Балет золотой век краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) — композитор.

Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист и в 1925 г. как композитор. Первая симфония сразу принесла композитору известность. Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Образ надвигающегося врага возникает в первой части симфонии, когда звучит тема нашествия. Кроме того, в сочинении отражён контраст картин мирной жизни и разрушительной войны. Произведение олицетворяет борьбу народа против иноземных захватчиков. Кроме симфоний одним из излюбленных жанров Шостаковича стал струнный квартет.

В период 1943-1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.

Умер 9 августа 1975 г. в Москве.

Балеты Шостаковича Д.Д.

Новый сценарий был написан Григоровичем совместно с музыковедом и другом Шостаковича И. Гликманом. Однако, создавая новый сюжет, авторы остались в определенных рамках старого либретто, которому следовала музыка Шостаковича. Они сохранили наличие социального конфликта, контрастное противопоставление героев, жанр детектива, время действия. Григорович вместе с дирижером Ю. Симоновым и художником С. Вирсаладзе возвратили музыку Шостаковича в балетный театр, представив новый художественный пласт – отечественную культуру 20-х годов XX века.

В преддверии 100-летнего юбилея со дня рождения Дмитрия Шостаковича, Григорович сделал еще одну редакцию балета, соединив второй и третий акты, в которых произвел незначительные сокращения длиннот, снижающих динамику развития действия. В результате получился двухактный балет с одним антрактом. Хореограф внес свежие смысловые и эмоциональные акценты, которые органично были восприняты исполнителями нового поколения. В этой постановке балет обрел живое, полнокровное, а главное – современное звучание.

Краткое содержание балета в двухактной редакции Григоровича

1 действие, 1 картина. На площади города проходит массовое празднество. Среди гуляющих появляется главная героиня – Рита, наблюдающая за выступлением спортсменов и представлением агиттеатра рабочей молодежи. Его актеры – молодые рыбаки, среди которых находится и главный герой Борис. Он знакомится с Ритой, но она неожиданно быстро прощается и уходит.

1 действие, 3 картина. Под вывеской ресторана скрываются бандиты. Их главарѐм является Яшка (месье Жак). Его подручная Люська заманивает двух посетителей, которых бандиты грабят, а одного – убивают.

1 действие, 4 картина. Вернувшись в ресторан, месье Жак танцует с Люськой и замечает вальсирующих Бориса и Марго. Бандиты пытаются разъединить молодую пару. Однако Рите удается остановить назревающую драку.

1 действие, 5 картина. Оставшись вдвоем, Рита и Борис танцуют нежный лирический танец.

2 действие, 7 картина. Месье Жак (Яшка) подбивает банду на новое дело. Он азартно разжигает хищнические инстинкты своих подопечных.

2 действие, 8 картина. На берегу моря трудятся рыбаки. Появляется Рита. Их танец с Борисом прерывают бандиты, которые связывают юношу и бросают на берегу. Рита приводит рыбаков на помощь.

2 действие, 9 картина. Бандиты празднуют удачное дело. Рыбаки врываются в их логово и схватывают преступников, но Люське удается бежать.

Музыкальная основа балета

Наличие двух контрастных интонационных пластов в музыке композитора Григорович оставил без изменений, но переосмыслил их предназначение с учетом нового содержания либретто:

1-й пласт – содержит музыкальную характеристику положительных героев – представителей рабочей молодежи, основанную на интонациях задорных спортивных маршей, праздничных уличных песен, городского фольклора, наполненных упругой энергией, энтузиазмом, оптимизмом;

2-й пласт – музыкальная характеристика отрицательных персонажей в лице ресторанных артистов-бандитов связана с интонациями и ритмами танго, угарнонеистового канкана, галопа, чарльстона, фокстрота;

3-й пласт, возникший в редакции Григоровича, – лирические дуэты Риты и Бориса, выраженные в кантиленных интонациях, передающих взаимное волнение и восторг их сердец.

Наличие контрастных интонационных пластов свидетельствует о свободном владении молодого композитора различными стилевыми направлениями в музыке. Шостакович дополнил классический стиль фольклорным, бытовым, эстрадным в традициях мюзик-холла, джазовым стилями. Это нашло отражение в мелодии, ритме, гармонии, сложной оркестровой партитуре балета.

Большую роль в развитии сюжетной линии спектакля играют массовые сцены, исполняемые кордебалетом. Они выполняют разные по степени значимости функции:

- изображают реальные группы людей, вполне определенные по своему жизненному и социальному облику;

- создают образы сплоченной массы контрастных социальных групп, вступающих в непосредственные драматические столкновения.

Таким образом, массовые сцены в исполнении кордебалета играют ведущую роль в развитии драматического действия спектакля.

Не менее значимы и ансамблевые сцены. В четырех танцевальных дуэтах раскрывается эволюция взаимоотношений Риты и Бориса. Гармония их счастья обретается в ходе нелегкой и опасной борьбы.

Таким образом, на примере судеб главных образов наглядно прослеживается идея балета: положительные герои обретают желанную гармонию своего существования, а отрицательные – возмездие за содеянное зло.

Неоценимо значение музыки Шостаковича, написанной для балетного театра. Прежде всего важно подчеркнуть, что оно выражено в продолжении новаторских традиций балетного жанра русских композиторов XIX-XX веков.

Традиции балетных сочинений Стравинского нашли отражение в изображении уличных сюжетов, бытовых жанровых эпизодов, представлений на открытом воздухе, массовых празднеств, сатирическом обличении мещанства и пошлости, связи с интонациями фольклорных песен и танцев, использовании полифонических приемов развития.

Таким образом, находясь на переломном этапе в развитии отечественного балета, композитор нашел пути для самого радикального обновления этого жанра.

Особенно характерна для этого балета цитата жанра, проявившаяся в дополнении классических танцевальных жанров (адажио, вариации, вальсы) западно-европейскими бальными, эстрадными танцами начала XX века (чарльстон, тустеп, галоп, танго, фокстрот, канкан), а также жанрами городского фольклора и физкультурно-спортивных маршей.

В хореографии Григоровича к полистилистике можно отнести соединение традиций классического танца с новыми формами: народными, бытовыми танцевальными жанрами, гротесковой пантомимой, наличием цирковых, акробатических движений и трюков вплоть до карате, физкультурных элементов.

На основе музыки балета Шостакович составил четырёхчастную сюиту op. 22a, которая вошла в концертный репертуар дирижёров XX века:

- Вступление (Allegro non troppo);

В 1935 композитор переработал Польку для сольного фортепиано (op. 22b), которую записал на грампластинку в 1947; в 1962 сделал её же версию для фортепиано в 4 руки (op. 22c). Известен ряд других (неавторских) обработок Польки для различных инструментов.

Балет на музыку Дмитрия Шостаковича в трех актах, восьми картинах. Либретто А. Ивановского. Режиссер Э. Каплан, балетмейстеры В. Вайнонен, В. Чеснаков, Л. Якобсон, художник В. Ходасевич, дирижер А. Гаук.

Премьера состоялась 26 октября 1930 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета.

Действующие лица:

Действие происходит на Западе в большом капиталистическом городе в наше время (конец 20-х годов XX века).

История создания

Сюжет (изложен по буклету 1930 года)

Индустриальная выставка в капиталистическом городе. В мюзик-холле идет праздничное представление. Торжественно поднимается группа фашистов, перед которой расстилается ковер. Скромно появляется советская футбольная команда, приглашенная рабочими организациями. Ее приход вызывает недовольство фашистов. Публика рассматривает экспонаты выставки рекламы. Происходит состязание между Негром и Белым-фашистом. Фашисты подкупают судью, и победителем объявляется Белый, почти теряющий сознание от напора противника.

Местные рабочие возмущены. Они прорываются на ринг, полиция их оттесняет. Местная комсомолка дает судье пощечину.

Негр, капитан команды и советская Комсомолка прогуливаются по городу. За ними следят сыщики, которым удается подсунуть в карман капитана фальшивки. Всех арестовывают. Негр бежит, увлекая за собой Комсомолку. За ними гонятся полицейские.

На рабочем стадионе выступают пионеры, рабочие-спортсмены. Торжественно выходит советская команда. Начинается футбольный матч.

Фашисты в мюзик-холле проводят время за картами, разгораются страсти.

На стадионе идет выступление западной Комсомолки с четырьмя спортсменами.

На улице полицейские гонятся за Негром и советской Комсомолкой, бегущими на стадион. Рабочие защищают их. Полиция вынуждена прекратить погоню.

Рабочие освобождают политических заключенных из тюрьмы и окружают мюзик-холл. Западная комсомолка разоблачает фашиста, игравшего роль советского капитана. Публика в панике. Рабочие и советская команда объединяются в танце солидарности.

Музыка

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

А задорная музыка двадцатитрехлетнего Шостаковича по-прежнему дразнит новые поколения балетмейстеров.


Поддержать
“Премьеру” Как купить билет


Д. Шостакович
Балет в 2 действиях
Либретто Исаака Гликмана и Юрия Григоровича
Продолжительность – 2 часа

Хореограф-постановщик – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Труда Кубани, академик Юрий Григорович
Художник-постановщик – народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик – заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк
Ассистенты хореографа – балетмейстеры-репетиторы заслуженный работник культуры России Ольга Васюченко, заслуженный артист России О.Д.Рачковский

Действующие лица:

В спектакле занят Муниципальный симфонический оркестр.

О балете

Содержание

Либретто

История постановки

В конце 1920-х годов Управлением государственных театров был объявлен конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто кинорежиссера Александра Ивановского "Динамиада" с сюжетом из жизни советской футбольной команды, сталкивающейся с "развращённой" молодёжью буржуазного Запада. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу, который, несмотря на молодость, был уже известным композитором. К тому же он был страстным любителем футбола, а потому к работе приступил с особым энтузиазмом.

В 1982 году балет обрёл новую жизнь и новое либретто в постановке Юрия Григоровича в Большом театре.

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета — Мариинский театр

Балетмейстеры-постановщики Василий Вайнонен, Леонид Якобсон и В. П. Чеснаков, режиссёр Эммануил Каплан, художник-постановщик Валентина Ходасевич, дирижёр-постановщик Александр Гаук

  • Комсомолка — Галина Уланова
  • Дива — Ольга Иордан
  • Западная комсомолка — Ольга Мунгалова
  • Фашист — Борис Шавров
  • Ангел мира — Алла Шелест

Состоялось десять представлений балета в 1930 году и восемь — в 1931

Новое либретто Константина Учителя, балетмейстер-постановщик Ноа Д. Гелбер, художник-постановщик Зиновий Марголин, художник по свету Глеб Фильштинский, художник по костюмам Татьяна Ногинова, дирижёр-постановщик Туган Сохиев

  • Софи — Ирина Голуб, (затем Дарья Павленко)
  • Александр — Михаил Лобухин
  • Софи в старости — Габриэла Комлева
  • Александр в старости — Сергей Бережной
  • Ольга, кинозвезда — Екатерина Кондаурова
  • Владимир, друг Александра — Ислом Баймурадов
  • Господин фон Кляйн — Андрей Иванов
  • Госпожа фон Кляйн — Алиса Соколова
  • Генрих, друг Софи — Дмитрий Пыхачов
  • Подруги Софи — Олеся Новикова, Яна Серебрякова

Большой театр

Балет в трёх действиях, двенадцати картинах. Новое либретто Исаака Гликмана и Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Юрий Симонов

Спектакль прошёл 49 раз, последнее представление 4 января 1989 года

  • Рита — Алла Михальченко, (затем Инна Петрова, Галина Степаненко, Елена Андриенко)
  • Борис — Юрий Васюченко, (затем Инна Петрова, Владимир Непорожний)
  • Яшка — Алексей Поповченко, (затем Александр Ветров, Дмитрий Белоголовцев)
  • Люська — Мария Былова, (затем Нина Семизорова, Татьяна Расторгуева)
  • Конферансье — Сергей Бобров, (затем Николай Цискаридзе, Александр Петухов)

Спектакль прошёл 6 раз, последнее представление 6 апреля 1995 года

Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Дирижёр-постановщик Павел Клиничев

  • Рита — Анна Антоничева, (затем Мария Аллаш, Нина Капцова)
  • Борис — Денис Матвиенко, (затем Александр Волчков, Руслан Скворцов, Андрей Меркурьев)
  • Яшка — Ринат Арифулин, (затем Павел Дмитриченко, Александр Воробьёв)
  • Люська — Екатерина Крысанова, (затем Анна Никулина)
  • Конферансье — Николай Цискаридзе, затем (Геннадий Янин, Денис Медведев, Вячеслав Лопатин)

Постановки в других городах

Либретто В. Смирнова, балетмейстер-постановщик Е. Д. Вигилев, художник-постановщик А. Г. Петрицкий, дирижёр-постановщик М. Радзиевский

Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк

  • Рита — Елена Князькова
  • Борис — Денис Владимиров
  • Яшка — Сергей Баранников
  • Люська — И. Зотова
  • Конферансье — А. Кондратюк

Библиография

Примечания

Золотой век · Болт · Светлый ручей

Золотой век • Пламя Парижа • Щелкунчик • Партизанские дни • Раймонда • Милица • Берег счастья • Мирандолина • Гаянэ

В работе над партитурой и клавиром балета принимали участие С. Сапожников, Н. Кругляков, В. Баснер, В. Грачев, Д. Смирнов, Е. Фирсова, Л. Бобылев, Г. Дмитриев, Д. Котов, В. Довгань, К. Титаренко, М. Якубов.


Народное празднество. В толпе гуляющих — Рита. Начинается представление агиттеатра рабочей молодежи. Его актеры — молодые рыбаки, среди которых Борис. Рита и Борис знакомятся, но девушка неожиданно исчезает. Борис бросается за ней.

Вернувшись в ресторан в облике артиста, месье Жак видит танцующих Риту и Бориса. Он затевает ссору с парнем. Рита смело бросается между ними.


Не привыкший терпеть поражение, месье Жак пытается покорить Риту, но она отвергает его домогательства и убегает.

На берегу моря трудятся молодые рыбаки. К ним в поисках Бориса приходит Рита. Влюбленные остаются наедине. Внезапно появляются бандиты и окружают героев.Сообщники Яшки набрасываются на Бориса, который вступает в неравную схватку с ними. Рита бежит за помощью. Подоспевшие друзья вместе с Борисом пускаются в погоню за бандитами.

В зале ресторана развлекаются завсегдатаи. Мысли Риты с Борисом. Ей невыносима тягостная атмосфера ресторана, но она вынуждена исполнять свой номер.

Захватив Риту в заложники, Яшка пытается бежать. Его настигает Борис и освобождает девушку. Они счастливы и отныне неразлучны. Их радость разделяют друзья-рыбаки.


«Постановка Григоровича — явление исключительное, принесшее балету откровения в показе современности, что по сей день проблема из проблем для всего музыкального театра. Результат тем блистательнее, что и в этом труднейшем материале хореограф смело избирает самое сложное. Героика подвига балету доступнее, выбор Григоровича — будни. Бои отгремели. В „Золотом веке" — времена нэпа,когда на свет божий выползли притаившиеся, было остатки старого мира, орудуя теперь хитро, изощренно. Избрав будни, Григорович обыденность их взрывает остросюжетным, захватывающе напряженным развитием действия. Впервые на балетной сцене он представляет жанр детективный — с погонями, тайнами, нападениями.

Читайте также: