Алгоритм построения цели в школе

Обновлено: 02.07.2024

Проблема состоит в повышении и достижения качества обучения. Естественно, что надо сначала дать определение этого самого “качества”, а затем, уже отталкиваясь от него строить свою дальнейшую работу.

Под качеством обучения будем понимать соотношение цели и результата, меру достижения цели. Из этого определения следует, что надо научиться измерять в одинаковых единицах цель, поставленную перед учащимися и результат, достигнутый учащимися. Кроме того, нужно выбрать такую технологию, которая обеспечивает получение необходимой управленческой информации, имеющей не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяющей увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. Основой последовательной ориентации обучения является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.

  • постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов;
  • подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
  • оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
  • заключительная оценка результатов.

Добившись прочных результатов обучения технологическим путем, учитель окажется в состоянии уделить больше внимания собственно педагогическому творчеству, развитию учащихся (правда, творческим началом в обучении сама педагогическая технология непосредственно не занимается, она сосредоточена на воспроизводимых моментах учебного процесса)

Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко поставленные цели. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель, или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.

При реализации этой достаточно плодотворной идеи обычно сталкиваются со следующими основными трудностями: каким способом перевести результаты обучения на язык действий и как добиться однозначности этого перевода. Эти проблемы решаются двумя основными способами:

Построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия) – такие системы получили название педагогических таксономий;

Созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на которые учитель может перевести недостаточно ясные формулировки.

Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объекта, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. В когнитивную область входят цели от запоминания и воспроизведения учебного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способами действий, включая создание нового. Сюда относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, в учебниках, в повседневной практике учителя. Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для учителя по следующим причинам:

Концентрация учителя на главном; пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конструирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;

Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников; конкретные учебные цели дают учителю возможность разъяснить учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц.

Создание эталонов оценки результатов обучения; обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаются более надежной и объективной оценке.

В данной работе показан алгоритм постановки целей с ориентацией на достижение результата, сделана конкретизация целей обучения на основе таксономии, разработанной под руководством известного американского ученого Б.Блума.

2. Основная часть.

2.1. Таксономия Б.Блума.

Конкретизация целей учебного предмета на основе таксономии Блума проводится в два этапа. На первом выделяются цели курса, на втором – цели текущей, повседневной деятельности. Чтобы сделать цели полностью диагностичными, то есть полностью проверяемыми, а обучение - воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерий достижения каждой цели. Иначе говоря, учебная цель должна быть описана так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Цель, в описании которой заложены полно и надежно описывающие ее признаки, называют идентифицируемой.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

2.2. Конструирование цели.

  • Инвариантная часть - из внешних факторов;
  • Вариативная часть, определяемая конкретной школой в зависимости от ее конкретизированных целей.
  • Стандарты по образовательным областям (и даже по предметам одной области) не связаны между собой, то есть содержание образования па уровне теоретического представления, которое они в совокупности образуют, не имеет единой основы, а значит отсутствуют межпредметные связи и опять присутствуют “нестыковки” между предметами;
  • Появление того или иного количества часов на предмет в БУПе никак не обосновано, неясно, соответствует ли оно стандарту по этому предмету; возникает вопрос: что первично - часы на предмет или стандарт по нему?
  • Представление информации в стандарте не технологично, в том смысле, что не открывает перед школой путей его дальнейшего развития в вариативной части, причем так, чтоб инвариантная часть органически вошла в ее состав;
  • Низкая инструментальность сформулированных в стандарте целей.

Попробуем теперь так сконструировать программу по математике, чтобы максимально устранить указанные выше недостатки. Изложение будем вести на примере программы по алгебре для 9-го класса предпрофильной подготовки физико-математической направленности. На каждом уровне (возможности и необходимости) выделим максимально конкретные требования. Назовем их структурными единицами, на которые распадается каждая тема курса. Каждую структурную единицу соотнесем с некоторой категорией учебных целей по таксономии Б.Блума и представим полученный результат в виде таблицы 2. Структурные единицы в ней начинаются с выделенных слов. Обратим внимание на то, что федеральные стандарты, как правило, не выходят за пределы категории “понимание”. Следующая за ней категория “применение” обычно исследуется для характеристики уровня возможного, но не необходимого в процессе обучения. Такой подход с одной стороны способствует гуманизации системы образования, так как требования к учащимся позволяют не заниматься с ними “через силу” по тем предметам, которые не связаны с их потенциальными возможностями. В то же время заданный уровень гарантирует необходимый уровень по всем образовательным областям. С другой стороны, этот подход открывает перед школой возможность “наращивать” требования по тем, или иным предметам, оставаясь по другим в рамках стандарта. Набор таких таблиц 2 по предметам и является инструментально прописанной целью, поставленной перед школой.

Таблица 2.

Знает какими формулами задается сдвиг графика и растяжение, симметрия относительно осей координат.

Знает, что значит четные и нечетные, возрастающие и убывающие функции, знает, что такое нули функции и промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значение функции.

Вариативная часть (школьный компонент) порождает новые структурные единицы в таксономии Б.Блума по предмету. Они могут появиться в связи со следующим:

Развитие самого предмета: заполнение в содержательной линии более высоких категорий относительно инвариантной части, появление нового содержательного материала в уже заполненных категориях, появление новой содержательной линии;

Уточнение самого предмета; заполнение в содержательной линии более низких категорий, относительно инвариантной части, дозаполнение категорий вариативной части;

Развитие и уточнение другого предмета: в процессе работы по другому предмету в соответствии с двумя предыдущими пунктами указываются необходимые ему структурные единицы из нашего предмета, то есть в другом предмете указываются входящие структурные единицы из нашего предмета, а в нашем - выходящие в другие предметы,

2.3 Конкретизация целей и создание системы контроля.

Следующий этап конкретизации целей - использование структурной единицы в описании глаголов, указывающих на конкретные действия с определенным результатом, Каждая графа таблицы 2 разбита на структурные единицы выделенными словами. Они являются единицами контролируемого содержания. То есть вся дальнейшая работа по конкретизации целей и разработке системы контроля будет вестись для каждой выделенной структурной единицы. Легко видеть, что они выделены не произвольно, а полностью на основе соответствующего раздела. Заполненная графа рассматривается как итог всей работы по соответствующей единице содержания, который и предстоит проконтролировать.

Дальнейшая конкретизация связана с разбиванием каждой структурной единицы из соответствующей категории учебных целей на некоторое множество видов конкретных действий, которые, во-первых, целостно описывают эту структурную единицу, а во-вторых, максимально диагностичны. В таблице 3 приведен пример такого действия с некоторыми единицами из таблицы.

Таблица 3.

Обязательные требования Конкретные действия
Знает определение функции, способы задания функции, что такое график функции. Может привести примеры числовых и нечисловых функций, задать функцию таблицей, графиком, формулой.
Знает, что такое область определения и область значений функции. Может найти область определения и область значений изученных функций, заданных формулой.
Знает какими формулами задается сдвиг графика, растяжение относительно осей координат, знает как построить график функции y=|f(x)| ;y=f(|x|). Может задать формулами сдвиг графика, растяжение относительно осей координат, может объяснить как из графика функции у = f(х) построить график функции y==|f(x)|; y=f(|x|).

3. Заключение.

Таким образом в работе показано как применяется технология полного уточнения учебных целей, превращения их в идентифицируемые, наделяя их критериальными признаками. Обычно конкретизация целей описывается в виде трех ступеней:

Переход об обобщенных образовательных целей к общим учебным.

На этом этапе уточнение целей, как правило, состоит в описании результата обучения через “наблюдаемые действия”. Такой подход в большинстве случаев дает лишь примеры, частные проявления более общей цели. Поэтому идентифицируемая цель представляет собой не абсолютную, исчерпывающую характеристику желаемого результата, а ее приблизительный, максимально достижимый при наличных возможностях описания вариант. Значит перевод общих учебных целей в конкретные должен носить не упрощенно-линейный характер, а проводиться “с оглядкой” на более полное представление о цели;

Конкретизация целей.

На данной ступени происходит переход от общего представления о результатах обучения к более конкретному, но все же не абсолютному. Общее требование к такому переводу — максимально четко описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий прием конкретизации целей - использование в их описании глаголов, указывающих на определенное действие.

Детализация целей.

Иногда в этой ступени нет необходимости, либо она невозможна без чрезмерного упрощения и искажения, при необходимости же конкретное представление результатов обучения детализируется на уровне частно-методических структур и действий.

Последовательная ориентация на диагностические цели определила своеобразие оценки и ее функций в “технологическом” обучении. Поскольку цель описана диагностично, то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки как на эталон. В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена именно достижению цели - эталона (или ее составных частей). Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля рассматриваются лишь как текущая оценка является лишь формирующей и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые получает ученик, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу. Итоговая оценка выражается в баллах.

Как текущая, так и итоговая оценка проводятся на основе эталонных (критериальных) признаков диагностично поставленной цели и поэтому носят критериальный характер; соответствующую ориентацию имеет и весь учебный процесс Затраты усилий на анализ и упорядочение учебных целей оправдываются тем, что охватывают важнейшие моменты работы учителя, пронизывающие весь учебный процесс: планирование, контроль и оценку. По характеру формулировок конкретизированных целей, в частности, видно, что их можно непосредственно использовать как основу для подготовки контрольных (тестовых) заданий.

В приложении показана разработанная мной инструментально прописанная цель обучения алгебре в 9 классе предпрофильной подготовки физико-математической направленности по темам “Множества” и “Функции” во всех категориях учебных целей, включая анализ и синтез - как пример создания “школьного стандарта” с высокой инструментальностью целей обучения.

Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное определение, на мой взгляд, дает Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи. И самое главное после этих трех этапов – начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.
Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

ВложениеРазмер
postanovka_tseley_i_zadach_na_uroke.rar 472.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пеля – Хованская средняя общеобразовательная школа.

Заместитель директора по учебной работе

Вилкова Татьяна Михайловна

Выступление на педагогическом совете школы по теме:

Что такое цель и задача? В чем разница?

Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное определение, на мой взгляд, дает Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи. И самое главное после этих трех этапов – начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.
Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

В цель входят объект, предмет и действие цели.

Объект – это сам обучающийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.

Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.

Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.

Например, в цели – формировать наблюдательность обучающихся за естественными явлениями природы – объектом являются обучающиеся определенного класса, предметом - наблюдательность за естественными явлениями природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.

Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.

  • Сформировать
  • Научить
  • Ознакомить
  • Объяснить
  • Развить
  • Убедить
  • Оказать влияние
  • Раскрыть
  • Рассмотреть
  • Представить
  • Показать
  • Продемонстрировать

Требования к постановке целей урока.

  1. Реалистичность целей урока с точки зрения:
  • Достаточности времени для их достижения;
  • Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
  • Их соответствия возможностям учителя.
  1. Обоснованность целей урока с точки зрения:
  • Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
  • Достижения последующих (конечных) результатов обучения.
  1. Конкретность постановки целей (формулировка должна дать ясное представление о результатах).

Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

Целесообразно использовать следующий алгоритм постановки целей:

  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
  2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
  3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
  4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.
  5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

Способы постановки целей:

  1. Через действия воспитанника, через результат деятельности.

Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.

Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д.

Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся.

Задачи обучения - освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.

Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.

Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности и т.п.

К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний ; выработка умений , специальных для каждого учебного предмета.

  • Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…
  • Обеспечить усвоение следующих основных задач…
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
  • Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.

К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.

В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.

Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению , любознательности и т.д.

  • В целях решения трудового воспитания…
  • Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения …
  • Формирование экологического воспитания …

• развитие мышления , необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

• развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции , пространственного воображения, смекалки и т.д.;

• развитие навыков устной и письменной речи ;

• развитие критического мышления , навыков групповой самоорганизации , умения вести диалог;

• развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

• развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.

Говорят, что дети - это цветы жизни. Вы помогаете этим цветам расцветать яркими красками, высвобождаете их потенциал, воспитываете из них Людей с большой буквы. Так пусть Ваше добро и теплота возвращаются Вам сторицей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"

В данной методической разработке содержится обобщенный и систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка.


Постановка целей и задач современного урока
Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока".


Постановка коррекционных целей и задач (памятка для педагога)

Данная памятка была составлена в помощь молодым педагогам, затрудняющимся грамотно формулировать коррекционные задачи. В памятке коротко изложены те психические процессы и их качества, которые в.


Постановка цели урока. SMART цель.

В настоящее время рекомендуется вести подготовку к уроку более целенаправленно. Этому служит постановка цели уроки по SMART. Предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме.


Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики

В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки.

Правильная постановка цели — первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы — что, как и в какой последовательности нужно сделать и как правильно расставить приоритеты.

Представляем два популярных приёма привлечения детей к целеполаганию. Первая подойдёт детям младшего школьного возраста, вторая будет актуальна ребятам постарше.

Целеполагание для младших школьников — карта желаний

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой.

Затем попросите его ответить на следующие вопросы:

  • Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
  • Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог.
  • Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку.

Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.

Пример карты желаний

Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире.

Целеполагание для подростков — метод SMART

Метод целеполагания SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребёнка достигать целей и исследовать их.

SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, отражающих важнейшие критерии любой цели.

Целеполагание для ребёнка

Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:

  • Specific (конкретная). Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать?
  • Measurable (измеримая). Как вы поймёте, что ваша цель достигнута?
  • ‍Attainable (достижимая). Что вам необходимо для достижения цели? Что у вас уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
  • Relevant (уместная). Насколько ваша цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?
  • Time-bound (ограниченная по времени). В какие сроки ваша цель должна быть достигнута?

Рассмотрим метод на практике. Например, школьник хочет пересдать контрольную по биологии.

S. Результат — успешная пересдача контрольной. Исполнитель — я. Дома и на уроках.

R. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы уделить подготовке к контрольной больше времени, я могу один раз пропустить занятие в секции.

Т. Дедлайн — следующая пятница.

Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению.

«Целеполагание — это такой же навык, как иностранный язык или математика. Чтобы начать им пользоваться, нужны время и практика. Не стоит постоянно говорить о целеполагании и принуждать ребёнка делать всё в соответствии с какими-либо методами — у подростков это может вызвать отторжение. Лучшее, что может сделать родитель, — аккуратно внедрять принципы целеполагания в семью и включать ребёнка в семейное планирование. Например, обсуждать с ним, куда поедем в отпуск, что будем делать на каникулах, как проведём воскресенье, что надо купить в магазине и так далее. А также поощрять его, когда он сам собирается что-то спланировать, и конечно, подавать пример.
Наставник восьмиклассников Мария Ванина

Вот несколько советов от наших наставников, как объяснить ребёнку важность целеполагания и придать ему уверенности в своих силах.

Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка

Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений — всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил пятёрку в четверти или накопил денег на игру.

Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:

  • Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?
  • Как часто вспоминал о ней?
  • Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?
  • Был ли ты уверен, что у тебя получится?

Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.

Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка

Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать подростку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы.

Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.

Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние

Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития.


Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:

  1. Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) — это зона актуального развития.
  2. В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) — это зона ближайшего развития.
  3. Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) — это зона дальнейшего развития.

Совет 4. Начинайте с малого

Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.

Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.

Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели

Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался, — обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат.

Побудьте с рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам — его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.

Совет 6. Будьте примером

Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.


Статья "Цель и целеполагание на уроке ФГОС"

Светлана Трушина 16.12.2014 116762 2 Компетентностный подход в обучении

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательнаяк казачья школа"
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

Цель и целеполагание на уроке ФГОС



Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.




Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проекта по построению "дерева целей" для определенной группы обучающихся.

Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Определение стратегической цели, которая отражает проблемную ситуацию в целом;

Разделение цели на части (подцели);

Иерархичность целей – цели низшего уровня вытекают из вышестоящих целей и подчиняются им, т.е. средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, становятся целями для следующего нижнего уровня иерархии. Чем ниже уровень, тем конкретнее цель;

Полнота декомпозиции – на каждом уровне иерархии формулируется полный перечень подцелей;

Общая шкала измерений для каждого уровня иерархии, разработка критериев для оценки процесса в достижении целей;

Цели, предоставленные на уровнях иерархии, должны быть гибкими, могут корректироваться с учетом обстоятельств.


Мероприятия по достижению целей 3-го уровня:

Посещение дополнительных занятий по подготовке к итоговой аттестации в школе по выбранным предметам;

Посещение практических занятий школы;

Измерение достижения цели – выполнение генеральной цели (поступление в среднее профессиональное учебное заведение)

Читайте также: