Представители русской мифологической школы

Обновлено: 05.07.2024

МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА РУ́ССКАЯ — одно из ведущих напр. в рус. фольклористике 19 в. Возникла и сформировалась на осн. творч. переработки идей и методов мифол. школы европ., под влиянием трудов бр. Гримм, А. Куна, М. Мюллера и др., получила самостоят. развитие в 1860—80-е гг. Виднейшими представителями М. Ш. Р. были Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Мюллер, взгляды М. Ш. Р. в разное время разделяли И. А. Худяков, М. Г. Прыжов, П. Н. Рыбников, молодой А. Н. Пыпин, А. А. Потебня. При всем разнообразии взглядов этих ученых М. Ш. Р. характеризовалась общими концепциями нар. словесности, пониманием мифологии как средоточия нар. миросозерцания и начал нар. этики. Мифология — в ее единстве с языком, нар. словесностью — была выражением "нар. духа". Задачу науки ученые-мифологи видели не только в восстановлении др. рус. (и славянской) мифологии в целом и в отд. ее слагаемых, но и в интерпретации произв. нар. словесности — сказок, легенд, эпоса, загадок, пословиц и др. через выявление генетических, мировоззренческих и худож. связей с мифологич. основами. Аналогичной интерпретации подвергалась также обл. нар. быта. Проблема народности стояла для М. Ш. Р. на первом плане и осмыслялась не только как ист., но и как вполне актуальная для совр. России. С т. зр. истории фольклора первостеп. значение имело исслед. процесса выделения из мифологич. целого собственно нар. поэзии и этапов ее дальн. развития. Эти вопросы разрабатывались в шир. сравнит. плане, благодаря чему устанавливалась принципиальная общность мифол. и фольклора русских (славян) и др. народов Европы и Азии. Ученые М. Ш. Р. допускали в своих трудах немало натяжек, предлагали ошиб. толкования, преувеличивали роль мифологич. влияний на позднюю поэзию, но в целом М. Ш. Р. сыграла исключит. плодотворную роль в отечеств. науке, открыв мифологию как важнейшее явление культуры, показав ее значение в истории цивилизации, идеологич., нравств., худож. развитии человечества.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Смотреть что такое "Мифологическая школа русская" в других словарях:

РУССКАЯ БИБЛЕИСТИКА — изучение Свящ. ПИСАНИЯ библеистами Рус. Правосл. Церкви, а также внецерковными рус. и советскими историками. 1. Зарождение православной Р.б. связано с первыми опытами создания церковно–славянских *рецензий (свт.*Алексий (Бяконт) Московский, 14… … Библиологический словарь

Русская мифология — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия

Фольклористика — Три богатыря, одни из самых известных былинных персонажей на картине В. М. Васнецова Фольклористика наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на ст … Википедия

АПОЛОГЕТИКА — [греч. ἀπολογία защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого либо; ἀπολογέομαι защищаться, оправдываться, приводить, говорить что либо в свою защиту], в общем смысле это любая защита христианства от обвинений и … Православная энциклопедия

Литературоведение — наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. Предмет и дисциплины литературоведения. Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.:… … Большая советская энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Никита Кожемяка — Никита Кожемяка герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту … Википедия

Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk lore означает: народная мудрость,… … Литературная энциклопедия

Сюжеты бродячие — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Сюжет (см.) данного произведения,… … Литературная энциклопедия

Бродячий сюжет — Бродячие сюжеты устойчивые комплексы сюжетно фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего… … Википедия

Мифологическая школа – начало оформления отечественной фольклористики как специальной области гуманитарных наук.

МИФОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в фольклористике и литературоведении, сложилась у немецких романтиков в 1-й трети 19 в. (Ф. В. Шеллинг, бр. А. и Ф. Шлегель, бр. В. и Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула проблему народности искусства, заложила основы сравнительно-исторического изучения мифологии, фольклора и литературы.

3. утверждение народной языческой религии в качестве важнейшей основы национальной культуры;

Главная задача фольклористов – восстановление, реконструкция когда-то цельного мировоззрения, воплощенного в мифологии.

(представление о мифологии как бессознательном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание.)

Идеи мифологической школы в середине 19 в. разделяли А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Германии, М. Мюллерв Англии, А. де Губернатис в Италии, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев в России. Отталкиваясь от идей Я. Гримма, эти ученые развивали собственные теории, которые подчас были далеки от идей основоположников школы.

Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе как результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого с течением времени развились все жанры фольклора

Мифологическая школа в России

В процессе литературно-общественной борьбы 40 г. Сложилась и русская мифологическая школа, формально связанная в своем развитии с западноевропейской школой, но в сущности представляет собой вполне самостоятельную ветвь общеевропейской филологической науки.

Мифологические исследования сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы.

Определенная специфика в развитии мифологической школы в России была обусловлена тем, что наука практически не располагает аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников.

Основоположником мифологической школы в России был Ф. И. Буслаев, который в 1850-х гг. выступил как талантливый последователь Я. Гримма. Впрочем, Буслаев критически относился к преувеличениям, которые допускали такие мифологи, как В. Шварц или А. Н. Афанасьев, а в 1860-1870-х гг. он все больше склоняется к теории заимствования.

5. детерминированность народного сознания мифологией, развившимися и сохранившимися формами первобытного мышления является основой народного мировоззрения, определяет его национальное своеобразие и самобытность.

6. задача исследователя – раскрыть, как возникали в жизни народа законы, обычаи, образы, национальная мифология, реконструировать древнюю мифологическую систему на основе сравнительно-исторического метода изучения,базирующегосяна понимании органической связи языка, народной поэзии и народной мифологии, учитывающего коллективную природу народного творчества.

Вклад Ф.И. Буслаева в изучение русского эпоса. Понимание эпического творчества как поэтического выражения мифологии и основы фольклора, суть которой остается неизменной.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Читайте также: