Актуальные проблемы здоровьесбережения в школе

Обновлено: 07.07.2024

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей. Здоровье человека, а также проблемы здоровьесбережения всегда были актуальны, а в XXI веке эти вопросы выходят на первый план.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,89 %), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Если же обратиться к результатам диспансерного осмотра детского населения Тверской области, то результаты буду следующими: в возрастной период с 0 до 18 лет выявлено с патологией 61.3 %, из них в возрастной период с 0 до 6 лет – 56.3 %, с 7 до 18 лет – 63.2 %.

Значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастной период с 7 до 17 лет, то есть именно в период получения общего среднего образования.

Факторами риска школьной среды являются:

  1. Интенсификация учебного процесса и учебная перегрузка
  2. Стресс, как следствие перегрузок.
  3. Снижение возраста начального школьного обучения.
  4. Гиподинамичный характер обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, становится понятной обеспокоенность государства в сфере развития физической культуры и здоровьесбережения населения, и в первую очередь детей. Это нашло отражение в государственных документах (Национальной доктрине образования, федеральной, региональных и городских программах развития образования).

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Сегодня мы уже с уверенностью можем говорить о надвигающейся глобальной катастрофе современной цивилизации. Это связано не только с проблемами здоровьесохранения в школе, но и с наступлением эры всеобщего развития сфере высоких технологий (компьютеры, интернет, мобильные телефоны). По сути, мы и наши дети находимся в различных эпохах. Произошла очередная научно-техническая революция. Будущее уже наступило, оно стало нашим настоящим. Именно от нас зависит, сможем мы заложить основы физической культуры нашим детям или нет. Возможны конечно и возражения на этот счёт, что современные диагностические и медицинские технологии способны обеспечить здоровье конкретного человека, а как следствие и здоровье нации. Но при всей вооруженности современной медицины и профилактики, она не гарантирует здоровье последующих поколений. Соответственно, перед современным образованием (в первую очередь физкультурным) стоит задача научить ребёнка следовать принципам здорового образа жизни, обеспечить культуру своего здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) включают в себя технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. К этим факторам относятся:

  • интенсификация учебного процесса;
  • отсутствие систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни;
  • недостаточная вовлеченность родителей в процесс формирования здорового образа жизни;
  • гиподинамия;

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

1. Гиподинамия.

Гиподинамия способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д.

Отдав ребёнка в школу, мы лишаем его активного образа жизни, который необходим ему в силу возрастных особенностей. В начальной школе дефицит физической активности составляет 35 - 40%, в старших классах этот процент уже растёт до 75 - 85%. Уроки физкультуры лишь в малой степени - на 10 - 18% - компенсируют дефицит движения, что явно недостаточно. Потому министерство и запланировало введение с 2010 года обязательного третьего часа физкультуры. Но даже введение этих трёх уроков не может покрыть дефицит двигательной активности у школьников. В этой связи уместно говорить о дополнительном образовании – спортивных школах и секциях.

2. Интенсификация учебного процесса.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Во-первых, это увеличение количества классных и индивидуальных занятий. Становится общепринятой нормой пребывание в школьных стенах учеников до 15-16 часов. Фактически это подменяет собой нормированный 6-тичасовой рабочий день взрослого человека. Этот же фактор ведёт за собой последующие: ребёнок не успевает проводить необходимое ему время на свежем воздухе, так как вынужден, придя из школы, снова садиться за уроки. Этот же фактор ведёт за собой, как следствие, гиподинамию.

Второй вариант интенсификации учебного процесса –уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Результатом интенсификации учебного процесса является возникновение у учащегося состояний усталости, утомления, переутомления. Все эти факторы являются причиной возникновения у детей хронических заболеваний, развития нервных, психосоматических и других нарушений.

Решением этой проблемы является организация педагогом учебного процесса, знание физиологических основ восприятия и мышления ребенка, умение правильно распределить учебный материал урока.

Но, решение проблемы интенсификации учебного процесса не является только задачей школы. Большая ответственность лежит и на плечах родителей. Они должны научить своего ребенка правильно использовать свободное время, а также составлять распорядок дня. После возвращения из школы, ребёнок должен заняться физической активностью. Для этого подходят и занятия в спортивных школах, и посещение спортивных секций. Смена деятельности с умственной на физическую и обратно следует из принципов гигиены ума. Физическая активность обеспечивает приток крови, занятия на свежем воздухе насыщают кровь кислородом. Всё это обеспечивает результативность дальнейшей умственной деятельности. Также сразу снимается вопрос гиподинамии.

3. Отсутствие систематического образования по формированию ценностей здорового образа жизни.

Перед педагогом стоит четкая и определенная задача – воспитывать у ученика интерес к вопросам своего здоровья и его сбережения. В результате успешного решения этой задачи у ребенка появиться возможность выбора, как провести свое свободное время – у компьютера или играя в футбол, хоккей, и т д. А значит у него будут формироваться задатки личности и самосознания.

Выводы.

Мы рассмотрели основные проблемы и пути их решения. В современной подготовке педагогических кадров для школы и дошкольных учреждений всё большее внимание уделяется вопросом здоровья и здоровьесбережения школьников. С другой стороны, обеспокоенность государства здоровьем детей находит препоны в тех же образовательных учреждениях.

Как уже было сказано, введение дополнительного урока физкультуры улучшает общую тенденцию оздоровления школьников, но не может покрыть весь дефицит движения детей. Поэтому многие школьники занимаются в секциях и спортивных школах. Именно здесь и возникает проблема сочетания общего и дополнительного образований. Во-первых, это проблема отношения преподавателей к таким детям отличается. Вместо того, чтобы стимулировать и всячески поддерживать занимающихся спортом детей, зачастую встречается именно критическое к ним отношение. Я не имею ввиду те педагогические кадры, которые получают образование в данный момент с учетом ЗОТ, а именно тот контингент педагогов, которые как раз-таки и не используют в своей педагогической практике ЗОТ.

В связи с удлинение учебного дня школьника ставится вопрос о возможности посещения им секций и спортивных школ. Поскольку дополнительное образование по нормам должно заканчиваться не позже 20:00, то ребенок просто не успевает посещать такие занятия.

Поскольку основное образование и дополнительное образование направлены на развитие ребёнка, причём разностороннее, то есть преследуют одинаковую цель, стоит искать компромиссы, а не строить препоны. Да, дополнительное образование отнюдь не является обязательным для всех детей, но надо всячески поощрять и стимулировать детей, которые занимаются спортом. Именно они в будущем станут здоровым генофондом нации.

Введение дополнительного урока физкультуры также относится к действиям, которые соотносятся с применение ЗОТ.

Ещё одной из этих тенденций является заново введение сдачи норм ГТО. В современных школах сдача норм ГТО разделена на 5 ступеней:

  • 1 ступень — нормы ГТО для школьников 6-8 лет
  • 2 ступень — нормы ГТО для школьников 9-10 лет
  • 3 ступень — нормы ГТО для школьников 11-12 лет
  • 4 ступень — нормы ГТО для школьников 13-15 лет
  • 5 ступень — нормы ГТО для школьников 16-17 лет.

Также необходимо сказать о возрождении спортивных соревнований среди школьников - это и первенства районов, первенства города и спартакиады учащихся.

Всё перечисленное выше относится к тем действиям, которые способствуют привлечению школьников к здоровому образу жизни.

Но существуют также некоторые проблемы в школах, касающиеся методов преподавания физкультуры. В свете последних тенденций в сфере преподавания стало возможно включение элементов пилатеса и фитнеса в учебный процесс. Но есть одно большое НО. Весь учебный день школьники проводят в замкнутых помещениях, и уроки физкультуры по сути являются единственной возможностью ребёнка побыть на свежем воздухе. Поэтому следует использовать всякую возможность для проведения уроков за пределами спортивных залов. Также необходимо развивать исконно русские виды спорта – лыжный спорт, хоккей. Это не означает, что надо забыть о новых тенденциях в современном физическом образовании, но нельзя также полностью отказываться от старого. К сожалению, введение физкультуры с использованием лыж зимой часто упирается чисто в материальную проблему. Многие школы просто не оснащены необходимым инвентарём. Решение этой задачи должно находить отклик в администрациях школ и управления образованием.

Если делать вывод из всего вышесказанного, то в современных школах создаются благоприятные условия для решения проблем здоровьесбережения подрастающего поколения. К этим условиям относится и подготовка педагогических кадров, и введение дополнительных уроков физкультуры. Часто педагоги и общеобразовательных школ, и спортивных устраивают родительские собрания, на которых поднимаются вопросы здоровья их детей. Таким образом, осуществляется еще и просветительская функция. Потому как, как бы мы ни старались привить ребенку основы здорового образа жизни и здоровьесбережения, основополагающую роль в воспитании ребенка имеет живой пример, и среда, в которой он находится. Если же родители не закладывали с юного возраста в ребенка основы ЗОЖ, преподавателям образовательных учреждений придется намного тяжелее привить эти качества ребёнку.


В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоровому образу жизни школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровый образ жизни, педагогические условия.

В настоящее время одной из ключевых проблем современного образования выступает проблема здоровья и его сохранения. В школу приходит все больше детей, имеющих те или иные заболевания. По данным, которые были получены в ходе исследования разными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) не более 15 % детей рождаются физиологически зрелыми, 26–37 % первоклассников имеются физические недостатки, различного рода хроническая патология встречается у 41 % детей, нервно-психические заболевания имеют 72 % детей. Согласно статистическим данным (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) каждый второй ребенок имеет несколько хронических заболеваний, в их числе нарушения опорно-двигательного аппарата, близорукости, аллергические заболевания. Также отмечено, что уже к концу учебного года у 56 %-84 % детей присутствует повышенная невротизация.

Проблемой здоровья и здорового образа жизни занимались многие ученые (П. Ф. Лесгафт, П. К. Каптерев, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, Л. С. Выготский, Г. И. Сердюкова, В. А. Сухомлинский, М. В. Антропова, А. Г. Сухарев, Е. А. Дегтерев, А. Л. Баранов, А. А. Дубровский, Г. Л. Билич, Л. В. Назарова).

Начиная с середины 90-х годов XX века возникают отдельные научные труды, касающиеся организации учебного процесса (И. В. Дубровина), школьной валеологии (В. П. Соломин, Г. К. Зайцев, В. И. Осик, В. В. Колбанов, С. В. Попов), гигиенических условий образовательных учреждений (И. И. Куинджи, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова), факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (М. М. Безруких, О. А. Шелонина, Л. З. Каневская, Н. К. Смирнов).

Ученые отмечают, что большую роль на здоровье детей оказывает ряд факторов, главными из которых выступают такие как: генетические, социальные и экологические. Ю. П. Лисицын утверждает, что наиболее сильное влияние на здоровье человека оказывает образ жизни (51–56 %), в меньшей степени экология (21–26 %), наследственный фактор (21 %) и медицинское обслуживание (9 %) [3].

По мнению Н. К. Смирнова существует две группы факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьников:

  1. Факторы взаимосвязанные с учебным процессом или внутришкольные, к ним он относил: недостаточная физическая активность детей в школе; чрезмерная перегруженность детей в процессе учебы, что приводит к стрессу и переутомлению; неспособность большинства педагогов реализовать индивидуальный подход в ходе учебной работы;
  2. Факторы, не относящиеся к учебно-воспитательному процессу или общественные: неблагоприятное воздействие экологических факторов на здоровье детей; недостаток целенаправленной работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни; регламентированность работы направленной на укрепление здоровья людей и детей в том числе; недостаток знаний самих преподавателей об основах здорового образа жизни и культуры здоровьесбережения [6].

М. М. Безруких также указывает на то, что существует ряд факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся. Среди них он выделял такие как: стрессогенные педагогические технологии; сложность учебной программы, не соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям детей; недостаток педагогических знаний учителей в плане защиты здоровья школьников.

Несмотря на большое количество работ посвященных изучению охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, все же наблюдается большое число детей, здоровье которых не соответствует норме.

На данный момент нет единого определения понятия здоровья. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и прежде всего состояние полного телесного, душевного и социального благополучия [3].

В настоящее время выделяют несколько видов (компонентов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье — это текущее состояние организма индивида, базой которого является биологическая программа личностного развития, опосредованная основными потребностями, господствующих на разных этапах индивидуального развития. Данные потребности выступают, во-первых, в качестве пускового механизма развития человека и во-вторых, способствуют индивидуализации данного процесса.
  2. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, слаженность работы всех его органов. Одним из ключевых факторов здоровья выступает образ жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни включает в себя:

– Оптимальные физические и умственные нагрузки;

– Позитивный стиль мышления.

  1. Психологическое (психическое) здоровье. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние внутреннего комфорта человека, благодаря которому индивид способен реализовать свой внутренний потенциал, благоприятно справляться с жизненными трудностями, плодотворно работать на благо общества.
  2. Нравственное здоровье — это группа составляющих мотивационной сферы жизни людей, в основе которой находится система установок поведения человека в социуме. Данным здоровьем опосредована духовная составляющая индивида, потому что она связана с такими истинами как добро, любовь и красота.
  3. Социальное здоровье — это такое состояние организма, которое определяет желание и умение человека контактировать с другими людьми [2].

Все вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы здоровьесбережения. Исходя из этого целью данной статьи выступает изучение педагогических условий, способствующих здоровому образу жизни школьников.

Ряд ученых утверждает (И. В. Белякова, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанов), что основными неблагоприятными причинами, влияющими на состояние здоровья школьников, выступают: недостаточная двигательная активность, монотонная учебная деятельность и большие интеллектуальные нагрузки, неправильное питание и освещение, недостаток у детей знаний здорового образа жизни.

Так с точки зрения А. В. Левченко, лишь специальная подготовка будущих преподавателей будет способствовать решению проблемы организации здоровьесбережения в образовательном учреждении. Необходимо, чтобы у педагога были сформированы такие профессиональные качества, как:

– стремление совершенствовать свои личностные и креативные способности;

– знать основы здорового образа жизни;

– уметь правильно выстроить отношения с детским коллективом;

– владеть знаниями моделирования системы отношений в условиях оздоровительной педагогики.

Главное в работе педагога не столько передача знаний и навыков, сколько содействие самоопределению и саморазвитию учащихся — привлечению к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Необходимо, чтобы педагог мог организовать такую среду, которая подталкивала бы детей к заботе о своем здоровье.

Основными компонентами здоровьесберегающей среды по Г. Н. Серикову, являются следующие:

Мотивационно-целостный. Подразумевает желание и потребность всех субъектов образовательного процесса (учителей, учеников) в формировании здорового образа жизни;

Организационный. Предполагает организацию здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих служб в рамках работы образовательного учреждения, сюда входят система медицинского обеспечения и превентивных служб;

Деятельностный. Нацелен на реализацию различных методик и программ в процессе учебно-воспитательной работы, а также способствует системному и синергетическому подходу в реализации учебных и воспитательных программ;

Оценочный (рефлексивный). Данный компонент реализуется в процессе наблюдения за уровнем физического здоровья детей [5].

Главными составляющими эффективности здоровьесберегающей образовательной среды на наш взгляд выступают сформированность у учащихся мотивационного, информационного и здоровьесберегающего компонента личности как единство осознанного, ответственного и целенаправленного отношения детей к своему здоровью и спортивным занятиям.

Поэтому наилучшим путем формирования основ здорового образа жизни у детей, является организация учителями такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствовала бы активизации самосознания и самоорганизации детей, а также создавала всем субъектам образовательного процесса условия для полноценного физического, психологического и социального развития.

В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей образовательной среды, могут выступать такие как:

  1. Формирование основ здорового образа жизни непосредственно через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность — это создание педагогом разных видов занятий с учащимися во внеклассное время, способствующих созданию условий для полноценного социального развития детей.

Внеурочная образовательная деятельность представляет комплекс разнообразных видов деятельности, которые обладают обширными воспитательно-образовательными возможностями обучения детей.

Во-первых, различная внеклассная работа содействует многогранному раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые довольно сложно разглядеть в учебном процессе.

Во-вторых, в процессе внеклассной деятельности у ребенка идет становление личного опыта, способствующего в дальнейшем развитию его умений и навыков.

Внеурочная работа, нацеленная на формирование основ здорового образа жизни, занимается решением следующих задач:

– Создает условия, направленные на развитие потребностей в здоровом образе жизни;

– Формирует стойкое представление о личностных санитарно-гигиенических нормах и преобразует данные представления в жизненный навык;

– Совмещает физическое и психическое здоровье субъекта учебного процесса;

– Превращает потребности здорового образа жизни в стойкую жизненную позицию.

  1. Создание спортивных занятий в школе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, включает в себя проведение в процессе образовательной деятельности динамических пауз, дней здоровья, спортивно-групповую работу.

Физкультурные минутки (динамические паузы) — это физические занятия, которые проводятся в процессе учебных занятий. Данные упражнения благоприятно воздействуют на организм ребенка, а также способствуют развитию внимания и активности детей, что в свою очередь помогает ребенку в усвоении учебного материала.

Как правило учебные занятия связаны с длительным нахождением ребенка за партой в достаточно напряженном состоянии. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: застой крови в ногах и тазовой области; перестройка в положение позвоночника. Препятствуя данным неблагоприятным явлениям, физические занятия способствуют улучшению циркуляции крови в организме, помогают в исправлении осанки, стимулирует организм ребенка. Из этого следует, что физические упражнения благоприятно воздействуют на успеваемость учащихся и на организм ребенка в целом [4].

Рефлексивная деятельность подразумевает способность осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, предугадывать исход своих поступков, способность находить и устранять причины затруднений, способность давать оценку своим успехам, способность определить сферу своих увлечений и интересов, способность следовать нормам и правилам здорового образа жизни. Также умение заниматься совместной деятельностью с другими участниками образовательного процесса, анализ собственной деятельности с точки зрения нравственных и этических норм. Индивид имеющий рефлексивное отношение к собственной деятельности, в большинстве случаев достигает высокой степени свободы, способного быстрее приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Здоровьесберегающая деятельность детерминируется личностными, индивидуальными, физическими, психологическими и социальными способностями учащегося как ее субъекта. К данным ключевым факторам, в первую очередь, относится саморегуляция. Саморегуляция личности, подразумевает высокий уровень самосознания и самооценки человека. Самооценка человека описывается как знание личности самой себя и своего внутреннего мира, а также осознание своих умений и навыков.

Формируя культуру здорового образа жизни, ученик стремится найти суть, определить причинно-следственные связи деятельности, оберегающей его здоровье, что подталкивает его последовательно организовывать режим дня и соблюдать его, экономично тратить время и отказываться от вредных привычек, следить за своим здоровьем. Возникновение интереса, желания и мотивации в освоении культуры здоровьесбережения является средством формирования здорового образа жизни детей.

Третьим и весьма важным условием формирования здорового образа жизни детей, на наш взгляд является изучение взаимодействия школы и семьи. В данном исследовании семья рассматривается в качестве активного субъекта образовательной и воспитательной работы. Несомненно, что одним из главных источников материального и духовного развития ребенка, является семья, так как лишь в процессе взаимодействия ребенка с родителями у него начинают закладываться основы поведения, нравственные качества, стремления, установки и идеалы [4].

Таким образом, из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, а именно: создана здоровьесберегающая воспитательная среда, направленная на осознание обучающимися ценности и значимости здоровья, здорового образа и стиля жизни; инициирована рефлексия здоровьесберегающей деятельности; организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, здоровье, учебный процесс, ребенок, Всемирная организация здравоохранения, здоровый образ жизни детей, здоровье детей, образовательный процесс, организм ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №39

учитель начальных классов

Атомян Карина Самвеловна

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.

Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась их физическая работоспособность.

Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшемся в детском возрасте. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.

Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывается на особую роль образовательного учреждения в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.

Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый, и анализ негативных составляющих является предметом изучения специалистов в различных научных областях.

Здоровьесберегающий педагогический процесс образовательного учреждения
-
это специально организованное , развивающееся во времени и определённо в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Виды здоровьесберегающих технологий

Образовательные обеспечения социально психологического благополучия ребёнка

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Современные подходы к сохранению и формированию здоровья обучающихся на уроке

Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией обучения ( организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрацией, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы)

Гигиенические средовые факторы

Размер помещений (кубатура);

Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);

Используемые стройматериалы, краска;

Качество питьевой воды, используемой в школе;

Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания);

Экологическое состояние прилегающей к школе территории;

Состояние сантехнического оборудования.

Учебно-организационные факторы
(зависящие в большей степени от администрации школы)

Объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям,в учебном году;

Организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц;

Особенности устава школы и норм школьной жизни;

Медицинское и психологическое обеспечение школы;

Психологический климат педагогического коллектива;

Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Цель современной школы

-это подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог владея педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем или постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять следующим требованиям:

Опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;

учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними особенности самосохранительного поведения;

учитывать условия обучения и влияние их на состояние здоровья и развитие учащихся;

исходить из реального жизненного опыта учащихся;

ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно- этических, психологических и физиолого- гигиенических критериев для выбора самосохранительного поведения;

развивать оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья и самосохранительного поведения;

максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям по защите здоровья,всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Подразделяются на три подгруппы:

организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого- педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;

Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а сформировать у детей компетентность самореализации, т.е. научить их управлять своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы.

Здоровьесбережение- ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центре внимания здоровье ребенка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить ребенка к выполнению, каких- либо социальных или профессиональных функций без учета его физического, психического и интеллектуального здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.

Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:

новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье;

новое содержание образования, в котором ведущую роль играет ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих на здоровье;

иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера взаимного доверия, диалог;

выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих самостоятельную деятельность учащихся, направленность на самосознание и самовоспитание;

изменение содержания и методов управления на всех уровнях: внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей педагогов и школьников к саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации собственной деятельности, что создает психический комфорт для участников образовательного процесса.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школе.

Исходя из вышесказанного, учителя должны уметь организовать свою педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения, корректировать содержание учебных программ, демонстрировать здоровьесберегающие методы, формы обучения и т.д., чтобы дети могли в течении учебного дня правильно распределять интеллектуальные и физические ресурсы организма, а по окончании занятий были бодры и веселы.

Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило, необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса физической активности школьников;

разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагога.

Здоровьесберегающие технологии, которые использует учитель непосредственно при организации учебной деятельности обучающихся, разделяют на организационно- педагогические, психолого- педагогические (связанные с воздействием педагога на обучающихся), учебно- воспитательные (включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся), социально- адаптирующие, личностно- развивающие (включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление здоровья обучающихся,повышение ресурсов психологической и социальной адаптации личности) и лечебно- оздоровительные технологии.

Способы преобразования наиболее существенных элементов
здоровьесберегающего урока

Обстановка и гигиенические условия в классе:

Учитель работает над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий в классе : соблюдение нормативов освещения класса и доски, осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием кабинетов, рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Регламентация длительности основных видов учебной
деятельности обучающихся

Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др. так, для детей младшего школьного возраста существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д. учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации, основанной на научнных физиолого- гигиенических исследованиях и соблюдать их постоянно.

В течение количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших школьников 3-4 раза.

Смена видов деятельности на уроке

Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания обучающихся.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.

На начальном этапе нормой считается 4-7 видов деятельности за урок средней продолжительностью и частотой чередования различных видов учебной деятельности от 3-8 минут.

Количество, чередование видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

По норме количество видов преподавания должно быть не менее трех, не позже, чем через 10-15 минут.

Поза обучающихся,чередование позы

Работая в режиме дальнего зрения ( сюжетные, предметные картинки, цифровой материал от 1-3см расположены на стенках).

Наличие, место, содержание и продолжительность
оздоровительных моментов на уроке

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут. Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится 35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для снятия утомления ( чтение литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)

Рекомендуется проводить физкультминутки на 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.

Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальны, если не учитываются следующие условия:

состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, их состояние);

обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.

Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке

На уроке учитель использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от адекватности, интерес к изученному материалу и т.п.

Учитель констатирует учебный процесс на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности обучающихся, предоставления им инициативы.

Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка, юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Норма не менее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.

Темп и ритм урока.

Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание школьников в классе после звонка ( на перемене).

Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства.


Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: П. Ф. Лесгафта, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, а также М. Г. Колесниковой, Н. И. Куинджи, Л. Г. Татарниковой, Т.Ф.Ореховой и др.

Опыт системного использования здоровьесберегающих технологий в образовании проанализирован в трудах Р. И. Айзмана, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, Н. К. Смирнова и др.

В педагогической литературе достаточно активно ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли также свое отражение в работах Р.И Айзмана, Т.А. Берсеневой, В.В. Ильюшенкова, В.Р. Кучма, Н.А. Литвиновой, Б.Н. Чумакова, Ю.П. Шорина.

Однако, несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье, внимания ученых и практиков заслуживают факторы самой системы образования.

Л. С. Выготский в своих исследованиях подчеркивал, что главной задачей обучения является обеспечение условий (комфортных) для развития внутренних сил и возможностей ребенка.

Современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи говорили о необходимости гуманистического подхода (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). Этот подход предполагает вовлечение в него самого ребенка, где будут царить отношения сотрудничества, созданы условия для индивидуально-творческого развития, ситуация успеха для каждого ребенка и каждый ребенок должен иметь собственную жизнь и свой духовный мир. И как мы уже знаем, создание таких условий способствует активизации процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка и сохранению у ребенка здоровья [1].

Здоровье детей является предметом первоочередной важности в любом обществе вне зависимости от социально-экономических и политических ситуаций. Здоровьесберегающее образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета общества так как от этого зависит будущее государства, генофонд, научный и социально-экономический потенциал общества.

- обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [1].

Это становится возможным в современной системе образования при условии:

- организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, мотивирующей учащихся к здоровому образу жизни;

- создания гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания;

- обеспечения сквозного психолого-педагогического сопровождения в течение всего процесса образования: дошкольного, начального основного общего и среднего (полного) общего, для развития и самореализации любого ребенка.

С введением новых образовательных стандартов, реформированием государственной образовательной системы, вызывает деструктивное поведение и порождает появление депривации в процессе обучения, и тем самым отдаляет ребенка от удовлетворения жизненно важных и личностно значимых потребностей.

Дошкольное учреждение, являясь первым звеном системы образования и фундаментом для последующего обучения детей, успешного усвоения ими новых знаний, умений и формирования компетенций, может обеспечить своевременное развитие ребенку. В возрасте 3–7 лет, в настоящее время, у ребенка наблюдается формирование ключевых качеств, важных для современного общества, таких как способность к поиску знаний, креативность.Важно помнить, что еще до поступления в школу ребенок потеряет желание учиться, если будет сохраняться чрезмерная нагрузка.

В исследованиях ученых отмечается, что к будущим первоклассникам (а это возрастной кризис семи лет), предъявляются повышенные требования.

В исследованиях ученых (Л. Н. Бережновой, С. В. Ваторопиной, Л. А. Кумарина, Л. А. Ядвиршис и др.) отмечается, что ребенок теряет желание учиться, отчуждается от процесса обучения не только в старшей школе, но уже и в начальной школе.

Множественные исследования психологов и педагогов показывают обратное – не все дети, приходящие в школу, могут осваивать, в предусмотренном для этого темпе, общеобразовательные программы. Л. С. Выготский и Ж. Пиаже, утверждали, что ребенок – это не маленький взрослый, и у него иная логика, и другое, не такое, как у взрослых, восприятие окружающего. По сути первоклассник – это еще дошкольник, который, приходя в школу уже мотивирован на учебу, имеет свое определенное представление о замечательном интересном мире, образе хорошего ученика, с эмоционально-положительным отношением к школе, стремлением соответствовать. Формированию представления о себе как ученике способствует учеба в первом классе. Старший школьный возраст – может также приводить к отчуждению. Несформированность таких процессов, как собранность и внимание, умение управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки, устойчивая работоспособность, высокий уровень мотивационного развития, стойкий познавательный интерес, хороший самоконтроль, ответственность и самостоятельность будет неизбежно приводить к перегрузкам, перенапряжению, утомлению организма, трудностям в усвоении знаний, формированию компетентностей. А это не позволит школьнику быть успешным в обучении, многократно повышая риск возникновения депривации, отчуждения в образовательном процессе. Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: отвержения, одиночества, чувствах обособленности, потере Я и вследствие ведет к ухудшению здоровья ребенка . [3].

Изучив проблемы здоровьесбержения в образовании, возникает вопрос, как помочь детям справится со стрессом.

Что бы ребенок мог успешно справляется со стрессом, он должен быть психологически здоровым.

Как известно, психологическое здоровье – совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Выделяют три уровня психологического здоровья: дезадаптивный, адаптивный и креативный . Основными критериями креативного уровня психологического здоровья являются следующие: стремление к самопознанию, самопониманию и самопринятию; стремление к самовыражению, к актуализации своих личностных потенциалов, к утверждению себя среди других[1].

Современные исследования в области психологии здоровья позволяют отнести креативность к чертам, свойственным здоровой личности, а свободное творческое самовыражение признать одним из основных критериев антропоцентрического эталона здоровья [3].

Список использованных источников

1.Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей/ М.М Безруких // Магистр. – 1999. – № 3. – С. 30–38.

2.Вайнер ,Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся/ Вайнер ,Э.Н. // Валеология. 2003. –C.214.

3.Кузнецова, Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования/ Л.М Кузнецова // Перемены. – 2010.–С.84-97

Авторы статьи затрагивают вопрос об экологии российской школы, под которой понимается комфортность и доброжелательность школьной среды как необходимое условие для здоровья учеников и учителей. Проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья, в значительной мере в школе решаются, однако соотношение здоровых и больных детей свидетельствует о нуждающихся в устранении существенных просчетах. Исследование показывает, что проблемы формирования позитивного отношения к экологии школьной среды часто обусловлены тем, что информация об основах здорового образа жизни не подкрепляется соответствующим положительным примером со стороны учителя. Для мониторинга экологии школы авторами статьи привлекаются некоторые данные из включающей соматический, эмоциональный и коммуникативный компоненты социологической анкеты. Проведенный опрос показал, что учителя, ссылаясь на низкую двигательную активность и психоэмоциональные нагрузки, не удовлетворены состоянием своего здоровья, но при этом пассивны в преодолении этих недостатков. А поэтому крайне важно, чтобы знания о здоровом образе жизни получали практическую реализацию в школьной среде.


Осуществить положительные сдвиги в этом направлении может помочь во многом связанный с организацией здорового образа жизни (ЗОЖ) анализ путей сохранения здоровья. В ЗОЖ обычно включают наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятную среду обитания, физическую активность и соблюдение правил личной гигиены. Большое влияние оказывает и благоприятное психоэмоциональное состояние. Поэтому дополнительно выделяют такие аспекты ЗОЖ, как эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие. Однако подобные знание о резервах здоровья не является залогом его сохранения и приумножения.

Опрос сорока пяти учителей начальных классов нижегородских школ показал, что только около 10 % учителей испытывают состояние душевного благополучия, комфорта, которые обычно свидетельствуют о благоприятном состоянии здоровья. Остальные же, как правило, пребывают в состоянии перманентного стресса, на который постоянно влияют многочисленные крайне отрицательно воспринимаемые изменения требований все новых и новых государственных стандартов, ЕГЭ, прочих новаций, в результате негативного воздействия которых учителя испытывают серьезную психоэмоциональную нагрузку.

Анкетирование свидетельствует, что педагоги знают о различных типах здоровьесберегающих технологий, среди которых обычно выделяют: собственно здоровьесберегающие, оздоровительные, обучения здоровью; воспитания культуры здоровья. В науке данные технологии представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Первые – технологии рациональной организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических условий, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Вторые – предполагающие как пассивную позицию учащегося (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры), так и их активную позицию (различные виды гимнастики). Технологии обучения здоровью основаны на информировании учащихся о факторах, приносящих пользу или вред здоровью. Воспитание культуры здоровья предполагает формирование четкой позиции, основа которой – ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха. Находясь в некотором противоречии с законами здоровьесбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья учащегося необычайно велика. Но для этого необходимо знание факторов, не только позитивно влияющих на сохранение и укрепление здоровья учащегося, но и негативно на него воздействующих.

Анализ работ по здоровьесбережению показывает, что чаще всего на здоровье обучающихся влияют следующие факторы [1]:

– тактика преподавания учителя, которую можно назвать стрессовой;

– игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;

– недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику, требование от него больше, чем он может);

– нерациональная организация учителем учебной деятельности;

– монотонность учебной деятельности (отсутствие чередования видов преподавания, доминирование репродуктивных методов);

– наказание домашним заданием;

– несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежесть воздуха, температурный режим и др.);

– отсутствие системной работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Программы по здоровьесбережению и формированию культуры здорового образа жизни, принятые образовательным учреждением, должны носить комплексный характер, проводиться системно. Принципы их проектирования: обучение детей правилам здорового и безопасного образа жизни; рациональная организация урочной и внеурочной деятельности; работа с родителями, их консультации по вопросам здоровьесбережения; забота о здоровье учителей.

Педагоги, зная о строении организма и его функциях, основных правилах здорового образа жизни, могут передать эту информацию детям, однако сами не считают необходимым и важным придерживаться этих правил. 80 % из них оценивают свою физическую активность на уровне низком и ниже среднего, только 13 % делают утреннюю зарядку. 82 % постоянно носят с собой какое-либо лекарство, 62 % испытывают чувство эмоциональной усталости. Неудивительно, что основным в формировании ЗОЖ является не системно-деятельностный, а информационный подход.

Можно услышать претензии, что школа делает акцент на развитии интеллекта, забывая о физическом развитии. Но анализ учебных планов не позволяет согласиться с подобного рода утверждениями. Физическое воспитание в школе, несомненно, присутствует, хотя потеря здоровья также остается вопиющим фактом. За это во многом ответственен учитель, ибо выработку необходимых навыков психогигиены и физической культуры необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям. Задавленный проблемами, учебными планами и отчетами учитель вряд ли задумается над проблемой о том, как сделать ребенка счастливым. К сожалению, статистика детских самоубийств не может не удручать.

Читайте также: