кто-то говорит, что из-за провала каких-то спектаклей Фокина, кто-то описывает, что у Фокина к Дягилеву были финансовые претензии. Но, что бы это ни было, между ними произошел разрыв. Фокин стал ставить в других театрах и впоследствии перебрался в Америку, где был одним из основателей ныне очень известного театра American Ballet Theatre. К сожалению, он так и остался в Америке и скончался в 1942 году в Нью-Йорке.

Сюжет состоит в том, что скучающий царь Шахриар смотрит на своих одалисок и его родной брат предлагает ему поехать на охоту. Он заранее подкупает евнуха, потому что разочарован в женской верности и хочет доказать Шахриару, что женщины не верны ему.

Когда Шахриар со своим братом уезжают на охоту, одалиски и жены, живущие в гареме, в частности главная и любимая жена Зобеида, устраивают оргию с рабами. В разгар этой оргии Шахриар возвращается, убивает весь гарем, прибивает всех евнухов и Зобеида закалывается сама.

На премьере в 1910 году этот спектакль танцевали Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский. Спектакль оформлял Лев Бакст и это была революция не только в балете, но и вообще в театральной и в модной жизни Парижа. Именно с этого спектакля берет начало мода на все ориентальное. В моду вошли ориентальные дизайны, в моду вошли ориентальные костюмы, головные уборы.

Главные роли в спектакле, видеозапись которого я предлагаю вам посмотреть, исполнили замечательные артисты – это Светлана Захарова и Фарух Рузиматов.

Партию Зобеиды исполняет еще молодая Светлана Захарова, которая тогда являлась артисткой Мариинского театра, а потом стала одной из главных балерин Большого театра в Москве.

Когда на сцене появился Золотой Раб, все отошло на второй план. Он вышел на сцену, чтобы завладеть не только любимой женой шаха, но и вниманием всей женской половины зала.



Первый шок настиг меня во время чтения либретто за пять минут до начала спектакля. Привожу здесь полностью текст из программки.

В разгар моих размышлений занавес открылся, и первый же взгляд на сцену разбил мое заблуждение о возможных вариантах одежд балерин и привычных декорациях. Я помню, что меня ослепило восточное великолепие царских покоев: все было в золоте и шелках. Блеск и роскошь, нереально яркие цвета и сочетания цветов. А танцовщицы были одеты в красивые стилизованные шаровары и лифы.


Главный евнух - Улан Баденов

Девушки в розовых полупрозрачных одеждах, чей гибкий стан был открыт взору замершего в восторге зрителя, начали танцевать, услаждая приунывшего от жестоких догадок шаха, и каждым плавным движением бедер они отодвигали мое второе заблуждение о непременных классических балетных па.

И на этом мои удивления только начались. Они следовали одно за другим и не давали мне и минуты передышки. Потому я и полюбила этот балет многолетней преданной любовью, что первое впечатление оказалось невероятно сильным.


В сцене, последовавшей за отъездом шаха на охоту, мне было странно видеть танцовщиц и артистов балета возлегающими на полу. Во всех увиденных мною до этого времени спектаклях, если артисты балета оказывались на полу лежа, то они либо умирали, либо спали. А здесь все бодрствовали, были здоровы, счастливы и купались в любви, причем, совсем не платонической. Собственно, к моему еще большему удивлению, на полу они и провели большую часть времени всего действа.


Зобейда - Сауле Рахмедова, справа - как раз сцены на полу

Но обращать на них внимание после того, как на сцене появился Золотой Раб, было трудно. Все отошло на второй и даже третий план: сказочное великолепие, стройные тела танцовщиц и танцовщиков, шок от необычности балета. Золотой Раб вышел на сцену, чтобы завладеть не только любимой женой шаха, но и вниманием всей женской половины зала. А мужская половина в это время не сводила глаз с Зобейды.


Золотой раб - Фархад Буриев, Зобейда - Сауле Рахмедова

Вообще, мне странно называть этот персонаж Рабом. В нем не было ничего рабского. Он был красив, как Бог, вел себя, как хозяин и двигался грациозно, как большая кошка.

Золотой раб, которого я увидела на сцене, все-таки отличался от этого описания. В нем не было ничего от дикаря и животного. В нем было много свободы и силы, но он в равной степени сочетал в себе нежность и страсть, при этом в его движениях была особенная одухотворенность. Я точно помню, что тогда его исполнял еще не известный мне Фархад Буриев.


Конечно, я не могу не сказать здесь и о Зобейде, ведь именно ей мы обязаны появлением на сцене того, кому я только что посвятила свою пламенную речь. По утрате этой женщины плакал сам шах! Знаете, для меня она так и остается загадкой, вещью в себе. Любила ли она кого-нибудь в этой жизни – неизвестно.

Мне кажется, по сути своей она была кошкой – дикой и домашней одновременно, любящей ласку и гуляющей сама по себе. И движения ее привлекали своей уверенной и царственной грацией. Зобейду воплотила на сцене Сауле Рахмедова.


А дальше началось самое главное, для чего, собственно, этот балет (по моему скромному мнению) и был создан - танец двух совершенных тел. Самое красивое воплощение чувственной и одновременно возвышенной любви.Танец, который был выше всякой морали, нравственности, в котором не было ни надрыва, ни нотки обреченности, ни самоутверждения, ни-че-го лишнего. Так танцевали языческие боги до рождения земли. Так могут танцевать только совершенные мужчина и женщина, притянувшись друг к другу.



Ну, а если вас все-таки интересует, что происходило на сцене дальше, то я расскажу. Как и обещало либретто, в разгар веселья явился шах со своими янычарами. Они достали кривые сабли, и через две минуты все было кончено. Я ни разу не видела, чтобы на сцене за столь короткий промежуток времени полегло столько народу. Но – самое удивительное – для меня это было уже не важно. Не расстроило и не зацепило. Просто надо было как-то поставить точку.


Шахриях, султан - Нурлан Байбусинов

А два дня назад, 10 февраля, я снова встретилась в ГАТОБе с "Шехерезадой" в том же составе главных исполнителей, как и 4 года назад. Золотым Рабом был Фархад Буриев, а Зобейдой - Сауле Рахмедова.

Тут надо как-то красиво закончить свой пост, но, верите ли, я совсем не знаю, как это сделать. Уже прошло два дня, а я словно еще смотрю их танец и слушаю эту прекрасную и удивительную мелодию.

Главная героиня


Фарах Пехлеви. Берлин, 1967 год © Peter Timm / ullstein bild via Getty Images

Дочь обедневшего дворянина, Фарах Диба родилась 14 октября 1938 года. После окончания школы и лицея в Тегеране, она поступила в Париж­скую специальную архитектурную школу по стипендии иранского шаха. В 1959 году в числе других студентов-стипендиатов из Ирана Фарах была представлена главе государства шаху Мохаммеду-Резе Пехлеви на приеме в иранском посоль­стве в Париже. Шах был очарован девушкой, а спустя несколько месяцев было объявлено об их по­молв­ке. Вскоре они поженились. В 1967 году Фарах, един­ственная из трех жен шаха, была коронована в качестве шахбану (импе­ра­трицы) впервые со времен арабского вторжения в VII веке.

По известности шахбану Фарах Пехлеви не уступала королеве Великобритании Елизавете II, по популярности — первой леди США Жаклин Кеннеди. Фарах Пехлеви была реальной политической фигурой, строила школы и библиотеки, занималась борьбой с проказой, отстаивала права женщин, поддерживала традиционную культуру и совре­менное искусство, развивала городскую среду.

Во время исламской революции 1979 года Фарах Пехлеви вместе с супругом и детьми была вынуждена бежать из Ирана и больше никогда туда не возвра­щалась. В настоящее время она живет в основном во Франции и США.

Музыка балета

Либретто

Пролог. 2019 год

Идет подготовка к выставке, посвященной персидской истории и культуре. Для торжественного открытия экспозиции прибывает императрица Фарах. Среди экспонатов есть предметы, связанные и с ее личной историей. Одно за другим в памяти Ее Величества возникают воспоминания.

Часть I. Персеполь, 1971 год

Часть II. Париж — Тегеран, 1959 год

Специальная архитектурная школа в Париже. Здесь учится и Фарах Диба.

Как и многие другие иранские студенты, она получает государственную стипен­дию, поэтому приглашена на прием в посольство Ирана во Франции. На прие­ме шах вежлив со всеми, но особенно с юной Фарах: она произвела на него сильное впечатление. Вскоре разносится весть о помолвке шаха и Фарах, затем следует свадьба.

Часть III. Тегеран, 1959–1967 годы

Мохаммед и Фарах наедине. Вот уже семь лет они вместе, и за это время, прове­денное в единомыслии и любви, молодая жена шаха оправдала все ожи­да­ния и обрела популярность у иранского народа.

Шах Мохаммед-Реза решает короновать супругу и предлагает ей стать импера­трицей (шахбану). Фарах принимает предложение и возлагает на себя ответ­ственность служения народу. Все готово к коронации.

Часть IV. Иран, годы

Популярность императрицы Фарах продолжает расти. Красивая, умная, обра­зованная, владеющая несколькими языками, она стала душой народа, настоя­щим примером, достойным подражания. Все время своего правления августей­шая чета находится в центре яркого, радостного, разноликого народного вихря.

Эпилог. 2019 год

Императрица Фарах в задумчивости. Сопровождающие сообщают ей о начале церемонии. Она открывает выставку, перерезая ленту.

248866 (640x437, 124Kb)

Действующие лица:

Шах Шахриар
3еман, его брат, правитель Персии
3обеида, его жена
Золотой раб
Жены Шахриара, альмеи, евнухи, черные рабы, янычары
Действие происходит на Востоке в сказочные времена.



Читайте также: