Аттестация тьютора на первую категорию в доу по фгос

Обновлено: 08.07.2024

Педагогика — отрасль динамичная. Нельзя выучиться профессии раз и навсегда. Учитель должен постоянно доказывать свою пригодность. Выясним, как подтвердить соответствие занимаемой должности педагогических работников и что для этого нужно.

Законодательная база

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

Цели мероприятия

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Порядок прохождения

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Образец приказа


Шаблон аттестационного листа


Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):

  • удостоверение личности;
  • документы о профессиональном образовании;
  • сведения о предыдущих оценках;
  • все, что может подтвердить его педагогические достижения.

К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.

Особая подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности не нужна. У преподавателя есть месяц на то, чтобы донести недостающие документы. Больше от него ничего не требуется — это не экзамен, а лишь изучение документов.

Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.

Результаты, полученные путем открытого голосования членов комиссии, заносят в протокол. Выписки из него секретарь готовит в течение двух дней. Еще три дня есть на ознакомление с этим документом аттестованного.

Кому можно не проходить аттестацию

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.

Мне присвоена 1 квалификационная категория учителя. Перешла на должность тьютора. В бухгалтерии утверждают, что категория на новую должность не распространяется. Правы ли они?

Ответы на вопрос:

В соответствии с Порядком аттестации квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается по должности, по которой он прошел аттестацию.

В случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока ее действия может быть учтена только при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров..

На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

1. Можно ли подать заявление на аттестацию, а через месяц, после выполнения аттестационного задания, подать документы?

Нет. Заявление и документы подаются одновременно. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

2. Рассылаются ли приказы о решении аттестационной комиссии?

Педагогическим работникам, которым отказано в установлении квалификационной категории, направляется на электронную почту, указанную в заявлении, выписка из протокола о решении аттестационной комиссии.

3. Где можно подать заявление на прохождение процедуры аттестации?

4. Продляется ли срок действия квалификационной категории?

Нет. В соответствии с пунктом 24 Порядком проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) действие квалификационной категории продлению не подлежит.

В соответствии с пунктом 30 Порядка проведения аттестации (Приказ Минобнауки РФ от 07.04.2014 № 276) заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

6. В каких случая педагогическому работнику может быть отказано в принятии заявления на установление квалификационной категории, а в каких нет?

В соответствии с Порядком проведения аттестации может быть отказано в прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории по следующим основания:

если педагогический работник обращается за установление высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории;

если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории;

если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установленной квалификационной категории по той же должности;

если обратившийся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Не может быть отказано в прохождении аттестации педагогического работника по причине:

несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;

истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;

прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе, если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;

нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);

незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.

7. На какой адрес направлять апелляционную жалобу, в какой форме оформляется жалоба?

В целях обеспечения права на объективное оценивание, получив выписку из протокола с результатами прохождения аттестации и ознакомившись с нею, аттестуемый вправе, в случае нарушения порядка проведения аттестации или в случае несогласия с результатами квалификационных испытаний, подать апелляционную жалобу. Жалоба оформляется в свободной форме (или по форме указанной в методических рекомендациях) на имя председателя аттестационной комиссии с указанием конкретных фактов нарушения или причин несогласия с результатами аттестации (Приложение 5). Повторная экспертиза назначается по ранее предоставленному пакету документов.

8. Возникли трудности в подаче и заявления?

9. Какие должности подлежат аттестации на установление квалификационной категории (первой/высшей)?

Порядок аттестации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 № 276) применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
8 августа 2013 г. N 678:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск, 2015

Концептуальные положения программы

Основные принципы Программы

Этапы и сроки реализации

Формы и методы работы

Организационные основы готовности педагога к успешному прохождению аттестации

Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы

Механизм реализации программы

Наименование Программы

Основания для разработки Программы

Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014г. N276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013г. № 544н

Исполнитель программы

Целевая группа

Педагоги, готовящиеся к процедуре прохождения аттестации:

на 1 квалификационную категорию;

на высшую квалификационную категорию.

Составители программы

Старший воспитатель С.В.Тихончик

Цель Программы

Обеспечение готовности педагога к успешному прохождению аттестации с учетом требований новых образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога

Задачи Программы

Создание системы тьюторской поддержки педагогов;

Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

Оценка качества личностно-профессионального развития педагогов;

Повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

Учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

Создание индивидуальных образовательных маршрутов и программ профессионального саморазвития педагогов;

Создание условий для психолого – педагогического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагога;

Ожидаемые конечные результаты

Наличие системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов;

Оказание тьюторского сопровождения аттестуемых педагогов в подготовке отчета по самообследованию;

Профессиональный рост целевой группы педагогов, готовящиеся к процедуре прохождения аттестации;

Успешное прохождение аттестации;

Методические рекомендации по данному направлению деятельности:

Создание банка диагностических материалов по профессиональному развитию педагогов;

Наличие анкет, тестов по изучению профессионального и личностного развития педагогов.

Пояснительная записка

В условиях стремительной модернизации образования педагог оказался основным участником экспериментов, проводимых в системе образования, ее главным ресурсом. Чтобы на качественно новом уровне решать поставленные задачи, педагогу необходимо осваивать новые компетенции, выходить на новый уровень профессионально-личностного развития.

В связи с вышесказанным, необходимо создать условия для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие. Управлять процессом развития всегда сложно. Поэтому возникает необходимость тьюторского сопровождения педагога дошкольной образовательной организации, обеспечивающего его профессиональное развитие, особенно это ценно в межаттестационный период. Тьюторская поддержка педагогов, направлена на развитие их индивидуального стиля педагогической деятельности и повышение методической, психологической, исследовательской, технологической культуры.

В процессе подготовки к аттестации педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

- с проблемами самооценки, самоанализа собственного профессионального опыта;

- с проблемами затруднений в составлении текста самоотчета (непонятно содержание, неясны критерии, набор аргументов и т.д.);

- с проблемами выбора профессиональной задачи;

- с проблемами контекстного расширения задачи;

- с проблемами переноса полученного опыта в конкретное описание результатов;

- с проблемами диссеминации собственного профессионального опыта;

- с проблемами представления своего инновационного опыта в ходе профессиональных конкурсов, смотров и фестивалей и др.

Организовать деятельность в межаттестационный период, проконтролировать, оказать помощь – вот основные функции тьютора.

Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в образовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от педагога требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии.

Обеспечение готовности педагога к успешному прохождению аттестации с учетом требований новых образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога

Создание системы тьюторской поддержки педагогов;

Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

Оценка качества личностно-профессионального развития педагогов;

Повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

Учет требований ФГОС ДО к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава дошкольной образовательной организации;

Создание индивидуальных образовательных маршрутов и программ профессионального саморазвития педагогов;

Создание условий для психолого – педагогического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагога.

Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением аттестуемого в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания возможностей использования собственных ресурсов и ресурсов дошкольной образовательного организации для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого педагога, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Обеспечение самостоятельного выбора педагога вариантов самообразования, курсов ПК, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального образовательного маршрута

Главное средство

Тьюторское сопровождение педагога в межаттестационный период, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности педагога и поля возможностей ее достижения

Читайте также: