Уголок дефектолога в детском саду оформление

Обновлено: 05.07.2024

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (работает с детьми с недостатками умственного развития), тифлопедагог (работает с детьми с недостатками зрения), логопед (работает с детьми с речевыми нарушениями).

Содержание работы содержится в задачах.

  1. Работа начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей.
  2. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  3. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.
  4. А так же консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений.

Основными из которых являются следующие:

Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений и т.д.

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

Как известно, у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению, у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия таковы, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается дефектолог.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога и в группе для детей с ОВЗ

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-дефектолога и в группе для детей с ОВЗ

Статья

Основные требования к предметно развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

При создании развивающего пространства в кабинете, учитывались все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности- игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.

Основные требования к предметно развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

При организации ППРС кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО,руководствовалась принципами:

доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация – на верхних полках;

системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;

здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета, поскольку окно выходит на северную сторону; мебель также имеет светлый пастельный тон;

учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;

вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариативны.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста выделены следующие развивающие зоны, созданные в кабинете:

В двигательной зоне рабочего кабинета обеспечивается соблюдение режима двигательной активности детей и предусмотренно небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Используется для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данное пространство кабинета учителя-дефектолога максимально насыщено материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

Пособия и игры для индивидуальной работы расположены в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева.

Также рабочее место оснащено столом с зеркалом и дополнительной подсветкой.

Рядом расположена картотека артикуляционной гимнастики, веселые истории для язычка, профили звуков.

На дополнительной угловой полке и в шкафу настольно-печатные игры и дидактическая литература для развития психических процессов, развития связной речи.

- настенный ковролин и детские магнитные доски;

- комплект цветных магнитов, магнитная азбука;

- детские столы и стулья для занятий: отодвигаются и регулируются в соответствии с ростом ребенка от доски на необходимое расстояние, установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Наличиствуют стулья с подлокотниками, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.

Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа, угловой тумбочке). Содержит материал для самостоятельных игр и развития:

- мелкой моторики рук (пазлы, массажные мячи, мозаики, прищепки, шнуровки, трафареты);

Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Хранение наглядно - дидактических пособий и документации.

Все находится в шкафу на отдельных полках.

В наличии различные красочно оформленные картотеки.

Дидактические игры и пособия хранятся в папках-коробках. На верхней полке расположены методическая литература и картотека к ней.

Документация хранится в шкафу рядом с рабочим местом учителя-дефектолога.

Графік работы настаўніка – дэфектолага Круцілавіцкага дзіцячага сада-сярэдняй школы Кобзевай С.Л. на I паўгоддзе 2021/2022 навучальнага года.

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Заняткі ў класах інтэграванага навучання

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Заняткі ў класах інтэграванага навучання

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Заняткі ў класах інтэграванага навучання

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Заняткі ў класах інтэграванага навучання

Заняткі ў класах інтэграванага навучання

Карэкцыйныя заняткі ў ПКПД

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В кабинете созданы рабочие зоны :

Зона сенсорного опыта

Основная функция зоны – обеспечение социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений.

Игровая зона

Основная функция зоны – развитие двигательной активности, ориентировка в схеме собственного тела, ритмопластика в процессе игровой деятельности, психогимнастика.

Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса

Основная функция зоны – развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, координация межанализаторных взаимодействий.

Релаксационная зона

Основная функция зоны – отдых, расслабление, накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений.

Зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков

Основная функция зоны – развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, формирования артикуляционных укладов нарушенных звуков.

Зона технических средств обучения

Основная функция зоны – обеспечение коррекционно-образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.

Учебная зона

Основная функция зоны – организационное и методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

Оборудование и материалы:

Оборудование кабинета (стол, парты, шкафы, доски и т.д.).

Папки с дидактическими пособиями и методическими разработками по преодолению нарушений.

Основное назначение логопедического кабинета – это максимальное создание условий для коррекции речевых расстройств у воспитанников группы. Стараясь создать именно такие условия в своем в кабинете, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка на логопедических занятиях была не только развивающей и познавательной , но и комфортной, эстетически оформленной.



Оснащение коррекционно-логопедической зоны.
Игры по формированию воздушной струи.
Картотека игр по развитию дыхания.







Информационная зона для родителей (в прихожей группы).
График работы логопеда.
Расписание индивидуальных занятий.
Рекомендации и советы логопеда. Памятки.



Игры, пособия и дидактический материал по обучению грамоте, формирования грамматического строя речи. Игры по формированию навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.














Логопедический инструментарий.
Логопедические зонды и шпатели (постановочные).
Логопедические зонды и шпатели (массажные).
Бокс для замачивания инструментов.
Стерилизатор гласперленовый.

Читайте также: