Артикуляционная гимнастика в доу автор

Обновлено: 30.06.2024

Цель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой выполнения артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики и биоэнергопластики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в образовательном учреждении; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы:

• голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям :

Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

• Улучшения подвижности органов артикуляции;

• Увеличения объема и силы движений;

• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

• Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников :

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников :

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные) : лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. (Упражнения демонстрируются логопедом)

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. Чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В начальный период ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Артикуляционная гимнастика и театрализованная деятельность

• Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Это своеобразная театрализованная импровизация. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Картинки – ассоциации дают возможность лучшего запоминания артикуляционного упражнения.

Воспитателям раздаются карточки и цветные карандаши.

Задача: создать свою артикуляционную гимнастику в картинках, используя символы или ассоциации. (Предлагаются основные артикуляционные упражнения.) По желанию одного из воспитателей проводится гимнастика с получившимися карточками.

• Можно использовать нетрадиционные формы – это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ.

При совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если эти движения свободны и пластичны, в организме происходит распределение энергии. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но и развиваются основные психические процессы - память, внимание и мышление.

Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Нельзя отрицать важности артикуляционной гимнастики для детей. Поэтому предлагаю ввести артикуляционную гимнастику обязательным ежедневным компонентом режима группы. Проводить гимнастику нужно ежедневно по 3 – 5 минут под музыкальное сопровождение и с использованием элементов биоэнергопластики.

Таким образом, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

Раздаточный материал для каждой группы:

- сказки Куликовской для младшего и среднего возраста;

- карточки – картинки для старшего возраста;

- методика проведения артикуляционной гимнастики для каждой группы по Е. Краузе;

- комплексы артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Дарья Щукина

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Надежда Че

спасибо большое. неожиданно понадобилось - и ваша копилка сильно помогла.


В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, сказки, игры; развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.

Все педагоги знают об артикуляционной гимнастике, но не все ее используют в своей работе. Хотелось бы напомнить о данной гимнастике, о ее важности и предложить новые формы использования.

Артикуляционная гимнастика — это неотъемлемый компонент коррекционной работы логопеда. И никто как логопеды знают о важности специальных упражнений для речевой моторики.

Артикуляционная гимнастика подготавливает органы речи к правильному произношению звуков. Происходит укрепление и активизация мышц, дифференциация и уточнение позиции органов артикуляции при произнесении различных звуков. Так же гимнастика способствует увеличению объема движений, умению объединять простые движения в сложные.

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, она не только способствует коррекции звукопроизношения, но и улучшению дикции.

Так как логопедические занятия посещает только часть детей, хотелось бы, чтобы воспитатели в группе использовали данную гимнастику. Я, как логопед, в помощь воспитателям нашего ДОУ, разработала гимнастику в картинках. Считаю, что использовать ее удобно и эффективно.

На каждую группу был сделан набор карточек — картинок формата А5 (Приложение 1), а также инструкция (Приложение 2).

Гимнастика выполняется со всей группой, подгруппой детей или индивидуально. Сначала идет показ карточки-картинки с демонстрацией данного упражнения. Дети повторяют вслед за взрослым. После нескольких выполнений дети запоминают упражнения и уже через некоторое время способны сами проводить гимнастику. Им это очень нравится, каждый хочет быть ведущим.

Желательно проводить гимнастику каждый день, до еды в утренние часы около 5 минут. Каждое упражнение выполняется 5–10 раз. За один раз все упражнения не берутся. Советую начинать с дыхательных упражнений, после чего переходить к артикуляционным упражнениям. Постепенно количество и темп выполнения увеличивается. Дыхательные упражнения выполняются стоя или сидя, артикуляционные сидя.

С помощью карточек-картинок можно составлять сказки, играть в разные игры.

Артикуляционные сказки.

− развитие логического мышления, памяти, фантазии;

− развитие связной речи;

− развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляции.

Вначале необходимо показать детям, что с помощью отбора и последовательного выкладывания картинок можно придумать интересную историю или сказку.

Примеры сказок.

Чаепитие.

Как-то раз лошадка Лиза решила навестить свою подружку кошку Мурку. Замесила Лиза тесто , напекла блинов и пошла в гости. Мурка обрадовалась своему гостю, достала яблочное варенье , и они стали пить ароматный чай из красивых чашек . (Картинки: лошадка, кошка, тесто, блины, варенье, чашка.)

Мышонок Пип.

Жил-был мышонок Пип. Он не любил чистить зубы. Зато он любил кататься на лошадке, на качелях, играть на барабане и в футбол. Однажды Пип пил чай со сладким яблочным вареньем, и у него разболелся зуб. Мышонок сразу же вспомнил о зубной щетке и побежал чистить зубки. Он тщательно почистил верхние зубы , потом нижние . Зуб перестал болеть. С тех пор мышонок Пип каждое утро и каждый вечер чистит свои зубки. (Картинки: мышка, чистим верхние зубки, чистим нижние зубки, лошадка, качели, барабан, футбол, варенье.)

Сказки должны быть небольшие, чтобы не перегружать органы артикуляции.

Такая форма работы не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает связную речь, фантазию, мышление, память, восприятие.

Игры.

развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия.

Ведущий последовательно называет 3–5 упражнений (забор, лошадка, барабан). Один из игроков выкладывает картинки к этим упражнениям. И вся группа детей выполняет данные упражнения.

Ведущий показывает упражнение. Игроки дают название и подбирают соответствующую картинку.

Ведущий рассказывает про название упражнения (Качели, колобок, часы…) Игроки отгадывают, находят картинку и выполняют упражнение. Воспитатель. Это предмет. У него есть стрелки, циферблат. Дети. Часы. И т. д.

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Красный Квадрат - YouTube

Красный круг Бесплатная фотография - Public Domain Pictures

Circle Background 600*600 transprent Png Free Download - Angle .

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.jpg

https://raskraskindom.ru/images/malishi/okno/raskraski-okno-7.jpg

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.jpg

https://raskraskindom.ru/images/malishi/okno/raskraski-okno-7.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/302/353.jpg

https://www.coloringpagesfree.net/images/joomgallery/originals/buildings_coloring_pages_6/fence_image_coloring_for_free_20120327_1434426444.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/302/353.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/7/4/0/Kacheli_74001.jpg

https://i.pinimg.com/736x/f8/77/2c/f8772c2fb9579615c8ab952ff472ecf2.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zubnaya-shetka16.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/3/4/1/Koshka_34197.jpg

https://doc4web.ru/uploads/files/76/77218/hello_html_m4ac0abc6.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_futbol41.jpg

https://surgut-sp.ru/files/547/5477708516851aebcc4f96bb5d71d8cd.jpg

https://media.istockphoto.com/vectors/kneading-dough-vector-id516770120?k=6&m=516770120&s=612x612&w=0&h=j_do-t91dmxFHmz32CQ0EC9xsLQKIygwpxKEnvfktiw=

http://refua.in.ua/kulikovskaya-t-a-k90-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-i-k/33828_html_46fa985e.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03c9/0008c9e0-8ef8f873/4/hello_html_m14262ee.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-lopata1.jpg

Раскраска Блины

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zubnaya-shetka16.jpg

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/173/179.jpg

https://ams3.digitaloceanspaces.com/coloring/item/parokhod.jpg

Раскраска Чашка - Распечатать бесплатно

https://i.pinimg.com/736x/15/15/8c/15158cd064f2376e782e73e3e65efd43.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-induk26.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-banka15.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_oblaka15.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-baraban35.jpg

https://static4.depositphotos.com/1030387/398/v/950/depositphotos_3986206-stock-illustration-auto-mechanic-car-hood.jpg

Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

1. Упражнение для развития речевого дыхания.

2. Чередуем на выдохе: А-И-А-И… А-У-А-У.. И-О-И-О…. Ма—ПА…. БА-ПА…

Здесь используем карточки с символами звуков (Приложение 1).

2. Упражнения для развития подвижности губ, челюсти.

  1. Заборчик (улыбнуться, показать зубы с расстоянием)
  2. Окно (широко открыть рот)
  3. Забор — Окно (чередуем)
  4. Трубочка (губы сомкнуты, вытянуты вперед)
  5. Забор — Трубочка (Чередуем)

3. Упражнения для развития подвижности и укрепления мышц языка.

  1. Качели (открыть рот, язык вверх — вниз)
  2. Часы (открыть рот, язык влево-вправо)
  3. Чистим нижние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне нижних зубов)
  4. Кошка выгнула спинку (зацепиться за нижние зубки кончиком и выгибать спинку)
  5. Холодный ветер (губы в улыбке, язык за нижними зубками, звук С)
  6. Футбол (губы сомкнуты, упираемся языком в левую-правую щеку)
  7. Колобок (губы сомкнуты, рисуем языком круг внутри)
  8. Месим тесто (язык мнем губами)
  9. Накажем непослушный язычок (ПЯ-ПЯ-ПЯ губами шлепаем по языку)
  10. Лопаточка (язык спокойно лежит на нижней губе)
  11. Блинчик (язык спокойно лежит на нижней губе)
  12. Чистим верхние зубки (рот открыт, язык скользит влево-вправо по внутренней стороне верхних зубов)
  13. Лошадка (цокаем)
  14. Пароход (широкий кончик языка между зубами и произносим ЫЫЫ)
  15. Чашечка (рот открыт, язык в форме чашечки)
  16. Мышка (АЛ — Сказать А и прикусить кончик языка)
  17. Индюк (БЛ-БЛ-БЛ Языком по верхней губе)
  18. Вкусное варенье (языком облизываем верхнюю губу)
  19. Теплый ветер (губы округлены, язык в форме чашечки за верхними зубами, звук Ш)
  20. Барабан (Вдох и на сильном выдохе ДДД по бугоркам за верхними зубами)
  21. Заводим мотор (делаем БАРАБАН: ДДД кто не умеет произносить звук Р, РРР кто умеет, и помогаем руками заводить мотор)

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, артикуляционная гимнастика, язык, зуб, верхняя губа, вкусное варенье, внутренняя сторона, зрительное восприятие, нижняя губа, связная речь.

Ключевые слова

артикуляционная гимнастика, сказки, игры, развитие внимания, памяти, артикуляции, слухового и зрительного восприятия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m29557198.jpg

СОСТАВИТЕЛЬ: Бараксанова Е.Ф.

Х орошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.

У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. А также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

Веселая артикуляционная гимнастика

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Х омячок (надувание щек)

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не

Широкий язык отдохнет,

И снова собачка за кошкой бежит.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли

Лакает быстро и легко,

Котенок лакает молоко

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

К ачели

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у

Я зык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Он, как и ты, старается.

Маятник (Часики)

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Вкусный мед

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Мостик (Киска злится)

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Влево-вправо, на бочок.

Орешки (Футбол)

Артикуляционные сказки

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

П отянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево - тик, вправо - так,

А теперь вот, погляди, -

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычок

вкусное варенье,

Приготовил он друзьям

Язычок подними, варенье

Язык наш змейку

Не напугает он ребят!

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам!

Сказка о Веселом Язычке

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе

И опять ушел к себе.

А слоник показал, как он играет с хоботком:

Подражаю я слону -

Губы хоботком тяну.

И нисколько не устали!

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк.

Приключения язычка

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Лягушка и слоник

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Киска сердится

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула.

Не подходите близко!

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Под березой у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Заведи мотор

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Артикуляционные сказки

hello_html_2d0ea058.jpg

Планета

Ленивый котенок

hello_html_m50fb5265.jpg

Волк и три поросенка

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.

Обходил вокруг дома. (Круговые дви­жения языка.)

А его глупые братья сдували одуван­чики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

Зашипел кипяток в котле, обжег Вол­ка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

Как Язычок отдыхал на море

Взрослый выполняет вместе с ре­бенком .

Закончились рабочие деньки, и Язы­чок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широ­кое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Как Язычок гулял в лесу

Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Наступила весна, и в небе ярко за­светило солнышко (открыть рот, об­лизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться дере­вья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, вы­совывать узкий язык и прятать об­ратно в рот; повторить 8 раз). Звон­ко капает капель (улыбнуться, от­крыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и из­нутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).

Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть ши­рокий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуть­ся, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).

На полянке расцвело много под­снежников. Весенний ветерок (вдох­нуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) накло­нял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть снача­ла к левой щеке, потом - к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она снача­ла кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повто­рить упражнение 5 раз). Язычок дол­го любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.

Скоро тучи закрыли солнышко, и ста­ло темнеть (рот открыть и медлен­но закрыть; повторить 5 раз). Бабоч­ка покружилась над полянкой, словно прощаясь ( 5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела вы­соко в небо.

Язычок слез с пенечка и поспе­шил домой к маме с красивым буке­том цветов.

Как Язычок лепил снеговика

Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

hello_html_2fafffdc.jpg

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко ( открывать и за­крывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто бе­лым снегом ( высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удержи­вать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на ули­цу. Он улыбнулся (широко улыбнуть­ся, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.

Вдруг из-за тучек выглянуло сол­нышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым гла­зом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!

Как Язычок пил чай с друзьями

Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Язычок давно не видел своих ста­рых друзей, и вот однажды он пригла­сил их на чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку (от­крыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) . Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; по­слышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пи­рожки (высунуть широкий язык, под­нять края языка и удержать между губами — получилась свернутая тру­бочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широ­ко рот и удерживать под счет до 5).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получи­лась чашечка; затем высунуть ши­рокий язык, поднять края языка и удержать между губами — получи­лась свернутая трубочка).

Как Язычок катался на велосипеде

Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Первым делом Язычок решил наве­стить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, вы­сунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), поло­жил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.

Быстро крутил педали Язычок (вра­щать языком по губам сначала по ча­совой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать пооче­редно глаза).

Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбород­ку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (от­крывать и закрывать рот), мимо ши­рокого пруда (открыть рот и удер­живать под счет до 5), мимо строй­ных берез (вытянуть узкий язык, тя­нуть вперед; повторить 5 раз).

hello_html_10be1a13.jpg

Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик ба­бушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще бы­стрее закрутил педали (вращать язы­ком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Ба­бушке очень понравились блинчики (вы­совывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз).

Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высу­нуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с рас­писными ставнями (открывать и за­крывать рот).

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не за­метил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), по­том — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.

Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пуши­стым одеяльцем (прикрыть язык верх­ней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!

Т рудолюбивая божья коровка

К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч]

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудно­стей, - сказало солнышко и по­дарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разгля­дывала, потом стала делать уп­ражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошле­пала его.

И он стал ровным, как лопаточка.

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дожди­ком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

и даже гармошку.

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились чер­ненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ло­житься спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Мож­но было каждому прокатиться на парашютике.

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились. пятнышки. Они были кругленьки­ми и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто по­учиться, кто книжку посмотреть.

hello_html_m61e21c22.jpg

Кто поможет воробью

Не слушался маленький воро­бышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, за­зевался и вывалился из него.

Испугался он, хотел обратно за­лететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.

- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помог­ло. Все горюют вместе, а приду­мать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребя­тишек, у них есть руки, и по де­ревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал во­робей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

Читайте также: