Асык терапия в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Почти в каждой казахской семье хранится заветный мешочек с асыками, который передается от старших к младшим. Бойкая и мудрая национальная игра, у которой много почитателей, развивает точность и ловкость, зоркость и тактическое мышление. Впервые на асыки как на развивающую методику для дошкольных учреждений взглянула Фарида Омарбекова, заведующая ясли-садом № 51 Жетысуского района Алматы. Ее новаторский подход, в котором выразилась вся многовековая мудрость национальной игры, получил название асык-терапии.

Основные движения: ходьба по скамейке с выполнением задания: расходиться вдвоем на скамейке, начиная идти с двух сторон; ползание по наклонной доске вверх и вниз на ладонях и коленях; метание вдаль правой и левой рукой мелких предметов (асыки).

Цель: учить сохранять устойчивое равновесие на повышенной опоре, расходиться вдвоем на скамейке, начиная идти с двух сторон; закреплять умение держаться за края наклонной доски (4 пальца внизу, большой сверху, сохранять спину ровной, смотреть вперед; упражнять в метании вдаль одной рукой асыков, развивать силу броска; развивать кругозор детей через знакомство с элементами казахского народного быта, с играми; воспитывать толерантность.

Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение быстро находить свое место.

Билингвальный компонент: сиырлы домбра - волшебный маленький мешочек, асытармен ойнаймыз - играем с асыками, тез ал, тез ктер - быстро возьми, быстро подними, асыты айналып жру - ходьба вокруг асыков, асыты айналып жгіру - бег вокруг асыков, алыска латыр - брось дальше, асытарды артынын жгіру - бегите за асыками, орындарынды ауыстырындар - поменяйтесь местами, орындытын стімен жру - ходьба по скамейке.

Этапы деятельности Управленческие действия педагога Деятельность детей

Билингвальный компонент: волшебный мешочек – сиырлы дорба. Берут из дорбы асыки. Рассматривают свои асыки.

Выполнение общеразвивающих упражнений с асыками. Обращает внимание на сохранение осанки, не ронять асыки.

Ходьба по скамейке с выполнением задания: расходиться вдвоем на скамейке, начиная идти с двух сторон. Сохранение равновесия обоих детей при расхождении посередине скамейки.

Выполняют упражнения с асыками. Стараются выполнять их правильно, синхронно, не уронить мелкий предмет. Выполняют указания педагога.

Выполняет метание асыков вдаль правой и левой рукой. Принимает правильное исходное положени при метании вдаль правой рукой, затем левой. Энергично выпрямляют согнутую в локте руку, стараются метать вперед – вверх – вдаль. Бросок выполняют поочередно шеренгами. По сигналу бегут за асыками, обходят зал слева – справа, становятся сзади первой шеренги.

Выполняют ползание по наклонной доске вверх и вниз на ладонях и коленях.

Выполняют по подгуппам. Становятся в колонну возле наклонной доски. Ползают по наклонным доскам на ладонях и коленях друг за другом. Сначала ползают снизу вврех (слева напрво, второй раз сверху вниз (справа налево). Выполняют движения четыре раза (два раза снизу вверх, два раза сверху вниз). По сигналу педагога меняются местами с другой подгруппой.

Выполняют упражнение в равновесии – ходьбу по скамейке с выполнением задания. Каждый из подгруппы детей выбирает себе пару для выполнения задания. Каждый из подгруппы детей выбирает себе пару для выполнения задания. Становятся около скамейки напротив друг друга. Одновременной начинают движение, на середине скамейки расходятся и меняются местами. Затем выполняют движение следующая пара. Стараются сохранять равновесие. По сигналу педагога команды меняются заданиями.

Воспроизводят: исходное положение при метании одной рукой предметов в даль, ролевые действия в игре, ползание по доске, ходьба по скамейке.

Понимают: назначение асыков, как выполнять движения по подгруппам, делать энергетический замах при метании, необходимость согласовывать действия в паре при расхождении на скамейке.

Применяют: навыки ползания по ограниченной поверхности, метания вдаль мелких предметов, умение сохранять равновесие при выполнении ходьбы по скамейке, ориентироваться в пространстве, ходьбы, бега по кругу.

Конспект занятия НОД по физической культуре с элементами игрового стретчинга в средней возрастной группе от 4 до 5 лет Цель: Совершенствование умений и навыков с помощью физических упражнений. Задачи: —учить ползанию с проталкиванием мяча перед собой; —.

Статья

Применение асыков в дидактических играх

Во времена, когда не было такого обилия игрушек и гаджетов,

дети были искренне рады бараньему мослу – асыку.

Они придумали огромное количество игр с асыками,

ввели кодекс чести и даже бизнесменили на них.

С началом весны на первых сухих прогалинах начинались серьезные битвы.

Детство было там, где были асыки.

«Асык – это большое народное воспитание…

Игра в асык, … — воспитывают сноровку,

ловкость, увертливость, меткость, быстроту,

упорство и прочие … качества,

необходимые … как воздух.

Бауыржан Момышулы

В древности жизнь кочевых казахов была связана, в первую очередь, с животноводством. И, конечно, множество народных игр было связанно именно с животными, игры в асыки были широко распространены как среди детей, так и среди взрослых. Существует множество игр с асыками.

На современном этапе в детских садах все больше начинают использование асыков в различных видах деятельности. Через использование асыков в жизни детского сада у детей формируется уважение к историко-культурному наследию казахского народа, а также повышения интереса детей к знанию казахских национальных игр, приучающих к ловкости и меткости.

Игры с асыками способствуют развитию: мелкой моторики; координации; пространственного мышления; сенсорных ощущений; творческого воображения; внимания; памяти; фантазии. Используя асыки, можно изучать с детьми цвета; размеры; числа, счет; буквы и т.д.

При использовании асыков для знакомства младших дошкольников асыки подбираются по размеру, по цвету (окрашенные в основные цвета радуги), надетые на проволоку, шнурочки: в средних группах уже применяются асыки в технологии Круги Луллия; в старших, подготовительных группах окрышенные в красные, синии цвета асыки используются в обучении грамоте, математики.

П одобные игры способствуют развитию когнитивных и физических навыков, р азвивают восприятие, внимание, мышление, конструктивные умения, смекалку.

Цель : Развивать пространственные представления, мелкую моторику, координацию движений; закрепить знания цветов ; закреплять счётные навыки.

Для детей 2-3лет: Воспитатель предлагает детям разложить асыки в лунки-ячейки по цветам такого же цвета как асык, разложить асыки в лунки-ячейки не такого цвета как асык.

Для детей 3-5лет: Закинуть асык в лунку-ячейку такого же цвета как асык

Для детей 5-6лет:

Задание 1: Заполнить асыками такое же количество

Задание 2: Найти цифру такого же цвета как предложенные асыки и разложить по рядам в лунки столько асыков сколько означает эта цифра. Например, - цифра два синего цвета, значит ребенок выкладывает два синих асыка.

Задание 3: такое же на убывание.


Самомассаж кистей и пальцев рук в таком накопители способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Усложнение : В накопитель с асыками прячется игрушка животного или какой другой предмет и предлагается ребенку его найти ,достать и назвать.

аквариум

корпе1
корпе2


корпе3
корпе4

Для игры потребуется большое картонное поле, на которое игроки по очереди выкладывают фишки-асыки, юрточки (крышки) выбранного цвета. Игра заканчивается, когда все клеточки на поле заняты. Затем подсчитывается количество собранных линий по 3 клеточки каждым игроком и определяется победитель.

крестики

З адачки на счёт

Это хорошее наглядное пособие для знакомства ребенка с математическими действиями на сложение и вычитание.

1 вариант: Перед ребенком лежат перемешанные карточки изображением вниз и к ө рж ы н с асыками. Он берет любую карточку и приступает к выполнению обозначенных на ней математических действий. Для этого надо выложить указанное количество асыков и поставить между ними соответствующий знак. Затем, если это действие на сложение, то подсчитывается общее число асыков и после знака равенства выкладывается получившаяся сумма новыми асыками из к ө рж ы на.

ca7fda3c-3f0d-4b55-8263-4cd2a8f59e6f

2 вариант: Перед ребенком выкладывантся из асыков задание ,ребенок выкладывает самостоятельно асыками решение и находит соответствующую цифру на карточке,обводит ее.

асыки счет

Цель: Дети тренируют мелкую моторику и готовят руку к письму.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть асыки, предложенный рисунок для выкладывания, затем сам выкладывает рисунки на заготовках, а потом просим ребенка повторить рисунок или выложить что-то свое. Старшие дети выкладывают самостоятельно без показа воспитателя. Для выкладывания ребенку предлагаются неокрашенные и окрашенные в разные цвета асыки.

выкладывание

Цель: Формировать умение различать цвета, размер, развивать зрительное, цветовое и пространственное восприятие; закрепить умения сравнивать, закреплять знание положения асыка; развивать мелкую моторику; логическое мышление; воображение; тактильные ощущения.

f33336db-2021-4edf-8627-222a68cd7d7c
ddd97f8b-aab7-4fd4-8545-f2994962e9be

Цель: Улучшить мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, пространственные представления. Снизить утомляемость. Повысить способность к произвольному контролю. Способствует профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы). Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире. Развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.

В результате применения этих упражнений, ребёнок сможет дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.

Предлагается постараться выполнять рисунок асыками по карточкам одновременно заполняя одинаковые карточки двумя руками.



Используя асыки, не забывайте учить детей соблюдать несложные правила безопасности.

Памятка для детей:

- не использовать асыки для игр со сколами, трещинами , чтобы случайно не пораниться;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила воспитатель Рубцова Елена Николаевна

hello_html_68763393.jpg

Национальная игра Асык Тарту.

Группа п редшкольной подготовки

Образовательная:

Формировать у учащихся представление об игре.

Развивающая:

1. Развивать ловкость, глазомер, координацию

2. Развивать меткость, скорость, смекалку.

Воспитательная:

Прививать интерес к игре.

воспитывать любовь и уважение к национальным играм казахов.

Оборудование: асыки, иллюстрации, рисунки.

1.Организационный момент.

2.Вводная беседа.

3.Объяснение правила игры.

5.Физминутка. 1стр.

6.Подведение итогов урока. Награждение .

7.Организованное окончание урока.

1. Организационный этап.

Здравствуйте, дети! Вы готовы поиграть? Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует?

2. Вводная беседа.

Ребята, наверно слышали вы много о национальных играх. Сегодня вы узнаете одну из национальных игр казахов.

Асык ату- казахская национальная игра из категории интеллектуальных. В игре нужна ловкость, глазомер, координация, меткость, скорость, смекалка, тактическое и логическое мышление.

Асык ату (альчики, маслы, бабки) – одна из древнейших игр кочевников, хотя в нее играли и оседлые народы. Основной атрибут – кости задних ног парнокопытных, чаще мелкого рогатого скота (овцы, козы), КРС, расположенные в районе коленных суставов.

Байге спортивная национальная игра, в современном мире аналогом можно назвать скачки.

Кокпар – в основе игры лежит борьба за тушу козленка.

Объяснение правила игра.

Главная задача метко и быстро бросать асыки, при этом просчитать варианты на несколько шагов вперед.

Каждой команде нужно узнать свое название.

На доске иллюстрации: небо, радуга, солнце, река, земля.

Загадка для первой команды:

Раскинулся золотой мост

На семь сел, на семь верст. (радуга)

Загадка для второй команды:

В нее льется Иртыш, из нее льется, 3стр.

Сама по земле плетется. (река)

Вопросы для первой команды:

Основное переходное жилье казахов – кочевников? (юрта)

Любимое национальное горячее блюдо казахов? (бесшбармак).

Самые вкусные, круглые, жареные колобки? (баурсак)

Какая река, расположена в нашей местности? (Иртыш).

Столица нашей Республики?

Назовите президента Республики Казахстана.

Назовите улицу нашей школы?

Кто такой батыр? (богатырь)

Перечисли национальные игры казахов.

10. Перечисли, национальные блюда казахов (коспа,

баурсак, бесшбармак, курт).

Вопросы для второй команды:

Как называется наша Родина?

Южная столица нашей Республики?

Кто, такой президент? (глава государства)

Перечислите национальные инструменты (домбра, кобыз, сырнай).

Назовите озеро нашей местности.

Назовите достопримечательности города Астаны (Байтерек, музей президента РК, Хан шатыр, Аллея поющих фонтанов, Ак–Орда и т.д.)

Первый президент РК.

Перечислите национальный напиток казахов (кумыс, айран, сорпа, шубат).

В каком городе вы живете?

10. Перечислите национальные игры казахов).

(байге, асык, тогыз кумалак, кокпар)

От каждой команды по 5 человек. По очереди каждый игрок бросает асыки. Кто играет по правилам и выполняет условия игры, та команда и победила.

Читайте также: