Антар римский корсаков краткое содержание
Обновлено: 04.07.2024
Симфонические сказки
Сюжет этот достался Римскому-Корсакову от Модеста Петровича Мусоргского:
Внимание Римского-Корсакова к морской тематике не случайно: закончив Морской кадетский корпус в 1862 году и выпустившись из него в чине гардемарина, юный композитор отправился в трехлетнее кругосветное плавание. Образ моря, морской стихии станет одним из ключевых, пронизывающих всё его творчество.
Программа этой сказочной истории такова:
«I. Прекрасна шамская пустыня; прекрасны развалины Пальмиры, города, построенного злыми духами, но Антар, краса пустыни, не боится их и гордо стоит среди разрушенного города. Антар оставил людей навсегда и поклялся ненавидеть их, так как они заплатили ему злом за добро.
Но вот показывается газель, легкая и прелестная; Антар готов ее настигнуть, вдруг страшный шум раздался в тишине и воздух омрачился черной тенью; чудовищная птица преследовала газель. Вмиг Антар переменил свое намерение, и копье его вонзилось в чудовище, которое с криком улетело; через мгновение исчезла и газель. Антар, оставшись один среди развалин, размышляя о случившемся, вскоре заснул.
И вот он увидел себя в чертогах, где множество невольниц служили ему и услаждали слух. То было жилище царицы Пальмиры пери гюль-Назар. Пери была та самая газель, которую он спас от преследования злого духа. В благодарность пери обещала Антару три великие сладости жизни, и когда Антар решился испытать их, видение исчезло, и он очнулся среди развалин.
II. Первым наслаждением, дарованным Антару царицей Пальмиры, была сладость мести.
III. Вторым наслаждением была сладость власти.
IV. Вновь Антар появляется в развалинах Пальмиры; третьим и последним наслаждением была сладость любви. Антар умолял пери отнять у него жизнь, лишь только заметит в нем малейший признак охлаждения, и она клялась исполнить это.
Партитуре композитор предпослал краткую программу:
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.
Пушкин рассказал свою сказку, о Руслане и Людмиле, а Римский-Корсаков ― свою, музыкальную сказку, якобы подслушанную у чудесного кота-рассказчика.
Надо сказать, что друзья и соратники композитора пытались найти непосредственные сказочные сюжеты, которые он воплотил в этом произведении. Например, близкий друг и почитатель творчества Римского-Корсакова Василий Васильевич Ястребцев писал своему кумиру:
«Удивительно, что публика до сих пор с трудом понимает истинный смысл программы “Сказки”, отыскивая в ней кота на цепи, ходящего вокруг дуба, или все сказочные эпизоды, намеченные Пушкиным в его прологе к “Руслану и Людмиле”, послужившем поводом к моей “Сказке”. Пушкин, вкратце перечисляя элементы русского сказочного эпоса, входившие в рассказы чудесного кота, говорит:
Одну я помню, сказку эту
Теперь поведаю я свету -
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Обилие сопоставляемых образов и картин: лирических, бытовых, фантастических, пейзажных, - ведет к значительной доле описательности, изобразительности. Возникает, по определению В. Цуккермана, динамика картинности, малосвойственная жанру симфонии.
Ладотональные изменения темы позволяют объединить вариации в четыре группы:
в первую и третью входят по 3 вариации в основной тональности Fis - dur , а во второй и четвертой, в которые проникает тема Антара, происходит ладовое развитие темы, причем между тональностями этих групп образуется полутоновый сдвиг:
II группа IV группа
Es – gis – Cis и D – g - C
т. Антара т. Антара
В результате такого ладотонального движения темы становится возможным принять вариации в основной тональности Fis - dur за рефрен (А), а группы тонально-развивающихся вариаций – в качестве эпизодов (В,В1). Последнее проведение рефрена (ц.19) вынесено за пределы центрального раздела I части, что придает черты рондообразной формы внутри вариационного развития.
Тяготение к картинности, к повествовательности более всего проявляется у Римского-Корсакова в рамках трех форм – сюитной, вариационной и рондо, которые как бы взаимодополняют друг друга.
Важную драматургическую функцию в IV части выполняет тембровое развитие темы любви. Проведения рефрена образуют, по мысли А. Кандинского, подобие рассредоточенного вариационного цикла, а их тональные соотношения ( Des A a A Des ) указывают на черты сложной трехчастной формы.
Н. А. Римский – Корсаков указывал на сонатность данной части, в которой тема Антара являлась и главной и побочной партией. (Схема 3)
Особенностью этой сонатной формы является сокращение репризы. Композитор использует только одно проведение темы Антара. А. Кандинский считает, что в репризе отсутствует главная партия. Однако, сравнивая фактуру, оркестровое изложение, темповые соотношения экспозиции и репризы, можно предположить, что композитор скорее исключает проведение побочной партии. Такое сокращение репризы вполне объяснимо:
а) в сонатных формах, построенных на развитии одной темы, как правило, опускается в репризе одна из партий;
б) единственное проведение темы в репризе восполняется ее появлением в конце разработки к кульминационном разделе, причем в тональности a - moll , и в коде.
Следовательно, форма второй части представляет собой синтез сонатности, симметричности, проявляющейся в тональном обрамлении – d - moll , вариационности.
Но, пожалуй, наиболее полно вариационный принцип развития композитор воплотил в третьей части цикла, в целом составляющей трехчастную композицию с динамической репризой. (Схема 4)
Крайние разделы формы представляют собой глинкинский тип вариаций на неизменную мелодию. Римский-Корсаков использует тембровые, регистровые, фактурные, динамические принципы варьирования при неизменном тональном плане ( h - moll ).
Формой средней части также являются вариации на подлинную арабскую тему, отличающуюся от первой песенным, лирическим характером. Композитор, помимо приемов варьирования, использованных в первом разделе формы, вводит интенсивное тональное развитие, в котором роль обрамления играет A - dur , придающий черты тональной симметрии в среднем разделе.
Третья часть цикла в целом тонально разомкнута ( h - D ), однако, рассматривая более детально тональный план, выявляются следующие особенности: три тональности h - moll , A - dur и d – D образуют три пары симметрии. h - moll обрамляет крайние разделы, A - dur – среднюю часть, а d - moll , используемый Римским-Корсаковым в момент вторжения темы Антара в среднем разделе, предвосхищает появление одноименного мажора в коде.
1. Содержательная сторона (следование за сюжетом), определяющая формообразование – картинность, повествовательность, не предполагающая резких сдвигов и интенсивности развития.
2. Формы и методы развития, отличающиеся многоэлементностью, многосоставностью.
В I части сюитность как основной принцип структуры взаимодействует с симметричной формой, придающей всей композиции закругленность, законченность, с вариационностью и рондообразностью, которая становится формой второго плана.
В III части каждый раздел 3-х частной композиции представляет собой вариационный цикл.
Рондообразность IV части включает в себя вариационность и черты трехчастности.
В целом каждая часть тяготеет к замкнутости, неконфликтности, что вызвано следованием литературной программе.
На сюитность как доминирующую форму цикла указывает разомкнутость тонального плана ( fis – d – h – D - Des ).
Центральный раздел
Вступление I эпизод II эпизод III эпизод IV эпизод Заключение
Fis - dur Fis - dur
т. пустыни появление газели, т.Антара т. Царства Пери т. Антара т. эпизода т.пустыни
Прекрасна Шамская пустыня; прекрасны развалины Пальмиры, города, построенного злыми духами, но Антар, краса пустыни, не боится их и гордо стоит среди разрушенного города. Антар оставил людей навсегда и поклялся ненавидеть их, так как они заплатили ему злом за добро.
Но вот показывается газель, легкая и прелестная; Антар готов ее настигнуть, вдруг страшный шум раздался в тишине и воздух омрачился черной тенью; чудовищная птица преследовала газель. Вмиг Антар переменил свое намерение, и копье его вонзилось в чудовище, которое с криком улетело; через мгновение исчезла и газель. Антар, оставшись один среди развалин, размышляя о случившемся, вскоре заснул.
И вот он увидел себя в чертогах, где множество невольниц служили ему и услаждали слух. То было жилище царицы Пальмиры пери Гюль-Назар. Пери была та самая газель, которую он спас от преследования злого духа. В благодарность Пери обещала Антару три великие сладости жизни, и когда Антар решился испытать их, видение исчезло, и он очнулся среди развалин.
Первым наслаждением, дарованным Антару царицей Пальмиры, была сладость мести.
Вторым наслаждением была сладость власти.
Вновь Антар появляется в развалинах Пальмиры; третьим и последним наслаждением была сладость любви. Антар умолял Пери отнять у него жизнь, лишь только заметит в нем малейший признак охлаждения, и она клялась исполнить это.
Когда, после долгого обоюдного счастья, однажды заметила Пери, что он рассеян и задумчиво смотрит вдаль, то тотчас угадала причину; тогда она страстно обняла Антара, огонь ее сильной искрой перелетел в его сердце. и Пери с последним поцелуем соединила душу Антара со своей, и он уснул навеки на груди ее.
Symphony No. 2, Op. 9 `Antar`: I. Largo - Allegro giocoso - Largo - Allegretto - Adagio - Allegretto - Largo - II. Allegro — Molto allegro — Allargando - III. Allegro risoluto alla marcia - IV. Allegretto vivace - Andante amoroso / USSR Radio Symphony Orchestra, 1973.
Lars Erik ter Jung (leader), Bergen Philharmonic Orchestra, Dmitri Kitajenko (conuctor), 17-20 Febraury 1993.
Читайте также: