Аппликация и воображение в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Голубева Анжелика Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№9
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого воображения, посредством аппликации"
Раздел: дошкольное образование

Актуальност

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот

психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы

деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах

психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о

роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.

Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других,

детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования

имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в

деятельности в ДОУ.

возможности для познания прекрасного и развития творческого воображения

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического

влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Аппликация

имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного

Цель : развить

возраста ,средствами аппликации.

воспитания, детей среднего дошкольного возраста.

2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в

3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных

занятия по аппликации.

аппликации с детьми среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей

среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческого воображения, детей среднего

дошкольного возраста, средствами аппликации.

Гипотеза: процесс

Творческое воображение - это способность человека к построению новых

образов посредством переработки психических компонентов, которые

были приобретены в прошлом опыте.

представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому

развивается возможность направленного словесного творчества. В возрасте 4-

5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков,

выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет

Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изодеятельности

происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все

изобразительной деятельности, используя методы и приёмы, вызывающие

детей, чем содержательнее и полнее их жизнь, тем больше будет развиваться

Согласно работам Т.М. Комаровой, И.А. Лыковой, аппликация представляет

отличающегося сохранностью реалистичной основы изображения.

окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая

элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия

Аппликация может быть;

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево,

гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.);

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить

Автор: Милованкина Ольга Сергеевна

Организация: МБДОУ детский сад №8

Населенный пункт: Московская область, город Коломна

2 слайд. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Иначе говоря, высокий уровень творческого воображения в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие творческого воображения, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Актуальность проблемы

Работая с детьми, я обратила внимание на то, что многие ребята испытывают некоторую скованность и неуверенность в действиях и ответах на вопросы, также возникают некоторые трудности с составлением рассказа по картинкам, с придумыванием продолжения сказок, причем данные проблемы вызывает именно то, что дети с трудом включают воображение в процессы обучения и познания. Хотя особенностями данного возраста (4 – 6 лет) как раз и является активная работа репродуктивного воображения как в игре, так и в творческой деятельности. Большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца, чем демонстрируют неуверенность в себе. На мой взгляд, решить эту проблему удастся с помощь аппликации, а именно, с помощью ее современных техник.

3 слайд. Цель:

Развитие творческого воображения детей посредством современных техник аппликации.

Объект исследования: творческое воображение ребенка

Предмет исследования: развитие творческого воображения через современные техники аппликации.

4 слайд. Задачи:

  1. Способствование развитию моторики рук, элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами.
  2. Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения.
  3. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы.
  4. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
  5. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.

Планируемый результат

Аппликация и, особенно, работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх и боязнь перед работой. Результат эстетически привлекателен, а это вызывает чувство удовлетворения и маленькую победу.

Дети овладеют различными современными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У ребят возрастет уровень творческого воображения, повысятся гибкость и быстрота мышления, а это создаст условия для формирования оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка. Дети приобретут навыки совместного творчества - способность объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.

5 слайд. Итак, воображение – это способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.

Готовясь к новому учебному году, я искала необычную тему для самообразования и дальнейшего ее применения в работе с детьми. Прочитав много, литературы я поняла, что занятия современной аппликацией являются очень значимыми для развития ребенка, и должны быть широко использованы в повседневной организации детской деятельности. В процессе таких занятий у детей развивается воображение и творческие способности. В своей работе я стараюсь как можно чаще использовать нетрадиционные материалы для создания аппликаций, так как необычные материалы вызывают интерес у детей и дают большие возможности создавать, творить индивидуальные композиции не похожие друг на друга.

На данном этапе работы я остановила свой выбор на таких техниках аппликации как аппликация из цветных салфеток и ниток, из пенопласта, обрывная аппликация и оригами. Эти техники развивают творческие способности детей, воображение, мелкую моторику рук.

Все эти формы аппликации - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие творческого воображения и мышления, креативности и фантазии, развитие тактильного восприятия.

6 слайд. Аппликация из салфеток проходит следующим образом: салфетки разрываются на разные кусочки, затем каждый кусочек с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

7 слайд. Аппликация из ниток. Для создания этого вида аппликации необходимо нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

Аппликация из пенопласта. Работа с этим видом аппликации начинается с того, что кусок пенопласта предварительно необходимо расщепить на мелкие шарики, затем шарики наклеиваются на рисунок и при необходимости раскрашиваются.

9 слайд. Средствами реализации моего педагогического опыта является:

Для жизни и развития ребенка дошкольного возраста, важное значение, имеет правильно-организованная предметно-развивающая среда, где ребенок может творить и экспериментировать с различными материалами.

В группе предусмотрен центр изобразительного творчества, который несомненно способствует развитию воображения, творческих способностей, любознательности, развивает внимание, мелкую моторику рук, тактильное восприятие.

Организация центра: цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, кисти, губки, ластики, трафареты, раскраски, бумага для рисования, смываемые маркеры, мелки, двухсторонняя доска, ножницы, клей, картон, цветная бумага, газеты, обои, журналы, ватные диски, пенопласт, салфетки, нитки, пластилин, Дети имеют возможность сотрудничать, действовать по очереди. На базе этого центра дети могут самостоятельно организовывать мини – выставки со своими поделками и рисунками.

10 слайд.

Данная работа предполагает организацию совместной деятельности педагога и ребенка, в процессе которой дети получают знания, и практические навыки.

Сравнив результаты двух групп, я сделала следующие выводы:

  • дети средней группы, хотя и имеют разницу в возрасте со старшей группой, стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
  • В целом, результаты, полученные диагностикой, свидетельствуют, о том, что за время реализации проекта в экспериментальной средней группе несколько повысился уровень творческой активности и воображения детей, креативности, гибкости и быстроты мышления, а это создает условия для формирования оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка.

Диагностировать креативность и творческое воображение всегда сложно, особенно у детей. Трудно выделить факторы, наиболее существенно влияющие на развитие творческих способностей, учитывая, что ребёнок растет и активно познаёт мир. Я убеждена, что данный педагогический опыт и проведенная диагностика могут быть интересны воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, студентам педагогических колледжей.

Список используемой литературы:

Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.263 ).

Каким бы не рос ваш малыш — спокойным тихоней или шустрым непоседой — существует вид деятельности, способный творить чудеса. Это — аппликация. Во время занятия, которое под силу провести любой маме, глаза ребенка загораются: он видит, как из-под его пальчиков получается настоящий шедевр. Поверьте, детям очень нравится такое времяпрепровождение.

Аппликация - это.

Аппликация — это вид творческой деятельности, во время которой происходит вырезание разнообразных фигур и наклеивание их на основу (как правило, бумагу или картон).

Наиболее распространенным материалом для аппликации служит цветная бумага, картон и ткань. Тем не менее, для этой цели можно с успехом использовать кору дерева, засушенные листья, хвою, солому, веточки, перья, траву, мох, яичную скорлупу, пряжу, вату, ракушки и камешки, бусинки, пластмассовые крышки от бутылок и множество разных материалов.

Аппликация дает детям…

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Занимаясь аппликацией, ваш малыш будет занят делом. Сам процесс и его результат принесет ребенку массу удовольствия. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания. Такие занятия существенно сближают родителей с ребенком.

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. У малыша развивается и совершенствуется мелкая моторика, что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребенка. Во время занятия у ребенка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление. В-шестых, занятия аппликацией развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь.

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Начинаем…

Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. В действительности делать аппликацию не сложно, подготовиться можно за несколько минут или в процессе занятия с ребенком. Рекомендуем Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы, клейстер или клей ПВА. Вырезать различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, груши, машины, зверей и т. д.

Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении. Для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь пальчиковые игры или следующие упражнения.

  • "Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
  • "Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
  • "Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
  • "Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
  • "Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
  • Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.

Если ваше желание не разделил ваш малыш, не огорчайтесь. И, каждый раз учитывайте настроение и желание ребенка. Поначалу занятия аппликацией не должны быть дольше 15 минут.

Осторожно!

Наверное, каждая мама интуитивно понимает, что можно, а чего нельзя допускать во время занятий аппликацией с детьми. Тем не менее, нелишним будет напомнить следующее:

  • подготовьте рабочее место для ребенка: оно должно быть чистым, удобным;
  • во время работы не позволяйте ребенку брать в рот клей или намазать им где попало;
  • следите, чтобы малыш не играл с ножницами, а использовал их по назначению (он должен понимать, что это — не игрушка, ведь, если в этот раз он не поранится, то, возможно, сделает это в ваше отсутствие).

Попробуйте дома с ребёнком сделать аппликацию:

Видов аппликации для детей существует такое множество, что обо всех рассказать, в рамках одной статьи, сложно. Тем не менее, перечислим

Из салфеток: нарисуйте контур картины на листе бумаги или картона; мелко порвите салфетку; вместе скатайте комочки из салфеток; налейте клейстер или клей ПВА в неглубокую емкость. Пусть ребёнок берет шарик из салфетки и макает в клей и наклеивает на изображение, стараясь приклеивать шарик к шарику. В итоге получиться объемная и красивая картина.

Обрывная аппликация: в этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Накладная аппликация: эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумывая образ и последовательно создаем его и накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Объёмная аппликация из цветной бумаги - это вид поделок с детьми, который не требует обучения, специальных инструментов или владения какими-то особенными навыками. Для того чтобы сделать красивую объемную аппликацию вам потребуются ножницы, клей, цветная бумага и желание сделать красивую поделку. У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.

Аппликация из семян и круп: в этом случае вам потребуются семечки (арбузные или тыквенные), крупа, карандаш, картон, клей ПВА. На картоне делаем рисунок с помощью карандаша, затем рисунок промазываем клеем ПВА и посыпаем крупой или семечками. Аппликация из круп дают вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений.

Аппликацию можно делать, используя другие материалы:

кору, хвою, солому, перья, веточки, траву, мох, спички, пряжу, вату, пластилин, ракушки, камушки, сухие ягоды, бусинки и стразы, яичную скорлупу, фольгу.

Дайте волю вашей фантазии и у вас будет множество идей для аппликаций, чудесные поделки и масса положительных эмоций у вас и вашего

Читайте также: