Аналитическая справка по итогам конкурса уголков экспериментирования в доу
Обновлено: 05.07.2024
На основании годового плана работы ДОУ на 2016-2017 учебный год, плана внутрисадового контроля, приказа № 19 от февраля 2017 о проведении тематического контроля, план-задания к тематической проверке в период с 23 января по 16 февраля 2017 года была назначена комиссия в составе руководителя ДОУ , старшего воспитателя и учителя-логопеда для осуществления контроля по следующим направлениям:
1. Оценка профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
2.Оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах
3.Определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
4. Анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей;
5.Определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проведен анализ организации образовательной деятельности в ДОУ , по образовательной области познавательное развитие, направленное на формирование представлений об окружающем мире в процессе исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности.
Цель тематической проверки: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МДОУ
В ходе контроля по первому вопросу в соответствии с план-заданием проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности.
Диаграмма №1 оценки профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ .
Сроки проведения : с 26.11.2018г. по 30.11. 2018 г.
Тематический контроль осуществлялся планово во всех группах ДОУ.
В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
Анкетирование педагогов и родителей;
Посещение открытых занятий;
Анализ развивающей среды
Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.
Анализ анкетирования родителей показал, что 90% родителей под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников понимают
-формирование познавательных действий, формирование способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
У 91% семей имеются дома дидактические игры, домашние эксперименты проводят 32% родителей, иногда проводят 49%, не проводят совсем 19%; участвуют в проектах детского сада 76,5 % родителей, 6% не предлагали участвовать, 10,6% не участвуют в проектах по тем или иным причинам, 100% опрошенных родителей удовлетворены качеством оказываемых услуг в ДОУ.
Анкетирование педагогов показало, что все педагоги имеют достаточные знания по организации опытно-исследовательской деятельности; работа с родителями организована у 70% педагогов в подборке материалов исследовательской направленности, у 30% в создании картотеки опытов для домашнего экспериментирования.
Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, а с удовольствием возвращается к этой деятельности. Беседы с детьми показали, что они считают эту деятельность полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на открытом занятии. Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым, интересным оборудованием.
Не во всех возрастных группах были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента. Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим предлагаю педагогам пополнить центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с проектной темой), а материалы распределить по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"и т.д
Следует обратить внимание на систему планирования индивидуальной работы с детьми по данному направлению.
Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:
При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
Включить отобранные материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование.
Разработать план проектной деятельности (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год, ср группы 1 раз в 3 мес, ст и подг. 1 раз в 1-2 месяца) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
* создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
* формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи;
* развитие эмоциональной сферы дошкольников;
* воспитание гуманного отношения ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и неживой природы;
* побуждение педагогов к творческой активности
В состав жюри входили:
1. Н.В.Бойцева - заведующий МБДОУ
2. Т.Н.Тимофеева - заместитель заведующего
3. О.В. Цветкова - воспитатель
4. И.Н.Титова - воспитатель
5. А.И.Сочнева - воспитатель
Критерии оценки проектов:
* соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям программы
* разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера, педагогическая ценность, полифункциональность;
* наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;
* эстетичное оформление уголка природы (выдержанность единого стиля в оформлении и цветовом решении, рациональность размещения, практичность в использовании, оригинальность названия, наличие игрового персонажа);
* место размещения уголка природы и его доступность;
* создание условий для игр с песком и водой;
* отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;
* наличие сезонного материала.
1 место – группы № 3(200 баллов), № 9 (189 баллов)
2 место – группа № 2(196 баллов), № 10 (171 балл)
3 место – группа № 4(183 балла), № 8 (120 баллов)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ КОНКУРСА:
> Привести уголки в соответствие возрасту детей – группы № 5,6,7
> Педагогам группы № 8 продумать расположение уголка, обновить имеющиеся материалы;
1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший центр природы и экспериментирования в группе ДОУ (далее - смотр-конкурс).
2. Цели и задачи смотра-конкурса
Целями и задачами смотра-конкурса являются:
совершенствование работы педагогов ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность;
создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности;
выявление творческого подхода к созданию условий для детского экспериментирования в группах ДОУ;
пропаганда передового опыта в организации центров экспериментирования в ДОО;
просвещение родителей по вопросам развития детского экспериментирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Сроки проведения смотра-конкурса:
3.1. Смотр – конкурс проводится с 30.10.217 г. по 03.11.2017 г.
3.2. Подведение итогов смотра-конкурса 07.11.2017 г. Награждение победителей состоится на педагогическом совете № 2.
4. Участники конкурса
Участниками смотра-конкурса являются воспитатели всех возрастных групп ДОУ
5. Жюри смотра-конкурса
В состав жюри смотра - конкурса входят:
Ерёмина Е.Л. – заведующий ДОУ,
Дегтярёва Ю.В. –воспитатель - методист,
Козлова Н.В. – практический психолог,
Колесникова И.А. – воспитатель,
Фомина В.В. – воспитатель,
Демченко И.В. – воспитатель,
Захарова А.М. – воспитатель (председатель ПК).
6. Критерии оценки центра природы и экспериментирования
6.1. Оценка уголков экспериментирования осуществляется в группах на основании разработанных критериев, которые могут изменяться и дополняться с учетом реализуемой образовательной программы:
эстетичность оформления уголка экспериментирования (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);
доступное для детей расположение;
соответствие содержания центра природы и экспериментирования возрасту детей и требованиям СанПиН, методическим рекомендациям по оборудованию центра природы и оформлению календарей природы;
соответствие содержания уголка экспериментирования возрастным особенностям детей данной группы;
соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности детей в уголке экспериментирования;
наличие оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой);
наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материалов;
наличие методической литературы по организации детского экспериментирования;
наличие и надлежащее оформление документации: план работы с детьми, конспекты непрерывной образовательной деятельности, журналы наблюдений, правила поведения в уголке экспериментирования, правила техники безопасности и т.д.;
степень использования материалов уголка экспериментирования детьми в свободной деятельности;
наличие информационных материалов для родителей по вопросам познавательного развития детей.
6.2. Оценка уголков экспериментирования по тому или иному критерию осуществляется с учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы
7. Порядок оценивания итогов конкурса
7.1. Каждый критерий будет оцениваться в баллах от 0 до 5-ти, и суммироваться для выставления общего балла.
7.2. По итогам работы комиссии оценочный лист с соответствующими баллами заполняется и подписывается председателем и членами комиссии.
7.3. На основе оценочного листа составляется справка по конкурсу.
8. Подведение итогов смотра-конкурса
8.1. В ходе смотра-конкурса определяются участники, занявшие три первых призовых места.
8.2. Награждение победителей смотра-конкурса состоится на заседании педагогического совета № 2.
Требования к содержанию центра природы и экспериментирования
Сезонный растительный материал (букеты из декоративны растений, природный материал).
Место для труда (небольшой стационарный, откидной ил выдвижной столик, на котором можно расположить баночки с кормами, поилки, инвентарь для трудовой деятельности).
Модели по возрасту
Ящики с посадками (лук, овес, рассада).
Оборудование для экспериментальной деятельности в младшей группе:
книги познавательного характера для младшего возраста;
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Оборудование для экспериментальной деятельности в средней группе:
книги познавательного характера для среднего возраста
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
материалы для игр с мыльной пеной
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Оборудование для экспериментальной деятельности в старшей группе:
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек"
природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
половинки мыльниц, формы для льда
приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
Схемы проведения опытов
Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Оборудование для экспериментальной деятельности в подготовительной группе:
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".
мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")
материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
половинки мыльниц, формы для льда
приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
Схемы проведения опытов
Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Читайте также: