Анкетирование несовершеннолетних по выявлению причин пропуска занятий ухода из школы

Обновлено: 05.07.2024

Причины, по которым учащиеся систематически пропускают занятия в школе, могут быть совершенно разными. И если для этого нет никакого уважительного повода, то классному руководителю стоит обратить особое внимание на таких "прогульщиков".

Слайд 2. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ: дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Поэтому задача каждого образовательного учреждения - обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения. Таким образом, одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия.

Слайд 3. Своевременное выявление причины "прогулов", терпеливая, настойчивая работа с "трудными детьми", умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, – является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.

Прогульщик – это ученик, который преднамеренно избегает и пропускает учебные занятия без уважительной причины.

“Профилактика прогулов” - это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

Слайд 8. Со всеми обучающимися проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

1) постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся.

Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.

Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных причин.

Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.

Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их поведении и прекращения прогулов.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды.

2) Организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. К такой работе следует привлекать школьного психолога, социального педагога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа, – являются важнейшими направлениями воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.

Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с социальным педагогом. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи инспектора Отдела по делам несовершеннолетних УМВД или сотрудника Комиссии по делам несовершеннолетних.

В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (друзья) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (по месту жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.

Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ "Об образовании").

3) Организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.

4) Своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (ст. 9 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ПДН, органами опеки и попечительства, специалистами-психологами, родительской общественностью и др.

В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.

В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.

В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (п. 1. ст. 21 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
  • принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
  • принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Слайд 10. Однако следует помнить, что даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Вот почему своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее.

1) Г.С. Семёнов “Методика работы социального педагога”, Москва, “Школа пресс”, 2003 г.

2) Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др. “В помощь соц.педагогам образовательного учреждения”, Москва, 2003 г.

3) Т.А. Шишковец “Справочник социального педагога”, Москва, 2005 г.

4) Г.М. Потапкин “Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков”, Москва, 2000 г.

5) Профилактика школьных прогулов. Методические рекомендации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва 2012.

Каждый из классных руководителей не раз сталкивался с пропусками учащихся по непонятным причинам. Администрация школы крайне негативно относится к таким пропускам занятий и часто напоминает про проверки прокуратуры. Поэтому мне не раз приходилось использовать документальное подтверждение, обосновывающее законность требований.

2.1 Пропуски по болезни :

ученик обращается за помощью в медицинское учреждение и предоставляет в школу медицинскую справку;

ученик недомогает, не обращается в медицинское учреждение и предоставляет в школу объяснительную записку от родителей (на срок не более 2 дней);

ученик недомогает и освобождается от уроков с разрешения мед.работника и уведомления кл.руководителя; в отсутствие мед.работника – с разрешения классного руководителя или учителя-предметника.

2.2 Пропуски по разрешению администрации.

ученик участвует в районных, краевых мероприятиях, представляя интересы школы:

ученик участвует в интеллектуальных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т.д.);

ученик участвует в спортивных мероприятиях (спартакиада, соревнования и т.д.);

ученик участвует в смотрах художественной самодеятельности и других творческих мероприятиях;

ученик проходит плановый медицинский осмотр;

ученик вызван в военкомат или правоохранительные органы согласно повестке;

Во всех случаях ученик освобождается от занятий приказом по школе

2.3 Прочие пропуски :

ученик отсутствует по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, на имя директора ОУ). Приложение 1

ученик отсутствует из-за срыва подвоза;

ученик в зимнее время отсутствует из-за низкой температуры воздуха.

3. Оправдательные документы

Оправдательными документами считаются:

справка медицинского учреждения;

объяснительная записка от родителей;

повестка в военкомат ит.д.;

заявление от родителей;

приказы по школе.

4. Отработка пропущенных уроков

Независимо от причины пропуска уроков ученик обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией. Формы работы над пропущенным материалом:

самостоятельная работа дома;

индивидуальная работа с учеником на уроке;

дополнительные занятия учителя с учеником по индивидуальному плану ликвидации пробелов.

5. Ответственность за пропуски

В случае пропуска уроков без уважительной причины к ученику принимаются меры воздействия:

ученик предоставляет объяснительную записку о причине пропуска;

индивидуальная беседа классного руководителя с учеником;

рассмотрение вопроса о посещаемости ученика на классном собрании, совете старшеклассников.

приглашение родителей в школу;

вызов на совет профилактики;

вызов на педагогический совет;

объявление предупреждения, выговора с занесением в личное дело;

вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.

В случае пропуска уроков родители обучающихся:

– Обязаны в течение 3-х часов уведомить школу об отсутствии ребенка, указать причину и сроки пропуска.

– В течение двух дней предоставить школе документ , подтверждающий причину пропусков (справка, записка от родителей, заявление и т.д.).

– Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

§ Родители (законные представители несовершеннолетних) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. (введен Федеральным законом от 25.06.2002 № 71-ФЗ)

§ Родители (законные представители несовершеннолетних) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения

§ Родители (законные представители несовершеннолетних) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

– Ежедневно учитывает пропуски обучающихся в классном журнале, заполняет журнал мониторинга пропусков и ежемесячно сводную ведомость по классу.

– Сообщает родителям (законным представителям) обучающихся обо всех случаях пропусков уроков.

– Сообщает заместителю директора по УВР о пропусках уроков без уважительных причин, превышающих 3 учебных дня.

– Принимает профилактические меры для предотвращения пропусков уроков без уважительных причин.

– Предупреждает в письменной форме родителей, не принимающих надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ст. 44 п.1 Закона РФ "Об образовании в РФ")

– Несет ответственность за своевременное оформление документов для постановки обучающегося на внутришкольный учет, другие органы.

Заместитель директора по УВР

– Ежедневно анализирует журнал мониторинга пропусков уроков.

– Ежемесячно отчитывается на совещании при директоре с анализом пропусков уроков.

– Организует работу классных руководителей по предупреждению пропусков уроков.

– Не реже 1 раза в четверть доводит до сведения педагогического коллектива информацию о пропусках уроков обучающимися, в том числе, по неуважительным причинам.

– Проводит индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями).

– Организует рассмотрение персональных дел обучающихся, имеющих значительное число пропусков по неуважительным причинам, и их родителей (законных представителей) на совете профилактике.

– Проводит индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленную на предотвращение пропусков уроков без уважительных причин.

– По запросу классного руководителя организует посещение пропускающего уроки обучающегося на дому совместно с представителями ОПДН.

– Готовит документы на обучающихся, систематически пропускающих уроки без уважительных причин, для постановки их на внутришкольный учет, учет в ОВД , для установления нахождения обучающегося и его родителей, в том числе в отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и обучению ребенка.

– Проводит индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленную выявление причин пропусков, на предотвращение пропусков уроков без уважительных причин.

– Оказывает педагогическому коллективу консультативную помощь по организации работы с обучающимися, пропускающими уроки без уважительных причин, на основе изучения личности ребенка, его жизненных обстоятельств, социального статуса семьи, состояния здоровья.

– Соблюдает условие конфиденциальности информации.

Принимают меры по ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, для предотвращения психологического дискомфорта школьников на уроках, успешной аттестации обучающегося за отчетный период.

объяснительная записка (1-2 дня).

Довожу до Вашего сведения, что мой сын (дочь) _______________________,

ученик (ца) ____класса, отсутствовал(а) в школе ______________ по причине плохого самочувствия. В медицинское учреждение не обращались.

_______________ __________ (______________)

число подпись расшифровка

Прошу Вас разрешить моему сыну (дочери) ________________________________,

ученику (це) ___класса, пропустить учебный день занятий ___________________

по семейным обстоятельствам и считать это пропуском по уважительной причине.

_______________ __________ (______________)

число подпись расшифровка

объяснительная записка (1-2 дня).

Довожу до Вашего сведения, что мой сын (дочь) _______________________,

ученик (ца) ____класса, отсутствовал(а) в школе ______________ по причине плохого самочувствия. В медицинское учреждение не обращались.

_______________ __________ (______________)

число подпись расшифровка

Прошу Вас разрешить моему сыну (дочери) ________________________________,

ученику (це) ___класса, пропустить учебный день занятий ___________________

по семейным обстоятельствам и считать это пропуском по уважительной причине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные проблемы, возникающие у учащихся, пропускающих уроки по неуважительной причине- это проблемы с родителями, снижение успеваемости, конфликты с учителями и одноклассниками. С учетом всех факторов система профилактики прогулов уроков должна включать в себя: работу с учащимися по развитию и совершенствованию навыков общения, развитию эмоциональной компетентности, толерантности; создание для неуспешных детей ситуации поддержки, понимания, социального принятия; эффективный учет посещаемости учащихся, при котором была бы исключена возможность "незамеченного" прогула урока.

Согласовано: заместитель Утверждаю: директор

профилактики пропусков уроков обучающимися

без уважительных причин.

Составитель: Социальный педагог

Амосова Людмила Николаевна

Пояснительная записка

В целях обеспечения реализации права граждан на получение общего образования, повышения ответственности образовательных учреждений за полный охват несовершеннолетних общим образованием и сохранением контингента учащихся, в образовательных учреждениях необходимо осуществлять контроль за посещаемостью учеников школы.

1. Цель: устранение случаев пропусков учебных занятий без уважительных причин учениками школы.

- Развитие у учащихся школы положительной мотивации к учебе.

- Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы деятельности.

- Повышение уровня педагогической работы по предупреждению пропусков уроков.

- Активизация разъяснительной работы среди родителей об ответственности за воспитание детей.

3. Координацию деятельности по реализации программы осуществляют директор школы и заместитель по УВР, которые контролируют работу всех участников программы, при необходимости вносят коррективы, следят за ее результатами.

4. Основные исполнители программы:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- анализирует проблемы детей и их семей;

- владеет информацией о социальном окружении подростков;

- сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей;

- организует заседания совета профилактики;

- организует работу с учащимися девиантного поведения;

- заботится о микроклимате в школе и классах;

- осуществляет межведомственное взаимодействие школы с органами системы профилактики;

- контролирует действие классных руководителей по вопросам посещаемости учеников школы;

- еженедельно проводит собеседование с классными руководителями по вопросам пропусков учащимися школы.

Классный руководитель:

- ведет ежедневный контроль за посещением уроков учащимися и предоставляет отчет по пропускам уроков с указанием причин отсутствия;

- вовлекает учащихся в кружковую деятельность, в работу детских и молодежных организаций;

- посещает учащихся на дому и составляет акт обследования;

- систематически проводит беседы с родителями по успеваемости и поведению учащихся в любой форме (по телефону, в очной беседе);

- в случае необходимости приглашает учащегося вместе с родителями на совет профилактики;

- проводит мероприятия воспитательного характера с учащимися девиантного поведения.

Учителя-предметники:

- контролируют присутствие учеников на своем уроке;

- создают "ситуацию успеха", формируют положительное отношение к процессу обучению;

- используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке;

- приглашают родителей в школу, выступают на родительских собраниях с информацией по успеваемости и поведению учащихся на его уроке, дают рекомендации по подготовке к своему предмету.

Социальный педагог:

- организует рейды по посещению учащихся на дому;

- организует и участвует в профилактических рейдах;

- проводит индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;

- принимает участие в работе совета профилактики;

- ведет учет детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительных причин;

- вовлекает школьников в кружковую деятельность, в работу детских и молодежных организаций;

- осуществляет ведение документации по учету и движению учащихся и своевременно информируют Управление образования, КДН, ОДН, КЦСО о детях, уклоняющихся от обучения.

- участвует в подготовке необходимых документов для направления в соответствующие службы.

Оценить 950 0

социальный педагог: Беккер О.А.

«Формы и методы работы с учащимися,

Одним из основных направлений работы образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия.

Задача школы обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.

Неуважительные причины, как показывает практика, разнообразны: бродяжничество, напряженные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями дома и в школе, препятствие или уклонение родителями, чувство одиночества и ненужности дома и в школе, препятствие или уклонение родителей от своих обязанностей, выбытие с родителями без личного дела.

1. Общие положения

1.2. Данное положение устанавливает требования к организации учета посещаемости учащихся учебных занятий, осуществлению мер по профилактике пропусков и является обязательным для всех педагогов, учащихся и родителей или лиц их заменяющих.

2. Основные задачи и направления

2.1. Основное направление - повышение эффективности профилактической работы по предупреждению уклонения учащихся от учебы.

2.2. Основные задачи:

выявление и организация учета детей, систематически пропускающих занятия;

укрепление дисциплины и порядка в школе.

3. Основные понятия, используемые для ведения учёта посещаемости учебных занятий.

Учебные занятия – обязательные для посещения занятия, проведение которых регламентировано годовым календарным графиком образовательного учреждения, его учебным планом и расписанием.

Учебный день – часть календарного дня, установленного годовым календарным графиком и расписанием для проведения учебных занятий.

Пропуск учебного занятия – отсутствие на занятии.

Пропуск учебного дня – отсутствие в течение учебного дня на всех учебных занятиях по расписанию.

Пропуск, учебного занятия (дня) по уважительной причине – отсутствие в течение выше названного учебного времени: обстоятельствами чрезвычайного, непредвиденного характера; по согласованию с педагогическим работником на основании личного мотивированного обращения обучающегося, графиком работы, письменного заявления родителей (законных представителей), документов из других учреждений и организаций; с разрешения директора.

Пропуск, учебного занятия (дня) без уважительной причины – отсутствие в течение выше названного учебного времени в связи с обстоятельствами или основаниями.

Пропуск, учебного занятия (дня) по болезни - в связи с медицинскими показаниями; предъявлением справки, б/л.

Прогульщик – это ученик, который преднамеренно избегает образовательный процесс без разрешения.

Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях – это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

Жестокое обращение - согласно статьи 38 Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

4. Организация учета детей, систематически пропускающих занятия

4.1. Опозданием, пропуском, непосещением учебного занятия по уважительной причине считается отсутствие в течение учебного времени в связи с медицинскими показаниями, по обстоятельствам чрезвычайного, непредвиденного характера, по согласованию с педагогическим работником на основании личного мотивированного обращения учащегося, письменного заявления родителей (законных представителей), документов из других учреждений и организаций, с разрешения руководителя образовательного учреждения.

4.2. Опоздание, пропуск, непосещение учебного занятия без уважительной причины – отсутствие в течение учебного времени в связи с обстоятельствами или основаниями, не попадающими под п. 3.1.

4.3. Учет посещаемости учебных занятий ведется на уровне каждого учащегося, на уровне класса.

4.4. Учет посещаемости на уровне каждого учащегося осуществляется на всех учебных занятиях посредством фиксирования в журнале теоретического и практического обучения класса допущенных учащимися опозданий, пропусков.

4.5. Учет посещаемости на уровне класса осуществляется ежедневно и заключается в следующем:

установление их причин и осуществление мер по устранению условий, препятствующих получению образования.

4.6. Учет на уровне школы осуществляется ежемесячно и заключается в следующем:

по окончанию каждого месяца обобщаются сведения о числе систематически опаздывающих, пропускающих учебные занятия по

на основе полученных сведений составляют карты учета учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, определяются меры по устранению причин и условий, способствующих снижению мотивации к учебе и пропускам занятий, разрабатываются и реализуются индивидуальные программы психолого-педагогической работы с учащимися, уклоняющимися от учебных занятий.

4.7. Обобщенная информация о нарушении посещаемости учебных занятий рассматривается ежемесячно на школьном Совете по профилактике правонарушений с целью принятия оперативных решений в отношении учащихся, допускающих нарушения посещаемости учебных занятий.

5. Ответственность за ведение учета посещаемости учебных занятий.

5.1. Ответственными за ведение персонального учета посещаемости учебных занятий на уровне каждого обучающегося являются классные руководители

5.2. Ответственными за ведение персонального учета посещаемости учебных занятий на уровне класса являются классные руководители. Классные руководители несут ответственность:

за достоверность данных об общем количестве опозданий, пропусков каждого учащегося и доведение этих сведений до их родителей (законных представителей);

за оперативность установления причин нарушения посещаемости и осуществление мер по их устранению и предупреждению.

5.3. Ответственным за ведение персонального учета посещаемости учебных занятий на уровне школы является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Ведущий учет посещаемости на уровне школы несет ответственность:

за обеспечение оперативности установления причин нарушения посещаемости и осуществления мер по их устранению и предупреждению;

за наличие и полноту баз данных об учащихся, систематически опаздывающих и пропускающих учебные занятия по уважительной и без уважительной причины.

6. Содержание профилактической работы по предупреждению

систематических пропусков учащихся

6.1. Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе систематически ведут учет индивидуальных профилактических мероприятий в отношении учащихся и их семей.

6.2. Каждый месяц заслушивают учащихся, пропускающих по неуважительной причине на школьном Совете по профилактике правонарушений.

6.4. Взаимодействие с субъектами профилактики в организации профилактической работы.

постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся; организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;

организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ;

ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (ст. 9 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").


Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин
Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их поведении и прекращения прогулов.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа, – являются важнейшими направлениями воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. К такой работе следует привлекать школьного психолога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.
Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ОДН УВД, органами опеки и попечительства, специалистами-психологами ЦПМСС, родительской общественностью и др.
Однако даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Вот почему своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее.

7. Основания для постановки на внутришкольный учет

7.1. На школьный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обу­чающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение образовательного учреждения без уважитель­ной причины.

7.2. На внутришкольный учет ставится обучающийся за:

систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины (пропущено суммарно 10-15 учебных дней в четверть);

непосещение учебных занятий (в течение 10-15 учебных дней в четверть).

7.3 Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

8. Порядок снятия с учета

8.1. Снятие с учета проводится в следующем порядке:

8.2. Классные руководители направляют в школьный Совет по профилактике правонарушений:

ходатайство о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований;

8.3. На заседании принимается решение.

8.4. Кроме того, с учета снимаются: обучающиеся, окончившие образовательное учреждение; сменившие место жительство.

9. Права и обязанности учащихся.

9.1. Учащийся имеет право:

предъявлять документы, объясняющие причины отсутствия на учебных занятиях;

участвовать лично или через родителей (законных представителей) в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий.

9.2. Учащийся обязан посещать учебные занятия согласно плану и расписанию учебных занятий.

10. Права и обязанности родителей учащихся.

10.1. Родители имеют право:

получать сведения по вопросу посещаемости своих детей;

участвовать в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий;

отказаться от закрепления за ребенком общественного воспитателя;

10.2. Родители обязаны:

участвовать в воспитании ребенка, закрепление общественного воспитателя за ребенком не освобождает их от участия в воспитании.

Памятка классному руководителю

по профилактике пропусков занятий учащихся

без уважительных причин.

1. Каждый родитель обязан предупредить классного руководителя до начала учебных занятий, о причине отсутствия ребенка в школе. В последствии или заблаговременно он должен предоставить документ (медицинская справка, заявление или объяснительная директору школы), подтверждающий отсутствие ребенка на учебных занятиях.

2. Классный руководитель в течение 1 часа от начала учебных занятий должен выявить количество и причину отсутствия учеников на занятиях. Классный руководитель обязан сообщить социальному педагогу и зам. директору по УВР фамилии учеников, отсутствующих без уважительных причин.

3. В случае, когда причина отсутствия ребенка в школе в течение дня не установлена, классный руководитель месте с социальным педагогом в этот же день должен посетить семью и узнать причину отсутствия ученика в школе.

4. Классный руководитель проводит профилактическую беседу с учеником, с учеником и его родителями, пропустившим учебные занятия без уважительных причин с записью в дневнике классного руководителя.

Читайте также: