Арт терапия в детском саду музыка

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования.

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают активную ( двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную ( прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки

с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

Звучание ударных способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Скрипка, виолончель и гитара развивают в человеке чувство сострадания.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но прежде всего на укрепляет голосовые связки, улучшает речь ( врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание.

Есть лечебные звуки:

Звук з-з-з ( комарик)- для профилактики заболевания горла

Звук ж-ж-ж ( жук ) – при кашле

Звук с-с-с - для снятия усталости, при головной боли

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях, в свободной деятельности и режимных моментах. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжение всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

В каких режимных моментах может звучать музыка?

- Утренний приём детей

-Вовлечение детей в НОД

- Подготовка ко сну ( засыпание)

- Музицирование в свободной деятельности

-Повторение песен и хороводов

Хорошо, если утром в группе детей будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус –всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.

Музыка на прогулке

Маленькие детки спят, носиками все сопят,

Носиками все сопят, сон волшебный все глядят.

Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.

Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.

Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,

То смеётся, то играет, но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише…( Н.Байдавлетова)

Пробуждение малышей после дневного сна. Можно помочь детям

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись, потянулись, улыбнулись!

Попрошу я вас, ребятки, показать мне по порядку

Например, как вы сегодня утром делали зарядку.

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Потягуни –потягушечки, от носочков до макушечки.

Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём. Скоро в школу мы пойдём! ( Н. Пикулёва)

Хорошо, если подобные физминутки будут с музыкальным сопровождением.

Это оставит яркий след в памяти детей. Так же для пробуждения малышей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Педагог, включая музыку в занятия ( развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др),, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание. После прослушивания обязательно провести беседу

о произведении, анализ средств музыкальной выразительности (в каком темпе звучала музыка, какая она была по настроению, кто ее исполнял). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.

ООД Степень активности восприятия музыки

Развитие речи Активное и пассивное

Рисование Активное и пассивное

Ознакомление с окружающим Активное и пассивное

Ручной труд Пассивное

Физкультура Активное и пассивное

Важным компонентом в решении данного вопроса считаю подбор музыкального репертуара, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо опираться на произведения великих композиторов-классиков, произведения которых несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Музыка не должна давить ( на уши) и вызывать дискомфорт. Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т.е музыка, где аранжировка сделана специально для детей. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учётом его музыкального вкуса.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.

  • только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. "Мысли похожи на дождь", – сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Таким образом, использование фоновой музыки позволяет решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

-Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

- Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль,.

-Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

-Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

-Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

-Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз и физкультминуток.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир музыки.

  1. Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка любит тишину! Внимательно следите за тем, что происходит в музыке с самого начала и до завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская.
  2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные произведения. Для начинающих слушателей понятна и интересна будет вокальная музыка ( музыка с голосом). Прислушайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (изменение громкости звучания). Подумайте, делают ли динамические оттенки музыку интересней, выразительнее.
  3. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет то, о чём хотел поведать композитор, какими мыслями и чувствами он хотел поделиться.
  4. Время от времени нужно возвращаться к ранее прослушанным произведениям, вспоминать их название и характер.
  5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, и волшебная сила музыки наполнит ваши отношения с ребёнком добром и пониманием!
  6. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать каxество работы;
  7. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Рекомендуемый репертуар (по функциям фоновой музыки)

Релаксирующая (расслабляющая)
К. Дебюсси. "Облака".
А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К.-В. Глюк. "Мелодия".
К. Сен-Санс – Карнавал животных - Лебедь
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И. Брамс. "Вальс № 3".
Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г.-Ф. Гендель. " Воздух (Сюита "Музыка на воде".

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Э. Григ. "Утро".
И.-С. Бах. "Шутка".
И. Штраус. "Весенние голоса".
Ф. Шопен. "Прелюдии".
Б. Монти. "Чардаш"
Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

Активизирующая (возбуждающая)
П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".
Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М.И. Глинка. "Камаринская".

Организующая (способствующая концентрации внимания при ОД)
И.-С. Бах. "Ария".
А. Вивальди. "Времена года".
С. Прокофьев. "Марш".
Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
В.-А. Моцарт. Симфония № 40. часть
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П.И. Чайковский. "Времена года"

Успокаивающая (умиротворяющая)
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.
М. Глинка. "Жаворонок".
А. Лядов. "Музыкальная табакерка".
К. Сен-Санс. "Лебедь".
Ф. Шуберт. "Серенада".
П.И. Чайковский. "Вальс цветов"

Список используемой литературы:

1.Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.

2.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.

3. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М.: – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.

4.Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.– М., 1947 г.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Отмечается рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы.Столкнувшись с этими проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт – терапии.Это метод связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Современная арт – терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми я применяю такие арт – терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka.doc 55.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

(из опыта работы)

Подготовила музыкальный руководитель

Щукина Ирина Анатольевна

«Искусство всегда несет в себе нечто,

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Отмечается рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы: высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Многие дети застенчивы, они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Ребёнок может быть вовсе не застенчивым по природе, а, наоборот, обладать неуёмной жаждой лидерства. Но, не умея её реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтёт уходить от контактов. В этом случае нужно не столько бороться с застенчивостью, сколько определить, какая деятельность для ребёнка наиболее успешна, что у него получается лучше других, и дать ему возможность раскрыть свои способности . Многие дети уклоняются от общения, они не знают, что сказать, как поступить, очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Ранимые чувствительные дети особенно подвержены страхам.

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт – терапии.

Так что же такое педагогическая арт – терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт – терапия даёт выход внутреннему дискомфорту и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Это метод связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Современная арт – терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми я применяю такие арт – терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия.

Музыкотерапия – это вид арт - терапии, где музыка используется в оздоровительных и коррекционных целях. Она имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная музыкотерапия.

Во время пассивной музыкотерапии дети прослушивают стимулирующую музыку специально или как фон. Это рекомендуется детям, которые имеют эмоционально-личностные проблемы (безразличие, страх, замкнутость), отличаются повышенной тревожностью.

Трудно переоценить влияние музыки на человека.

Музыка может доставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, побудить к размышлению. Открыть неизвестный мир фантазии. Многие исследования доказали, что музыка усиливает обмен веществ, усиливает или уменьшает мышечную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций.

В нашем детском саду музыка сопровождает детей в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно и громко. Она прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Дети слушают музыку на музыкальных занятиях, она звучит фоном на занятиях по ИЗО, используется в качестве музыкальных иллюстраций на занятиях по другим видам деятельности.

Утром детей встречает приветливый воспитатель, который предусмотрительно включает мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Мы создаем оптимальные условия ежедневного приема детей в их второй дом- детский сад. Для малышей ситуация отрыва от дома и родителей – пусть незаметная, но травма. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используем классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы.

Пробуждение малышей после дневного сна сопровождается тихой, нежной, легкой и радостной музыкой. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день.

В каждой группе детского сада есть комплект дисков с музыкальными произведениями, рекомендованными для проведения музыкотерапии.

На музыкальных занятиях используются различные виды активной музыкотерапи. Пение – один из любимых видов детской музыкальной деятельности. Дети обучаются основам академического пения (нижнерёберного, диафрагмального дыхания), как наиболее физиологического.

Также исполнение песен группой детей дает возможность почувствовать каждому уверенность в себе, наполниться положительными эмоциями от коллективной деятельности. Помимо детского песенного репертуара знакомим детей с русским песенным фольклором, с народными традициями и во время проведения календарно-обрядовых праздников. Слайд №12.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а также дает определенный психотерапевтический эффект.

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью используем танцевальные композиции в качестве физминуток. Это поднимает настроение детей, активизирует их внимание.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, проникаются слушанием их глубокого звучания. Через музицирование дети имеют возможность проявить себя творчески, приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

Детям музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чём рассказывает музыка.

Чтобы повысить внимание и заинтересованность детей на музыкальных занятиях, развить творческие способности, воображение и фантазию я использую в своей работе еще один метод арт – терапии – сказкотерапию. Это способ, при котором без нотаций можно помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Проживая сюжет сказки, ребенок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит телесное выражение эмоциям и чувствам. Ребёнок сбрасывает страхи, неуверенность в себе, агрессию. В сказкотерапии использую как уже готовые сказки (народные, авторские), так и сама пишу сценарии со сказочным сюжетом, с различными сказочными персонажами.

Сказочные персонажи могут быть положительные и отрицательные. Главное, чтобы пугающий персонаж стал вызывать чувства сожаления и желания оказать ему помощь и поддержку.

Сказочные сюжеты присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.

В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

Инсценируем сказки в кукольном театре, это особенно полезно застенчивым детям, потому что, скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, он почувствует себя увереннее и свободнее. Используем, как готовые кукольные персонажи, так и самодельные куклы. Приобретя уверенность в себе, дети уже без опаски и страха выступают перед зрителями.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.

Слайд № 26 .Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Слайд № 27. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр.

Слайд № 28. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца. В.Берестов.

Нам малышами вновь не стать,

Еще не найдено такое средство,

Когда б свободно мы могли летать.

И только сказка возвращает в детство.

Вновь спешите в никуда,

Возвращайтесь в ниоткуда.

Пусть идут, бегут года,

Неизменно верьте в чудо.

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения,-Волгоград: Учитель, 2011.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми,- СПб.:Речь, 2008.

3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.-СПб.:Речь, 2007.

5. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации.-Волгоград: Учитель, 2009.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.

7. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.- СПб.:Речь;М.:Сфера, 2008.

8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности

Одним из методов развития и оздоровления детей, основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: иг.


Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального .


Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит.


Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду.


Оптимизация сочетания методов и приемов руководства игровой деятельности.


Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Арт-терапия в детском саду. Виды и методы арт-терапии………………….4

2. Музыкотерапия в детском саду………………………………………………..4

4. Воздействие музыки на ребёнка………………………………………………9

Список использованной литературы…………………………………………..12

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения;

музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему.

Её можно назвать воплощением всего

прекрасного и всего возвышенного

В последнее время все больше детских садов используют в своей работе арт-терапию. Под этим словом понимают занятия с детьми, связанные с многообразным художественным творчеством.

Какую пользу может принести малышам арт-терапия в детском саду, и в чем состоит методика таких занятий?

В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребёнка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания.

Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребёнок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

1.Арт-терапия в детском саду. Виды и методы арт-терапии

Существуют следующие разновидности арт-терапии для дошкольников:

В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы изотерапии, в частности, рисование, лепку из пластилина, аппликацию, оригами. В процессе обучения изобразительному искусству педагоги могут детально изучить внутренний мир ребёнка и обратить внимание родителей на какие-либо отклонения.

Кроме того, отдельный акцент делается на танцевальные и музыкальные занятия, а также чтение художественной литературы. Обучение детей с использованием любых методов арт-терапии всегда проходит в весёлой игровой форме.

2.Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом её проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с детьми, наравне с другими видами терапии искусством – изотерапией, сказкотерапией и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития.

Что представляет собой музыкотерапия для детей?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребёнка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребёнка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесённого малышом стресса, например, связанного с проблемами в семье и т. д.

В чем польза музыкотерапии для детей?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние как взрослого человека, так и ребёнка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под весёлую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребёнка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Для развития ребёнка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых мелодий.

Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.

Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет.

3.Музыка в жизни ребёнка

Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка – целитель здоровья

В.М. Бехтерев

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Комплексы упражнений для пробуждения:

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

С ножками играем:

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

(Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза)

Просыпайтесь, ушки! Ушки вы проснулись?

(Растирают уши ладошками)

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

(Растирают руки от кисти до плеча)

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

(Стучат пяточками по кровати)

(Потягиваются, затем хлопают в ладоши)

Кто так сладко потянулся?

От носов до макушечки.

Маленькими не останемся,

Вот уже растём, растём, растём!

(Дети потягиваются, вытягивают поочерёдно то правую руку, то левую, выгибают спинки)

Маленькие котята – смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

(Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают к груди, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п.)

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

Запыхтел паровоз, он котят гулять повёз.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

(Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос; выдох через рот)

Вот котята встали, до солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

4.Воздействие музыки на ребёнка

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребёнок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своём мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

- использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы (пример 1);

- использовать произведения, где можно дать волю фантазии (пример 2);

- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: пения, музыкального движения, игры в оркестре, дирижирования.

Такие приёмы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

Сразу же состоялась беседа о характере произведения. С помощью наглядно иллюстрированного материала дети нарисовали рыбу, используя свою фантазию в мире красок.

Развитое мышление, воображение – эти качества важны для детей и их надо развивать в первую очередь.

В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения:

За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

На одном из занятий мы под музыку Лео Делиба - Пиццикато из балета "Сильвия" проводили пальчиковую гимнастику.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой.

Таким образом, достоинствами музыкотерапии являются:

- лёгкость и простота применения;

- уменьшение необходимости применения других методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать самые различные настроения: радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.

Интеллектуальные и волевые процессы: решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьёзность.

Обобщённые свойства явлений действительности: силу, лёгкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность.

Самые разнообразные характеристики движений: быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Столкнувшись с проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт – терапии.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

(из опыта работы)

Подготовила музыкальный руководитель

Щукина Ирина Анатольевна

«Искусство всегда несет в себе нечто,

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Отмечается рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы: высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Многие дети застенчивы, они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Ребёнок может быть вовсе не застенчивым по природе, а, наоборот, обладать неуёмной жаждой лидерства. Но, не умея её реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтёт уходить от контактов. В этом случае нужно не столько бороться с застенчивостью, сколько определить, какая деятельность для ребёнка наиболее успешна, что у него получается лучше других, и дать ему возможность раскрыть свои способности . Многие дети уклоняются от общения, они не знают, что сказать, как поступить, очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Ранимые чувствительные дети особенно подвержены страхам.

Столкнувшись с этими проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт – терапии.

Так что же такое педагогическая арт – терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт – терапия даёт выход внутреннему дискомфорту и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Это метод связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Современная арт – терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми я применяю такие арт – терапевтические методы как: музыкотерапия, сказкотерапия, фототерапия.

Музыкотерапия – это вид арт - терапии, где музыка используется в оздоровительных и коррекционных целях. Она имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная музыкотерапия.

Во время пассивной музыкотерапии дети прослушивают стимулирующую музыку специально или как фон. Это рекомендуется детям, которые имеют эмоционально-личностные проблемы (безразличие, страх, замкнутость), отличаются повышенной тревожностью.

Трудно переоценить влияние музыки на человека.

Музыка может доставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, побудить к размышлению. Открыть неизвестный мир фантазии. Многие исследования доказали, что музыка усиливает обмен веществ, усиливает или уменьшает мышечную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций.

В нашем детском саду музыка сопровождает детей в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно и громко. Она прослушивается детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Дети слушают музыку на музыкальных занятиях, она звучит фоном на занятиях по ИЗО, используется в качестве музыкальных иллюстраций на занятиях по другим видам деятельности.

Утром детей встречает приветливый воспитатель, который предусмотрительно включает мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Мы создаем оптимальные условия ежедневного приема детей в их второй дом- детский сад. Для малышей ситуация отрыва от дома и родителей – пусть незаметная, но травма. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используем классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы.

Пробуждение малышей после дневного сна сопровождается тихой, нежной, легкой и радостной музыкой. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день.

В каждой группе детского сада есть комплект дисков с музыкальными произведениями, рекомендованными для проведения музыкотерапии.

На музыкальных занятиях используются различные виды активной музыкотерапи. Пение – один из любимых видов детской музыкальной деятельности. Дети обучаются основам академического пения (нижнерёберного, диафрагмального дыхания), как наиболее физиологического.

Также исполнение песен группой детей дает возможность почувствовать каждому уверенность в себе, наполниться положительными эмоциями от коллективной деятельности. Помимо детского песенного репертуара знакомим детей с русским песенным фольклором, с народными традициями и во время проведения календарно-обрядовых праздников. Слайд №12.

Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а также дает определенный психотерапевтический эффект.

На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью используем танцевальные композиции в качестве физминуток. Это поднимает настроение детей, активизирует их внимание.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, проникаются слушанием их глубокого звучания. Через музицирование дети имеют возможность проявить себя творчески, приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

Детям музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чём рассказывает музыка.

Чтобы повысить внимание и заинтересованность детей на музыкальных занятиях, развить творческие способности, воображение и фантазию я использую в своей работе еще один метод арт – терапии – сказкотерапию. Это способ, при котором без нотаций можно помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества. Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Проживая сюжет сказки, ребенок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит телесное выражение эмоциям и чувствам. Ребёнок сбрасывает страхи, неуверенность в себе, агрессию. В сказкотерапии использую как уже готовые сказки (народные, авторские), так и сама пишу сценарии со сказочным сюжетом, с различными сказочными персонажами.

Сказочные персонажи могут быть положительные и отрицательные. Главное, чтобы пугающий персонаж стал вызывать чувства сожаления и желания оказать ему помощь и поддержку.

Сказочные сюжеты присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.

В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

Инсценируем сказки в кукольном театре, это особенно полезно застенчивым детям, потому что, скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, он почувствует себя увереннее и свободнее. Используем, как готовые кукольные персонажи, так и самодельные куклы. Приобретя уверенность в себе, дети уже без опаски и страха выступают перед зрителями.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр.

Слайд № 26.Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Слайд № 27. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр.

Слайд № 28. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца. В.Берестов.

Слайд № 30, 31.

Нам малышами вновь не стать,

Еще не найдено такое средство,

Когда б свободно мы могли летать.

И только сказка возвращает в детство.

Вновь спешите в никуда,

Возвращайтесь в ниоткуда.

Пусть идут, бегут года,

Неизменно верьте в чудо.

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения,-Волгоград: Учитель, 2011.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми,- СПб.:Речь, 2008.

3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.-СПб.:Речь, 2007.

5. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации.-Волгоград: Учитель, 2009.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.

7. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.- СПб.:Речь;М.:Сфера, 2008.

8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Читайте также: