Актуальные проблемы начальной школы 2021

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас среди миллениалов — нынешних молодых родителей — высокий спрос на качественное образование для своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2020 года обострился еще сильнее.

Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я как основатель компании Educate Online решил поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.

Самый главный вопрос, который всех волнует: будут ли дети физически находиться в школе? Сразу отвечу: я думаю, что будет совмещение онлайна и офлайна.

В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.

Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.

Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.

Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.

Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.

Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.

Конечно, здесь есть и "тёмная" сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин. Есть вероятность, что в образовании будет так же — и поспособствуют этому EdTech компании.

Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.

Всем известно, что время не стоит на месте и что все должны шагать в ногу со временем. С каждым днем наука прогрессирует, появляются новые возможности и технологии — только успевай ухватить их. Медицина, физика прогрессируют в своих научных открытиях, но казалось бы, в чем может прогрессировать школа? Ведь, каким образом время может влиять на школу? Уроки - как уроки, учителя — как учителя. Какой-то парадокс получается, не правда ли? Вот главный вопрос: стоит ли на месте школа? Или она тоже меняется, смотрит в будущее и старается не отставать от бегущего времени? Конечно же, школа не стоит на месте и из-за этого, в педагогической сфере возникают много проблем, таких как: дети не понимают, зачем учиться, в основном они учатся для родителей; учителя не могут сдерживать своих эмоций, что влечет к конфликту с классом; преграда между учителем и родителями, а отсюда следует и преграда между учителем и детьми; задания не соответствуют интеллектуальному уровню учащихся ( в основном это касается первоклассников), некомпетентность педагога; но из этого огромного спектра проблем, мы рассмотрим только некоторые.

На мой взгляд, самая актуальная проблема — незаинтересованность детей. Ведь чтобы заинтересовать их, учителям нужно менять свои структуры уроков и как-то вовлечь ученика в учебный процесс. И уже из этого вытекает другая, более важная, проблема — нежелание преподавателей менять свои методы обучения и приемы.

С 2009 года был создан новый стандарт, которому учителя должны были следовать и который как раз-таки помогает установить контакт с современными детьми и вовлечь их в учебную деятельность. Но многие привыкли учить детей по традиционной программе и считают, что новые стандарты совсем ни к чему. Они не используют интерактивных досок, которые очень занимают детей, не стараются создать ту яркую и позитивную среду обучения, чтобы дети захотели учиться. Из-за этого дети все больше и больше теряют интерес к учебе. Если и дальше эта ситуация будет продолжаться, то даже первоклассники не захотят ходить в школу. А ведь это нежелание уже у некоторых детей начало появляться.

Так как же заставить учителей изменить свои методики преподавания и показать, что учить по новому стандарту куда лучше?

Лучше всего - проводить открытые уроки. Учитель увидит, как можно организовать современные уроки и как дети сами активно пытаются выйти к доске, работать (даже сам факт того, что надо выходить к непростой доске, а интерактивной, уже вызывает у ученика желание почаще стоять у нее, потому что это что-то новое, неизведанное еще детьми). Главный плюс использования современной техники во время обучения — применение полученных ребенком знаний на практике. За счет использования современных информационных средств, у учащихся развиваются познавательные интересы, стремление сделать все самостоятельно (или же прибегнуть к консультации учителя), ученик начинает проявлять себя уже как субъект деятельности. И из-за того, что у детей мл. школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то презентации и демонстрация материала не только на доске, но и на ноутбуках учеников, в основном хорошо запоминаются. Так как у первоклассников уроки длятся всего 35 минут, то на оставшиеся 10 минут, можно ребенку показать познавательный мультик, вроде как ребенок и отдыхает, но в тоже время и познает и закрепляет материал на изученную тему, например. Или же, можно организовать традиционный и инновационные уроки, а после этого провести тест и понять, из какого урока дети больше усвоили материал.

А если учитель просто боится всех этих новых технологий и не знает как с ними работать, то на начальном этапе можно приставить к нему помощника, который поможет ему разобраться и в первое время помогать в составлении эти инновационных уроков.

Таким образом, самую важную проблему можно устранить, но это зависит от желания самого учителя. Можно построить уроки так, что все дети будут с огромным удовольствием бежать в школу, чтобы узнать, что для них приготовил на этот раз учитель, что же они узнают и увидят сегодня.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальные проблемы

начального общего образования

Выполнила: студентка 413 группы

Классическая система обучения существует около 400 лет. Основателем ее является крупнейший чешский ученый и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Именно он обосновал концепцию всеобщего обучения на родном языке, разработал стройную систему всеобщего образования, создал классно-урочную систему обучения, которая позволила развить у школьников качества, необходимые для достойной жизни в условиях ремесленного производства: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). [1]

С появлением существования разных систем обучения в начальной школе, возникла потребность введения Государственного стандарта образования, призванный гарантировать: равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; единство образовательного пространства в РФ; академические свободы обучающихся и педагогических работников; академическую мобильность обучающихся.

Задача, которая стоит перед школьником в процессе познания по классической схеме, заключается в овладении методами решения учебных заданий, предусмотренных программой. Научиться способу решения нового задания учащийся может только, если более точно воспроизведет его в том виде, как он задан учителем или учебником. Любое отклонение от конкретного шаблона, всякое проявление субъективности может стать лишь помехой в достижении поставленной задачи. Другими словами, в рамках подобного содержания обучающемуся как субъекту учения делать нечего. Может ли быть содержание обучения другим? Все методы действия, посредством которых мы обучаем школьников, не случайны. Они базируются на общих принципах построения действий в той или иной сфере деятельности людей. В ходе исторического процесса восприятие этих принципов основывалось на анализе и обобщении экспериментально найденных способов решения частных вопросов. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов не только теоретически доказали, но и показали на практике возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий уже на самых начальных стадиях обучения. Понимание основного принципа орфограмм данного класса подразумевает собой выявление содержания целой системы научных (лингвистических) терминов, определяющей фонемный принцип русского языка. Основатели этой системы – Эльконин и Давыдов – полагают, что в основе содержания обучения должна стоять система научных терминов, объясняющих не выбор правил, а общие способы действия в предмете. [3]

Теория развивающего обучения имеет другой тип активности школьников в учебе, чем в классическом обучении. Традиционное обучение базируется на учебной активности воспроизводящего типа. Формирование такой активности подразумевает, что учащиеся:

– четко выделят и запомнят предложенный для усвоения метод действия

– в той или иной степени поймут его значение,

– сумеют почти точно воспроизвести его при решении соответствующих заданий.

Для этого учителю предстоит показать шаблон предлагаемого для усвоения метода выполнения упражнений, по возможности доходчиво разъяснить его и обеспечить надежный контроль за правильностью его применения при решении тренировочных заданий. В условиях развивающего обучения учителю необходимо организовать деятельность учеников, ориентированную на поиск способа решения поставленной им задачи. Это абсолютно исключает показ такого способа. Потому что как только нужный способ показан и зафиксирован, искать школьникам уже нечего. Нет смысла и в объяснении способа действия: пока он не найден, показывать еще нечего; когда же способ найден, сконструирован на основе общего принципа построения действий данного класса, объяснять его уже незачем.

На сегодняшний день начальное образование России оказалась в довольно сложной и противоречивой обстановке, к деятельности в которой не было готово. Естественно, начальная школа пытается преодолеть различие с передовыми образовательными системами других стран, но находится в состоянии эклектики. На нее еще больше увеличивается внешнее воздействие, оказываемое следующими факторами:

1. Резкая смена ориентира развития России, которая привела к массовой социальной безысходности населения (переживания нестабильности, невостребованности, адаптация к другой жизни) и рост социальной незащищенности как взрослых, так и детей.

2. Финансовый и экологический кризисы, в связи с которыми уменьшились затраты на образование.

3. Демографические изменения (спад рождаемости, миграция, эмиграция и др.), побудившие изменения мультиэтнической и мультикультурной среды и структуры общества.

4. Усиление влияния средств массовой информации и коммуникации на социализацию подрастающего поколения до такой степени, что они могут конкурировать со школой в осуществлении воспитательно-образовательной функции.

Кризис и изменение структуры семьи, которые привели к новым отношениям внутри нее. В настоящее время все больше увеличивается дефицит диалога между детьми и взрослыми, и семья все меньше выступает психологическим убежищем для ребенка.

В совокупности воздействие данных факторов привело к тому, что в России за последнее десятилетие резко изменились характеристики нового поколения, идущего в школу. Прежде всего, ухудшилось здоровье учащихся.

Среди современных дошкольников количество детей первой группы здоровья за последние 15 лет сократилось в 2,7 раза, а численность третьей группы, куда входят те, кто имеет хронические заболевания, выросла в 2,3 раза. Рез ко увеличилось число детей с отклонениями в психическом развитии.

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, профессор В.Р.Кучма, выступая на слушаниях в Государственной Думе, сообщил, что только у половины первоклассников физическое развитие соответствует стандартам. 58% школьников имеют хронические заболевания. И, к сожалению, эти тенденции сохраняются.

80% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания, хотя это запрещено санитарным законодательством.

Сегодня обсуждается предшкольная подготовка детей: она рассматривается как воспитание, обучение, выравнивание стартовых возможностей. Но насколько шестилетние дети готовы к систематической работе? Ведь в этом возрасте 70% имеют различные функциональные нарушения, у каждого четвертого – группа здоровья третья, к первой относятся только 5%. [4]

Конечно, немало детей поступает в школу с шести лет и хорошо учится. Но по данным журнала «Начальное образование (№4, 2006 г.), среди них в два раза больше тех, кто за время учебы приобретает болезни органов кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервнопаралитические болезни. Не учитывать всего этого нельзя.

Таким образом, сегодня мы наблюдаем разрыв между реальными потребностями обучающихся и предлагаемыми образовательными услугами.

1. Вохминова Л. В., Савченко А. П. Проблемы качества начального образования. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 5 / 2014.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. Изд. 4-е, перераб. М., 2012.

3. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии. -2004 г. - № 2.

4. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6.

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным .

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования . В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат : учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

Проблемы начального образования .

Проблема преемственности дошкольного.

Преемственностью называют непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития.

В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей.

Проблема педагогических кадров.

Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формирование базовых

основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.

Проблемы обучения в младших классах сельских школ.

Здоровье младших школьников.

Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья . По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.

Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба — это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.

Проблема обучения детей-инвалидов.

В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни . Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование . Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов.

Проблема обучения одаренных детей.

Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как : способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них и т.п. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.

И так, н ачальная школа , является одним из важнейших этапов образования . Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. В системе начального образования существуют определенные проблемы , но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

Образование – это важнейшая социальная деятельность общества. Российское образование, как ведущая социальная деятельность, нацелено на достижение определенных результатов, а именно: укрепление объединяющих позиций общества в условиях роста его разнообразия; формирование российской гражданской идентичности личности; социальное выравнивание. Новой целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа является фундаментом всего последующего обучения.

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

Преемственностью называют непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития.

В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей.

Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формирование базовых

основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.

Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.

Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба — это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.

В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни. Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование. Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов.

Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как: способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них и т.п. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.

И так, начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. В системе начального образования существуют определенные проблемы, но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.

Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.

Читайте также: