Аптечка в спортзале перечень школа 2021

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, в каждой школе должны быть медицинские аптечки, чтобы при травмах и несчастных случаях оказать первую помощь, пока не прибудут профессиональные медики. В них входят средства для перевязки и медикаменты. При этом в каждом специализированном учебном кабинете состав аптечки свой.

Необходимый перечень компонентов школьной аптечки

Согласно СанПин 2.4.2.2821-10, аптечка обязательно должна быть в школе в тех местах, где риск получения травмы считается высоким. К ним относится кабинет труда и спортивный зал. Строгого регламента состава в масштабах государства нет, но необходимо следовать местным нормативным актам, в том числе приказам и пояснительным документам Департамента здравоохранения.

Местные власти, как правило, в обязательный состав аптечки для школы включают следующее:

  • антисептик – раствор хлоргексидина 0,05%;
  • бинты стерильные;
  • бинты эластичные;
  • лейкопластырь в рулоне и бактерицидный – разной ширины;
  • пластырь для ожогов гидроактивный;
  • повязки стерильные;
  • салфетки марлевые стерильные – разных размеров;
  • повязки кровоостанавливающие;
  • маски медицинские из трех слоев;
  • одноразовые резиновые перчатки;
  • пинцет и ножницы;
  • блокнот и карандаш.

К аптечке должен прилагаться список номеров телефонов экстренных служб, куда надо звонить при необходимости.

Кроме того рекомендуется добавить в аптечку:

  • нашатырный спирт, который поможет очнуться при потере сознания;
  • жгут, чтобы остановить артериальное кровотечение;
  • градусник для измерения температуры тела;
  • маску, чтобы проводить искусственное дыхание через рот;
  • лекарственные препараты с успокаивающим эффектом – валидол и другие.

Все это добавлять необязательно, но желательно. Комплектация выбирается в зависимости от кабинета.

Департамент здравоохранения принципиально не включил в список медикаменты, поскольку в школе нельзя рисковать из-за их неправильного использования. Учителя проходят курс по оказанию доврачебной помощи, но профессиональными медработниками не являются. Они, а также другие школьные работники, ошибочно оценив ситуацию и пребывая в состоянии стресса, могут ненамеренно вызвать отравление или передозировку лекарственными препаратами.

В каждой школе обязательно должен быть медицинский кабинет и школьная медсестра, в распоряжении которой и должны быть лекарственные средства, в том числе противошоковый набор, чтобы оказывать экстренную помощь.

Наборы медикаментов и медицинских средств зависят от специфики учебного процесса

В стандартных рекомендациях СанПин говорится только о необходимости аптечки для спортзала и кабинета труда, поскольку это места с повышенным риском травматизма. Однако, как показывает опыт, в кабинетах, где ведутся уроки по естественным наукам, случаются несчастные случаи, поэтому медицинские средства не помешают. Набором медикаментов нужно также оснастить школьный автобус.

Что должно быть в спортзале

Согласно статистике, наиболее опасное в плане получения травм место в школе – это спортзал. Ученики именно там получают по большей части растяжения, вывихи, ушибы, открытые и закрытые переломы. В связи с этим рекомендуется всегда иметь рядом хороший запас перевязочных материалов, а также:

  • охлаждающий пакет – следует прикладывать к месту ушиба или ранения как при травмах закрытых, так и открытых, поскольку он будет способствовать остановке кровотечения;
  • йод – в качестве антисептического средства;
  • гепариновую мазь – можно применять исключительно при ушибах для устранения гематом, но противопоказана, если есть кровотечение;
  • гемостатическую губку – она понадобится, чтобы остановить капиллярное кровотечение, но не поможет, если повреждена артерия;
  • жгут – для остановки сильных кровотечений;
  • раствор перекиси водорода – оптимально использовать для обеззараживания и остановки кровотечения.

В школьном автобусе

Школьный автобус – это транспортное средство, поэтому в нем должна быть регламентированная аптечка, но, учитывая, что на нем перевозят детей, следует выбрать расширенный комплект. При этом следует руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 697 от 8 сентября 2009 года.

В набор должны обязательно входить перевязочные средства, резиновый жгут для остановки кровотечений, устройство для восстановления дыхания через рот. С учетом риска неправильного применения лекарств в стрессовых ситуациях, в том числе валидола, аспирина, анальгина, нитроглицерина, они были исключены из перечня.

В кабинете химии

Нельзя беспечно относиться к кислотам и щелочам, но неукоснительное соблюдение всех требований безопасности гарантировать нельзя, особенно в отношении поведения детей. Они могут получить химические ожоги реактивами – кислотами и щелочами. Могут вдохнуть их пары, случайно проглотить, обжечь роговицу глаз или повредить кожу. Именно поэтому к обычному списку компонентов полезно добавить следующие средства:

  • йод – для профилактики ран от инфекций;
  • раствор пероксида водорода 3% – применяется для предупреждения инфицирования ран при механических повреждениях;
  • раствор аммиака или нашатырный спирт – ватка, смоченная несколькими каплями средства, помогает привести в чувство потерявшего сознание ученика, например, если он вдохнул пары брома;
  • соду – ее раствором обрабатывают пострадавшие участки – кожу или слизистую оболочку – при попадании кислоты;
  • борную кислоту 2% – с помощью пипетки наносится на поврежденное место – кожу или слизистую оболочку – при ожогах щелочью, чтобы нейтрализовать воздействие и минимизировать вред;
  • Визин или схожие по свойствам капли – используют после промывания пострадавших глаз чистой проточной водой, чтобы остановить воспалительные процессы и предупредить отечность век;
  • гели и мази от ожогов – помогают снизить ущерб при термических ожогах, например, при беспечном нагревании реагентов;
  • энтеросорбенты, в том числе полисорб, энтеросгель, активированный уголь – используются, если учащийся проглотил любое химическое вещество, так как в этой ситуации обычное промывание желудка может повредить;
  • пипетку;
  • вату.

Следует помнить, что в любых чрезвычайных ситуациях помимо быстрого оказания первой помощи нужно вызвать школьную медсестру и неотложную помощь. Даже если кажется, что все последствия устранены, через какое-то время могут выявиться негативные последствия.

В кабинете биологии

Казалось бы, что на уроках биологии никаких рисков для здоровья не может быть, но ведь там устраивают практические занятия с растениями, используя микроскопы, посуду из стекла и реактивы для окрашивания органических соединений. Получается, что кабинет биологии можно расценивать как химическую лабораторию, хоть и с минимальным набором опасных средств.

На уроке биологии для учеников существует потенциальная опасность получить порез, ожог, раздражение на коже или слизистых оболочках, а также отравиться растениями при попадании их в рот.

Кроме того, часто в кабинетах располагается живой уголок с разными животными и насекомыми, с которыми ученики вступают в контакт и подвергаются риску получить укус, царапины, аллергические реакции.

Исходя из всего вышесказанного, в аптечку для кабинета биологии целесообразно упаковать не только перевязочные материалы, которые полагаются по стандартам, но и следующие медикаменты:

  • перекись водорода 3% – чтобы предупредить инфицирование ран при механических повреждениях;
  • йод – этот раствор необходимо нанести после обработки перекисью водорода на места укусов и царапин;
  • раствор марганцовки – помогает при отравлениях и используется для обработки ран;
  • активированный уголь или другие энтеросорбенты – необходимо использовать, если ученик проглотил реагент или растение, так как промывание желудка может вызывать ожог;
  • левомеколевую мазь;
  • нашатырь – ватка, смоченная несколькими каплями средства, помогает привести в чувство потерявшего сознание ученика;
  • кровоостанавливающий жгут – требуется использовать исключительно при глубоких порезах и укусах с признаками пульсирующего артериального кровотечения.

В кабинете физики

На уроках физики ученики участвуют в разнообразных опытах, поэтому рискуют обжечься, получить удар током и механические травмы.

Чтобы быстро оказать помощь пострадавшему, в кабинете физики должна быть аптечка, куда помимо стандартных перевязочных материалов следует положить:

В начальном классе

Маленькие дети отличаются большой физической активностью, особенно во время перемен. Как правило, аптечка для начальной школы собирается в соответствии со стандартными рекомендациями, так как нежелательно в классе рядом с детьми хранить потенциально опасные лекарственные средства. Это касается даже валидола и активированного угля, которые могут оказаться в руках, а потом и во рту беспечного малыша.

Рекомендации по хранению школьных аптечек:

  • Настоятельно рекомендуется расположить каждую аптечку в ящике или высоком шкафу, чтобы максимально затруднить к ним доступ учеников.
  • Все преподаватели обязаны знать о расположении аптечек, поэтому, чтобы не возникало проблем, медицинские средства помещаются в коробку яркой расцветки с нанесенным символом красного креста.
  • В каждый набор рекомендуется вложить инструкцию – кратко описанный пошаговый порядок действий для каждого средства, если придется оказывать первую помощь ученику.
  • Каждый препарат и средство должно быть подписано и пронумеровано, чтобы в стрессовой ситуации избежать паники из-за неспособности разобраться с содержимым контейнера, например, отличить стерильные бинты от нестерильных, или марганцовку от йода.
  • Необходимо отслеживать сроки годности компонентов, для чего целесообразно раз в шесть месяцев проводить инвентаризацию. Чтобы не возникало проблем, следует назначить ответственного. Как правило, выбирают учителя, проводящего уроки в кабинете, где хранится аптечка.

Кто имеет право оказывать первую помощь в учебных кабинетах

Таким правом наделяется каждый преподаватель, который прошел обучение на специализированных курсах по оказанию доврачебной помощи.

Обученные учителя могут воспользоваться медицинскими средствами в следующих ситуациях:

  • при ожогах и травмах, в том числе при ударе электрическим током;
  • капиллярных и артериальных кровотечениях;
  • обмороках по любым причинам;
  • остановке дыхания и прекращении сердечной деятельности;
  • асфиксии (удушении);
  • обморожениях;
  • отравлениях.

Преподаватели имеют право оказывать только первую помощь до приезда медиков. В сложных случаях необходимо без промедлений вызвать скорую помощь.

Готовые школьные аптечки

Полностью собрать аптечку для каждой классной комнаты в школе можно самостоятельно, но удобнее и выгоднее купить ее в готовом варианте. Мы с полной ответственностью относимся к комплектованию наборов в удобных контейнерах с разделителями на ячейки. Состав зависит от специфики учебного процесса. Мы грамотно оформляем сопутствующие документы, разрабатываем понятные инструкции, внимательно отслеживаем сроки годности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аптечка для спортзала разработана для оказания первой медицинской помощи в больших и малых спортивных залах. Наличие аптечки позволяет оказывать первую доврачебную помощь занимающимся спортом и тренерскому составу спортивных клубов и секций. При использовании любого средства, аптечку следует, при первой же возможности, доукомплектовать согласно перечню вложений.

В любом учебном заведении, в том числе в школе, необходима медицинская аптечка, и зачастую не одна. В школьной аптечке должно быть все, что нужно для оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях. Однако конкретный набор перевязочных материалов и других медицинских принадлежностей может варьироваться.


Чем необходимо наполнить аптечку

По СанПину 2.4.2.2821-10, медаптечка обязательно должна быть в спортзале и кабинете труда, поскольку именно эти дисциплины связаны с повышенным риском травматизма. Однако состав школьной медицинской аптечки санитарными правилами строго не регламентируется. В дополнение к СанПинам обычно издаются местные нормативные акты: приказы департамента здравоохранения, пояснительные документы.

Согласно требованиям большинства местных властей, в обязательный список медицинских принадлежностей для школьной аптечки входят:

  • Антисептик – 0,05%-ный раствор хлоргексидина;
  • Стерильные и эластичные бинты;
  • Рулонный и бактерицидный лейкопластырь разной ширины;
  • Гидроактивный пластырь для ожогов;
  • Стерильные и кровоостанавливающие повязки; ;
  • Стерильные марлевые салфетки разных размеров;
  • Резиновые перчатки для одноразового использования;
  • Пинцет;
  • Ножницы;
  • Перечень, в котором записаны все номера телефонов экстренных служб;
  • Блокнот, карандаш.

Некоторые советуют дополнять стандартный список нашатырным спиртом, жгутом, необходимым для остановки артериального кровотечения, градусником, карманной маской для осуществления искусственного дыхания через рот, некоторыми лекарственными препаратами наподобие валидола. Однако перечисленные средства нельзя отнести к разряду обязательных. Все зависит от того, в какой кабинет комплектуется медаптечка.

В рекомендациях департамента здравоохранения отсутствует перечень медикаментов для школьных аптечек первой помощи. Это связано с высоким риском отравления или передозировки лекарства. Человек без медицинского образования не всегда может адекватно оценить ситуацию и выбрать нужный препарат, тем более правильно рассчитать его дозировку.


Некоторые лекарственные средства имеются в медкабинете, и распоряжаться ими может лишь школьная медсестра.

Обратите внимание!

В медицинском кабинете также должен присутствовать противошоковый набор для оказания экстренной помощи.

Школьная аптечка

Несмотря на стандартные рекомендации СанПина, многие учителя и медработники сходятся на том, что в кабинетах для преподавания естественных наук медицинская аптечка тоже нужна. Ведь не только уроки труда и физкультуры сопряжены с опасностью травматизации.

Для кабинета химии

Аптечка, укомплектованная для кабинета химии, должна содержать:

  • Йод;
  • 3%-ный раствор пероксида водорода;
  • Аммиачный раствор;
  • Раствор соды;
  • 2%-ную борную кислоту;
  • Визин или аналогичные глазные капли;
  • Противоожоговые гели или мази;
  • Энтеросорбенты (полисорб, энтеросгель, активированный уголь);
  • Пипетку;
  • Вату.

Эти компоненты добавляют к стандартному набору в связи со специфическими опасностями, подстерегающими учеников и учителей в химических лабораториях: ожоги кислотой или щелочью, попадание реактивов в глаза, на кожу, их вдыхание, случайное проглатывание.

При ожогах щелочью на поврежденный участок кожи или слизистой наносят с помощью пипетки борную кислоту. Она нейтрализует реагент и уменьшит повреждение. Если человек обжегся кислотой, то рану нужно обработать содовым раствором.

При термических ожогах, полученных в кабинете химии при неаккуратном нагревании реагентов, в ход идут противоожоговые гели или мази.

Если какой-либо реактив попал в глаза, то их промывают проточной водой, а затем закапывают визин или его аналоги, чтобы уменьшить воспаление и отечность век.

Перекись водорода нужна при любом механическом повреждении кожи для обеззараживания раневой поверхности.

В случае вдыхания паров брома или потери сознания по неизвестной причине пострадавшему дают понюхать вату, смоченную аммиачным раствором, более известным как нашатырный спирт.


Если ученик проглотил какое-либо химическое вещество, то нужно дать ему выпить энтеросорбент. Промывать желудок в таких случаях опасно, ведь многие химикаты способны вызвать ожог пищевода.

Важно!

Во всех перечисленных ситуациях нужно незамедлительно вызвать скорую помощь, чтобы пострадавший получил полноценное лечение как можно раньше.

Для кабинета биологии

Основные риски на уроках биологии связаны с проведением опытов на растениях, с использованием микроскопов, стеклянной посуды, некоторых реактивов. Поэтому они во многом схожи с опасностями химической лаборатории. В частности, ученик может порезаться при неаккуратной работе с лабораторной посудой, случайно отравиться несъедобными сортами растений или грибов во время их исследования, обжечься или получить кожное раздражение из-за химических реактивов, необходимых для окрашивания препаратов.

Особенности!

Аптечка для кабинета биологии нужна также в том случае, если по соседству имеется живой уголок, где дети непосредственно контактируют с животными.

В состав аптечки целесообразно включить все перевязочные материалы, предусмотренные стандартами, а в дополнение к ним:

  • Перекись водорода;
  • Йод;
  • Раствор марганцовки;
  • Активированный уголь или другие сорбенты;
  • Левомеколевую мазь;
  • Нашатырь;
  • Кровоостанавливающий жгут.

Любую открытую рану следует обработать перекисью водорода, а после ее испарения нанести йодный раствор. Особенно это важно при укусах и царапинах, полученных от животных, чтобы предотвратить попадание в организм инфекции.

Жгут накладывают только при глубоких порезах, когда появляются признаки артериального кровотечения – вытекающая пульсирующей струей алая кровь.

Энтеросорбенты дают, если ученик решит попробовать на вкус заведомо несъедобное растение из исследуемого препарата.

Для кабинета физики

На уроках физики ученики подвергаются опасности получения термических ожогов, удара током, механических травм. Поэтому медаптечку кабинета физики желательно дополнить:


Для обработки глубоких ран хорошо подойдет антисептический клей БФ-6. Он не только уничтожит бактерии в ране, но и отграничит ее от внешней среды, создав непроницаемую пленку. Так процессы заживления начнутся быстрее.

Противоожоговые средства наносят только на термические (но не на химические!) ожоги.

Устройство для проведения искусственного дыхания необходимо на случай серьезной электротравмы, спровоцировавшей остановку сердца и дыхания.

Для класса начальной школы

Аптечка для детей начальных классов специфических особенностей не имеет. Обычно хватает стандартного набора медицинских средств. Особенно важно обратить внимание на то, что детям младшего возраста нежелательно давать без разрешения медработника никакие лекарственные препараты, даже если это обычный валидол или активированный уголь. Детский организм более восприимчив к медикаментам, поэтому риск проявления побочной реакции или аллергии выше.

Для спортзала

Спортзал – одно из самых травмоопасных помещений в школе. Именно здесь чаще всего случаются растяжения, вывихи, ушибы, переломы, царапины и прочие неприятности. Поэтому аптечки для спортивных залов особенно важно снабжать достаточным количеством перевязочных материалов. Кроме них желательно запастись:

  • Гемостатической губкой;
  • Кровоостанавливающим резиновым жгутом;
  • Охлаждающим пакетом;
  • Перекисью водорода;
  • Йодом;
  • Гепариновой мазью.

Гемостатическую губку применяют при продолжающемся капиллярном кровотечении. При массивной кровопотере из артериального сосуда она не поможет – здесь не обойтись без жгута.

Охлаждающий пакет можно прикладывать к пострадавшей области как при закрытых травмах, так и при открытых ранениях. В последнем случае он ускорит образование тромба и остановку кровотечения.

Гепариновая же мазь разрешена к использованию только при поверхностных гематомах, без внешних признаков кровотечения.

Для школьного автобуса

Школьный автобус, как и любое аналогичное транспортное средство, должен быть укомплектован стандартной автомобильной аптечкой. Надо сказать, что ее состав не намного отличается от рекомендованного образовательным учреждениям. Однако он строго регламентируется приказом Минздравсоцразвития России № 697 от 08.09.2009 года.

Видео – О школьной аптечке

Где в классе должна быть аптечка и кто за нее отвечает

Аптечки в учебных кабинетах должны находиться в ящиках и на полках шкафов, которые труднодоступны для детей. При этом все преподаватели должны знать об их местонахождении. Чтобы медаптечку можно было быстро найти в шкафу, ее помещают в яркую коробку и маркируют красным крестом.

К набору для оказания неотложной помощи желательно приложить краткую инструкцию – порядок действий в экстренной ситуации с указанием области применения каждого средства.

Все компоненты набора следует пронумеровать, подписать, чтобы человек не растерялся в напряженной обстановке. Ведь не так легко с первого взгляда отличить набор стерильных салфеток от марлевых масок или узких бинтов.

Совет!

В аптечных сетях можно приобрести готовые медицинские аптечки с нужным набором средств. Как правило, они упакованы в удобные чемоданчики или коробки, которые разделены на ячейки.

Важно следить за сроком годности антисептических растворов и перевязочных материалов. Как минимум раз в полгода нужно проводить ревизию и заменять просроченные компоненты. Обычно за состояние аптечки отвечает учитель, в кабинете которого она хранится.

Видео – Порядок в аптечке

Кто имеет право использовать аптечку в классе

Пользоваться медаптечкой имеет право любой преподаватель, прошедший обучение на курсах оказания доврачебной помощи. Необходимость применить на практике полученные знания возникает при:

  • Любых ожогах и травмах (в том числе электрических); ; ; ; ; ; .

Во всех перечисленных ситуациях педагог может оказать лишь первую помощь – в дальнейшем действовать будет уже бригада скорой помощи.

Школьная медицинская аптечка – обязательный атрибут спортивных залов и кабинетов труда. В других помещениях школы она нужна в меньшей степени, однако ее наличие все же целесообразно в кабинетах химии, биологии, физики, где нередко проводятся практические занятия и опыты. Эти особенности нужно учитывать при комплектации классов естественных наук.

аптечка в спортзале

Должны ли быть аптечки в спортивном клубе? Для чего они?

Если вам станет плохо в спортзале, или кто-либо из членов клуба получит травму, первую помощь (до приезда скорой, если она понадобится) окажет тренер. Инструкторы тренажерного зала это умеют. Поэтому в каждом спортзале должна быть аптечка. Вы можете поинтересоваться этим на рецепции клуба, если пожелаете.

Из чего состоит аптечка?

Аптечка для спортзала комплектуется специально для оказания первой медицинской помощи в больших и малых спортивных залах. Состав аптечки подобран на основе статистики оказания первой помощи при спортивных травмах и даже регулируется ТУ.

Перечень необходимых средств и медикаментов:

  • жгут для остановки кровотечения;
  • бинт стерильный и нестерильный;
  • вата нестерильная;
  • лейкопластырь бактерицидный и рулонный;
  • йод;
  • раствор аммиака;
  • перекись водорода;
  • валидол;
  • анальгин;
  • активированный уголь;
  • салфетки кровоостанавливающие с хлоргексидином и фурагином;
  • ножницы;
  • пакет охлаждающий;
  • справочник скорой медицинской и фармацевтической помощи.

Все средства содержатся в полном порядке в футляре. По истечении срока годности – заменяются на новые. Истраченные запасы восполняются.

По инициативе персонала или руководства клуба аптечка в спортзале может содержать и другие средства и медикаменты. Например, можно добавить средства от ушибов и растяжений, глюкозу, тонометр, электронный градусник, фонендоскоп.

Читайте также: