Аризонская мечта краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Для этого фильма мне захотелось сделать отдельную статью, потому что он действительно заслуживает вашего внимания, дорогие ценители хорошего кино!

Эмир Кустурица - режиссер, известный своим неординарным подходом к съемке любого фильма. Его работы удостоены наградами крупнейших кинофестивалей Европы. И "Аризонская мечта" - первый англоязычный фильм данного режиссера, в котором снялись американские актеры, включая молодого Джонни Дэппа, и других превосходных актеров: Фэй Дануэй, Лили Тейлор, Винсент Галло.

Уже перед просмотром фильма нас интригует следующий слоган:

Ну, что ж, перейдем непосредственно к самому сюжету фильма.

Главный герой, Аксель, - мечтательный молодой человек, который не совсем понимает, чего он хочет от жизни. Его дядя Лео всегда хотел, чтобы он работал у него в автосалоне и продавал кадиллаки. В салоне Аксель встречает двух женщин - сорокалетнюю Эллен и ее падчерицу Грейс, которые обе оказали на него сильное впечатление. С этого и начинается их удивительная, захватывающая, местами забавная, местами трагическая история.

Фильм интересен своей задумкой, великолепной игрой актеров, магией кадра.

. Итак, сейчас начнется часть статьи, которая может содержать в себе спойлеры. Поэтому, если вы не смотрели данный шедевр, то рекомендую к немедленному просмотру, прежде чем приступать к дальнейшему прочтению .

Как я уже и говорила, остальная часть статьи содержит спойлеры!

Коснемся подробней самого сюжета

Аксель проводит все свое время у сумасшедшей Эллен, между ними начинаются романтические отношения. Грейс, в свою очередь, также влюбляется в него. Аксель пытается построить аэроплан для Эллен, чтобы воплотить её мечту - летать "как птица". Но чуть ли не каждый вечер Грейс ломает самолёт, чем приводит Акселя в бешенство. Во время просмотра мы становимся свидетелями частых ссор Эллен и Грейс.

Дяде Лео и друг Акселя Пол приезжают к Эллен в попытках уговорить Акселя взяться за голову и вернуться работать в автосалон. Но Аксель отказывается, ведь он никогда не хотел продавать кадиллаки.

На протяжении просмотра мы узнаём много интересных черт характеров героев. Грейс, например, часто приходят в голову мысли о самоубийстве, о чем она признается Акселю. А также она боится своих сходств с Эллен. Однажды ночью он находит револьвер и, пробравшись в спальню к Грейс, приставляет револьвер к ее виску. Она просыпается и предлагает ему сыграть в русскую рулетку. Но револьвер не стреляет. Аксель понимает, что любит Грейс тоже, не переставая любить Эллен. Неоднократно в фильме мы видим летающую рыбу. О ней мы поговорим чуть позже.

Однажды Аксель, Эллен и Грейс отправляются посмотреть на актерские пробы Пола, которые для него заканчиваются не слишком удачно. В это время к ним приходит молодая невеста дяди Лео, которая просит Акселя о помощи. Они приходят домой к Лео и видят, что ему плохо. Приезжает скорая, но дядя умирает по дороге в больницу.

Когда же Аксель исполняет мечту Эллен, построив аэроплан ко Дню ее Рождения, Аксель предлагает Грейс сбежать, на что та сперва соглашается, а потом говорит ему, что у нее остались незаконченные дела.

В кадре данного режиссера не бывает лишних деталей. И я сейчас говорю о револьвере, который нашел Аксель. Существует знаменитая фраза А.П. Чехова:

Свидетелями каких событий мы и становимся в конце фильма. Грейс, в традиции классического русского романа надевает белый ситец и уходит в ливень с пистолетом в руках, заканчивая свою жизнь под одиноким деревом в пустоши.

Символизм и метафоры в фильме

О чем нам говорит летающая рыба?

Летающий палтус - метафорический образ Акселя. Он раскрывает нам проблему взросления, становления сильной личности через боль утрат.

Следующий диалог в конце фильма между эскимосами Акселем и дядей Лео подтверждает это:

"Когда рыба становится взрослой, то глаз с одной стороны переходит на другую. Возможно, это признак зрелости. Этим они показывают, что пережили трудные времена. "

Так и у Акселя: умирает дядя, стреляется несостоявшаяся любовь — тогда-то под пение Iggy Pop он понимает, что детей от взрослых отделяет пережитые трудности, а когда что-то теряешь, то непременно что-то и находишь.

Мечты героев

Интересно то, что все герои являются яркими мечтателями.

  • Например, Аксель мечтает о заснеженных просторах Аляски, где охотники-эскимосы ловят стрелозубых палтусов. Он точно не знает, чего он хочет, поэтому видит свое счастье во льдах Аляски.
  • Элен уверена, что умеет летать, и обязательно доберется до Папуа – Новой Гвинеи. На самом деле она хочет быть свободной от земных проблем. Быть может, она хочет быть свободной от старения, ведь душой она молода.
  • Грейс хочет превратиться в черепаху. Она часто размышляет о смерти, которая подарит ей вечную жизнь в теле морской черепахи. Это связано с ее страхом стать похожей на мать, а также с тем максимализмом, с которым она смотрит на жизнь. К тому же Грейс очень ранимая натура - поэтому она хочет "спрятаться под панцирем"
  • Пол мечтает стать великим актером. Т.е. он мечтает о славе, популярности, признании.
  • А дядя Лео мечтает построить гору из кадиллаков и добраться по ней до Луны.

И, все же, почему застрелилась Грейс?

Несмотря на то, что Грейся была ранимой, высокочувствительной натурой с ноткой депрессии, в конце фильма для кого-то может стать непонятной причина, по которой она покончила с собой, ведь, казалось бы, что она счастлива, её любовь ответила ей взаимностью. На самом деле, в фильме, как мне кажется, эта деталь раскрыта не полностью. Это оставляет свободу зрителю догадываться о причине произошедшего.

На празднике, танцуя с Элен, Аксель не отводит взгляд от сидящей в кресле Грейс. Та неожиданно взлетает и, немного повисев в воздухе, опускается на пол. Что же означает этот "полет"? Он символизирует то, что она действительно достигла высшего для себя счастья - любви Акселя. По ее мнению "лучшего уже и быть не может, может быть только хуже." Именно в этот момент своей жизни она решает уйти, уйти красиво, как ей кажется. К тому же, Грейс всегда хотела превратиться в черепаху, и она осуществила это желание.

Ну, и, как мы видим, пистолет, появившийся в начале истории, "выстрелил".


Трейлер

Аризонская мечта

Аризонская мечта (1993)
Arizona Dream
драма, комедия, мелодрама, фэнтези
Режиссер: Эмир Кустурица
В ролях: Джонни Депп, Джерри Льюис, Фэй Данауэй, Лили Тэйлор, Винсент Галло



Аризонская мечта кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Аризонская мечта (1993): смотреть онлайн
Аризонская мечта (1993): смотреть онлайн

информация о фильме

Эмир Кустурица

Горан Брегович , Ричард М. Шерман , Роберт Б. Шерман (III)

Фэй Данауэй , Джонни Депп , Лили Тейлор , Винсент Галло , Джерри Льюис , Полли Нонан , Алексия Рейн , Энн Шулмэн , Полина Поризкова , Джексон Дуглас , Сэл Дженко , Мануэль Родригес , Мануэль Руис , Тришиа Ли Фишер , Джеймс Р. Уилсон , Майкл Джей Поллард

Первый и единственный фильм, снятый югославским режиссером Эмиром Кустурицей в Америке. Съемки шли непросто, из-за депрессии Кустурицы их даже пришлось остановить на три месяца, а затем резать по живому, сокращая четырехчасовой фильм до приемлемых 140 минут, но сейчас эта сюрреалистичная, полная загадок и открытая для толкований картина входит в число самых популярных работ режиссера. Герой этого фильма Аксель (Джонни Депп) попадает в странную семью, состоящую из матери Элен(Фэй Данауэй) и дочери Грейс (Лили Тэйлор); он становится любовником матери, мечтающей о том, чтобы летать, и строит летательный аппарат. Дочь любит Акселя и кончает самоубийством.


Это первый фильм, снятый Эмиром Кустурицей в Голливуде с американскими актерами. Если учесть, что критика о картине отозвалась довольно прохладно, а Кустурица на такие вещи реагирует весьма болезненно (он всегда был баловнем и критики, и призов престижнейших кинофестивалей), а также если посчитать за чистую монету слова Эмира о том, что он завязывает с кинематографом и посвятит себя игре на гитаре в ансамбле "No Smoking Orchestra", - можно предположить, что этот опыт останется и последним. Плакать не будем. Веселиться, впрочем, тоже. Почему? Давайте разбираться, но сначала, как обычно, немного о сюжете. Он достаточно прост.

Акселя Блэкмара (Джонни Депп), работающего в Нью-Йорке, кузен Пол Леже (Винсент Галло) фактически обманом увозит в Аризону, чтобы Аксель присутствовал на свадьбе свого дяди Лео (Джерри Льюис), в доме которого Аксель воспитывался после трагической смерти своих родителей. Однако когда Аксель приезжает, выясняется, что дело не только в свадьбе: Лео всерьез рассчитывает передать Акселю свой наследственный бизнес - торговлю кадиллаками. Поначалу Аксель отказывается - ему нравится жить в Нью-Йорке, нравится своя работа там, и он вовсе не хочет становиться торговцем кадиллаками, - однако он чувствует себя в долгу перед воспитавшим его дядей, поэтому соглашается.


Таким образом Аксель осел в Аризоне надолго. Во время работы в магазине дяди он и его кузен знакомятся с весьма экстравагантной парочкой: молодой вдовой Элейн Сталкер (Фэй Данауэей) и ее падчерицей Грейс (Лили Тейлор). Аксель и Пол - оба начинают ухаживать за Элейн, однако та предпочла Акселя. Элейн мечтает о путешествиях в дальние страны и о полетах на самолете, поэтому Аксель строит для нее воздухоплавательный агрегат. Однако Грейс влюблена в Акселя, поэтому всячески мешает идиллии этой пары и портит летающие аппараты, которые он с таким трудом создает. В какой-то момент Аксель понимает, что он тоже любит Грейс, однако при этом он не перестал любить Элейн.


Аризонская мечта, аризонский сон. Дело тут не в Аризоне как таковой. Она - просто символ сказки и мечты. Мечты красивой, огромной, как высокое голубое небо, и бескрайней, как пустыня Аризона. Это фильм о том, что человек должен уметь сам осуществлять свои мечты, и что полагаться в этом ему, собственно, не на кого. О том, что каждого из нас жизнь в конце концов ставит перед выбором, причем любой вариант выбора причинит боль близким тебе людям, но решать придется.


О том, что не нужно продавать кадиллаки только потому, что это семейный бизнес. Ты должен заниматься своим делом, ты должен осуществлять свои собственные мечты, следовать своим собственным снам. О том, что любые, даже самые фантастические мечты в конце концов осуществляются. Может, и не в реальной жизни, но хотя бы в твоем воображении. Ты почувствуешь это, ты переживешь эти невероятные ощущения. Стоит только постараться, стоит только поверить.


"Аризонская мечта" - фильм очень красивый, аллегоричный, символичный и философский. Однако критика его поругивала и называла неудачным американским экспериментом Кустурицы (он был снят в Голливуде на деньги французских инвесторов). В чем-то они правы, а в чем-то нет. Правы в том, что американские актеры - не актеры Кустурицы. Как бы они ни были хороши, довольно важной составляющей всех других фильмов Кустурицы являются потрясающе колоритные лица цыган, сербов и хорватов. Они совершенно по-другому выглядят, они совершенно по-другому играют (тем более, что Кустурица в свои фильмы часто приглашает непрофессиональных актеров). Кустурице не сильно нужны отличные актеры для того, чтобы воплотить свои замыслы. Он относится к довольно редкому разряду режиссеров, которые умеют заставить играть практически кого угодно. Точнее, не играть, а жить в снимаемых им фильмах.


Трудно представить "Амаркорд" Феллини, в котором играют профессиональные американские актеры. Фильм сразу потерял бы часть своего колорита. Поэтому "Аризонская мечта" воспринимается как несколько искусственное для Кустурицы произведение - просто потому, что в остальных его фильмах подбор актеров был принципиально другой.


Однако было бы ошибкой говорить, что голливудские артисты играют плохо. Наоборот, они играют отлично, причем все главные персонажи - Депп, Данауэй, Тейлор и Галло. Депп в этом фильме особенно хорош: наивный, однако не инфантильный, мечтательный и романтичный юноша, который начисто забыл обо всех условностях социума и занимается тем, что осуществляет мечты - свои собственные и мечты любимых. Фэй Данауэй мне понравилась, пожалуй, меньше остальных главных героев, но у нее очень сложная роль: взрослая женщина, в которую влюбился совсем молодой парнишка, становящаяся совсем молодой под его воздействием. Благодаря ему она поняла, что может исполнить свою мечту. В благодарность за это она готова помочь Акселю в осуществлении его устремлений.


Лили Тейлор играет замечательно. Поначалу кажется, что ее героиня - обычная истеричка с суицидальным синдромом, однако затем понимаешь, что Грейс, в сущности, несчастное создание, до которой никому в этой жизни нет дела. Ее любовь к Акселю и те глупости, которые она при этом вытворяет - наивны и трогательны. Сцена дня рождения Элейн и то, как Грейс себя ведет во время праздничного события - сыграны изумительно. Одно только мне не понравилось - аккордеон в руках Грейс и эпизоды с ним. Это очень в стиле других фильмов Кустурицы, однако смотрится несколько искусственно в данном варианте.


У Винсента Галло более скромная по объему роль, чем у первых трех актеров, однако его мечтающий об актерской славе Поль Леже - великолепен. С ним много забавных эпизодов, но самые лучшие, конечно, это сцена в кино, когда Леже рассуждает об актерах и объясняет Акселю, как следует клеить девушек, его выступление на конкурсе и, конечно же, эпизод с просмотром "Крестного отца II". Жаль только, что переводчики не догадались оставить эту сцену в покое и не переводить слова Леже - при этом теряется весь кайф. Кстати, в эпизоде в кинотеатре, где Леже читает Акселю лекцию об известных актерах, он упоминает Джонни Деппа. Кустурица любит такие хохмы. Его самого на концертах "No Smoking Orchestra" называют Серджо Леоне.


Резюмирую. Это настоящее кино. Заставляющее подумать, аллегоричное и умное. Его, безусловно, нельзя считать неудачей Кустурицы, потому что это удача. Просто немного непривычно смотрятся американские актеры в фильме Кусты, да и стиль его в Голливуде довольно заметно изменился, что не понравилось многим поклонникам. Однако актеры очень хороши, снято это прекрасно, да и все остальные составляющие картины - тоже вполне на высоте (особенно музыка Бреговича в исполнении Игги Попа). Надо ли смотреть? Конечно. Есть кино, а есть Кино. Кустурица снимает Кино.


Сюжет

Аксель работает в департаменте рыбных ресурсов в Нью-Йорке. Его кузен Пол приезжает из Аризоны, чтобы привезти Акселя на свадьбу дяди Лео. Хотя Аксель и не хочет ехать, Полу удаётся напоить его и отвезти на родину.

Дядя Лео хочет, чтобы Аксель продолжил наследственный бизнес по продаже кадиллаков. Аксель сначала хочет вернуться в Нью-Йорк, но, чувствуя долг перед дядей, воспитавшим его после трагической смерти родителей, остаётся.

ARIZONA DREAM (Emir Kusturica, 1993) "In The Death Car" by Iggy Pop home made. Все видео

Во время работы в магазине Аксель через Пола знакомится с сорокалетней вдовой Элен и её падчерицей Грейс. В разговоре Грейс признается Акселю, что ей постоянно приходит в голову мысль о самоубийстве, и что её пугает её возрастающее сходство с Элен. Аксель вместе с Полом приходят в гости к Элен и становятся свидетелями ссоры между мачехой и падчерицей, которая заканчивается демонстративной попыткой Грейс повеситься на капроновых колготках. Вскоре между Акселем и Элен начинаются романтические взаимоотношения, вызывающие протест Грейс. Чтобы воплотить мечту Элен, Аксель пытается построить в гараже аэроплан, однако чуть ли не каждый вечер Грейс ломает самолет, чем приводит Акселя в бешенство. К Элен приезжают Пол и дядя Лео, они пытаются уговорить Акселя вернуться, однако тот отказывается, а в ответ на попытку увезти его насильно Элен открывает по ним предупредительный огонь из ружья.

Читайте также: