Актуальность толерантности в школе

Обновлено: 05.07.2024

В современной социально-экономической ситуации все большее число людей вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неординарной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). Человек — существо социальное, его жизнь и развитие возможны только лишь в обществе, что предполагает его взаимодействие с другими членами общества. Конструктивное общение — непременное условие развития человека и общества. Толерантность является мощным фактором, обеспечивающим высокую степень такого общения. Одной из первой и важнейшей характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.

В формировании целей образования все более приоритетным рассматривается самосовершенствование человека. Современная российская школа отходит от педагогики единых требований и авторитарных взглядов. Возрастание субъектности ребенка в педагогическом процессе все чаще признается основным его воспитательным результатом. При этом воспитание рассматривается как целенаправленное взаимодействие с учащимся для становления его личностного опыта с целью выработки у него нравственно обоснованной жизненной позиции.

Формирование адекватного отношения к действительности и нравственных ориентиров социального поведения особенно значимо в подростковом возрасте, так как именно в этот период закладываются основы сознательного и принципиального поведения в обществе, наблюдается рост интеллектуальных сил, стремление проникнуть в сущность изучаемых явлений. В то же время осознание действительности, понимание окружающей среды (друзья, семья и т. д., оценка ее и самооценка — все это зачастую сопряжено с существенными ошибками в поведении подростка, которые нередко проявляются в грубости, упрямстве, негативизме, капризах, приводящих к конфликтам.

Толерантность в качестве цели воспитания ребёнка определяется как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивает устойчивость индивидуальности человека (т. е. позволяет не поступаться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме.

Воспитание толерантности у ребёнка будет более успешным, если:

— толерантность будет рассматриваться участниками образовательного процесса как один из личностно значимых приоритетов воспитания и пониматься в качестве педагогической цели;

— в становлении толерантности ребё нка будут выделяться четыре стадии: от случайного проявления толерантности через признание возможных толерантных отношений, к доброжелательным отношениям в малой группе, а от них — к становлению толерантности, выходящей за пределы малой группы;

- воспитание толерантности будет обусловлено спецификой условий взаимодействия малых групп как ступеней развития ситуации взаимодействия: "Предложение возможных отношений"; "Я — группа"; "Группа — другие группы"; "Я - другие группы", которые позволяют разумно сочетать общечеловеческие, национальные и индивидуальные качества в развитии личности;

- в воспитании толерантности при организации взаимодействия малых групп, приоритетным будет деятельностное опосредование межличностных отношений, обусловливающее ориентацию на сотрудничество и познание неоднозначности в понимании истины индивидом.

Становление толерантности происходит не от внешнего источника, а по логике внутреннего процесса социализации, что обеспечивается взаимодействием четырех уровней: нейтрально-конфликтного, притязательного, статусного, рефлексивного. Критерием выделения уровней служит степень самостоятельности проявления подростковой толерантности. Уровневыми показателями проявления толерантности служат : наличие адекватной самооценки, непосредственная эмоциональная оценка, осознанность мотивации толерантности, характер совместной деятельности, ситуативное эмоциональное отношение, степень рефлексивной активности, зависимость от внешних условий, от ситуаций, в которые попадают подростки.

Толерантность, сформированная в детские годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Способность

принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Использование ИКТ в ДОУ — необходимость и актуальность В данной нам с вами современности, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников,.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гиагинский район

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Проект разработали

учащиеся 9 класса:

ЛедневаВ., Кузьменко А.,

Косолапова Е., Корабельникова А.

Олейник К., Прохорова И.

Курасова Н., ,Наталуха А., Толочинский А., Шляхова И., Кудлаев С., Гаджиева И..

Куратор проекта:

Ст. Келермесская. 2013г

Реализация проекта (анализ)……………………………………………… 14

Социальный проект

«Межнациональное общение. Формирование толерантности

Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

Введение. На сегодняшний день в нашей стране, да и во всем мире трудно назвать более актуальной проблему, чем межнациональные отношения. Для России – многонационального государства – этот вопрос всегда относился к первостепенным и важным. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 180 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Современному школьнику очень сложно разобраться в своем отношении к представителям другой национальности, а тем более подростку, чья личность еще формируется, известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Все это ставит его в поле социально – психологического напряжения. Поэтому проблема формирования культуры межнациональных отношений выдвинулась в число ведущих воспитательных проблем.

Подходя к изучению данной темы, нам стало интересно, сколько национальностей проживает в республики Адыгея. Мы узнали, что на территории республики проживают около 95 национальностей. По данным переписи 2012г. на территории станицы Келермесской проживают 76 национальностей. Работая над тематикой проекта нам необходимо было выяснить, представители каких национальностей обучаются в нашей школе, с этой целью мы исследовали национальный состав школьников, получили результаты диаграмма №1.

hello_html_m42ca4e80.jpg

Актуальность данной проблемы в нашей школе не высока, но все же, недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе могут повлиять на конкретные ситуации в межличностных отношениях. Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблема межнациональных отношений и общения уходит корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений и общения в школе. Воспитание у старшеклассников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.

Мы предполагаем, что реализуя такие формы воздействия на старшеклассников, как:

- Игровые и конкурсные программы.

- Викторины, познавательные игры.

- поиск деловых партнеров;

- получение необходимых ресурсов;

- проведение плановых мероприятий;

- оценка и контроль.

Реализация проекта с 16.10. 2013 г. по 20.02.2014г.

Цель проекта: повысить культурный уровень межнационального общения, толерантности и взаимоуважения в среде старшеклассников по средствам социальных мероприятий и акций.

- создать информационное пространство о межэтнических культурах;

- развивать культуру межличностных взаимоотношений среди школьников;

- способствовать формированию толерантности и взаимоуважения учащихся через систему проведенных мероприятий.

Заместитель директора Директор школы

________/Е.В. Гусарова/ ___________/ Н.В.Усольцева/

мероприятий реализации проекта

Экскурсия в Национальный музей (г. Майкоп).

группа учащихся 9класса Б

Экскурсия в станичный музей (ст. Келермесская)

группа учащихся 9класса Б

группа учащихся 9класса Б

группа учащихся 9класса Б

Игра (мини -проект) Планета Друзей

группа учащихся 9класса Б

группа учащихся 9класса Б

Проскурина Л.В.,Стоколясова Н.В.

группа учащихся 9класса Б

Гусарова Е.В., Проскурина Л.В.,ФедоренкоА.С.,

группа учащихся 9класса Б

По следам проекта. Подведение итогов. Презентация.

группа учащихся 9класса Б

Составили: Проскурина Л.В.(куратор проекта), Олейник К., Кудлаев С., Корабельникова А., Косолапова Е. Кузьменко А., Леднева В., Курасова Н., Гаджиева И., Прохорова И., Наталуха А., Шляхова И., ТолочинскийА.

Потенциальные партнеры проекта:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. В. Солдатенко (администрация, педагогический коллектив)

Администрация сельского поселения (Дюмин А.В.)

Сельский дом культуры (Головинова Н.А.)

Станичный музей (ЗатолокинВ.П.)

Ресурсы проекта (человеческие ресурсы)

Руководитель (командир команды)

Исследователи (находили теоритический материал по тематике проекта, проводили опрос (диагностику).

Косолапова Елизавета, Кузьменко Алина

Техническое оснащение (компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат)

Социологи (осуществляли связь с социальными партнерами, вели переговоры)

Художники - оформители (оформляли кабинеты, зал для запланированных мероприятий, готовили презентации, подбирали музыкальное сопровождение).

Шляхова Ирина, Курасова Надежда

Гаджиева Ирина, Корабельникова Алина, Прохорова Ирина, Наталуха Алексей, Толочинский Анатолий.

Бюджет проекта:

Источники средств на реализацию проекта:

Администрация школы (директор школы Н.В. Усольцева).

Индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели Затолокина Л.А.).

Родители учащихся(9 класса Б).

Необходимые материальные ресурсы:

Экскурсия в национальный музей г. Майкоп

Билет на проезд в автобусе

Билеты на экскурсию в музей

Фотоаппарат, компьютер, принтер (цветной).

Экскурсия в станичный музей ст. Келермесская

Фотоаппарат, компьютер, принтер (цветной).

Таблички (с надписями), ватман, цветная бумага, клей, воздушные шары, бумага А-4(50 листов),

Игра (мини -проект) Планета Друзей

4 ватмана, клей, цветная бумага, ножницы.

4 ватмана, клей, цветная бумага, ножницы, бумага А-4.

Кабинет, компьютер, фотоаппарат, бумага А-4, принтер, конверт почтовый(14),блокноты, ручки ( для гостей).

Стенд для выставки, 2 листа А-4.

Музыкальный центр, проектор, ноутбук, цветная бумага -20л.20 р), воздушные шары – 50 шт (150 р), планшеты, ручки (4 шт -40р).

По следам проекта. Подведение итогов. Презентация.

Дипломы и грамоты(15шт) активным участникам конкурсов и мероприятий.

Желаемые результаты и параметры измерения успеха проекта в улучшении качества и уровня жизни целевой аудитории.

Параметры измерения успеха:

-анкетирование «Отношение учащихся к представителям другой национальности.

-диагностика уровня толерантности;

-отзывы о проекте (мероприятиях).

Формирование общественного мнения для реализации социального проекта:

- объявление на МО классных руководителей, линейках 1- 11 классов;

- на совете школы (ученическое самоуправление);

Документация проекта

-переписка (письма - приглашения);

Составление и проведение презентации проекта (на совете старшеклассников.

Анализ результатов работы над проектом

Экскурсии в Национальный и станичный музей.

Творческой группой совместно с библиотекарем школы (Стоколясовой Н.В.) была организована выставка книг. Цель расширить знания о культуре, обычаях и быте народов населяющих Северный Кавказ.

Командой проекта было составлено положение фестиваля, написан сценарий (см. приложение ) (КузьменкоА., Косолапова Е.) составлено объявление, которое висело на доске объявлений. Разосланы письма - приглашения. В школе была создана атмосфера праздника, вели фестиваль Кузьменко А.и Гаджиева И. по средствам национальной культуры (костюма, блюда, песен и танцев, обычаев) учащихся 8 – 11 классов представляли национальности и знакомя присутствующих с культурами разных народностей.

Командой проекта были получены от директора школы 15 грамот и вручены активным участникам мероприятий и акций. ( Ответственные Олейник К., Косолапова Е.)

Ответственные: Кудлаев С., Олейник К., Курасова Н.. На совете старшеклассников 25февраля учащиеся представили отчет о результатах проекта в виде презентации.

Оценка результатов проекта

Результаты исследования (качественного анализа)уровня толерантности учащихся 9 класса А


На сегодняшний день толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов, педагогов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые внешне проявляются в поведении и деятельности.[3, с. 1].

Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребёнку и другим людям при проведении специальной работы возможно. Весьма деликатна и проблема толерантности в отношениях между педагогами в школе, т. е. взаимосвязанными равноправными и равно ответственными специалистами, работающими в едином пространстве и общей атмосфере. Но при одинаковом статусе — педагоги все очень разные, у каждого своего представления о роли и функции учителя, у каждого своего характера, жизненный опыт и менталитет, свои предпочтения и уровень притязаний, симпатии и антипатии. Всё это также обостряет значимость профессиональной и человеческой толерантности. В этих условиях очень важно достигать согласия в решении педагогических вопросов, единства, но не одинаковости, требований. И как бы ни было трудно и сложно — обязательным и полезным для учителя является рефлексия, самоанализ реальных отношений с окружающими, честная оценка своих мыслей, поступков и действий.

Толерантность становится одной из неотъемлемых характеристик индивида как личности именно при условии наличия сформированной установки на толерантность, включенности толерантности в индивидуальную систему ценности, сформированности знаний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодействия. Важную роль в подтверждении ценностей толерантности играет царящая атмосфера в образовательной среде. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Необходимо обеспечить каждого учителя методами и техниками, которые позволят формировать чувства и навыки поведения, построенные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций.

Все это конечно же невозможно решить всякими акциями, курсами, мероприятиями. Требуется огромная работа, с применением разных методов и техник, после которых дети захотят не только узнать, но и пережить. Обычно методы воспитания толерантности рассматривают как способ воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Под методами воспитания толерантности понимаются способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Под методом убеждения мы понимаем сознательное доказательство необходимости толерантного поведения. Поведение реализуется через разнообразные формы. Употребляются такие формы как: отрывки из различных литературных произведений, библейские притчи, басни, метафоры, поговорки. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети разумно, самостоятельно, в поиске решения каких-либо социальных проблем развивают у себя комплекс взглядов. Методы воздействия на эмоциональную сферу детей предполагают организацию нужных навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Внушение является основным методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает не основанное на критике восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения может реализоваться через использование кричалок, музыкальных произведений, цитат из библии; высказываний великих людей, заучивание лозунгов и их выкрикивания на различных мероприятиях. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование. Прежде всего, речь идёт об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждений. Побуждение может осуществляться в разных вариациях. При изменении поведения ребенка в позитивную сторону все имеет значение, даже то, как на него посмотрят и что скажут. Методы коррекции поведения. Метод коррекции создан для того, чтобы ребёнок умел вносить изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Но все это невозможно без самокоррекции. Ребенку нужно показать какой-то пример, либо идеал, который будет способствовать изменению самого ребенка. Опираясь на все это, ребенок может полностью изменить поведение, поступки, тем самым саморегулировать себя. [4, с. 8–17].

Существует диагностика уровня сформированности толерантности у школьников. Прежде всего, для этого необходимо в принципе традиционное изучение ребят, их семей, образа жизни, круга общения. Особенно, и всё более актуально, изучение современного детства, его идолов и привязанностей, как и динамики развития каждого школьника: его интересы и увлечения, предпочтения, представления, особенно о том, в чём очевидна или ожидаема разница в наших оценках, идёт ли речь о понимании “современного человека” или моде, о сленге или эстраде. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время проблемных дискуссий, ролевых игр, групповой рефлексии или анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация — основное поле деятельности педагогов, на котором можно практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих воспитанников и свой собственный. На ребенка в освоении толерантного поведения влияет абсолютно все, но особое значение можно уделить примеру родителей и родственников. Ведь именно та атмосфера, которая царит в доме, существенно влияет на ребенка, а точнее на формирование толерантности. [1, с. 1–3].

Понятие толерантности включает в себя самые разные грани человеческих отношений. И сам процесс работы по формированию толерантного сознания у юного поколения также должен быть многогранен и разнонаправлен. В наши дни толерантность должна стать сильным регулятором жизни людей, который будет направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Таким образом, учащиеся в школе должны осознавать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость каждого человека в мире, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, определить свое место в социуме, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Основные термины (генерируются автоматически): проблема толерантности, толерантность, ребенок, толерантное поведение, воспитание толерантности, метод воздействия, метод воспитания толерантности, образ жизни, отношение, толерантное сознание.


Цели и задачи проекта. Стратегическая цель проекта: разработка и реализация программы, обеспечивающей условия для формирования у обучающихся толерантности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей толерантной культурой, способной жить в поликультурном пространстве современной России.

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение





Автор проекта: Алиева З.А., учитель

начальных классов, кл.рук-ль 4 класса.

Актуальность и новизна проекта

Обучению толерантности в школе необходимо.. Ведь школа - первый институт, в котором идет активная самостоятельная социализация ребенка. Накладываемые на традиционные для любого коллектива конфликтные ситуации такие, как появление авторитетов, борьба за лидерство, жестокость по отношению к слабым, этнические, культурные, социально-экономические различия становятся основой для развития в детском возрасте этнических стереотипов, агрессивного поведения.

Проблема формирования толерантности, несомненно, относится к важным задачам современной школы и является одним из основных направлений поликультурного воспитания.

На сегодняшний день эта проблема является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно:

Во-первых, это связано с повседневным общением наших школьников, причём не только в стенах образовательных учреждений, а далеко за их пределами. Современные дети растут в атмосфере жестокости, каждый день испытывая на себе влияние музыки, фильмов, передач и сайтов агрессивного содержания. Многие ребята из так называемых неблагополучных семей видят насилие наяву.

Во- вторых, сегодня ещё имеем возможность общения с представителями старших поколений, которые в той или иной степени являются подлинными носителями национальной культуры. Необходима работа по её сохранению с опорой на самые технические средства и при обязательном участии внуков и правнуков этих людей.

Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Достаточно сложно признать, что все люди разные, и что они имеют право на свою позицию. Ещё сложнее жить в этом многообразии и научиться достойно отстаивать собственную точку зрения, защищать свои ценности, не ущемляя права и ценности других.

Данный проект предусматривает целенаправленную деятельность по формированию у обучающихся качеств и ценностных ориентиров толерантной личности, которые постоянно определяют её поведение.

Цели и задачи проекта.

Стратегическая цель проекта: разработка и реализация программы, обеспечивающей условия для формирования у обучающихся толерантности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей толерантной культурой, способной жить в поликультурном пространстве современной России.

Образовательная цель – создание модели интеграции учебной и внеучебной деятельности для реализации индивидуальной образовательной стратегии развития обучающихся.

Развивающая цель – развитие способностей обучающихся к включению в социально-значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона.

сформировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;

разработать критерии и показатели диагностических материалов для мониторинговых исследований обучающихся;

организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания у детей основ толерантности;

обеспечить единое социо – психолого - педагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: учитель – ребёнок – родитель;

создать благоприятную образовательную среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в школе и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Основные методы реализации проекта:

5. организованно-массовые мероприятия.

Направления работы:

Формы работы

При реализации проекта предлагается использование широкого спектра форм работы от классических (беседы, викторины, тематическая линейка) до нетрадиционных (ролевые и деловые игры, мини-презентации, тренинги, дискуссии, проекты).

План мероприятий:

Выставка интернациональной литературы.

Вручение поздравительных открыток, посвящённых Международному дню толерантности, прохожим.

Сроки реализации:

Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца- с января 2018г. по март 2018г.

Ожидаемые результаты:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру, умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть; формирование активной жизненной позиции у учащихся; знание своих прав и свобод и признание права другого человека на такие же права; уменьшение проявлений межличностных разногласий; снижение агрессивности и конфликтности в классах; развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; повышения уровня благополучия взаимоотношений в классах, работавших над проектом.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми, опыт социально – значимой деятельности; раскрытие творческого потенциала учащихся.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в ОУ – 100%;

- участие и помощь педагогов ОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

Практическая значимость.

Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию педагогов, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат класса и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Читайте также: