Астма школы создаются с целью

Обновлено: 30.06.2024


Врачу, во время осуществления приема больного с бронхиальной астмой довольно трудно подать всю необходимую информацию о заболевании и особенностях его лечения. Ограниченные временными рамками специалисты лишь в общих чертах описывают необходимые для больного мероприятия и ограничения. Именно поэтому астма-школа является достаточно важной формой коллективного образования для пациентов с бронхиальной астмой. Именно здесь астматики имеют возможность научиться эффективно справляться с приступами патологии, а также предотвращать их появление.

Что такое астма-школа?

Школа для больных бронхиальной астмой, а в случае ведения маленьких пациентов и их родителей, представляет собой специализированные образовательные курсы. Программа этих курсов преподается в виде лекций и семинаров, в ходе которых их участникам разъясняется механизм появления и правильного контроля болезни. При этом слушатели курсов обязательно принимают активное участие в образовательном процессе, делясь своим личным опытом, решая ситуационные задачи в ходе ролевых игр.

В большинстве случаев такие астма-школы организовываются в специализированных пульмонологических центрах или иных медицинских учреждениях. В ходе каждого занятия слушатели курса могут задавать интересующие их вопросы и расширять имеющиеся знания. Обычно обучение в астма-школе длится 5-10 занятий по 1-1,5 часа каждый.

Кто может посещать занятия?

Проходить обучение в школе астмы могут больные любой возрастной группы, у которых наблюдается бронхиальная астма, ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Также занятия в астма-школе могут посещать родственники астматика, независимо от возраста больного.

Астма-школа

Занятия в астма-школе могут посещать любые возрастные группы

Обычно занятия проводятся по группам, в каждой из которых находится по 7-12 человек. Большее количество людей в одну группу не набирают для обеспечения возможности качественного донесения материала и возможности пообщаться со слушателями курса. Чаще всего группы распределяются по возрастному критерию, поскольку такая градация обеспечивает более высокую эффективность занятий.

Для детей астматиков также в астма-школе проводятся отдельные занятия, на которых они присутствуют с родителями и вместе обучаются методам самоконтроля патологии.

Основные цели и задачи астма-школы

Каждое из занятий, проводимых для больных бронхиальной астмой в специальной астма-школе, нацелено на расширение знаний пациента о патологии, и методах борьбы с ней. При этом основными целями обучения являются:

  1. Ознакомление астматиков с принципами и методами проведения самооценки и самоконтроля состояния в домашних условиях. Обучение принципам правильного ведения дневника пациента с бронхиальной астмой.
  2. Обучение правильному и своевременному оказанию доврачебной помощи и самопомощи при возникновении симптомов патологии.
  3. Подробное изучение механизма возникновения болезни, а также факторов, провоцирующих симптомы и усугубляющих течение астмы. Определение возможных рисков развития осложнений патологии.
  4. Прививание пациентам с бронхиальной астмой принципов здорового питания, а также особенностей приема пищи при наличии данного заболевания. Важным моментом является разъяснение астматикам причин запрета отдельных продуктов питания и механизмов их негативного воздействия на организм больного.
  5. Убедить в необходимости бросить курение. При этом пациенты должны учитывать, что колоссальный вред их организму наносит не только активный процесс курения, но и статус пассивного курильщика. Причина этого состоит не только во вдыхании табачного дыма, но и в том, что опасные частицы смол и металлов, высвобождающиеся при сгорании табака, легко оседают на одежде и теле не только самого курильщика, но и окружающих его людей.
  6. Обучение принципам правильного использования пикфлоуметра и самостоятельной оценки и контроля получаемых в ходе исследования результатов.

Главной целью всех занятий в школе астмы является формирование у пациентов стойкого убеждения в необходимости использования любых путей и возможностей к выздоровлению.

Для правильного и точного соблюдения всех рекомендаций врача больной должен знать, что результат терапии во многом зависит именно от его стараний и уверенности в положительном итоге лечения.

Задачами школы астмы являются:

  • Предупреждение прогрессирования заболевания;
  • Профилактика обострений и развития осложнений на фоне астмы или ХОБЛ;
  • Обучение методам здорового образа жизни и самоконтроля состояния, для обеспечения полноценной жизнедеятельности пациента и укрепления его общего здоровья. Это позволит не только предупредить развитие сопутствующих патологий, но и существенно снизит риски возникновения инвалидности и смертности среди больных бронхиальной астмой;
  • Информирование слушателей курсов школы астмы о необходимости регулярного контроля состояния здоровья;
  • Качественное повышение медицинских знаний о пульмонологии;
  • Определение потенциала полного избавления от проявлений бронхиальной астмы, а также его использование для улучшения качества и продолжительности жизни больного.

В результате уроков в школе астмы больной должен ознакомиться со строением дыхательной системы и принципами ее работы в здоровом состоянии и при астме. Астматику необходимо усвоить принципы обеспечения гипоаллергенного режима в условиях дома и мест наиболее частого пребывания. Также пациент должен научиться принципам самодиагностики, методам контроля болезни и безопасной корректировке лекарственной терапии.

Методика организации занятий

В школе бронхиальной астмы занятия носят тематический характер. Каждый последующий урок рассматривает новую тему, постепенно углубляясь от общих сведений о болезни, к методам ее эффективного и безопасного лечения и контроля.

Для обеспечения хорошего усвоения рассматриваемого теоретического материала, каждое занятие условно подразделяется на несколько последовательных частей:

  1. Изложение теоретических основ. Все медицинские данные и факты при этом преподносятся на простом и доступном языке с использованием наглядных рисунков-схем.
  2. Опросная и семинарная часть, в которой слушатели курса отвечают на поставленные врачом вопросы и делятся собственным опытом.
  3. Практическая часть. Предполагает развязывание ситуационных примеров и задач, а также использование необходимых приспособлений, о которых шла речь в теоретической части.

По окончании очередного урока слушатели курса могут задать интересующие их вопросы.

Программы и темы обучения

Поскольку школа бронхиальной астмы не является обязательным медицинским или образовательным учреждением, то четкой и урегулированной на государственном уровне учебной программы в нем нет. В большинстве случаев, разработкой образовательного плана, схем и тематики занятий в школе бронхиальной астмы, занимается отдельный ответственный врач или группа специалистов.

Основными тематиками, которые охватывает курс обучения в астма-школе являются:

  • Характеристика заболевания и способов его проявления;
  • Рассмотрение методов и средств для контроля состояния больного;
  • Изучение способов управления астмой с помощью лекарственных препаратов различных форм выпуска. Также здесь могут рассматриваться и принципы использования вспомогательных приспособлений, таких как ингаляторы и спейсеры;
  • Методы проведения эффективной и безопасной лечебной физкультуры;
  • Способы лечения и профилактики простудных заболеваний, как одних из провокаторов обострения астмы;
  • Правила питания и закаливания астматиков.

В большинстве случаев темы занятий в астма-школе излагаются в такой последовательности:

  1. Определение бронхиальной астмы и симптомов ее проявления. Изучение строения бронхов. Рассмотрение причин развития астмы и последствий аллергического воспаления тканей в бронхах.
  2. Взаимосвязь аллергии и астмы. Причины и механизм появления аллергических реакций. Методы предупреждения аллергии и астмы. Основы и важность проведения аллерготестирования, а также особенности различных диагностических методов.
  3. Способы самоконтроля аллергии и астмы с помощью пикфлоуметра. Подробное рассмотрение устройства пикфлоуметра, принципа его работы, методики использования и оценки полученных результатов. Способ определения индивидуальных норм в показателях прибора. Ведение дневника пикфлоуметрии и прогноз течения астмы на основании полученных данных.
  4. Определение понятия триггеров астмы. Влияние вирусных инфекций и отдельных внешних раздражителей на тяжесть состояния больного. Рассмотрение возможностей проведения физических нагрузок для больного бронхиальной астмой. Изучение особенностей постановки диагноза и принципов подбора лечения. Важность предотвращения эмоционального и физического перенапряжения.
  5. Виды ингаляторов, предназначенных для купирования симптомов астмы, принципы их подбора и правильного применения. Гормональные и противовоспалительные лекарственные средства для лечения астмы. Необходимость и способы безопасного использования стероидов и глюкокортикостероидов при терапии бронхиальной астмы.
  6. Профилактические мероприятия и методы эффективного и безопасного лечения простудных заболеваний, а также вирусных инфекций при астме.
  7. Понятие ночной астмы и методы профилактики возникновения приступов, в ходе которой необходимо максимально очистить помещение для отдыха от потенциальных аллергенов.
  8. Профилактика пищевой аллергии.
  9. Эффективные методы лечебной физкультуры и физиотерапии при терапии бронхиальной астмы.
  10. Признаки затяжного обострения астмы. Симптомы недостаточного контроля патологии. Профилактика приступов удушья и методы экстренной помощи при особо тяжелых случаях проявления болезни.

Астма-школа

Занятия в астма-школе

При составлении таких учебных планов обязательно учитываются наиболее современные знания о патологии и методах ее устранения.

Критерии оценки эффективности занятий

По окончанию школы астмы больной становится не только пациентом, но активным участником терапевтического процесса и полноценным партнером лечащего врача в вопросах собственного выздоровления.

Астма-школы создаются с целью обучения больного бронхиальной астмой навыкам самоконтроля за состоянием, самопомощи в период приступов удушья и профилактики обострений.

Астма-школа организуется на базе астма-центра, аллергологического или пульмонологического кабинета или стационара.

Кроме обучения в астма-школах осуществляется лечебный процесс, наблюдение за течением астмы.

Возникающий при этом союз врача и больного позволяет сделать терапию максимально гибкой и динамичной при активном медицински грамотном участии больного в собственном лечении.

В программу лечения входят индивидуальные и групповые занятия. На групповых занятиях больные получают доступную информацию о сущности бронхиальной астмы, аллергии, о принципах диагностики и лечения.

В программу этих занятий входят лекции и беседы на темы:

1. Понятие о бронхиальной астме, анатомия и физиология дыхательных путей.
2. Лекарственная терапия бронхиальной астмы.
3. Роль кортикостероидов в лечении бронхиальной астмы.
4. Обострение бронхиальной астмы. Ночная астма.
5. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы.

На индивидуальных занятиях:

1) конкретизируются особенности заболевания применительно к каждому больному;
2) обращается внимание на правильное использование ингаляторов;
3) особое внимание отводится обучению больного контролю эффективности лечения, предлагаются критерии оценки терапии;
4) особенно важным моментом является обучение больного адекватному поведению во время приступа удушья, умению своевременно и правильно использовать лекарственные препараты, знать границы самостоятельного лечения, с тем чтобы вовремя обратиться за врачебной помощью.

Индивидуальные занятия необходимы для получения оптимального терапевтического результата. Обучение должно быть адаптировано к личности, запросам больного, позволять неоднократно возвращаться к трудным проблемам, давать возможность контролировать приобретенные навыки.

Астма-школы могут создаваться как на базе стационаров, так и в поликлиниках, астма-центрах. Коллектив больных в астма-школе должен быть закрытым, поскольку присоединение в процессе уже начавшегося обучения новых пациентов нецелесообразно, лучше формировать при их желании новую группу.

Необходимо контролировать эффективность лечения до занятий в астма-школе и в процессе обучения.

В качестве критериев тяжести заболевания следует учитывать:

1) потребность в госпитализации;
2) наличие в анамнезе реанимационных мероприятий (астматический статус);
3) частоту вызова скорой помощи;
4) максимальную суточную потребность в симпатомиметиках и глюкокортикоидах.

Указанные критерии необходимо отражать в учебных журналах до и после цикла занятий.

Астма-школа должна иметь кабинет для занятий, оснащенный компьютером, набором слайдов, видеофильмов, видеотехникой, кодоскопом.

За организацию работы астма-школ несет ответственность главный врач стационара, поликлиники, на базе которой работает астма-школа.

На должность врача астма-школы назначается аллерголог или пульмонолог со стажем работы не менее 2—3 лет, прошедший подготовку в консультативно-методическом астма-центре или в институте усовершенствования на тематическом цикле.

Медицинский персонал астма-школы руководствуется в своей работе настоящим положением и другими нормативными актами.

Астма-школа — необходимый этап, обеспечивающий союз между врачом и больным, без которого организовать систему управления болезнью невозможно.

Без понимания сущности заболевания больной бронхиальной астмой не станет единомышленником врача при проведении длительных курсов лечения, не овладеет принципами оказания самопомощи в критических ситуациях. Эти два мотива позволяют утверждать, что образование больных и их родственников — главный залог успеха в ведении больного бронхиальной астмой.

Наряду с этим нельзя достоверно определить эффективность проводимого лечения, вовремя распознать наступающее обострение, определить объем терапии без мониторинга дыхания, который осуществляется пикфлоуметром. Показатели пикфлоуметрии в течение суток, регистрируемые графически в виде кривой, позволяют больным определить хаотический разброс показателей и указать на наиболее неблагополучные циркадные отклонения функциональных показателей.

Поэтому нужно научить больного, как пользоваться пикфлоуметром (см. рис. 7).

Больной должен уметь правильно использовать: дозированный ингалятор, современные спейсеры (небухалеры), аутохалеры, волюматики, которые отсекают большие аэрозольные лекарственные частицы, оседающие в полости рта, способные заглатываться и оказывать ненужные побочные реакции. Они также обеспечивают более плавное, равномерное поступление дозированных аэрозолей в органы дыхания.

В настоящее время предлагаются различные системы, обеспечивающие поступление аэрозолей в органы дыхания в виде лекарственной пудры без использования побудителей распыления — инертных газов фреонов, небезразличных для больного и опасных для озонового слоя земли. Это ротахалеры, ингаляторы-М, дискхалеры, спинхалеры, турбохалеры (рис. 12).

Современные системы для поступления аэрозолей в органы дыхания


Рис. 12. Современные системы для поступления аэрозолей в органы дыхания

Современной технологии приема лекарственных аэрозолей пациент обучается в астма-школе. Это залог правильного использования современных высокоэффективных противовоспалительных лекарственных средств и быстро действующих В2-симпатомиметиков и других препаратов.

Приводим элементы программы для групповых занятий с пациентами в астма-школе.

Первое занятие (один час)

Понятие о бронхиальной астме.

1. В доступной для пациента форме излагаются ана гомо-физиологические особенности органов дыхания с позиции единства верхних дыхательных путей (нос, носоглотка, трахея), крупных, средних, мелких бронхов, проходимость которых обеспечивается сложным механизмом самоочищения (упорядоченной функцией мерцательного эпителия слизистой оболочки бронхиального дерева, омываемого содержимым бронхиальных желез), в сопоставлении с дистальными отделами, обеспечивающими диффузию газов (кислорода и углекислоты через альвеолярно-капиллярную мембрану) в покое и при физической нагрузке.

2. Обращается внимание на: аварийные механизмы самоочищения дыхательных путей при появлении препятствий в них вследствие набухания слизистой оболочки бронхиального дерева (в результате аллергического отека, появления клеточных инфильтратов), возникновения приступообразного кашля — реакции со стороны рефлексогенной кашлевой зоны (носоглотки, трахеи, слизистой оболочки крупных бронхов), экспираторной одышки, затруднения выдоха при нарушении самоочищения средних и особенно мелких бронхов.

Второе занятие (один час)

Понятие об аллергии.

1. Описывается аллергия как болезненное состояние, способное нарушить самоочищение и проходимость органов дыхания.


2. Рассматриваются различные аллергены — пыльцовые, бытовые, эпидермальные, пищевые, инсектные, лекарственные как индукторы аллергического воспаления.
3. Описываются механизмы возникновения аллергической реакции реагинового типа с выбросом биологически активных веществ из тучных клеток в ответ на взаимодействие специфических иммуноглобулинов Е и аллергенов. Среди биологически активных веществ обращается внимание на гистамин и гистаминоподобные продукты, способные вызвать немедленные реакции (быстрые — капилляропатия и отек), и лейкотриены, обеспечивающие поздний аллергический ответ вследствие аллергического клеточного воспаления—инфильтрацию слизистых оболочек бронхиального дерева эозинофилами, лимфоидными клетками.

Третье занятие (один час)

Аллергическое воспаление верхних (круглогодичный и сезонный ринит) и ниркних (бронхиальная астма) дыхательных путей.

1. Освещаются клиника аллергических ринитов (сезонных и круглогодичных) и причины трансформации их в бронхиальную астму.
2. Рассматриваются диагностика аллергических ринитов с позиции аллергологического анамнеза в сопоставлении с индукторами аллергии — аллергенами, клиническое течение ринитов и аллергологическое тестирование врачом в аллергологическом кабинете.
3. Излагаются современные представления о лечении и профилактике аллергических ринитов как о необходимом этапе в предупреждении развития бронхиальной астмы.

Четвертое занятие (один час)

Пятое занятие (один час)

Методы, обеспечивающие управление заболеванием, — контроль, самоконтроль гиперреактивности бронхиального дерева с целью предупреждения приступообразного кашля или экспираторной одышки, удушья, возможная коррекция их с помощью современных лекарственных средств, используемых для предупреждения приступов бронхиальной астмы, для лечения бронхиальной астмы, для перевода заболевания с более тяжелой ступени на более легкую.

1. При управлении бронхиальной астмой обращается внимание на обеспечение самоконтроля за объемами выдыхаемого воздуха, выявлением возможной супрессии функциональных показателей внешнего дыхания с помощью современных портативных мониторов (пикфлоуметров), на регистрацию в течение суток вариабельных отклонений функциональных показателей внешнего дыхания.

2. Пациенты обучаются пикфлоуметрии с регистрацией показателей, их мониторированием в виде кривой на специальном бланке и с расчетом коэффициента вариабельности полученных показателей в течение суток (см. Бронхиальная астма), что позволяет управлять заболеванием, определять объем терапии в амбулаторных условиях (см. Бронхиальная астма).

Шестое занятие (один час)

Лекарственная терапия бронхиальной астмы

1. Излагаются современные представления о противовоспалительной терапии (инталом, ингаляционными глюкокортикоидами, симпатомиметиками) и применении ее в зависимости от вариабельности функциональных показателей внешнего дыхания, а также от течения бронхиальной астмы. Осуществляется общее знакомство с течением бронхиальной астмы и функциональными показателями внешнего дыхания, определяющими степень тяжести и соответствующую ступень лекарственной терапии (см. Бронхиальная астма). Пациента обучают, как осуществлять самоконтроль — измерять не реже 2 раз в сутки показатели пикфлоуметрии с отметкой их на специальном бланке в виде кривой (в сравнении со стандартными значениями пиковой объемной скорости выдоха — ПОСВ (л/мин) и определением суточной вариабельности).

Седьмое занятие (один час)

Применение лекарственных средств

В соответствии с объемом и видом противовоспалительной терапии пациента обучают, как применять тот или иной лекарственный препарат, знакомят с его формами, современными приспособлениями для ингаляции — небулайзером, спейсером и др.

В процессе обучения пациентов в астма-школе их необходимо обеспечивать соответствующими методическими документами, информационными материалами об аллергенах, лекарственных препаратах, о способах изоляции от аллергена, в которых врач дает совет пациенту, как он должен вести себя в каждом конкретном случае.

Например, при сенсибилизации к пыльцовым аллергенам пациентам дается совет после возвращения с улицы в период цветения растений тщательно вымыть кожные покровы, волосы, во время сна закрывать окна, форточки, не заниматься заготовкой сена, не использовать для лечения заболеваний физиотерапевтические средства, не употреблять мед и другие продукты, содержащие пыльцу, избегать пребывания в местах, где много цветущих растений, особенно в ветреную и сухую погоду, отдыхать у водоемов с повышенной влажностью, в воздушной среде которых меньше пыльцы растений, носить солнцезащитные очки.

При сенсибилизации к бытовым аллергенам важно проводить санитарно-гигиенические мероприятия, включающие использование для обустройства жилища различных безаллергенных материалов, постельных принадлежностей из натуральных тканей, замену мягкой мебели на деревянную, влажную уборку квартиры, борьбу с тараканами, клещами, плесенью и др.

При сенсибилизации к эпидермальным аллергенам следует убрать из квартиры перьевые подушки, меховые и шерстяные изделия, не содержать в квартире животных и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподаватель терапевтического отделения Каюмова Александра Николаевна ГБПОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преподаватель терапевтического отделения Каюмова Александра Николаевна ГБПОУ.

АСТМА - ШКОЛА форма повышения образования пациентов и/или их родных. ЦЕЛИ эф.

ЗАДАЧИ Главная задача больного – научиться контролировать свою болезнь, не до.

Кроме обучения в астма-школах осуществляется: лечебный процесс, наблюдение за.

Кто может посещать занятия ? Отдельно формируют детские группы. ГБПОУ «Самар.

Цикл занятий не более 7-10 дней. Продолжительность не более 1,5 часов. Регу.

Особенности работы школы здоровья ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.

Особенности работы школы здоровья Лекции должны выстраиваться по принципу дов.

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ Понятие о бронхиальной астме, анатомия и физиология дыхател.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: конкретизируются особенности заболевания применительн.

76% больных, использующих ДАИ, 49–54% больных, применяющих ДАИ, активируемые.

ДАИ – ингалятор под давлением, отмеряющий дозу (применяется самостоятельно, с.

суспензия для ингаляций дозированная, капсулы с порошком для ингаляций, раств.

Эффективность лечения необходимо контролировать до занятий в астма-школе в пр.

Статья посвящена анализу организации работы школы здоровья для больных бронхиальной астмой разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях. После проведения занятий с больными в астма-школе отмечалось снижение их обращений в поликлинику в 2,6 раза; в службу скорой помощи – в 5,4 раз; числа госпитализаций – в 5 раз. Оценка реальной практики проведения астма-школы в амбулаторных условиях подтверждает необходимость дальнейшего внедрения и совершенствования астма-школ для больных бронхиальной астмой разного возраста. Анализ результатов исследований является важным информационным каналом для врачей первичного звена здравоохранения, а так же руководителей здравоохранения, позволяющим оперативно определять приоритетные направления для оптимизации деятельности по улучшению качества оказываемой медицинской помощи.


1. Архипов В.В. Фармакоэпидемиологическая и клиническая оценка эффективности образовательных программ и внедрение индивидуальных планов лечения больных бронхиальной астмой / В.В. Архипов, г. В. Демидова, Н.Б. Лазарева и др. // Пульмонология. – 2002. – № 1. – С. 105–109.

2. Лопухова В.А., Тарасенко И.В. Структура потребления лекарственных средств при терапии хронических респираторных заболеваний у взрослых // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. – № 4. – С. 32–34.

4. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Светый Л.И., Хоменко Е.А. Изучение влияния нефиксированной комбинированной фармакотерапии на качество жизни больных хроническими респираторными заболеваниями // Успехи современного естествознания. -2015. – № 2. – С. 77–80.

5. Лопухова В.А. Реальная практика применения противоастматических препаратов в амбулаторно-поликлинических условиях // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2010. – №4(36). – С.55–57.

6. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Петров В.И. Выбор лекарственных средств при лечении бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких // Клиническая медицина. – 2012. – № 4. – С. 67–69.

7. Петров В.И., Лопухова В.А., Тарасенко И.В. Лекарственная терапия бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни лёгких: данные доказательной медицины и реальная клиническая практика // Клиническая медицина. – 2012. – № 3. – С. 59–62.

8. Полевая О.А., Карабиненко А.А. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой // Лечебное дело. – 2007. – №3. – С.42–44.

9. Тарасенко И.В., Лопухова В.А. Сравнительная оценка эффективности комбинированной терапии больных с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2012. –.№ 3. – С. 130–134.

10. Тарасенко И.В., Лопухова В.А. Оценка эффективности обучающих программ для больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких в реальной врачебной практике // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2012. – № 1. – С.162–163.

Цель исследования: провести анализ работы школы здоровья для больных БА разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

Материалы и методы исследования

Читайте также: