Саятшы ораз на русском краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

В 1903 году татарский писатель Гаяз Исхаки написал текст, который сегодня часто называют антиутопией. В этом произведении он рисует мрачные картины возможного будущего татарского народа (который он сам называл булгарским - почему, я расскажу позже). Автор считал, что татары могут полностью исчезнуть к началу XXII века. Речь идёт о произведении под названием "Вырождение двести лет спустя". Сегодня я объясню вам, в чём смысл этого текста и почему он занимает важное место в истории татарской литературы.

Гаяз Исхаки, его народ и его время

В начале ХХ века, когда имя Гаяза Исхаки прогремело в татарской литературе, татарское общество находилось в состоянии кризиса. Впрочем, весь мир тогда стоял на пороге Новейшего времени, и многие народы столкнулись с необходимостью перемен.

Среди татар были люди, которые хотели изменить свою нацию в соответствии с духом времени. Они ратовали за просвещение, за развитие литературы, искусства, образования, призывали заимствовать опыт других народов. К таким людям относился и Гаяз Исхаки. Татарским просветителям противостояли сторонники традиционной жизни - многочисленные представители старой элиты: священнослужители-муллы, богачи. Отдавали предпочтение традициям и многие простые люди, не отягощённые думами о судьбе татарского народа в контексте мировой истории.

Постепенно новые веяния стали проникать в традиционную жизнь татар. Например, появились так называемые "новометодные" медресе. Медресе - это традиционная школа у мусульман, в которой учителями были муллы, а изучались в основном предметы, связанные с религией. В новометодных медресе уже изучали разные науки. Это, конечно же, было полезно для детей, но многие татары настороженно относились к нововведениям.

Так вот татарский народ встретил ХХ век. Немногочисленные просветители даже были готовы разочароваться в своём народе, глядя на то, как медленно продвигается их благое дело. Это чувство не обошло стороной и Гаяза Исхаки. Его думы о печальной судьбе, возможно, уготованной татарам, вылились в один из самых необычных текстов татарской литературы - "Вырождение двести лет спустя".

Повесть или памфлет?

Это произведение необычно уже тем, что очень трудно определить его жанр. В нём есть сюжет и вымышленные персонажи. Но есть и пространные рассуждения автора, в которых он обличает противников прогресса.

Не нужно забывать, что "Вырождение. " было написано на злобу дня и для читателей того времени оно выглядело именно как памфлет, адресованный всему татарскому обществу. Художественное повествование иллюстрирует мысли автора, наглядно показывая, что может случиться с татарами в будущем.

С другой стороны, сюжет этого произведения вполне самодостаточен и мог бы существовать без пространных авторских комментариев. Но Гаяз Исхаки выбрал именно такую необычную форму для своего высказывания - повесть, помещённая внутрь памфлета. Или памфлет, в который вставлена повесть.

Краткое содержание

Произведение открывается предисловием, в котором автор резко высказывается против сословия улемов - исламских богословов, которые, по мнению Исхаки, стремятся оставить булгарскую нацию в Средневековье. Также он сетует на отсутствие у булгар тяги к новому, на их нежелание учиться у русских соседей.

Далее следует рассказ о "кукольной свадьбе" - такой забавой баловались булгарские богачи в XIX веке. На свадьбу двух кукол приглашено множество гостей, приготовлено угощение, куплены дорогие подарки. И всё это - только ради того, чтобы потешить тщеславие богатых булгар.

После такой зарисовки из истории автор переходит к современным ему событиям. Он описывает, как среди булгар стало распространяться просвещение: открывались школы, новометодные медресе. В то же время улемы вместо заботы о будущем народа занимались бесплодными спорами.

Перед улемами возник вопрос: как рассматривать обучение на русском языке с теологической точки зрения? Является ли оно запретным, достойным порицания или все же допустимым? И вновь все это напомнило кукольные свадьбы прошлого. Не обременяя себя знанием того, чему учат в новых школах, некоторые однозначно заклеймили их словом "харам" (запретный); доходило даже до обвинения учащихся этих школ в безбожии (впрочем, среди улемов были и такие, кто одобрял обучение на русском, более того, утверждал, что оно обязательно). Естественно, в народной среде царила полная сумятица.

Боясь перемен, некоторые деятели призвали булгар переселяться в Турцию. Но на новом месте им не удалось найти заветного счастья и покоя.

Между тем идеи просвещения понемногу овладевали умами самых дальновидных булгар. Всё чаще они ведут разговоры о прогрессе, о судьбе нации, о рациональности и гуманизме. Здесь автор задаётся вопросом: что же ждёт эту нацию в наступившем ХХ веке?

Тут и начинается собственно "антиутопическая" часть произведения. Гаяз Исхаки рассказывает, как может продолжиться борьба "новаторов" и "консерваторов" в булгарской культуре. Среди булгар появляются талантливые писатели, художники, композиторы. Но вместе с тем число просвещённых людей всё так же невелико, и их большие и нужные начинания не находят продолжения. Радеющие за свой народ булгары проигрывают битву с косностью булгарского общества.

Нация продолжала мирно посапывать во сне. Между тем дела обстояли из рук вон плохо. Продолжалось отставание, углублялась пропасть, отделявшая нас от других народов. Начало нового века не принесло ничего нового, никаких заметных перемен к лучшему. Деградация и распад господствовали.

В XXI веке, по мнению Гаяза Исхаки, среди булгар должна была разразиться эпидемия, которая унесёт множество жизней. Из-за плохих условий жизни бедный народ так и не сможет победить болезнь, и его численность будет неуклонно сокращаться. К 2097 году остаётся 3800 булгар, в то время как в конце XIX века их было 15 миллионов.

Далее автор знакомит нас со своим героем - булгарским историком Джагфаром, который живёт в конце XXI века. Джагфару выпало жить в то время, когда булгарская нация уже была не способна создать что-то новое. Оставалось вспоминать былые достижения и увековечивать их в памятниках, музейных коллекциях и научных трудах. Последние как раз-таки и писал Джагфар.

Интересно, что Гаяз Исхаки предсказывает булгарской культуре долгую жизнь, в отличие от самих булгар. По его мнению, русские будут восхищаться величием булгарского искусства ещё долго после того, как булгары исчезнут с лица земли. Джагфар, изучающий булгарскую историю, пользуется большим уважением среди русских коллег. Ещё бы - ведь он один из последних потомков булгарского народа, хранящий его наследие!

2 октября, в годовщину взятия Казани, Джагфар оказывается в этом городе. О том, что этот город когда-то был столицей булгар, напоминают лишь здания бывших мечетей и открывшийся в честь праздника музей булгарской культуры. Неожиданно герой находит в газете заметку о пожилом булгарине, который умирает в оренбургской больнице и надеется перед смертью поговорить хоть с кем-нибудь на родном языке. Джагфар не хочет упустить возможность услышать булгарскую речь и спешит в Оренбург. К сожалению, он добирается до города уже после смерти старого булгарина. Теперь в мире лишь двое людей говорят по-булгарски - это Джагфар и его жена Сююмбике, которая ждёт ребёнка.

Джагфара приглашают в Петербург на большой праздник, посвящённый наступлению XXII века. Во время праздника много говорят о булгарах. Звучит булгарская музыка, подают булгарские блюда. Учёные рассуждают о том, как так вышло, что булгарский народ не смог дожить до начала нового столетия.

Когда Джагфар возвращается домой, он узнаёт, что Сююмбике умерла при родах. Их сын родился мёртвым. Теперь Джагфар - последний булгарин на земле. С горя он отправляется в древний город Булгар - столицу средневекового государства Волжская Бургария. Там Джагфар поднимается на минарет. Вдруг налетает сильный порыв ветра, и минарет падает, погребая под своими развалинами последнего представителя булгарского народа.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Охотник Ораз был боевиком и выпустил только одну пулю.

. Если бы оружие Ораза было таким, его жадность была бы еще хуже. Всем известный зимний орел

Он не отказался от строительства, летней ковки и завязывания узлов.

- У меня много скота, - шутит Ораз.

- Где животные? - тем, кто спросил:

Ораз каждый день приносит с собой сумку, полную дичи. Если он все потратит в свою пользу

можно разбогатеть. Но Ораз не говорит. Он раздал людям выстрелы или бездомных животных и пошел домой.

Оказывается, он приносит еду на несколько дней.

Зимой Ораз также охотился на многих животных, таких как норки, мыши, лисы и волки. Но их кожа тоже

Он купил это и отдал всем, кто не получил прибыли.

Его лучшими друзьями были дети. Летом и зимой, когда он ходил на охоту, его окружали дети.

Он не щадил своих детей, он раздавал добычу дня.

Ораз, которому за шестьдесят, имеет очень прямое тело и быструю походку. Это больше, чем шкура собаки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сабақтың мақсаты: С.Мұқановтың шығармашылығы туралы жан-жақты білім беру, тақырыпты меңгерту, ойлау қабілетін, сөздік қорын молайту, шапшаңдыққа баулу. Т абиғатты аялай білуге шақыру, ынтымақ пен бірлікті, адамгершілік қасиеттерді бағалай білуге үйрету.

Көрнекілік: жазушының портреті, Есіл өзенінің, саятшының суреттері, қанатты сөздер.

Сабақтың түрі: аралас

Сабақтың әдісі: сын тұрғысынан ойлау.

Пәнаралық байланыс: география, музыка

Ұйымдастыру кезеңі. Поэзия минуты

Сыныпты екі топқа бөлу

Үй жұмысын сұрау.

Сәбит Мұқанов кім? Ол туралы біздер не білеміз?

А) Сіз білесіз бе?

2. әңгіменің кейіпкерлері кім?

Б) Есіл өзенінің географиялық орны

В) Үзіндіні жатқа сұрау.

Балалар, саятшылық деген не?

Саятшылық – қазақтың ежелден келе жатқан ұлттық өнерінің бірі. Құсбегілікпен, яғни қыран, бүркіт асыраумен, баптаумен айналысу өнері.

1. Жазушының есінде қалған жалғыз саятшы-Ораз.

2. Ораздың Мұқанның үй ішіне көмек көрсетуі.

3. Ораздың аңшылығы, адамгершілігі.

Баяндаушы – мазмұнын айту, жоспар құру.

Зерттеуші – қазіргі өмірмен байланыс.

Сұрақ қоюшы – сұрақтар дайындайды.

Суреттеуші – көркемдегіш құралдарды табу.

Суретші – үзіндіден сурет салады.

Саятшы – құсбегі, құс баптаушы.
Сауға беру – ақысыз беру, садақа беру .
Поселке – шағын ауыл.
Шілік – төрт түлік мал сүйсініп жайылатын жайылым өсімдігі.
Ителгі – Қазақстанның барлық өңірінде кездесетін биік ағаштар мен құздарда өмір сүретін бүркіттің бір түрі.
Қаршыға – өте алғыр құс, қарғадан көлемдірек. Қазақстанда Алтай, Алатау тауларының бөктерлерінде мекен етеді.

Тұйғын – қанаты қысқа, құйрығы ұзынырақ қаршығаның бір түрі. Ұсақ аңдар мен құс аулауға өте ыңғайлы.

Аңшылық туралы қандай шығармаларды білеміз?

Саятшылық өнер ме, кәсіп пе? (шағын пікірталас)

А) Бес жолды өлең

Зат есім (кім?) – саятшы
Сын есім (қандай?) – әзілқой, жайдары
Етістік (не істеді? Не қылды? Қайтті?) – құс салды, аң аулады, сауға
берді
Синоним – құсбегі
Сөйлем құра – Саятшы Ораз есін білгелі қыс бүркіт салудан, жаз
қаршыға мен тұйғын салудан қол үзбеген.

I. Сәбит Мұқанов неше жасынан бастап өлең жазды?
a) Он жеті
b) Он сегіз
c) Он тоғыз
ІІ. “Есіл бойында” әңгімесіндегі әнші жігіттің аты кім?
a) Мұратбек
b) Мырзатай
c) Бекберді
ІІІ.“Саятшы Ораз” әңгімесіндегі басты кейіпкер немен шұғылданады?
a) Балық аулаумен
b) Тері илеумен
c) Құсбегілікпен
ІҮ. Ораз құс салумен қай жыл мезгілінде айналысады?
a) Жазы-қысы
b) Тек жазда
c) Тек қыста
Ү. Ораз өзі аулаған аң терілерін не қылады?
a) Сатып пайда қылады
b) Сауғаға береді
c) Тұрмысқа пайдаланады.
ҮІ. Сәбит Мұқановтың көлемді еңбегін белгіле.
a) “Өмір мектебі”
b) “Көксерек”
c) “Саятшы Ораз”

Тесттің дұрыс жауаптары:
І – с
ІІ – в
ІІІ – с
ІҮ – а
Ү – в
ҮІ — а

Оқушылардың білімдерін бағалау.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 577 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Название нейтральное .Что – то из мира живой природы .Очень простое .Читаешь и не догадываешься ,ЧТО тебя ждёт впереди .Да и история обычная .Обычная .Если бы её не поведал нам гений .

Возвращаясь с охоты ,Тургенев обратил внимание на СТРАННОЕ поведение своей охотничьей собаки .А произошло очень занимательное событие .Расскажу это словами самого писателя .

" Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти".

Автора поразила самоотверженность маленькой птички –воробья .Собака казалась ему страшным чудовищем .Но сила ,сильнее страха, сбросила пичугу с безопасной ветки и заставила в смущении отступить грозного пса . Это сила материнской любви .

"Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! "

И неважно ,что любовь эту проявляет не человек ,а маленькая птаха .Всё равно эта сила - сильнее всего на свете .В этом убеждает нас автор .Здесь ,в этом описании ,всё гениально : и выбор темы ,и лексика .и переживания героев .

" Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея."

Но главное чудо – в конце стихотворения. Это гимн любви. Незначительный ,казалось бы ,эпизод, превращается в притчу ,а конечные строки стали афоризмом .

Удивительно ,что писатель ,желая рассказать о силе любви ,выбрал не человеческие отношения ,а инстинктивное поведение «взъерошенного « воробья .Это придаёт очарование всему эпизоду и усиливает впечатление читателя .На мой взгляд ,нет ничего более убедительного ,чем это доказательство Тургенева ,что " любовь, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь."

Читайте также: