Арабо мусульманская культура краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.

1. Возникновение ислама

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

2. Коран. Основные направления в исламе

Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина.

Исламская религиозность содержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философское значение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные направления: во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди них занял возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляется субкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.

Мусульмане, по меньшей мере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет им осознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования и аккультурации.

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры

Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламские доктринальные положения и социально-философские концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобретали целостное видение мира.

В самом исламе сегодня существуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам, первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направление называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие от салафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов с западной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-технических достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

Ислам, возникший в доисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространения арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенности преломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная часть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. На эту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманской культуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

4. Философия арабо-мусульманского Востока

При рассмотрении вопросов культивирования прекрасного нрава в арабо-мусульманской культуре большое внимание уделялось определению порочных и прекрасных черт характера. Основа этой традиции была заложена еще в Никомаховой этике Аристотеля. Аль-Газали, Ибн Ади, аль-Амири, Ибн Хазм, Ибн Аби-р-Раби, аль-Мукаффа развили и по-своему переработали античное наследие.

5. Халифат. Распад халифата

Следует отметить, что возникновение ислама в начале VII в. положило начало длительной и богатой событиями истории арабского халифата. Государственные образования, зарождавшиеся, распадавшиеся и переживавшие реставрацию, включили в свою орбиту многочисленные этносы, в том числе и имевшие богатую культурную традицию. В возникшей на основе ислама цивилизации сложилась и система моральных установлений. Среди неарабов наиболее значительный вклад в развитие мусульманской цивилизации принадлежит персам; память об этом сохранилась в арабском языке, где одно слово (аджам) обозначает и персов и неарабов в целом. В процессе развития культуры, в том числе и этики, на территории арабского халифата заметную роль сыграли мыслители, не исповедовавшие ислам. Немалое значение имело и античное наследие.

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджи-ты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды — потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

6. Исламская словесность. Художественная культура

В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков.

В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами.

Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

Заключение

Известно, что французский писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскую культуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил свое мнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье с аналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния в истории обеих культур.

Использованная литература

1 Батунский М.А. Ислам как тотальная система регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 1999. – 579с.

2 Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.

3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин / Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.

4. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.

5. Степанянц М.Т. Философия зарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.

6. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. — 190 с.

7. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.

9. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – С.47 - 53.

После распада Римской империи казалось уже невозможным существование таких огромных государственных образований. Но в середине I тыс., когда буддизм, достигший к тому времени наивысшего расцвета, уверенно продвигался на восток, а христианство в Европе – на север, в Юго-Западной Азии на Аравийском полуострове возник ислам – самая молодая мировая религия. На основе исламской идеологии за считанные десятилетия образовалось государство, территория которого была бо?льшей, чем земли, подвластные когда-то Риму.

Ниже мы рассмотрим следующие вопросы:

1) доисламская Аравия и возникновение ислама;

2) распространение и утверждение ислама;

3) арабоязычная культура и философия.

Аравийский полуостров – самый большой на земном шаре и по площади превышает четвертую часть Европы. Территория полуострова – степи, пустыни и полупустыни, для земледелия пригодна лишь незначительная его часть. С древнейших времён Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. На юге, где были достаточные водные ресурсы, ещё в I тыс. до н.э. сложилась земледельческая культура. Арабы-земледельцы выращивали здесь злаки, фрукты и овощи, у них были развиты ремесло и торговля.

Но большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы – бедуины (степняки), занимавшиеся преимущественно разведением скота, торговавшие с арабами-земледельцами. В середине I тыс. племена бедуинов переживали процесс разложения первобытнообщинных отношений: появилась племенная знать и зависимые люди – са?луки. Большое распространение, особенно на юге полуострова, в Йемене, получило рабство, но в экономическом отношении оно всё же играло менее заметную роль, чем процветавшая в те времена торговля. Последняя явилась одной из причин того, что Аравия стала объектом внешних завоеваний.

В VI в. Византия и Иран боролись за торговые пути, проходившие через Йемен и Западную Аравию. При этом предпринимались попытки насаждения христианства, но ему противостояли старые языческие верования. Результатом этой борьбы стало изменение торгового пути между Индией и Средиземноморьем таким образом, что он проходил по территории Ирана, а не Йемена. Оставаясь в стороне, Йемен переживал экономический упадок. Немало южноарабских племён переселилось на север полуострова. Ущерб был нанесён и другим районам Аравии. Внешние завоевания не могли не сказаться на доходах купечества, а именно оно было наиболее влиятельной силой в обществе арабов и на юге, и на западе Аравии. Здесь было несколько городов, где правило купечество. Среди них выделялись Ясриб (позднее – Медина), Таиф и Мекка – центр территории, занятой племенем Курейш (курейшитов).

Здесь необходимы исторические параллели. За тысячу лет до описываемых событий нечто похожее пережили иудеи после вавилонского пленения. Порушенная жизнь и горечь вынужденной разлуки с родиной рождали убеждение в необходимости духовного единения общества. Наиболее ярко они выразились в пророческом движении, главным мотивом которого был призыв к признанию Яхве единственным Богом. В результате родился иудаизм как монотеистическая религия. Арабы переживали подобные настроения, и они привели к возникновению ислама и объединению Аравии.

Но действительно ли новой была самая молодая из мировых религий? На этот счёт не существует единого мнения. Одни авторы полагают, что в исламе нет ничего оригинального, поскольку он возник на почве старых верований и уже существовавших монотеистических религий. Другие авторы, напротив, считают ислам принципиально новой религией, несмотря на его синкретизм. Разумеется, можно по-разному оценивать новизну мусульманского вероучения, впрочем, как и любой другой мировой религии. Даже новизна взглядов того или иного человека может быть оценена по-разному, не говоря уж о каком-либо учении, тем более религиозном. Выше, говоря о Библии, мы, затрагивая вопрос о том, важно или нет знать, насколько достоверны описываемые в ней события, отмечали, что в их достоверности можно сомневаться, но нельзя отрицать то воздействие, которое они оказывают на верующих. Иными словами, вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих её, а для учёного-исследователя данный вопрос может быть решён лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

Вот что писал о роли ислама в жизни арабов академик В.В. Бартольд, крупнейший отечественный исламовед:

Пророк Мухаммед, его образ и деятельность

Эта сура невелика по объёму, поэтому приведём её полностью:

1. Клянусь светлым утром,

2. клянусь ночью и мраком её,

3. что твой Господь не покинул тебя и не питает [к тебе] ненависти.

4. Ведь будущий мир [о, Мухаммед] для тебя лучше, чем этот мир.

5. Ведь вскоре твой Господь одарит тебя, и ты будешь доволен.

6. Разве не Он нашёл тебя сиротой и дал тебе прибежище?

7. Он нашёл тебя заблудшим и наставил на прямой путь.

8. Он нашёл тебя нуждающимся и избавил от нужды.

9. Так не обижай же сироту,

10. и не гони просящего подаяния,

11. И благодари Господа твоего за милости.108

Первые три года он обращался к ближайшему окружению. Он научился владеть словом, воздействовать на слушателей. Сложился небольшой круг преданных ему сторонников. Кроме того, Мухаммеду было необходимо время, чтобы созреть до степени народного, а не только семейного проповедника. Ему нужна была не только убеждённость, но и высокая степень мужества. В самом деле, разве просто выйти на улицу и обратиться к людям?

Как у Александра Галича:

И всё так же, не проще,

Век наш пробует нас –

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь

В тот назначенный час?!

В 630 г. Мухаммед, как писал В.В. Бартольд, вступил в Мекку победителем. А через два года он предпринял туда последнее путешествие, во время которого пророчествовал о том, что древние обычаи отменятся и только ислам станет религией единства и равенства арабов. В июне того же года, после болезни, Мухаммед умер. Последний его вздох приняла любимая им Аиша, малолетняя дочь Абу Бакра, богатого купца, лучшего друга Мухаммеда, с которой пророк вступил в брачные отношения, когда не стало Хадиджи, вскоре после переселения в Медину. Могилу для него вырыли в ту же ночь и на том же месте, где он умер. По преданию, близ могилы Мухаммеда оставалось свободное место, предназначенное для Исы (Иисуса), который должен был окончить там свои дни после второго пришествия. Согласно легендам, во время похорон откуда-то доносился таинственный голос, утверждающий в вере всех присутствующих. Величие пророка проявилось ещё и в том, что он видел в единобожии условие спасения не только для себя лично или для отдельных людей, пожелавших следовать его вере, но прежде всего для всех арабов.

Прерванные гражданской войной, арабские завоевания при Омейядах возобновились. В халифате осуществлялись экономические и политические преобразования, ожила торговля, росли города, зодчие византийской выучки строили дворцы, мечети и загородные замки. Арабский язык становился языком делопроизводства и международным для огромного государства, находившегося одновременно в Азии, Африке и Европе. Омейяды стали чеканить собственную монету. Для управления государством были учреждены наместничества. Их главы – эмиры – осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Важным следствием арабских завоеваний было распространение ислама на территории всего халифата.

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков – сунниты, шииты, хариджиты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды – потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнён.

В результате арабских завоеваний ислам пересёк границы многих стран, стал религией многих народов, населявших пространства от Испании до Персидского залива. В конце VII в. ислам проникает в южные районы Средней Азии, на Северный Кавказ, в IX–X вв. – в Волжско-Камский бассейн и в Приуралье, в IX в. – в северную и северо-западную Индию, в глубь африканского континента.

– исповедание единобожия (таухид) и пророческой миссии Мухаммеда;

– ежедневная пятикратная молитва (салат);

– добровольная очистительная милостыня (закят);

– пост (саум) раз в году в месяц рамадан;

– паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (хадж).

Таким образом, в исламе выделяются четыре основных предмета веры:

– в его посланников и Писания (всего признается пять посланников-пророков: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, завершивший цепь пророчеств);

– в воскресение после смерти и Судный день.

В мусульманской мифологии ангелы созданы из света, они бесполы, выполняют поручения Аллаха. Выше всех стоят Джабраил, Микаил, Израил и Исрафил. Демоны, или джинны (шайтаны), были созданы раньше людей и ведут своё происхождение от Иблиса (Шайтана), который отказался поклониться человеку, за что Аллах низвергнул его (7:11-13). В отместку Иблис пообещал Аллаху, что будет мешать людям следовать по пути истины. Принято считать, что каждый человек имеет ангела и шайтана, побуждающих его творить добро и зло соответственно. А на плечах человека сидят два незримых ангела: один из них отмечает добрые, другой – злые дела, которые зачтутся ему после смерти и в Судный день.

Мусульманский культ включает в себя и праздники. Особенно широко отмечается праздник жертвоприношения – курбан-байрам (ид-аль-адха), или большой байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста – уразы. Он связан с переосмысленным в исламе библейским сюжетом о готовности Авраама принести в жертву своего сына. В память об этом событии мусульманин должен принести жертву (курбан) Аллаху – зарезать овцу, корову или верблюда. Три последние ночи перед завершением поста тоже считаются праздничными и отмечаются по мусульманскому – лунному – календарю (отсчёт его ведётся от 15 июля 622 г., когда Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину). Ночь, выпадающая на 27 число месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря), считается особенно священной, поскольку именно в эту ночь сорокалетний Мухаммед услышал обращение Аллаха, проповедуемое им в течение 22 лет. Первое число месяца шавваль, следующего за месяцем рамадан, торжественно отмечается мусульманами как праздник окончания поста – ураза-байрам. К праздничным дням в исламе относится и пятница, отмечаемая еженедельно, как у иудеев суббота, а у христиан – воскресенье. Она считается официальным выходным днем. Важное место, как и во всех других религиях, в мусульманстве занимает пост. Его должны соблюдать все верующие вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Это очищение тела и духа, которому подверг себя Мухаммед, ставший благодаря этому доступным речам Аллаха. Позже, во времена становления промышленного производства, строгое исполнение уразы не требовалось от несовершеннолетних, старых и больных, от рабочих и работниц, занятых на фабриках, заводах, транспорте, на сельскохозяйственном производстве.

Основные направления в исламе

Мистицизм в исламе

Особенности мусульманского самосознания

Особенности этой культуры определяются, прежде всего, основами вероучения и культа, изложенными в Коране и Сунне. Традиционно выделяют пять первоэлементов, или столпов, определяющих принадлежность к исламу:

3. Пост в месяц рамадан, т.е. в 9-й месяц лунного календаря, с того дня, когда Мухаммед получил первое божественное откровение. В месяц рамадан с восхода до захода солнца, пока можно отличить белую нитку от черной, необходимо воздерживаться от питья, еды, увеселений и других удовольствий.

Соблюдение этих условий является подтверждением веры человека и одновременно его права на вхождение в общину верующих (умму). Совершение греха (отступление от указанных и других норм Корана и Сунны) отдаляет человека от божества, очищение от греха восстанавливает эту связь.

Идея очищения, реализуясь в конкретных нормах и ритуалах, сопровождает все этапы жизненного цикла мусульманина – рождение, вступление в брак, смерть. При этом очищение тела и души символически взаимосвязаны. Мусульманская этика исходит из реального образа человека, который понимает и принимает ограниченность своих человеческих возможностей.

Эти и другие составляющие исламской культуры обусловили такую ее особенность, как способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. В ходе завоеваний, выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы столкнулись с высокоразвитыми цивилизациями, но не растворились в них, а, наоборот, передали им свою религию, язык, менталитет, создав на этой основе самобытную устойчивую конкурентоспособную культуру. Это позволяет сказать, что решающим фактором распространения и утверждения ислама были не завоевание и подавление, а его культурная мощь.

Другой важной особенностью арабо-мусульманской культуры является неразделимость духовно й и светской власти: религии, морали и права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности – халифат. Халиф сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабо-мусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они истолковывали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между уммой (ее представителями) и претендентом на халифат, который должен отвечать следующим требованиям:

— быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов);

— происходить из племени курейшитов;

— быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.

Халифат – не единственная концепция исламской государственности. Все остальные ее концепции, так же, как и халифат, основаны на неразделимости светской и духовной власти: религии, морали и права.

В развитии арабо-мусульманской культуры можно выделить несколько периодов:

1. Персидско-арабский (VII – Х вв.). Он связан с деятельностью халифата Омейядов (661 – 750 гг.) со столицей в Дамаске и частично халифата Аббасидов (750 – 1258 гг.) со столицей в Багдаде. В это время границы созданного преемниками Мухаммеда арабо-мусульманского халифата стремительно расширялись. Уже к середине VIII века в его состав вошли территории Ирака, Сирии, Палестины, Северной Африки, Испании, а также Персии, Армении, Азербайджана, Хорезма и Средней Азии. Во второй половине VIII в. его территория превышала размеры Римской империи. Эпоха арабских завоеваний длилась до IХ в., затем единая арабская держава стала распадаться на отдельные мусульманские государства.

В это время арабская культура, основанная на исламе, обогатилась наследием, полученным от народов покоренной арабами Персидской державы. Арабский становится основным языком мировой культуры, языком новой литературы и научной мысли.

2. Испано-магрибский (Х – ХIII вв.). В этот период времени центр культурной жизни перемещается на запад мусульманского мира, в Андалусию (Кордову, Толедо, Севилью, Малагу, Гранаду). Мусульманская культура расцветает, впитывая в себя традиции европейской культуры. Удар по развитию андалусской культуры нанесли движения альморавидов, а затем альмохадов, которые выступали с проповедью социального равенства, простоты нравов, преследовали науку, философию, искусство. Эти движения объединяли кочевников, пришедших в Испанию из степей Западной Сахары и с гор Атласа. Династии Альморавидов и Альмохадов правили в Андалусии и Магрибе в ХII – ХIII вв. Но постепенно мавры (испанские арабы) были вытеснены с Пиренейского полуострова христианами в ходе реконкисты (исп. — отвоевание) к концу ХIII в. (кроме Гранады – до 1492 г.). В Х – ХIII вв. быстро развиваются города Магриба, в том числе г. Ал-Кахир (совр. Каир). В них строились роскошные мечети, процветала торговля.

3. Тюркско-турецкий (ХIV – сер. ХIХ вв.). Он связан с тюркскими завоеваниями, возникновением и расцветом на их основе восточных мусульманских государств и прежде всего Турецкой (Османской) империи, которая выросла из небольшого эмирата бея Османа, начавшего постепенно присоединять земли ослабевшей Византии. В 1453 г. Византия пала и на ее территории возникает Османская империя, которая вобрала в себя в ходе дальнейших завоеваний все земли бывшего арабского халифата и стала самым большим мусульманским государством. В ХVIII в. Османская империя начинает приходить в упадок и окончательно распадается в 1918 г. после I мировой войны.

В этот период возникли и другие территориально-государственные образования, которые стали базами развития мусульманской культуры: Персидская империя Сефевидов (ХVI – ХVIII вв.) и империя Великих Моголов (на тер. Индии, ХVI – ХVIII вв.). С деятельностью названных государственных образований связан не только экономический расцвет, усиление политического влияния на мировой арене, но и расцвет художественного творчества на базе исламских традиций, давший миру настоящие шедевры архитектуры и живописи.

В ХIХ – ХХ вв. многие мусульманские государства попадают в колониальную зависимость от западных держав. Это поставило народы этих стран в совершенно новую культурную ситуацию, порождающую новые тенденции в развитии исламского мира.

Краткая характеристика арабо-мусульманской культуры, ее моральная основа. Ислам как одна из трех мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Основные черты арабо-мусульманского искусства.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.08.2010
Размер файла 27,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основные черты арабо-мусульманской культуры

2. Основные черты арабо-мусульманской культуры

2.1 Краткая характеристика арабо-мусульманской культуры

2.2 Моралная основа арабо-мусульманской культуры

2.3 Основные черты арабо-мусульманского искусства

1. Введение

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления.

Объект исследования - мир арабо-мусульманской культуры.

Предмет - основные черты арабо-мусульманской культуры.

Цель - изучить основные черты арабо-мусульманской культуры.

2. Основные черты арабо-мусульманской культуры

2.1 Краткая характеристика арабо-мусульманской культуры

Ислам впитал в себя иудаизм, христианство, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, восточных верований. Однако он является самостоятельным самобытным явлением. Священная книга Ислама -- это Коран, заглавная идея которой заключается в том, что Аллах -- Бог, единственный и великий, творец всего сущего и верховный судья.

Мусульманин верит в бессмертия души, которая оставляет тело в день смерти, и у воскресение в день Страшного суда. С этой верой связанная вера у существования двух форм загробной жизни - рая и ада. В воображении мусульманина рай - это замечательная местность, где вдоволь всего, о чем человек виднеется в этом миру: изысканная пища, холодная вода, реки из молока и меда, множество наслаждений. Пекло - место мучений и страданий. К раю попадаются те мусульмане, которые тщательно выполняют все религиозные предписания; неверных и тех, которые отошли от веры, ждет ад.

Судьбу каждого определяет Аллах на Страшном суде. Он будет подвергать допросу живых и мертвых, а они, без одежды, с книгой в руке, где записано все их дела, со страхом будут ждать решения. Заступничество Мухаммеда может изменить приговор: Аллах может простить грешника. В исламе четко выражена вера в божественное провидение. Без воли Аллаха ни одна волос не упадет из главы правоверного.

2. Ежедневная пятиразовая молитва (намаз): на рассвете, в обод, в третий дня, с закатом солнца и перед наступлением ночи. Перед намазом - обязательное ритуальное обмывание водой. Пятница является днем коллективной молитвы. Этот день святой для восточных народов, как день, когда был создан человек.

3. Соблюдение поста (он называется саум или ураза). На протяжении девятого месяца за месячным календарем (месячный год короче от солнечного на 11 дней) мусульманин с рассвета и к наступлению тьмы не имеет права есть и пить. Это он может делать лишь ночью. От поста освобождаются больные, беременные женщины, очень старые люди. Важной обязанностью мусульманина является уплата налога (закьят) в пользу бедных.

4. Закьят дополняется садаком -- добровольным пожертвованием, которое составляет 1/40 часть годового дохода.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм -- самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) -- это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат -- свод законов, включающий широкий круг правовых норм, ходя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

2.2 Моральная основа арабо-мусульманской культуры.

Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы -- это:

1. воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными;

2. узаконивание кровной мести;

3. восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины;

4. построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам);

5. труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь -- лишь прах, суета.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм -- самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) -- это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат -- свод законов, включающий широкий круг правовых норм, ходя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

Формула "поступки по намерениям" (аль-амаль би-н-нийят) стала едва ли не центральной в этической мысли ислама. Достаточно сказать, что здесь намерение учитывается и при рассмотрении культовых действий (ибадат), таких, как омовение, молитва, выплата очистительной милостыни (закат), паломничество (хадж), пост, и при решении тех вопросов взаимоотношений людей (муамалят), в которых должно быть вынесено судебно-правовое решение, таких как сделки, брак, договоры и т.п. Общее положение при этом таково: правильное намерение должно непременно сопровождать любое действие, и даже если все "технические" детали действия соблюдены, но намерение отсутствовало или было неправильным, т.е. не соответствовало действию, то и действие считается несостоявшимся.

Это положение распространяется не только на ритуально-культовые действия, но затрагивает и чисто юридические акты, такие, как развод или купля-продажа. Другое важное условие состоит в том, что намерение должно сохраняться до конца действия, т.е. сопровождать постоянно процесс его совершения. Если намерение нарушено или изменилось до того, как действие закончилось, такое действие также считается несостоявшимся. С этой точки зрения "дух" и "буква" закона никак не могут быть не только противопоставлены, но и вообще разделены: одно не имеет никакого смысла без другого.

2.3 Основные черты арабо-мусульманского искусства

Исламская живопись отличается от живописи большинства других религий тем, что она не знала изображений Бога (Аллаха). В отличие от Евангелия священная книга ислама - Коран - никогда не иллюстрировалась. Абсолютный монотеизм Ислама - таухид, выражаемый сакральной формулой "Нет Бога кроме Аллаха", категорически отрицает возможность визуального или словесного изображения божества в каком-либо конкретном виде. "Не постигают Его взоры".

И хотя Коран не запрещает изображать Аллаха, существует лишь несколько изображений пророка Моххамеда, причем, за редким исключение, его лицо не показано или скрыто вуалью. Вследствие этого исламская живопись не обладает таким иконографическим богатством, как, например, византийская живопись. Из Византии была заимствована техника мозаики, однако иконография мозаик, например, в мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме и Большой мечети Омейядов в Дамаске сведена к пейзажу, растительным и орнаментальным мотивам. Исламскую живопись можно назвать интернациональной, так как она распространилась на столь разных по своей культурной традиции территориях, как Аравия, Испания, Сирия, Турция, Персия и Индия. Во всех этих странах ведущим видом искусства была миниатюра, что отвечало характерному для ислама вкусу к орнаментальности. Миниатюры создавались главным образом по княжеским заказам и нередко изображали роскошь, утонченность и величие придворной жизни. Миниатюры превращались в огромные повествовательные циклы. В миниатюрах к сказкам, рассказам и поэтическим сочинениям (например, Тысяча и одна ночь) частью изображения становился каллиграфически написанный текст. Своей вершины исламская живопись достигла в персидских и монгольских миниатюрах.

Каллиграфия (хатт или хутут - араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгаморы в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы.

Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого, общего для народов Азии, Ближнего Востока и Северной Европы. Ислам ассимилирует эти архаические элементы, сводя их к наиболее абстрактному и чистому определению, в известной степени нивелирует их и таким образом лишает всякого магического характера. Как результат такого синтеза арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска -- не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. В арабеске воспроизведение индивидуальной формы невозможно вследствие бесконечности полотна.

3. Вывод

Основой арабо-мусульманской культуры является ислам. Ислам характеризуется большой простотой принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст - Коран, который Он передал с помощью человека по имени Магомет.

Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

Характерной особенностью мусульманской религии есть то, что она активно вмешивается во все аспекты жизни людей. Ислам не просто религия, это - образ жизни.

4. Литература

1. Багдасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. М., 2007. - 712.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.- 263

3. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. - 104

Подобные документы

Исламская философия нашего времени. Доктрина как мусульманское учение. Развитие исламской философии, значение Корана в арабо-мусульманской культуре. Ислам как объединяющий фактор стран арабо-мусульманского мира. Организация исламской конференции.

реферат [24,9 K], добавлен 10.02.2010

Становление и особенности арабо-мусульманской культуры, ее связь с зарождением и укреплением Арабского халифата. Возникновение и распространение ислама, его важнейший принцип – монотеизм. Своеобразие арабо-мусульманской архитектуры, роль культа знаний.

реферат [38,1 K], добавлен 12.06.2010

Возникновение ислама как фундамента арабо-мусульманской культуры, основные его направления, роль Корана. Особенности мусульманского вероучения и философии, исламская словесность и художественная культура. Распад халифата и новое возрождение Востока.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 14.10.2010

Периодизация становления арабо-мусульманской культуры, ее важнейшие этапы, обусловленные судьбами Мухаммада и ислама. Родина Мухаммада Мекка - религиозный центр мусульман. Философские традиции и художественная культура классического исламского мира.

презентация [1,0 M], добавлен 29.01.2014

Духовно-нравственные аспекты ашугского искусства народов Южного Дагестана, выражающиеся через любовную лирику и дидактизм "устаднаме". Музыкально-поэтическое творчество ашугов. Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 03.03.2013

Предпосылки возникновения Ислама. Коран и философия как отличительная особенность арабо-мусульманской культуры. Особенности исламской религиозности, развитие арабской философии. Влияние европейской философии и культуры на творчество арабских мыслителей.

презентация [173,9 K], добавлен 15.03.2012

Понятие и отличительные особенности средневековой арабской культуры как культуры племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. Зарождение ислам и личность Муххамеда.

Читайте также: