Ямамото диалог о песне краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

— А что же в нем такого особенного? — спрашивает Кура.

— Вот он, песок! — Томи ловко протыкает спицей при­жатую ко дну рыбу и, сбросив ее в проволочную корзинку, разминает на ладони прихваченные вместе с рыбой песчин­ки. — Поглядишь на него — песок и песок! Ничего в нем нет особенного. Ведь так?

— А знаешь ли ты. — говорит Томи, тихо переступая по воде и продолжая разглядывать оставшиеся на ладони песчинки. — Знаешь ли ты, что вот этот самый песок — живой?

Кура подозрительно поглядел на друга. Краснощекий, с мужественным лицом и тяжелым подбородком, Кура обычно никогда не противоречил ему, но сейчас у него воз­никло сомнение в истинности того, что говорил Томи.

— Ну, это ты загнул, — бормочет он, не отрывая глаз от воды.

— Все так считают, и никто мне не верит, — возму­щается Томи, становясь на носки. — Все говорят: песок — он песок и есть. Но это не так. Он живой! И, как все живое, песок растет.

Кура намеревается возразить, но в этот момент под его ступню подплывает рыба. Он ловко прижимает ее ко дну и прокалывает спицей. Попалась камбала сантиметров двад­цать длиной.

— Говоришь, песок растет? — спрашивает он, кидая камбалу в проволочную корзину.

— Ага, — подтверждает Томи. — Но это еще не все: песок растет и постепенно поднимается вверх по реке. Вот что удивительно!

Кура задумчиво чешет средним пальцем правой руки затылок.

— Здесь, на Нэтогаве, это не так заметно, а вот на дру­гих реках сразу бросается в глаза. Сам небось знаешь, что ближе к морю песок мелкий. А если подниматься вверх по течению, песок превращается в гальку, а дальше — в боль­шие камни и даже в скалы.

— Угу, — задумчиво произносит Кура, — похоже, так оно и есть.

— И ведь никто не обращает на это внимания, — гово­рит Томи.

— Но как же он умудряется подниматься вверх по ре­ке? — спрашивает Кура.

— Я своими глазами, вот этими глазами видел, — настаивает Томи, вкладывая в эти слова одновременно рас­судительность и страстность ученого-исследователя. — Если подняться к верховью реки, там прямо в воде лежат здоровенные камни. А раньше они были много ниже по течению. Представь себе: сегодня камень был вот здесь.

— Угу, — бормочет Кура, глядя на палец Томи, указы­вающий на водную гладь.

— . а спустя несколько дней поднимается вон туда. — После короткого раздумья Томи указывает рукой на место ближе к берегу. — За два-три дня камень передвигается метров на пять, а то и на все десять.

— Как же он поднимается вверх по течению? — удив­ленно спрашивает Кура.

— Вот и я этого раньше не знал, — говорит Томи и с самодовольной улыбкой, словно игрок, припрятавший козырную карту, продолжает: — Как может песок передви­гаться, думал я, рук и ног у него нет, рыбьих плавников и хвоста тоже нет. Тогда я стал внимательно изучать его повадки.

Кура, позабыв приподняться на носки, во все глаза гля­дит на своего друга.

— И наконец я понял, — продолжает Томи. — Вот как это происходит. Предположим, в реке лежит большой обломок скалы.

Кура молча кивает головой.

— Вода в реке течет от верховья к устью — в этом ничего удивительного нет. А в воде, значит, лежит обломок скалы. Обтекая его, вода вымывает часть песка и ила перед скалой, и получается вроде бы ямка. И на море то же самое происходит: встань лицом к морю и убедишься: когда волна отходит, она уносит с собой песок из-под твоих пяток.

— Ага, значит, скала может свалиться в эту ямку? — догадывается Кура.

— Вот именно! — восклицает Томи. — Понимаешь, вода с верховьев течет вот так. Все больше вымывает песок из-под скалы, вымывает до тех пор, пока скала не теряет равновесия и заваливается в сторону, противоположную течению реки. А вода все течет и течет не переставая, и снова начинает вымывать песок из-под скалы, и снова скала перемещается вверх по течению. Так день за днем она поднимается по реке все выше и выше.

Кура не может сдержать возгласа удивления и, восхи­щенно глядя на друга, говорит:

— Выходит, у песка соображение есть?

— У этого самого песка? — Кура нагибается, захваты­вает пригоршню песка и медленно разминает его на ладо­ни. — Просто не верится.

— Еще бы, — задумчиво говорит Томи. — Я и сам пона­чалу никак не мог поверить, что вот эти песчинки — живые!

— Мне такое и в голову никогда бы не пришло, — гово­рит Кура.

— Блаженны те, кто живет в неведении, — со вздохом произносит Томи. — И я был таким, пока не понял, что к чему. А когда дошло до меня, что песок живой, я и подумал: не все в этом мире так просто, как кажется на первый взгляд. Такой он обыкновенный на вид, а оказывается, живет, своей жизнью живет! — Томи указывает подбород­ком на горстку песка, которую Кура все еще держит на ладони.

— Угу, — бормочет Кура.

— И не только живет, но еще и растет, взрослеет и, по мере того как взрослеет, поднимается вверх по течению. И откуда же у него такой разум берется? Как подумаешь об этом, прямо оторопь берет.

— Угу, — бормочет Кура, разглаживая пальцем песок на ладони.

В ночной тишине слышно, как где-то играет рыба, уда­ряя хвостом по зеркальной морской глади. Продолжая свою неторопливую беседу, друзья направляются к берегу.

Вот он, песок! - Томи ловко протыкает спицей при­жатую ко дну рыбу и, сбросив ее в проволочную корзинку, разминает на ладони прихваченные вместе с рыбой песчин­ки. - Поглядишь на него - песок и песок! Ничего в нем нет особенного. Ведь так?

А знаешь ли ты. - говорит Томи, тихо переступая по воде и продолжая разглядывать оставшиеся на ладони песчинки. - Знаешь ли ты, что вот этот самый песок - живой?

Кура подозрительно поглядел на друга. Краснощекий, с мужественным лицом и тяжелым подбородком, Кура обычно никогда не противоречил ему, но сейчас у него воз­никло сомнение в истинности того, что говорил Томи.

Ну, это ты загнул, - бормочет он, не отрывая глаз от воды.

Все так считают, и никто мне не верит, - возму­щается Томи, становясь на носки. - Все говорят: песок - он песок и есть. Но это не так. Он живой! И, как все живое, песок растет.

Кура намеревается возразить, но в этот момент под его ступню подплывает рыба. Он ловко прижимает ее ко дну и прокалывает спицей. Попалась камбала сантиметров двад­цать длиной.

Говоришь, песок растет? - спрашивает он, кидая камбалу в проволочную корзину.

Ага, - подтверждает Томи. - Но это еще не все: песок растет и постепенно поднимается вверх по реке. Вот что удивительно!

Кура задумчиво чешет средним пальцем правой руки затылок.

Здесь, на Нэтогаве, это не так заметно, а вот на дру­гих реках сразу бросается в глаза. Сам небось знаешь, что ближе к морю песок мелкий. А если подниматься вверх по течению, песок превращается в гальку, а дальше - в боль­шие камни и даже в скалы.

Угу, - задумчиво произносит Кура, - похоже, так оно и есть.

И ведь никто не обращает на это внимания, - гово­рит Томи.

Но как же он умудряется подниматься вверх по ре­ке? - спрашивает Кура.

Я своими глазами, вот этими глазами видел, - настаивает Томи, вкладывая в эти слова одновременно рас­судительность и страстность ученого-исследователя. - Если подняться к верховью реки, там прямо в воде лежат здоровенные камни. А раньше они были много ниже по течению. Представь себе: сегодня камень был вот здесь.

Угу, - бормочет Кура, глядя на палец Томи, указы­вающий на водную гладь.

А спустя несколько дней поднимается вон туда. - После короткого раздумья Томи указывает рукой на место ближе к берегу. - За два-три дня камень передвигается метров на пять, а то и на все десять.

Как же он поднимается вверх по течению? - удив­ленно спрашивает Кура.

Вот и я этого раньше не знал, - говорит Томи и с самодовольной улыбкой, словно игрок, припрятавший козырную карту, продолжает: - Как может песок передви­гаться, думал я, рук и ног у него нет, рыбьих плавников и хвоста тоже нет. Тогда я стал внимательно изучать его повадки.

Кура, позабыв приподняться на носки, во все глаза гля­дит на своего друга.

И наконец я понял, - продолжает Томи. - Вот как это происходит. Предположим, в реке лежит большой обломок скалы.

Кура молча кивает головой.

Вода в реке течет от верховья к устью - в этом ничего удивительного нет. А в воде, значит, лежит обломок скалы. Обтекая его, вода вымывает часть песка и ила перед скалой, и получается вроде бы ямка. И на море то же самое происходит: встань лицом к морю и убедишься: когда волна отходит, она уносит с собой песок из-под твоих пяток.

Ага, значит, скала может свалиться в эту ямку? - догадывается Кура.

Вот именно! - восклицает Томи. - Понимаешь, вода с верховьев течет вот так. Все больше вымывает песок из-под скалы, вымывает до тех пор, пока скала не теряет равновесия и заваливается в сторону, противоположную течению реки. А вода все течет и течет не переставая, и снова начинает вымывать песок из-под скалы, и снова скала перемещается вверх по течению. Так день за днем она поднимается по реке все выше и выше.

Кура не может сдержать возгласа удивления и, восхи­щенно глядя на друга, говорит:

Выходит, у песка соображение есть?

У этого самого песка? - Кура нагибается, захваты­вает пригоршню песка и медленно разминает его на ладо­ни. - Просто не верится.

Еще бы, - задумчиво говорит Томи. - Я и сам пона­чалу никак не мог поверить, что вот эти песчинки - живые!

Мне такое и в голову никогда бы не пришло, - гово­рит Кура.

Блаженны те, кто живет в неведении, - со вздохом произносит Томи. - И я был таким, пока не понял, что к чему. А когда дошло до меня, что песок живой, я и подумал: не все в этом мире так просто, как кажется на первый взгляд. Такой он обыкновенный на вид, а оказывается, живет, своей жизнью живет! - Томи указывает подбород­ком на горстку песка, которую Кура все еще держит на ладони.

Угу, - бормочет Кура.

И не только живет, но еще и растет, взрослеет и, по мере того как взрослеет, поднимается вверх по течению. И откуда же у него такой разум берется? Как подумаешь об этом, прямо оторопь берет.

Угу, - бормочет Кура, разглаживая пальцем песок на ладони.

В ночной тишине слышно, как где-то играет рыба, уда­ряя хвостом по зеркальной морской глади. Продолжая свою неторопливую беседу, друзья направляются к берегу.

Из этой статьи вы узнаете:

Добросовестные учителя должны дать своим ученикам список книг на лето по чтению и литературе. А ответственные и любознательные ученики должны его прочитать от А до Я. На деле же получается, что в конце учебного года многие замотавшиеся в конец преподаватели забывают это сделать. А если всё же заветный перечень оказывается в руках детей, последние в большинстве своём благополучно закидывают его до лучших времён. Но вот начинается август - и тут уже подключаются родители, спрашивая с бедного дитятки, а читал ли он что-нибудь. Если вы потеряли свой список - не беда. Мы вам поможет его восстановить.

Естественно, наш список книг для чтения летом будет примерным. Нет единого перечня, утверждённого Министерством образования. Однако то, что вы найдёте здесь, максимально приближено к возрастным особенностям учащихся по классам и тем программам по литературе, которые им придётся изучать в новом учебном году. Несколько полезных советов помогут извлечь из них максимум пользы:

Очень часто возникает путаница с классами. Чтобы найти список книг для чтения летом при переходе из одного класса в другой, перечень должен быть предназначен для последующего класса. Т. е. если вы закончили 3 класс, вы уже не третьеклассник, - соответственно, список должны смотреть уже для 4 класса.

Лайфхак. Чтобы сюжет книги запомнился, после каждого прочитанного произведения неплохо посмотреть мультфильм или художественный фильм по его мотивам.



Список книг на лето 2 класс

Список книг на лето 3 класс

  • Аксаков С. Аленький цветочек.
  • Бажов П. П. Серебряное копытце.
  • Булычёв К. Путешествие Алисы.
  • Былины: Добрыня и Змей. Добрыня Никитич. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
  • Велтистов Е. С. Приключения Электроника.
  • Гайдар А. Голубая чашка. Горячий камень.
  • Гаршин В. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.
  • Губарев В. Королевство кривых зеркал.
  • Ершов П. Конёк-Горбунок.
  • Заходер Б. Серая звездочка.
  • Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
  • Куприн А. Слон.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Крошка Нильс Карлсон.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев.
  • Одоевский В. Ф. Город в табакерке.
  • Паустовский К. Г. Растрёпанный воробей. Похождения жука-носорога.
  • Платонов А. П. Волшебное кольцо. Солдат и царица.
  • Пришвин М. Кладовая солнца.
  • Прокофьева С. Ученик волшебника.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке.
  • Русские народные сказки: Василиса Прекрасная. Сивка-Бурка. Перышко Финиста - Ясна Сокола. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.
  • Толстой Л. Прыжок. Акула. Лев и собачка.
  • Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

Список книг на лето 4 класс

  • Волков А. Волшебник Изумрудного города.
  • Гераскина Л. В Стране невыученных уроков.
  • Голицын С. Сорок изыскателей.
  • Губарев В. В открытом космосе.
  • Дик И. В дебрях Кара-Бумбы.
  • Драгунский В. Денискины рассказы.
  • Зощенко М. Ёлка.
  • Кассиль Л. У классной доски.
  • Коринец Ю. Там вдали, за рекой.
  • Куликов Г. Как я влиял на Севку.
  • Кун Н. Олимп.
  • Мориц Ю. Малиновая кошка.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Пантелеев Л. Честное слово.
  • Паустовский К. Заячьи лапы. Мещёрская сторона. Золотой линь. Корзина с еловыми шишками.
  • Пришвин М. Золотой луг.
  • Сегал Е., Ильин М. Что из чего.
  • Толстой А. Н. Детство Никиты.
  • Тургенев И. Воробей.
  • Успенский Э. Школа клоунов. Дядя Федор, пёс и кот.
  • Фраерман Р. Девочка с камнем.
  • Цыферов Г. Тайна запечного сверчка.
  • Чехов А. Ванька.

Родителям на данном этапе лучше взять под контроль чтение книг летом и просить детей читать вслух, чтобы нарабатывалась техника. После того, как дневная норма преодолена, нужно обсудить прочитанное и убедиться в том, что ребёнок понял книгу.

Полезный совет. Не обязательно вычитывать всю дневную норму за 1 раз. Можно разбить её на утреннюю и вечернюю дозу, например.



Некоторые классы среднего звена сейчас тоже перешли на ФГОС. В список книг для чтения летом для этой возрастной группы входят преимущественно приключенческие произведения, цель которых - продолжить заинтересовывать ребёнка, чтобы он не бросал этого благого дела.

Список книг на лето 5 класс

  • Андерсен Г. Х. Соловей.
  • Астафьев В. Васюткино озеро.
  • Белов В. Скворцы.
  • Гауф В. Карлик Нос.
  • Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница.
  • Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо.
  • Жуковский В. Спящая царевна.
  • Зощенко М. Великие путешественники.
  • Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе.
  • Куприн А. Чудесный доктор.
  • Паустовский К. Кот-ворюга.
  • Платонов А. Волшебное кольцо.
  • Родари Д. Говорящий свёрток. Сказки по телефону.
  • Твен М. Приключения Тома Сойера.
  • Толкин Д. Хоббит, или Туда и обратно.
  • Уайльд О. Соловей и роза.

Список книг на лето 6 класс

Список книг на лето 7 класс

  • Астафьев В. Мальчик в белой рубашке.
  • Брэдбери Р. Зелёное утро. Всё лето в один день. Каникулы.
  • Бунин И. Сны Чанга.
  • Гоголь Н. Тарас Бульба.
  • Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Детство.
  • Грин А. Золотая цепь. Алые паруса. Бегущая по волнам.
  • Жуковский В. Светлана.
  • Зощенко М. История болезни.
  • Куприн А. Изумруд. Тапер.
  • Лондон Д. Белый клык. На берегах Сакраменто.
  • Олдридж Д. Последний дюйм.
  • По Э. Лягушонок. Золотой жук.
  • Пушкин А. Медный всадник. Полтава. Пиковая дама. Скупой рыцарь. Борис Годунов.
  • Розов В. В добрый час!
  • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  • Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  • Сент-Экзюпери А. Планета людей.
  • Твен М. История с привидением.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат. Детство.
  • Тургенев И. Бурмистр. Певцы.
  • Уэллс Г. Война миров.
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  • Чехов А. Тоска. Размазня.

Список книг на лето 8 класс

  • Бирс Э. Человек и змея.
  • Бунин И. Цифры. Лапти.
  • Гарди Т. Роковая ошибка церковных музыкантов.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Женитьба. Ревизор. Петербургские повести.
  • Гюго В. Человек, который смеётся. 93-й год.
  • Джером К. Джером. Миссис Корнер расплачивается.
  • Джованьоли Р. Спартак.
  • Диккенс Ч. Пойман с поличным.
  • Дойл К. А. Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки.
  • Ирвинг Т. Рип ван Винкль. Жених-призрак.
  • Киплинг Р. Дьявол и морская бездна.
  • Лондон Д. Под палубным тентом.
  • Мериме П. Коломбо. Взятие редута. Таманго.
  • Мопассан Г. Туан.
  • Моэм У. Завтрак.
  • По Э. Украденное письмо. Очки. Лягушонок.
  • Пушкин А. Медный всадник. Капитанская дочка. Борис Годунов.
  • Пущин И. Записки о Пушкине.
  • Стивенсон Р. Владетель Баллантре. Маркхейм.
  • Твен М. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Журналистика в Теннеси.
  • Толстой Л. Детство. Отрочество. После бала. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Ася. Первая любовь.
  • Уэллс Г. Человек-невидимка.
  • Хаггард Г. Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Дитя из слоновой кости. Прекрасная Маргарет. Ласточка.
  • Цветаева М. Мой Пушкин.
  • Честертон Г. Тайна Фламбо.
  • Шекли Р. Запах мысли.
  • Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей.
  • Ямамото С. Диалог о песне.

Некоторые книги кочуют из списка в список, но это не должно смущать: значит, они очень важны для усвоения литературной программы и ребёнку будет не лишне повторить сюжет произведения, даже если он его читал прошлым летом. Книги для старшеклассников

Несмотря на то, что список книг на лето для старшеклассников не отличается длиной, объём рекомендуемых произведений может испугать многих.

Список книг на лето 9 класс

  • Аверченко А. Кривые углы.
  • Алексин А. Дым без огня. Запомни его лицо. Сигнальщики и горнисты.
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  • Булгаков М. Похождения Чичикова. Собачье сердце.
  • Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война. Экспонат №…
  • Гоголь Н. Мертвые души. Петербургские повести.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Карамзин Н. Бедная Лиза.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени. Маскарад.
  • Лиханов А. Детская библиотека.
  • Мольер Ж. Б. Мещанин во дворянстве.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Южные поэмы.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
  • Слово о полку Игореве.
  • Солженицын А. И. Матрёнин двор.
  • Тэффи. Маркита. Русские в Европе.
  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Чехов А. Медведь.
  • Шекспир У. Сонеты.
  • Шолохов М. Судьба человека.

Список книг на лето 10 класс

  • Гоголь Н. Мёртвые души.
  • Гончаров И. Обломов.
  • Достоевский Ф. Преступление и наказание.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени.
  • Лесков Н. Тупейный художник.
  • Островский А. Бесприданница. Гроза.
  • По Э. Убийство на улице Морг.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Пиковая дама.
  • Салтыков-Щедрин М. История одного города.
  • Толстой Л. Война и мир.
  • Тургенев И. Записки охотника. Отцы и дети.
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
  • Чехов А. Ионыч. Маленькая трилогия. Вишнёвый сад. Дядя Ваня.
  • Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца.

Список книг на лето 11 класс

  • Ахматова А. Реквием.
  • Булгаков М. Мастер и Маргарита.
  • Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи.
  • Быков В. Сотников.
  • Вампилов А. Старший сын
  • Воробьёв К. Убиты под Москвой.
  • Горький М. Старуха Изергиль. На дне.
  • Куприн А. Гранатовый браслет. Олеся.
  • Маяковский В. Облако в штанах.
  • Набоков В. Машенька.
  • Некрасов В. В окопах Сталинграда.
  • Пастернак Б. Доктор Живаго.
  • Распутин В. Прощание с Матёрой.
  • Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.
  • Толстая Т. Йорик. На золотом крыльце сидели… Кысь.
  • Толстой А. Н. Пётр I.
  • Шмелев Н. Лето господне.
  • Шолохов М. Тихий Дон.

Списки книг на лето для учеников любого класса не должны быть повинностью или обязаловкой. Это должен быть интересный, увлекательный путь в мир искусства. А для старшеклассников стимулом должно стать желание успешно сдать выпускные экзамены. А без чтения это просто невозможно.

Главные герои

Рассказчик – помещик, охотник; от его лица ведется повествование в рассказе.

Другие персонажи

Заключение

Песок не так прост, как кажется, — говорит Томи.

— А что же в нем такого особенного? — спрашивает Кура.

— Вот он, песок! — Томи ловко протыкает спицей при­жатую ко дну рыбу и, сбросив ее в проволочную корзинку, разминает на ладони прихваченные вместе с рыбой песчин­ки. — Поглядишь на него — песок и песок! Ничего в нем нет особенного. Ведь так?

— А знаешь ли ты. — говорит Томи, тихо переступая по воде и продолжая разглядывать оставшиеся на ладони песчинки. — Знаешь ли ты, что вот этот самый песок — живой?

Кура подозрительно поглядел на друга. Краснощекий, с мужественным лицом и тяжелым подбородком, Кура обычно никогда не противоречил ему, но сейчас у него воз­никло сомнение в истинности того, что говорил Томи.

— Ну, это ты загнул, — бормочет он, не отрывая глаз от воды.

— Все так считают, и никто мне не верит, — возму­щается Томи, становясь на носки. — Все говорят: песок — он песок и есть. Но это не так. Он живой! И, как все живое, песок растет.

Кура намеревается возразить, но в этот момент под его ступню подплывает рыба. Он ловко прижимает ее ко дну и прокалывает спицей. Попалась камбала сантиметров двад­цать длиной.

— Говоришь, песок растет? — спрашивает он, кидая камбалу в проволочную корзину.

— Ага, — подтверждает Томи. — Но это еще не все: песок растет и постепенно поднимается вверх по реке. Вот что удивительно!

Кура задумчиво чешет средним пальцем правой руки затылок.

— Здесь, на Нэтогаве, это не так заметно, а вот на дру­гих реках сразу бросается в глаза. Сам небось знаешь, что ближе к морю песок мелкий. А если подниматься вверх по течению, песок превращается в гальку, а дальше — в боль­шие камни и даже в скалы.

— Угу, — задумчиво произносит Кура, — похоже, так оно и есть.

— И ведь никто не обращает на это внимания, — гово­рит Томи.

— Но как же он умудряется подниматься вверх по ре­ке? — спрашивает Кура.

— Я своими глазами, вот этими глазами видел, — настаивает Томи, вкладывая в эти слова одновременно рас­судительность и страстность ученого-исследователя. — Если подняться к верховью реки, там прямо в воде лежат здоровенные камни. А раньше они были много ниже по течению. Представь себе: сегодня камень был вот здесь.

— Угу, — бормочет Кура, глядя на палец Томи, указы­вающий на водную гладь.

— . а спустя несколько дней поднимается вон туда. — После короткого раздумья Томи указывает рукой на место ближе к берегу. — За два-три дня камень передвигается метров на пять, а то и на все десять.

— Как же он поднимается вверх по течению? — удив­ленно спрашивает Кура.

— Вот и я этого раньше не знал, — говорит Томи и с самодовольной улыбкой, словно игрок, припрятавший козырную карту, продолжает: — Как может песок передви­гаться, думал я, рук и ног у него нет, рыбьих плавников и хвоста тоже нет. Тогда я стал внимательно изучать его повадки.

Кура, позабыв приподняться на носки, во все глаза гля­дит на своего друга.

— И наконец я понял, — продолжает Томи. — Вот как это происходит. Предположим, в реке лежит большой обломок скалы.

Кура молча кивает головой.

— Вода в реке течет от верховья к устью — в этом ничего удивительного нет. А в воде, значит, лежит обломок скалы. Обтекая его, вода вымывает часть песка и ила перед скалой, и получается вроде бы ямка. И на море то же самое происходит: встань лицом к морю и убедишься: когда волна отходит, она уносит с собой песок из-под твоих пяток.

— Ага, значит, скала может свалиться в эту ямку? — догадывается Кура.

— Вот именно! — восклицает Томи. — Понимаешь, вода с верховьев течет вот так. Все больше вымывает песок из-под скалы, вымывает до тех пор, пока скала не теряет равновесия и заваливается в сторону, противоположную течению реки. А вода все течет и течет не переставая, и снова начинает вымывать песок из-под скалы, и снова скала перемещается вверх по течению. Так день за днем она поднимается по реке все выше и выше.

Кура не может сдержать возгласа удивления и, восхи­щенно глядя на друга, говорит:

— Выходит, у песка соображение есть?

— У этого самого песка? — Кура нагибается, захваты­вает пригоршню песка и медленно разминает его на ладо­ни. — Просто не верится.

— Еще бы, — задумчиво говорит Томи. — Я и сам пона­чалу никак не мог поверить, что вот эти песчинки — живые!

— Мне такое и в голову никогда бы не пришло, — гово­рит Кура.

— Блаженны те, кто живет в неведении, — со вздохом произносит Томи. — И я был таким, пока не понял, что к чему. А когда дошло до меня, что песок живой, я и подумал: не все в этом мире так просто, как кажется на первый взгляд. Такой он обыкновенный на вид, а оказывается, живет, своей жизнью живет! — Томи указывает подбород­ком на горстку песка, которую Кура все еще держит на ладони.

— Угу, — бормочет Кура.

— И не только живет, но еще и растет, взрослеет и, по мере того как взрослеет, поднимается вверх по течению. И откуда же у него такой разум берется? Как подумаешь об этом, прямо оторопь берет.

— Угу, — бормочет Кура, разглаживая пальцем песок на ладони.

В ночной тишине слышно, как где-то играет рыба, уда­ряя хвостом по зеркальной морской глади. Продолжая свою неторопливую беседу, друзья направляются к берегу.


Сюгоро Ямамото (Shūgorō Yamamoto — 山本 周五郎) родился в провинции Яманаси, в Оцуки 22 июня 1903 года, а умер 14 февраля 1967-ого в Иокогаме. Его настоящее имя — Симидзу Сатому (Shimizu Satomu — 清水 三十六). Он публиковался также под четырнадцатью другими псевдонимами.Ямамото родился в бедной семье. Отсутствие денег заставило его бросить среднюю школу, но он продолжал образование самостоятельно, используя букинистическую книжную лавку, над которой в то время жил. Она принадлежала его родственнику и имен.

Читайте также: