Бакунин государственность и анархия краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

«В настоящее время серьезное, сильное государство может иметь только одно прочное основание – военную и бюрократическую централизацию. Между монархиею и самою демократическою республикою существует только одно существенное различие: в первой чиновный мир притесняет и грабит народ для вящей пользы привилегированных, имущих классов, а также и своих собственных карманов, во имя монарха; в республике же он будет точно так же теснить и грабить народ для тех же карманов и классов, только уже во имя народной воли. В республике мнимый народ, народ легальный, будто бы представляемый государством, душит и будет душить народ живой и действительный. Но народу отнюдь не будет легче, если палка, которою его будут бить, будет называться палкою народной.

Социальный вопрос, страсть социальной революции овладела ныне французским пролетариатом. Ее нужно или удовлетворить, или обуздать и смирить; но удовлетвориться она может только тогда, когда рушится государственное насилие, этот последний оплот буржуазных интересов. Значит, никакое государство, как бы демократичны ни были его формы, хотя бы самая красная политическая республика, народная только в смысле лжи, известной под именем народного правительства, не в силах дать народу того, что ему надо, т. е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху, потому что всякое государство, даже самое республиканское и самое демократическое, даже мнимо народное государство, задуманное г. Марксом, в сущности своей не представляет ничего иного, как управление массами сверху вниз, посредством интеллигентного и по этому самому привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ.

· Любая власть, воплощённая в системе государственного управления, есть насилие

· Государство ставит своей целью закрепощение народных масс и утверждение господства привилегированной элиты

· Экономическое неравенство и эксплуатация обездоленных слоёв населения (крестьянство и рабочий класс) укоренены в системе государственности

«Всякая эксплуатация народного труда, какими бы политическими формами мнимого народного господства и мнимой народной свободы она позолочена ни была, горька для народа. «

· Государство не может существовать без мощного бюрократического аппарата, на всех уровнях закрепляющей власть меньшинства

· Основа подчинения государству – силовые структуры с одной стороны, угрожающие непосредственной расправой над непокорными, фиктивные идеалы (демократические, националистические, имперские) обеспечивающие идеологический базис и видимость легитимации власти с другой

· Представительные демократии не удовлетворяют провозглашаемым идеалам свободы и народовластия. Свобода есть только вне всякого государства

Анархизм и социальная революция

· Свобода и справедливость достижимы лишь посредством социальной революции

· Невозможность совпадения интересов эксплуатируемых классов и собственников. Собственность – враг социальной революции.

· Революция осуществляется самыми обездоленными слоями населения. Они заключают в себе максимальную потенцию к разрушению ввиду отсутствия собственности

· Революционные цели могут быть достигнуты только всеобщим интернациональным движением

· Анархическая форма социальной организации строится на принципе свободных ассоциаций а не принуждения. Равенство трудовой обязанности

О современных государствах

Два противоположных полюса:

Германия Бисмарка есть максимальная актуализация тенденций централизации и бюрократизации – наиболее жизнеспособная форма государства на текущий момент и единственная возможная в будущем.

· Италия и Испания

Ввиду экономической отсталости и слабого бюрократического аппарата наиболее удовлетворяют условиям социальной революции

О специфике российской государственности и формах социальной организации славян

В XV веке мы встречаем великую и на этот раз победоносную, а также чисто народную революцию чешских гуситов. Оставляя в стороне их религиозный принцип, который, однако, заметим мимоходом, был несравненно ближе к началу человеческого братства и народной свободы, чем принцип католический и последовавший за ним протестантский принцип, – мы обратим внимание на чисто социальный и противогосударственный характер этой революции. Это был бунт славянской общины против немецкого государства.

Славяне могут освободить себя, могут разрушить ненавистное им немецкое государство не тщетными стремлениями подчинить, в свою очередь, немцев своему преобладанию, сделать их рабами своего славянского государства, а только призывом их к общей свободе и к общему человеческому братству на развалинах всех существующих государств. Но государства сами не валятся; их может только повалить всенародная и всеплеменная, интернациональная Социальная Революция.

Так точно и славяне. Они останутся чрезвычайно ничтожны и бедны, пока будут продолжать хлопотать о своем узком, эгоистическом и вместе с тем отвлеченном славянизме, постороннем, а по тому самому противном общечеловеческому вопросу и делу, и завоюют они только тогда как славяне свое законное место в истории и свободном братстве народов, когда проникнутся вместе с другими мировым интересом.

Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека знаем, что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть, для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всею знатною челядью, она – неистощимый источник всех благ, кроме умственных и человечески-нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все– таки еще ничтожной в сравнении с народною массою, – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка-мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был одним из основателей анархизма.

Увлечение идеями классической философии

Здесь он увлекся идеями немецкой классической философии, но, будучи романтиком, идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте интерпретировал в романтическом духе. Он сблизился с Герценом и Белинским, которые, как и он, входили в кружок Станкевича.

Николай Владимирович Станкевич – русский философ, выпускник Московского университета. Он одним из первых организовал в России кружок, где обсуждались философские проблемы, в частности, немецкий идеализм, поскольку Станкевич был увлечен учением этого немецкого философа, хотя до конца так и не стал истинным гегельянцем, в то же время был сторонником гегелевской философии истории.

Бакунин решает уехать в Германию, чтобы глубже изучить немецкую философию и жизнь, но как-то незаметно для себя переходит с философской позиции к политике. У него постепенно меняется круг друзей, в который уже входят лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег, композитор Р. Вагнер, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич, Карл Маркс — будущий идейный и политический противник, а пока уважаемый им человек. Его взгляды постепенно приобретают революционно-демократический характер, появляются первые политические статьи.

С 1843 г. он начинает менять места жительства в связи с тем, что на него начинаются гонения со стороны официальных властей, которые подстрекают царские дипломаты. В России его заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири, таким образом Бакунин окончательно становится политическим эмигрантом и политическим борцом.


Камера Бакунина в Петропавловской крепости

«Ваше императорское величество,

Когда меня везли из Австрии в Россию, зная строгость рус­ских законов, зная Вашу непреоборимую ненависть ко всему, что только похоже на непослушание, не говоря уже о явном бунте против воли Вашего императорского величества, зная также всю тяжесть моих преступлений, которых не имел ни надежды, ни даже намерения утаить или умалить перед судом, я сказал себе, что мне остается только одно — терпеть до конца, и просил у Бога силы для того, чтобы выпить достойно и без подлой слабости горькую чашу, мною же самим уготованную. Я знал, что, лишен­ный дворянства тому назад несколько лет приговором правитель­ствующего сената и указом Вашего императорского величества, я мог быть законно подвержен телесному наказанию, и, ожидая худшего, надеялся только на одну смерть как на скорую избави­тельницу от всех мук и от всех испытаний.

А вот ее окончание:

«Государь! я — преступник великий и не заслуживающий помилования! Я это знаю, я, если бы мне была суждена смертная казнь, я принял бы ее как наказание достойное, принял бы почти с радостью: она избавила бы меня от существования несносного и нестерпимого. Но граф Орлов сказал мне от имени Вашего им­ператорского величества, что смертная казнь не существует в Рос­сии. Молю же Вас, государь, если по законам возможно и если просьба преступника может тронуть сердце Вашего император­ского величества, государь, не велите мне гнить в вечном крепо­стном заключении! Не наказывайте меня за немецкие грехи не­мецким наказанием. Пусть каторжная работа самая тяжкая бу­дет моим жребием, я приму ее с благодарностью, как милость, чем тяжелее работа, тем легче я в ней позабудусь! В уединённом же заключении все помнишь и помнишь без пользы; и мысль и па­мять становятся невыразимым мучением, и живешь долго, жи­вешь против воли и, никогда не умирая, всякий день умираешь в бездействии и в тоске. Нигде не было мне так хорошо, ни в кре­пости Кенигштейн, ни в Австрии, как здесь в Петропавловской крепости, и дай Бог всякому свободному человеку найти такого доброго, такого человеколюбивого начальника, какого я нашел здесь, к своему величайшему счастью! И несмотря на то, если бы мне дали выбрать, мне кажется, что я вечному заключению в крепости предпочел бы не только смерть, но даже телесное нака­зание.

Другая же просьба, государь! Позвольте мне один и в послед­ний раз увидеться и проститься с семейством; если не со всем, то по крайней мере со старым отцом, с матерью и с одною люби­мою сестрою, про которую я даже не знаю, жива ли она (Татьяна Александровна).

Окажите мне сии две величайшие милости, всемилостивейший государь, и я благословлю провидение, освободившее меня из рук немцев, для того чтобы предать меня в отеческие руки Вашего императорского величества.

Потеряв право называть себя верноподданным Вашего импе­раторского величества, подписываюсь oт искреннего сердца

Освобождение


Н. Ге "Портрет Михаила Александровича Бакунина"

Основные положения этого произведения:

  • Отрицание Бога.
  • Человеческий разум признается единствен­ным критерием истины. Почитание человечества должно заменить культ божества.
  • Свобода индивида может быть осуществлена лишь в равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве есть справедливость.
  • Вся политическая и эко­номическая организация в целом не должна, как в наши дни, исходить сверху вниз, от центра к периферии по прин­ципу единства, а снизу вверх, от периферии к центру, по принципу свободного объединения и федерации.
  • Упразднение всякой офи­циальной — охраняемой и оплачиваемой государством — церкви. Абсолютная свобода совести и культуры с неог­раниченным правом для каждого строить храмы своим богам и оплачивать свое духовенство.
  • Абсолютная свобода каждого индиви­да, признание политических прав лишь за теми, кто жи­вет собственным трудом, при условии, что они уважают свободу других.
  • Всеобщее право голоса, безграничная сво­бода печати, пропаганды, слова и собраний (как для част­ных, так и для общественных собраний).
  • Нация должна представлять лишь федерацию провинций, жела­ющих добровольно к ней принадлежать.
  • Отмена права наследова­ния. Фонд общественного воспитания один будет иметь право наследовать, ибо на нем будет лежать обязанность содержания, надзора, воспитания и обучения детей, от их рождения до совершеннолетия.
  • Равенство мужчины и женщины во всех политических и социальных правах.
  • Упразднение легаль­ной семьи, основанной на гражданском праве и имущест­ве.
  • Свободный брак. Дети не принадлежат ни родителям, ни обществу. Верховная опека над детьми, их воспитание и обучение принадлежат обществу.
  • Школа заменит цер­ковь. Ее задача — создать свободного человека.
  • Уничто­жение института тюрем и палача. Уважение к старикам, неспособным к труду, и больным и забота о них.
  • Основное убеж­дение заключается в том, что так как свобода всех наро­дов солидарна, то и отдельные революции в отдельных странах должны тоже быть солидарны; что отныне в Ев­ропе и во всем цивилизованном мире нет больше рево­люции, а существует лишь одна всеобщая революция, точ­но так же как существует лишь единая европейская и мировая реакция.

В это время в поле его зрения появляется фигура С. Нечаева, который убедил Бакунина в том, что в России существует мощная революционная организация.


"Государственность и анархия" М. Бакунина

Главной движущей силой своих идей и главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами.

Итог

Но опыт анархистов XX в. в России, Испании и др. странах показал, что это была дорога, ведущая куда угодно, но только не в царство свободы, справедливости и братства.

1 июля 1876 г. Михаил Александрович Бакунин скончался в Берне. На его похоронах не было ни одного русского.

Государственность и анархия. Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих — книга Михаила Бакунина, один из основополагающих трудов по теории анархизма. Написана в Цюрихе в 1873 году.

Содержание

Примечания

Ссылки

  • Книги по алфавиту
  • Философские сочинения
  • Анархизм
  • Русские философские произведения
  • Сочинения по политической философии
  • Михаил Бакунин

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственность и анархия" в других словарях:

АНАРХИЯ — (греч. anarchia безвластие) понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм общественно политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от… … Новейший философский словарь

АНАРХИЯ — (греч. anarchia безвластие) понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм общественно политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от… … Социология: Энциклопедия

АНАРХИЗМ — (от греч. anarchia безвластие, безначалие) учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в… … Философская энциклопедия

Бакунин, Михаил Александрович — род. в 1814 г., ум. 19 го июня (2 го июля) 1876 г. Сын губернского предводителя дворянства Тверской губернии, Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой, М. А. Бакунин принадлежал к старинному дворянскому… … Большая биографическая энциклопедия

Бакунин Михаил Александрович — (1814 1876), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В 30 х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник революции 1848 49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими… … Энциклопедический словарь

Анархо-коллективизм — Михаил Бакунин выступает на Базельском конгрессе Первого Интернационала 1869 года … Википедия

АНАРХИЗМ — [от греч. ἀναρχία безначалие, безвластие], одно из радикальных течений политической мысли, главной идеей к рого является безгос. устройство об ва. А. отрицает всякий авторитет, предполагает уничтожение гос ва, а также различных форм… … Православная энциклопедия

Анархизм — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия

Анархизм — (от греч. anarchía безвластие) мелкобуржуазное общественно политическое течение, враждебное пролетарскому научному социализму. Основная идея А. состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы… … Большая советская энциклопедия

Составленный К. Марксом конспект представляет собой своеобразное критическое и полемическое произведение, в котором выявление точки зрения главного в то время противника марксизма, идеолога анархизма Бакунина, сочетается с глубокой критикой анархистских доктрин и развитием в противовес им важнейших положений научного коммунизма: о государстве, диктатуре пролетариата и союзе рабочего класса с крестьянством; эти положения сформулированы Марксом в ряде авторских вставок в рукописи конспекта. Маркс работал над этим конспектом вскоре после выхода в свет книги Бакунина, которая была издана в Женеве в 1873 г. и воспринята бакунистскимя кругами как программное произведение.

Читайте также: