Английская школа этики томас гоббс ф бэкон а смит

Обновлено: 05.07.2024

Философия Нового времени датируется XVII в. эта эпоха знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики. Развитие естествознания диктует основную проблему философии – проблему построения универсального метода и универсальной науки.

Метод науки должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Размышления о методе отодвинули на задний план вопросы о бытии, человеке, смысле жизни и т.п. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного знания сложилась позиция эмпиризма (сенсуализма).

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт. Душа человека – чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. Индукция – универсальный научный метод.

Ф. Бэкон. Философ-материалист, формулирует гуманистические задачи философии, среди которых центральной является её взаимосвязь с науками.

Человеческое познание нужно освободить от тех препятствий, которые мешают открывать истину.

Б.: “Получить знание можно, если избавиться от заблуждений”- идолов, призраков:

· Призрак рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества, человек судит о природе по аналогии с жизнью людей)

· Призрак пещер (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

· Призрак площади или рынка (привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения).

· Призрак театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, слепая вера авторитетам)

В “Новом Органоне” Б. изложил свои взгляды. Основная задача – разработка метода научного познания. Главный предмет изучения в науке – природа как движущая материя, она имеет собственные законы. Поэтому в познании нужно исходить не из авторитета и догм, а из опыта. Только опытное познание природы ведёт к открытию её законов, которые должны быть поставлены на службу человеку. На основе этих идей Бэконом был открыт индуктивный метод научного познания, который и заключает в себе путь от изучения отдельных фактов к установлению общих принципов и законов. Этот метод стал ведущим в естествознании Нового времени.

Томас Гоббс. Признает, что человеческий индивидуальный познавательный опыт должен опираться на некоторые "вспомогательные средства". Гоббс также считает субъективное, "конечное", индивидуальное познание внутренне слабым, смутным, хаотичным. Человек сам вырабатывает специальные вспомогательные средства, во многом преодолевающие конечность его личного познавательного опыта. Человек своеобразно использует чувственные образы и сами наблюдаемые чувственные вещи. Эти последние становятся "метками", благодаря которым мы в соответствующих случаях как бы воспроизводим в нашей памяти накопленные ранее знания, касающиеся данного объекта. Познание индивида становится единым, взаимосвязанным процессом.

Джон Локк утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: “Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство. Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его ”'.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры–знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении – основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако отрицая врожденные идеи, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид–интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

В Новое время сформировалась также идеалистическая версия сенсуализма. Всё, с чем человек сталкивается в опыте, - это его собственные чувственные впечатления, познаются не объективные вещи, а их субъективные образы.

Джордж Беркли выступал с критикой понятий материи как вещественной основы., материя – лишь отвлечённая идея.

Каждая единичная вещь – совокупность наших чувственных восприятий, т.к. ощущение вне сознания не существует, то существовать для каждой вещи – быть воспринимаемым. А если все люди заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает. Если Бога нет, тогда предметы, внезапно возникнув в момент восприятия, тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Беркли искренне верил в Бога.

Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Беркли доказывает верную мысль–об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

Продолжатель его идей - Дэвид Юм – идеи агностицизма (непознаваемость мира). Основа познания – ощущения, что является источником ощущений? Точка зрения скептицизма (может, они вызваны существованием вещей вне сознания, может, существует только в сознании). Отрицание объективного существования причинности, рассматривает это явление с психологической позиции – как определённую психол.ассоциацию – человеком руководит не разум, а привычка.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Британская философия относится к философской традиции авторов Англии и Великобритании , так как Ансельм Кентерберийский в XI - м веке.

Резюме

Средневековый период

Ансельм Кентерберийский


Санкт Ансельм Кентерберийский (с 1033 -. 1109) был важным философом и богословом из католической церкви , который служил архиепископом Кентерберийским от 1093 до 1109. Ансельм известен как автор онтологического аргумента существования Бога и теории удовлетворения искупления. Работы Ансельма считаются как философскими, так и теологическими, потому что они стремятся рассмотреть в качестве рациональной системы христианские принципы веры, традиционно принимаемые как богооткровенная истина [2] .

Роджер Бэкон

Жан Данс Скот

Уильям Оккам

Начало современности

Френсис Бэкон


Фрэнсис Бэкон (1561–1626) был английским государственным деятелем, ученым, юристом, юристом и писателем, а также английским философом. Он умер от пневмонии, заразившейся при изучении влияния замораживания на сохранность мяса. Он занимал должности генерального прокурора и лорда-канцлера Англии. Хотя его политическая карьера закончилась позором, он остается очень влиятельным благодаря своим работам, особенно как философский защитник и практик научного метода и пионер научной революции .

Бэкона называют отцом эмпиризма . Его работы установили и популяризировали дедуктивные методы в научных исследованиях , часто называемые методом Бэкона (in) или просто научным методом . Его требование спланированной процедуры исследования всего естественного ознаменовало новый поворотный момент в риторической и теоретической структуре науки, большая часть которой до сих пор связана с адекватными методологическими разработками . Его преданность, вероятно, привела к его смерти, что сделало его одним из редких исторических групп ученых, убитых своими собственными экспериментами.

Томас Гоббс

Гоббс также внес свой вклад в широкий спектр областей, включая историю, геометрию, физику газа, теологию, этику , общую философию и политологию . Его взгляд на человеческую природу как на корыстное сотрудничество оказалось прочной теорией в области философской антропологии . Он один из основных основоположников философского материализма .

Классическое трио британских эмпириков

Джон Локк


Локк также отвечает за раннюю теорию личности . Он считает, что наша стойкость от одного периода к другому заключается не в том, что мы сохраняем одну и ту же душу и одно и то же тело, а в том, что мы сохраняем одну и ту же серию психологических связей. Для Локка быть личностью - значит быть разумным мыслящим существом, которое может знать себя как самого себя, одно и то же мыслящее существо в разное время и в разных местах.

Джордж Беркли

Джордж Беркли (1685–1753) - англо-ирландский философ , епископ Клойна (ин) с 1734 года до своей смерти. Он эмпирик , имматериалист и идеалист . Многие из его наиболее важных идей впервые изложены в Принципах человеческого знания , критической работе по философии Джона Локка. Беркли соглашается с Локком в том, что существует внешний мир, порождающий идеи в уме, но Беркли также пытается доказать, что внешний мир состоит только из идей. Беркли считает, что идеи, которые у нас есть, не могут быть похожи на другие идеи (нефизические объекты), и поэтому внешний мир состоит не из его физической формы, а из идей. Этот мир получил логику и регулярность благодаря другой силе, которую Беркли считает Богом.

Дэвид Хьюм

Юм классно исследует проблему индукции . Он утверждает, что индукционное рассуждение не может быть рационально использовано, поскольку, чтобы оправдать индукцию, нужно будет либо предоставить сильное дедуктивное рассуждение, либо сильный индуктивный аргумент. Но нет веского аргумента для вывода индукции, и запросить индуктивный аргумент для индукции означало бы подать прошение о принципе .

Проблема причинности Юма связана с его проблемой индукции. Он считает, что нет эмпирического доступа к предположительно необходимой связи между причиной и следствием. Пытаясь оправдать веру в то, что A вызывает B, можно подчеркнуть, что в прошлом B всегда внимательно следил за A как в пространстве, так и во времени. Но особая необходимая связь, которая должна быть причинной связью, никогда не дается нам в опыте. Мы только наблюдаем постоянное соединение событий, в этом нет никакой необходимости .

Адам Смит

XIX - го века

Джереми Бентам

Джереми Бентам (1748–1832) известен тем, что положил начало традиции классического утилитаризма в Британии. Утилитаризм является консеквенциализм теории о нормативной этике , которая считает , что акт является нравственно правильным , если и только если это действие максимизирует счастье или удовольствие. Классический утилитаризм считается гедонистическим, потому что он рассматривает удовольствие как единственное внутреннее добро, а боль как единственное внутреннее зло.

Джон Стюарт Милл


Джон Стюарт Милль (1806-1873) внес значительный вклад в социальную теорию , политическую теорию и политическую экономию . Его концепции свободы оправдывают свободу личности в отличие от неограниченного контроля государства.

Генри сиджвик

Британский идеализм

В области абсолютного идеализма , британский Идеализм философское движение , влиятельное в Великобритании с середины XIX - го века до начала XX - го века. Среди его важных представителей - Томас Хилл Грин , Фрэнсис Герберт Брэдли , Бернар Босанке , Дж. М. Э. МакТаггарт , Гарольд Иоахим , Джон Генри Мюрхед и Джеффри Реджинальд Гилкрист Мюр . Два британских философа, Дж. Э. Мур и Бертран Рассел , сначала воспитывались в этой традиции, а затем отреагировали на нее, став пионерами аналитической философии .

XX - го века и запределами

Аналитическая философия

Аналитическая философия основана на традиционном британском эмпиризме, обновленном с учетом новых достижений логики, впервые примененных немецким математиком Готлобом Фреге . Он доминирует философию в английском языке мира с начала XX - го века.

Джордж Эдвард Мур

Он является президентом Аристотелевского общества (в) с 1918 по 1919 год.

Бертран Рассел

Теория описаний (в) Рассел оказал глубокое влияние на философию языка и анализа определенных описаний . Его теория впервые изложена в его эссе De la denotation, опубликованном в 1905 году.

Рассел - ведущий антивоенный активист . Он поборник свободной торговли и антиимпериализма . Заключенный в тюрьму за свою пацифистскую активность во время Первой мировой войны, он затем выступил против Адольфа Гитлера, затем раскритиковал сталинизм , тоталитаризм , выступил с критикой участия Соединенных Штатов во Вьетнамской войне и, наконец, стал стойким защитником ядерного разоружения .

Альфред Жюль Айер

Философия обыденного языка

Философия обыденного языка - это философская школа, которая рассматривает традиционные философские проблемы как основанные на недопонимании, которое философы развивают, забывая, что означают слова в их повседневном использовании.

Это основная философская школа между 1930 и 1970 годами.

Современный период

Недавние британские философы, особенно активные в философии религии , считают Энтони Флю , К.С. Льюиса и Джона Хика .

Р. М. Хейр и Аласдер Макинтайр относятся к числу выдающихся философов моральной и политической философии.

Другие недавние деятели британской аналитической традиции включают Дерека Парфита , Карла Поппера , Колина МакГинна , Питера Стросона и Галена Стросона, которые работают в таких областях исследований, как метафизика , философия разума , логика и философия языка .


Содержание

Средневековый период

Ансельм Кентерберийский


Святой Ансельм Кентерберийский (ок. 1033 - 1109) был важным философом и теологом католической церкви, занимавшим должность Архиепископ Кентерберийский с 1093 по 1109 год. Ансельм известен как создатель онтологического аргумента в пользу существования Бога и теории удовлетворения искупления. Работы Ансельма считаются как философскими, так и теологическими, поскольку они стремятся представить христианские догматы веры, традиционно принимаемые как богооткровенную истину, как рациональную систему. [2]

Уильям Шервудский

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон (ок. 1214–1294), также известный как Доктор Мирабилис (латинский: "Чудесный доктор"), был английский философ и Францисканский монах, делавший значительный упор на эмпирические методы. Иногда его считают одним из первых Европейский сторонники современного научный метод [4] вдохновленный работами Платон и Аристотель через ранний Исламские ученые Такие как Авиценна и Аверроэс. [5] [6] [7]

Дунс Скот

Джон Дунс Скот (ок. 1265 - 8 ноября 1308) был важным философом и теологом Высокое средневековье. Скот родился около 1265 г., [8] в Дунс, в Берикшир, Шотландия. В 1291 году он был рукоположен в священники в Нортгемптон, Англия. Примечание в Кодексе 66 Мертон-колледж, Оксфорд, отмечает, что Скот "процветал в Кембридж, Оксфорд и Париж". Он умер в Кёльн в 1308 году. Он похоронен в "Миноритенкирхе", церкви Францисканцы (или младшие братья) в Кельне. Он был блаженный к Папа Иоанн Павел II 20 марта 1993 г.

Уильям Оккам

Ранний современный период

Френсис Бэкон


Фрэнсис Бэкон (1561–1626) был англичанином, государственный деятель, ученый, адвокат, юрист и автор помимо того, что он философ. Он умер от пневмонии, заразившейся при изучении влияния замораживания на сохранность мяса. Он служил как Генеральный прокурор и Лорд-канцлер Англии. Хотя его политическая карьера закончилась позором, он оставался чрезвычайно влиятельным благодаря своим работам, особенно как философский защитник и практикующий научный метод и пионер в научная революция.

Бэкона называют отцом эмпиризма. [15] Его работы установили и популяризировали дедуктивные методологии для научный запрос, часто называемый Бэконовский метод или просто научный метод. Его требование спланированной процедуры исследования всего естественного ознаменовало новый поворот в риторической и теоретической структуре науки, большая часть которой до сих пор связана с концепциями надлежащего методология сегодня. Его преданность, вероятно, привела к его смерти, что привело его к редкой исторической группе ученых, погибших в результате собственных экспериментов.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588–1679) был английским философом, которого сегодня помнят за его работу над политическая философия. Его книга 1651 года Левиафан заложил основу для большей части западной политической философии с точки зрения Социальный контракт теория. [16]

Гоббс также внес свой вклад в самые разные области, в том числе история, геометрия, физика газы, богословие, этика, общая философия и политическая наука. Его представление о человеческой природе как о корыстном сотрудничестве оказалось устойчивой теорией в области философская антропология. Он был одним из ключевых основоположников философского материализм.

Классическое трио британских эмпириков

Джон Локк


Локк также отвечает за раннюю теорию личность. Он думал, что наше бытие одним и тем же человеком от одного времени к другому заключается не в том, что у нас одна и та же душа или одно и то же тело, а, скорее, в одной и той же серии психологических связей. Для Локка быть личностью - значит быть разумным мыслящим существом, которое может познать себя как самого себя, одну и ту же мыслящую вещь в разное время и в разных местах.

Джордж Беркли

Джордж Беркли (1685–1753) был Ирландский философ, который служил Епископ Клойнский с 1734 г. до самой смерти. Он был британцем эмпирик, [18] ан имматериалист, и идеалист. Многие из его самых важных идей были впервые высказаны в Трактат о принципах человеческого знания, работа, которая критиковала философию Джона Локка. Беркли согласился с Локком в том, что существует внешний мир, порождающий идеи в уме, но Беркли стремился доказать, что внешний мир также состоит исключительно из идей. Беркли считал, что идеи, которыми мы обладаем, могут напоминать только другие идеи (не физические объекты), и, следовательно, внешний мир состоит не из физической формы, а из идей. Этому миру была придана логика и регулярность какой-то другой силой, которую, как заключил Беркли, был Бог.

Беркли известен своим девизом "esse est percipi aut percipere", или иным образом, "существовать - значит восприниматься, или воспринимать". Это означает, что нет ничего, кроме идей и умов, в которых они содержатся. Не существует такой вещи, как независимая от ума сущность.

Дэвид Хьюм

Дэвид Хьюм (1711–1776) был шотландцем. философ, экономист, и историк. Его основные работы, Трактат о человеческой природе (1739–1740 гг.) Вопрос о человеческом понимании (1748), Исследование основ нравственности (1751), и Диалоги о естественной религии (1779) остаются широко влиятельными. [19] Его идеи относительно свободы воли и детерминизма, причинности, личностной идентичности, индукции и морали до сих пор вызывают дискуссии.

Хьюм классно описал проблема индукции. Он утверждает, что индуктивное мышление не может использоваться рационально, поскольку для того, чтобы оправдать индукцию, нужно было бы либо предоставить здравый дедуктивный аргумент, либо индуктивно сильный аргумент. Но нет убедительного дедуктивного аргумента в пользу индукции, и просить индуктивный аргумент для оправдания индукции означало бы прошу вопрос.

Проблема причинности Юма связана с его проблемой индукции. Он считал, что нет никакого эмпирического доступа к предполагаемой необходимой связи между причиной и следствием. Пытаясь оправдать веру в то, что A вызывает B, можно указать, что в прошлом B всегда внимательно следил за A как в пространстве, так и во времени. Но особая необходимая связь, которая должна быть причинностью, никогда не дается нам в опыте. Мы только наблюдаем постоянное соединение событий без какой-либо необходимости.

Адам Смит

Адам Смит (1723–1790) был Шотландский моральный философ и пионер политическая экономика. Смит написал Теория моральных чувств и Исследование природы и причин богатства народов. Последний, обычно сокращенно Богатство народов, считается его magnum opus и первая современная работа экономика. Смита часто называют отцом современной экономики.

Смит учился моральная философия на Университет Глазго и Оксфордский университет. После выпуска он прочитал серию успешных публичных лекций в Эдинбург, побуждая его сотрудничать с Дэвид Хьюм во время шотландского Просвещения. Смит получил профессуру в Глазго преподавал моральную философию, и за это время он написал и опубликовал Теория моральных чувств.

19 век

Джереми Бентам

Джереми Бентам (1748–1832) хорошо известен тем, что положил начало традиции классического утилитаризма в Великобритании. Утилитаризм это консеквенциалист теория нормативная этика который утверждает, что действие является нравственно правильным тогда и только тогда, когда оно максимизирует счастье или удовольствие. Классический утилитаризм считается гедонистическим, потому что он рассматривает удовольствие как единственное внутреннее добро, а боль как единственное внутреннее зло. [20]

Утилитаризм был описан Бентам как " величайшее счастье или же величайшее счастье принцип". [21] Утилитаризм Бентама известен тем, что утверждает, что удачный исчисление следует использовать для определения правильности и неправильности действий. Он делает это путем измерения количества боли и удовольствия от различных действий. Бентам считал, что удовольствие и боль разделяются на отдельные единицы, называемые гедонами и долорами.

Джон Стюарт Милл


Джон Стюарт Милль (1806–1873) был влиятельным сотрудником социальная теория, политическая теория, и политическая экономика. Его концепция Свобода оправдал свободу личности против неограниченного государственного контроля. [22]

Милль также продолжил традицию Бентама продвигать и защищать утилитаризм. Книга Милля Утилитаризм философская защита утилитаризма. Эссе впервые появилось в виде серии из трех статей, опубликованных в Журнал Fraser's в 1861 г .; статьи были собраны и переизданы единой книгой в 1863 г.

Генри Сиджвик

Британский идеализм

Как область абсолютный идеализмБританский идеализм был философским движением, которое было влиятельным в Британии с середины девятнадцатого века до начала двадцатого века. Важные представители включены Т. Х. Грин, Ф. Х. Брэдли, Бернар Босанке, Дж. М. Э. МакТаггарт, Х. Х. Иоахим, Дж. Х. Мюрхед, и Г. Р. Г. Муре. Два британских философа, Г. Э. Мур и Бертран Рассел, воспитывались в этой традиции, а затем отреагировали на нее новаторскими аналитическая философия.

20 век и далее

Аналитическая философия

Аналитическая философия была основана на традиционном британском эмпиризме, обновленном с учетом новых достижений в логике, впервые разработанных немецким математиком. Готтлоб Фреге. Он доминировал в философии англоязычного мира с начала 20 века.

Г. Э. Мур

Он был президентом Аристотелевское общество с 1918 по 1919 гг. [26]

Бертран Рассел

Рассел был видным антивоенный активист; он защищал свободная торговля и антиимпериализм. [29] [30] Рассел попал в тюрьму за свою пацифистскую активность во время Первой мировой войны. Позже он выступал против Адольф Гитлер, затем раскритиковал Сталинский тоталитаризм, атаковал участие Соединенных Штатов Америки в война во Вьетнаме, и, наконец, стал ярым сторонником ядерного разоружения. [31]

В 1950 году Рассел был награжден Нобелевская премия по литературе, "в знак признания его разнообразных и значительных работ, в которых он отстаивает гуманитарный идеалы и Свобода мысли." [32]

А. Дж. Айер

Философия обыденного языка

Философия обыденного языка - это философская школа, которая рассматривает традиционные философские проблемы как уходящие корнями в недоразумения что философы развиваются, забывая, что слова означают в их повседневном использовании.

С 1930 по 1970 год это была крупная философская школа.

Современное время

Недавние британские философы особенно активны в философия религии включены Энтони Флю, К. С. Льюис, и Джон Хик.

Важные моральные и политические философы включали Р. М. Заяц, Аласдер Макинтайр, и Роджер Скратон.

Среди других недавних фигур в британской аналитической традиции: Дэвид Виггинс, Дерек Парфит, и П. Ф. Стросон, которые сосредоточились на таких областях, как метафизика, философия разума, логика, а философия языка.

Гост

ГОСТ

Биография

Томас Гоббс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Томас Гоббс и концепция подробнее родился $5$ апреля $1588$ года в Малмсбери. Умирает в Англии $4$ декабря $1679$ года. Считается английским философом-материалистом, одним из основателей теорий общественного договора и теорий государственного суверенитета. Прославился идеями, получившие распространение в следующих дисциплинах: этика, теология, физика, геометрия и история.

Воззрения

Воззрения Томаса Гоббса По данной теме мы уже выполнили эссе Схоластическое аспекты политического проекта Томаса Гоббса подробнее сформировались под значительным влиянием мировосприятий Френсиса Бэкона, Галилео Галилея По данной теме мы уже выполнили реферат Философские идеи Г. Галилея. подробнее , Пьера Гассенди По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Мишеля Монтеня подробнее , Рене Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее и Иоганна Кеплера.

Томас Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее первый философ, который озвучивает мнение о том, что Моисей не является основным автором Пятикнижия.

Готовые работы на аналогичную тему

Философские воззрения

О теории происхождения государств

Государство

Томас Гоббс не утверждал, что все государства возникают путём договора. Чтобы достигнуть верховной власти, по его мнению, нужно пройти один из двух путей. Первый путь заключает в себе физическую силу (завоевание или подчинение), либо добровольное соглашение. Первый вид государства носит название основанный на приобретении, второй же является — основанный на установлении, или его ещё называют политическим государством.

Этика Томаса Гоббса

Читайте также: