Ты не сирота краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

(р. 1903) Они жили в Ташкенте и работали кузнецами в артели им. Тельмана.


Лихо им пришлось с детьми, поломанными войной.. И сколько любви было в их сердце!

В начале Великой Отечественной войны Шаахмед (упрощенное — Ахмед) Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова взяли на воспитание и усыновили 15 детей разных национальностей, потерявших родителей и эвакуированных во время войны в Ташкент, и ещё троих детей после войны.

Он был намного старше своей жены Бахри. В 1941-м ему было уже за пятьдесят, а ей – 38.

Судьбы детей Шамахмудовых сложились по-разному. Кто-то остался жить в Ташкенте. Четверых ребят после войны нашли и забрали домой родственники, однако, уехав, они всю жизнь с благодарностью вспоминали приемных маму и папу. А взятые Шамахмудовыми на воспитание узбечка Муаззам и белорус Михаил впоследствии полюбили друг друга. Они поженились и создали свою, интернациональную, семью.

Этот подвиг стал известен и нашел отклик по всему Узбекистану. Только в Ташкенте 643 семьи и 69 коллективов взяли на воспитание тысячи осиротевших детей. Так поступали многие советские семьи.
В республику вывозили целые детдома. Через детский эвакопункт на ташкентском вокзале каждые сутки проходило от 200 до 400 сирот.

По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению детей, многие из которых не помнили о себе ничего. В их памяти были только разрывы бомб, вой сирен, смерть родных. Возраст определял врач, а фамилии и имена зачастую давали уже новые родители. Люди приходили встречать эшелоны семьями и с вокзала возвращались уже с приемными дочками и сыновьями.

Шефство над сиротами брали даже учреждения, и в Узбекистане росли сыновья колхозов, трамвайных парков, парикмахерских, пекарен.

Актеры: Лютфи Сарымсакова, Обид Джалилов, Гена Ткаченко, Ефим Каминер, Лариса Луппиан, Людмила Поречина, Роберт Атабеков, Абиль Азизов, Женя Артишевский, Валерий Рожаев, Лиля Пенькова, Наташа Митрохина, Наташа Никонова, Нина Иванова (IV), Малика Ахмедова, Петя Колесников, Павел Шахов.

Киноповесть основана на реальных событиях, отражённых в романе узбекского писателя Рахмата Файзи "Его величество Человек".

Прототипы героев картины — ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова — в годы Великой Отечественной войны усыновили и удочерили 14 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из разных уголков СССР. Этот факт впоследствии стал широко известен.

В годы второй мировой войны, когда в Узбекистан стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми из детских домов, известный узбекский поэт Гафур Гулям написал ставшее знаменитым стихотворение "Ты не сирота".

"Разве ты сирота. Успокойся, родной!

Словно доброе солнце, склонясь над тобой,

Материнской, глубокой любовью полна,

Бережет твое детство большая страна."

/перевод Анны Ахматовой/

В Узбекистан из западных областей в 1941-42 годах эвакуировали больше 1,5 млн человек, из них больше 400 тыс. детей.

Даже если допустить, что половину из них после войны нашли родственники, то 200 тысяч-то остались.

Нет, не в детских домах, почти всех узбеки разобрали по своим семьям.

Из-под бомбёжек, запуганных, грязных, больных, завшивленных, голодных.

Приходили или прямо к поезду, или потом в распределитель, брали по два, три ребенка.

А кузнец Шаахмед Шомахмудов за год привёл домой 15 детей!

Среди детей были русские и татары, украинцы и белорусы, казахи и евреи, чуваши и молдаване.

И всех их надо было лечить, кормить и одевать. День Победы встретили ВСЕ – живые и подросшие.

А у этих оставшихся в республике 200 тысяч детей сейчас уже внуки – взрослые. И за три поколения 200 тысяч превратились в несколько миллионов.

Режиссер Шухрат Аббасов - апологет узбекского национального кино.

Никто тогда не ожидал тогда, что начинающий узбекский кинорежиссер Шухрат Аббасов (тогда ему было 30) который ставил всего лишь вторую полнометражную картину, для своего фильма "Ты не сирота" выберет такую беспощадную интонацию. А ведь это был фильм о детях. Но это был его голос, его позиция. Безжалостный, твердый, голос человека, который знает, о чем говорит.

Все думали будет просто фильм о детях, пусть и о детях войны.

Но у режиссера не было цели снять радужное детское кино, построенное на улыбках.

Он показывает жизнь, которая соответствовала тому времени. Это время успело изменить даже детей.

У них трудные, иногда жестокие взаимоотношения, которые камера тщательно фиксирует.

Лед в душах этих ребят тает очень и очень медленно.

И режиссер придерживается правила, что в кинематографе, показывая военное детство, не надо его приукрашать.

И с детьми, чтобы они играли по-настоящему, чтобы не было ощущения неестественности, наигранности, он говорил тоже по-взрослому.

Вот почему в фильме невозможно увидеть ни одного искусственного кадра.

Поэтому и слезы во время каждого показа блестели на глазах у зрителей.

В те года вся страна была как единый кулак! Не было чужого горя. не было чужих детей. Враг был один. Поэтому и победили.

09

Упасть легче. Главный вопрос в другом.
Сможем ли мы подняться?
Э.Ханымамедов
09

То что мы не смогли этого сохранить и развить – не победа – тяжелейшая драма. Есть такой эпизод в фильме, когда дети разных национальностей большой семьи говорят одну фамилию – Махкамовы. Можно конечно язвительно утверждать – советская пропаганда. Искусство (кинематограф одно из основных) каждого временного отрезка – отражение ценностей соответствующей эпохи. Сейчас бы наверное сказали – тюрки помогали славянам, мусульмане христианам. А на самом деле братья помогали братьям. Кому же стало лучше, что нас разделили по национальности и по вере? Стали мы от этого добрее и человечнее?

Выиграли ли мы от этого? Стали мы сильнее и величественнее? Да нет, просто мы окончательно попали в плен к химерам жадности, человеконенавистничества и эгоизма.


Действительно, все, кто играл в этом легендарном фильме остались друг для друга родными, несмотря на то, что разлетелись, разъехались по разным странам и даже континентам. Ведь эта лента посвящена широте человеческой души, героизму и мужеству обычных людей, взявших в военные годы на воспитание 15 детей-сирот из разных республик, воспитывавших их, как родных, окружив заботой и любовью. Они подарили потерявшим приют малышам и подросткам тепло и ласку, научили каждого доброте, пониманию, мило­сердию, самопожертвованию, вырастив из них достойных людей.

БЫЛА ТАКАЯ СЕМЬЯ…

Лента и по сей день вызывает у зрителей самые сильные эмоции, заставляя их плакать и смеяться, переживать и радоваться. Режиссер картины Шухрат Аббасов уверен, что это редчайший случай, когда в одном произведении воплотилась мечта всего человечества.

СОВЕТ ДРУГА

- Я удивился, так как сначала не мог понять этого поступка, - признается Шухрат Салихович. - В нашей семье было трое детей, и мать нас поднимала одна - отец погиб в 35 лет. Вспоминаю, как ей было тяжело даже с нами - родными, хотя я с 12 лет уже сам зарабатывал, будучи пастухом. Но возможно ли, чтобы 14 приемышей стали родными? Как поладить с ними? Ведь у каждого свой характер… И я решил какое-то время побыть в семье Шомахмудовых. Пожил, пообщался и решил, что из этой истории может получиться потрясающий киносюжет, а остальное можно додумать.

ВЫМЫСЕЛ, СТАВШИЙ ПРАВДОЙ

ДОВЕЛИ ДО ПРИСТУПА

Аббасов с улыбкой вспоминает это чудесное время, когда на съемочной площадке удивительным образом сосуществовали две атмосферы: детской непринужденности и строгой дисциплины, без которой, увы, с юными актерами сладить было просто невозможно.

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ…

Если истории со съемочной площадки были полны веселых курьезов, то жизнь самих Шомахмудовых порой состояла из самых драматичных моментов. До наших дней, например, дошла такая легенда…

ГАНКА

Но вернемся к началу нашего повествования… Спустя не один десяток лет одна из актрис, игравшая маленькую девочку-беспризорницу Ганку, вновь встретила своего первого и единственного режиссера. И всколыхнулись воспоминания, зарумянились щеки, а в голосе появились почти детские нотки.

- Конечно, съемки остались ярким событием в моей жизни, - говорит она. - Но, я думаю, что и без кино прожила хорошую, интересную и насыщенную жизнь.

Правда, в ранней молодости (через семь лет после своего детского дебюта) она ездила на пробы на киностудию, но безразличное отношение перечеркнуло все порывы. А ее гордый нрав не позволил просить и дожидаться. Больше она там не бывала.

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

Наташа вспоминает кадры, которые снимали на вокзале, когда искали Рената, а нашли ее, маленькую Ганку. Тогда за ограждением собралось много народа. А по перрону шли солдаты и пели песню о войне. Люди за оградой плакали, настолько это было трогательно. Тогда, в 1960-е, воспоминания о войне были еще свежи в памяти каждого. Даже пожилые мужчины и те рыдали, не стесняясь слез.

- Мой персонаж - Ганка - появляется почти в самом конце фильма, - вспоминает Наталья. - Так что съемки многих сцен я просто не застала, а вот со всеми ребятами отношения сложились замечательные. Особенно подружились с Маликой Ахмедовой, игравшей девочку Барно. Малику представлять не надо, она стала нашей известной танцовщицей.

Одной из первых уехала из Узбекистана Дзидра, которую сыграла известная ныне российская актриса, супруга Михаила Боярского, Лариса Луппиан. А вот судьба Наташи Митрохиной (Нади) стала известна случайно и только на миг. Много лет назад Наталья как-то увидела ее за прилавком магазина для новобрачных в отделе парфюмерии.

- Особенно запомнилась Лютфи-опа, - с нежностью говорит Наталья. - Она всегда приезжала с полными сумками, привозила нам что-нибудь вкусненькое. Маленькая, сухонькая, почти с нас ростом, но такой большой талант. Она не знала русского языка, но, вот парадокс, мы прекрасно ее понимали: они говорила с нами взглядом, в котором светилась такая искренняя любовь и теплота. Я до сих пор это помню. Ведь такое не забывается…

Ольга ФАЗЫЛОВА,

фото из архива Н. Никоновой

Комментарии

незнала что дзидра жена боярского она моя землячка я жила на улице сарыкульской около индустриального техникума а она около железнодорожного техникума на 9 мая услышала ее голос по маяку она сказала что зовут ее лариса генадьевна и она снималась в фильме ты не сирота в ташкенте я знала просто в каком доме и дворе она жила но она меня лично не знала просто детьми бегали к ним во двор играть мне 73года и вот случайно услышала по просмотру фильма повторного просто приятно землячка как никак сама тоже 10лет в россии в челябинской обл копейске когда смотрю фильм ты не сирота слезы набегают сильнейший фильм привет огромный ларисе и здоровья и всего всего наилучшего целую галина андреевна

Читайте также: