Актуальность школы полного дня

Обновлено: 04.07.2024

Нам скоро 2 года. За это время мы и апробируем свою модель школы полного дня, учитывая и всевозможные риски. Получается? Пожалуй, не буду кривить душой и скажу не всегда. Однако всё может получиться только у тех, кто ничего не делает. Поэтому и у нас есть свои трудности, которые мы преодолеваем. И говорить об этих трудностях тоже не всегда легко. Все знают: каждый кулик своё болото хвалит. Постараюсь всё же обойтись без хвалебной патетики, дабы не уличили меня в том, что я мелкая болотная птица… Хотя, пусть говорят.

Какие плюсы от школы полного дня?

1. Ребёнок находится в школе почти полный день.

В нашем случае от зарядки в 8.30 до 18.00. Под присмотром учителей и других наставников: воспитателей, тренеров. Действует пропускная охранная система. В случае необходимости родителям обязательно звонят. В течение учебного времени ребёнок может покинуть школу только по согласованию с родителями. Это может быть заявление, переданное ими через ребёнка, доставленное лично или личная просьба самого законного представителя, непосредственно приехавшего за ребёнком.

2. Нелинейное расписание.

В течение учебного дня уроки и различные дополнительные занятия чередуются. Есть большие перемены по 30-40 минут, в течение которых дети отдыхают, гуляют на улице, кушают. Естественно, вместе с классными руководителями или в их отсутствие с воспитателями. Если погода на улице не позволяет, то в школе всегда можно найти место для общения, отдыха и игры. Большие рекреации с диванчиками и кушетками, интернет-кафе, соляная комната, громадный спортивный зал, холлы, в которых есть и ростовые шахматы, и теннисные столы. Безусловно, сейчас наша задача и состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться рационально использовать своё время в школе так, чтобы не переутомляться, совмещать приятное с полезным, чередовать учёбу и отдых.


Фото сайта школы.

3. Режим дня.

Во многом он полностью зависит от самого школьника и его родителей, но контролируется учителем, классным руководителем, воспитателем, тренером. Создаётся карта образовательного маршрута, по которой видно, чем ребёнок должен заниматься и где находиться в то или иное время школьного дня. Всегда есть возможность скорректировать этот режим, если ребёнок во второй половине дня уже занимается в каком-либо другом учреждении дополнительного образования.

Есть выбор первого, гарнира, салата, фруктов и прочего, что позволяет организовать режим питания школьника. Завтрак, обед, полдник. Стоит добавить, что если у ребёнка есть какие-то медицинские рекомендации к пище, то они, безусловно, выполняются. Например, к молоку или молочным продуктам. Всегда есть возможность их заменить.

Именно тут, в столовой, воспитывается и культура питания. Меньше упаковок от чипсов, сухариков, бутылок с различными напитками остаётся в конце дня в мусорной корзине. Нет, они не исчезли. Но их стало гораздо меньше. И кстати, наше меню всегда можно найти на официальном сайте школы.

5. Время на самоподготовку

Во второй половине дня, после обеда школьник может выполнить не только домашние задания, но и найти время для работы над каким-либо проектом, выполнить, например, пропущенную контрольную работу или ещё что-то. В это время в школе всегда есть учителя. Если работа вызывает затруднение, то можно подойти к учителю (любому!). Не обязательно к тому, кто у тебя ведёт предмет. Попросить помочь, проконсультировать. Кроме того, есть возможность получить такую же помощь по интересующему предмету у старшеклассников. Те тоже не отказывают.

6. Разнообразие внеурочной деятельности

Такие возможности позволяют детям (и родителям, конечно) сократить время на переезды от одного образовательного учреждения к другому. Безусловно, здание и материально-техническая база школы позволяют иметь такое большое разнообразие.


Фото сайта школы.

7. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья

Такие дети учатся вместе с другими, отдыхают вместе с другими. Для них существует особый режим. Это очевидно. Не буду подробно останавливаться здесь, скажу одно: я тоже работаю с такими детьми. Даже порой восхищаюсь их упорством в достижении целей. Ставлю в пример. Это интересные и удивительные дети, которых нельзя выделять. К которым нельзя, на мой взгляд, относиться снисходительно, как к иным…

Это ещё не всё, о чём можно поговорить. Но, думаю, надо пока остановиться. Потому что чувствую, предвижу вопросы-вопросы-вопросы… И, безусловно, критические замечания наших читателей: педагогов, учителей, родителей. Задавайте, буду рад ответить.

Помните одно, я пришёл в эту школу осознанно. И если вы правильно прочитаете сей опус, то не стоит спрашивать: а как в такой школе работается учителям. Ответ у меня один: интенсивно. Мне легче было работать в обычной школе, где уходят ученики после уроков и редко встретишь после обеда учителя. Но я не привык работать дома. Школа – место, где я в большей степени провожу своё время. И мне эта школа подходит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект является проектом будущей, еще более современной и инновационной школы. Результатом работы является модель школы полного дня.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Выполнила: учитель начальных классов

Чернышова Полина Эдуардовна

Актуальность проекта

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Школа реализует федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) на ступени начального общего образования. Реализованы мероприятия по организационному, методическому, нормативному, кадровому, материально-техническому обеспечению введения ФГОС НОО. При введении Стандарта была организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах Стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их родителей, для страны в целом.

Введение ФГОС выявило ряд проблем, одна из них – недостаточное материально-техническое обеспечение. Данная проблема была отмечена на круглом столе, когда вместе собрались и родители и педагоги в мае, чтобы подвести итоги внедрения ФГОС НОО. В наших сельских условиях, когда большинство жителей из категории малообеспеченных, привлечение родительских благотворительных взносов практически невозможно.

Высокую отметку родители дали организации внеурочной деятельности в школе. Внеурочная деятельность – это, пожалуй, одно из главных отличий новых стандартов. Данная деятельность осуществляется в школе по нескольким направлениям. Ведут её учителя-предметники по разработанным программам.

Организация внеурочной деятельности особенно актуальна в условиях нашего города и школы, когда нет возможности посещать учреждения дополнительного образования вследствие удалённости школы.

Школа представила опыт работы по внеурочной деятельности и в целом по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников на районных семинарах, организованных для педагогов района на базе школы.

В действительности мы часто сталкиваемся с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе испытывают трудности из-за недостаточно сформированных умений:

самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;

вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу;

слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.

Отсюда вытекает необходимость создания новых условий, предполагающих формирование помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности. Таким образом, коллективу школы предстоит обеспечивать дальнейшее введение ФГОС на ступени начального образования и создать условия для успешной реализации Стандартов на ступени основного образования.

Анализ образовательной ситуации

На сегодняшний день, существует ряд факторов, влияющих на развитие личности:

1)удалённость от крупных культурных центров;

2)превалирование рыночных отношений над духовными интересами;

3)значительное количество малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития детей.

4)Малый процент жителей села имеют высшее образование.

5)Значительная часть родительской общественности занимает пассивную позицию в отношении к школе, не осознавая себя в роли потребителей образовательных услуг, что снижает внешнюю мотивацию обучения школьников. С возрастом детей активность родителей падает.

Однако мы понимаем, что процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Работа с родителями осуществляется посредством проведения родительских собраний, родительских университетов, и мудрое сопровождение ребят на базе школы по просьбе Института Развития Образования, классных часов, массовых мероприятий (День матери, День семьи, Новогодние утренники, День знаний и другие). В школе сформирован Управляющий совет школы, в состав которого входят наряду с учениками и родители. Совет школы играет важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Связь семьи, школы и общественности – важнейшее условие эффективного воспитания школьников. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс. В условиях сельской местности школа становится центром такого комплекса, работа которого направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Постоянными нашими социальными партнерами являются Детская школа искусств, библиотека, администрация ГО Дегтярск, ДК, Институт Развития Образования, Дворец Молодежи.

Проектная идея

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

ВложениеРазмер
issledovat_rabota.doc 138 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: учитель начальных классов

Яшина Екатерина Евгеньевна

Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников

Целями современной школы является повышение мотивации обучения, формирование здоровой, творческой, интеллектуально развитой личности, готовой к дальнейшей жизни. В условиях современной системы образования проблема развивающего обучения и использования здоровосберегающих технологий приобретает особую актуальность.

Любое развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, поскольку от них зависит расширенное воспроизводство культуры, профессиональной и социальной компетентности каждого человека и общества в целом. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей. Образование и воспитание в Российской Федерации последние годы находятся в центре внимания общественности и государства. Связано это, в первую очередь, с требованиями времени, с потребностями российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью повышения уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также в связи с социально-экономическими проблемами, усилением миграционных процессов в государстве. Таким образом, возникает необходимость интеграции основного и дополнительного образования, потребность в изменении организации внеурочной коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся школы, становится актуальным предъявление качественно новых требований к результатам учебно-воспитательного процесса.

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поможет объединить в функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

1) будут созданы психолого-педагогические условия, важнейшими из которых являются полноценное питание, отдых учащихся, дневной сон, способствующие эффективной учебной деятельности учащихся в школе;

2) педагогический коллектив будет высокопрофессионально владеть технологией развивающего обучения;

3) у учащихся будут сформированы коммуникативные навыки как компоненты универсального способа освоения действительности.

Цель эксперимента - разработать целостную педагогическую систему деятельности, способную обеспечить быструю адаптацию детей, пришедших учиться в школу, высокое качество общего образования и сохранение здоровья учащихся.

Для достижения цели и доказательства изложенной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

- установить влияние развивающего обучения на качество общего образования;

- определить комплекс психолого-педагогических условий для развития полноценной здоровой личности;

- произвести экспериментальную оценку эффективности системы работы учащихся и педагогов в рамках эксперимента.

Исследование проводится с помощью таких методов, как анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование, изучение документации и продуктов деятельности учащихся.

Актуальность эксперимента определяется социальным заказом общества на формирование у школьников следующих ключевых компетенций: наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативных навыков; навыков обработки информации; навыков исследовательской работы; навыков самообразования; навыков сотрудничества; ориентацией на достижение современного качества образования; важностью создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию личности учащихся; потребностью в разработке целостной педагогической системы для формирования здоровой и интеллектуально развитой личности учащихся в условиях школы; необходимостью определения способов оптимального взаимодействия педагога и учащихся в условиях школы.

На первом этапе (2007-2008уч.год), констатирующим, был осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, медицинской литературе по теме исследования; проведено обобщение полученного материала; обеспечено обучение педагогов использованию развивающих и здоровьеcберегающих технологий; разработаны методики констатирующего и формирующего экспериментов, определены их формы, методы, сроки; собран пакет диагностических материалов по определению здоровья детей; определены требования к методике проведения диагностик.

На третьем этапе (2010-2011г.г.), результативно – обобщающем, планируется завершить формирующий эксперимент, выявить динамику процесса развития учащихся, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследований.

Теоретическое значение эксперимента заключается в следующем:

-разработана модель безболезненного перехода детей из детского сада в школу;

-определен комплекс психолого – педагогических условий для развития творчески и интеллектуально развитой здоровой личности;

Таким образом, важнейшие задачи образовательного учреждения нового типа – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

При составлении расписания допускается, что основное и дополнительное образование могут пересекаться в течение дня, можно вносить в расписание дополнительные предметы по заявлению родителей.

Режим работы школы полного дня: приём детей, переодевание, прогулка, обед, дневной сон, полдник, прогулка, кружковая работа, выполнение домашней работы, уход детей.

Очевидно, что нормальная жизнедеятельность детей в школе полного дня невозможна без квалифицированного медицинского сопровождения и создания здоровьесберегающей образовательной среды. Условия пребывания ребенка в школе полного дня таковы: сотрудничество, содружество и сотворчество учителей, учеников и родителей; наличие психологической службы, медицинского обслуживания; организации трехразового горячего питания, оборудование мест отдыха и психологической разгрузки, работа кабинета по охране зрения, динамический час, прогулки на свежем воздухе, систематические занятия спортом.

Школьный врач Легкодимова Марина Владимировна три раза в год проводит мониторинг здоровья детей. Результаты подсчета заболеваемости детей показали, что общая заболеваемость снизилась на 18%. Для детей посещающих школу полного дня заведен дневник здоровья по месяцам.

Составляется индивидуальный план занятости на каждого ребенка, сводный план занятости по классам. Главная цель такого графика – удовлетворить интересы ребенка с учетом его собственных ресурсов. Такой индивидуальный график позволяет реализовать программу обучения, воспитания, вести диагностику и анализировать результаты. Для упорядочения нагрузки во второй половине дня рекомендуется выбирать не более одной - двух секций в неделю.

Для выявления результатов работы школы полного дня было проведено анкетирование среди родителей и учащихся посещающих школу полного дня.

Первая анкета показала эмоционально – психологический климат в классе, школе.

Были выявлены следующие результаты:

95% учащихся довольны эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.

5% учащихся удовлетворены эмоционально – психологическим климатом в классе, школе.

1.Будет ли ребёнок посещать ГПД в следующем учебном году?.

2. До какого часа ребёнок будет посещать ГПД ?

3.Какие мероприятия должны быть проведены в ГПД?

Родители выбрали следующие мероприятия:

- конкурсы, викторины, кроссворды;

- игры на воздухе;

- обучающие игры на компьютере;

4. Довольны ли Вы работой воспитателя ГПД?

Все опрошенные родители довольны работой воспитателей.

Прогнозируются следующие результаты эксперимента:

- безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;

- повышение мотивации обучения;

- более высокое качество образования учащихся, участвующих в эксперименте, по сравнению с другими классами;

- укрепление здоровья школьников;

-развитие творческой, активной личности;

- повышение рейтинга образовательного учреждения.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров школы, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работников школы, интеграция общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.

- безболезненная и быстрая адаптация учащихся 1-х классов;

- со стороны учителей – хорошую результативность учебно- воспитательного процесса: КЗ >50 %;

- в рамках города – существуют только две экспериментальные площадки полного пребывания обучающихся в школе;

- в рамках района - повышение рейтинга образовательного учреждения.

- подготовка печатного издания о работе экспериментальной площадки кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в лице зав. кафедрой Кошкиной И.В.

Список использованной литературы

Дементьева Т.В. В школе полного дня //Народное образование. -2006.-№5. – с 99 – 105.

Зверев А.О. Академия полного дня. Методические рекомендации по организации школы полного дня с требованиями СанПиНов РФ. М.: НИИ школьных технологий, 2006 - 126 с.

Сумнительный К.М. Полнокровная жизнь полного дня: возможно ли это в нынешней школе //Народное образование. -2005.-№5. – с 147 – 155.


Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.

Школа полного дня — это новый тип школы, по временному пространству рассчитанный на целый день и обеспечивающий максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу ученика и учителя, общении и дискуссиях с другими учениками.

Школа полного дня (ШПД) — это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.

Школа полного дня — это современная модель учебного заведения.

Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.

Школа полного дня направлена на развитие творческих способностей и формирование интересов у обучающихся:

– правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;

– разработка системы выполнения заданий на уроке;

– максимальное использование учебно-материальной базы школы;

– творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку проводить в два приема — в первую фазу после уроков и после обеда и длительной прогулки).

В настоящее время остро стоит задача общественного понимания дополнительного образования как открытого вариативного пространства. Охватывая все уровни общего образования, дополнительное образование становится своеобразным социокультурным стержнем, основанным на познании через творчество, игру, труд, спорт, интеллектуальную деятельность, социальные практики. Поэтому и тесной нитью связано со школой полного дня, является неотделимой его частью.

Содержание образовательных программ в полной мере учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов. В результате у каждого ученика будут сформированы важнейшие жизненные понятия: можно, нельзя, надо, и каждый выпускник доброжелательной школы станет компетентным профессионалом, хорошим семьянином, достойным гражданином.

Я являюсь учителем и родителем, и сейчас в большей мере понимаю, что без родительской помощи в различных вопросах, касающихся наших детей, невозможно прийти к желаемому результату. И хотелось бы, чтобы и родители, и учителя стояли по одну сторону, а цель выполняли одну и ту же: работали на ребёнка. Педагог должен уметь признавать свои ошибки (и уж тем более не повторять их), а ещё лучше упреждать их, стараться в любой ситуации представить себя на месте ребенка, отказаться от идеи превосходства, всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребенка, научиться не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает, многому научится у самого учителя и во многом будет ему подражать: также, как и учитель, входя в класс, улыбаться, заходя в школу, здороваться с окружающими, и достойно вести себя в классе. Главное достоинство учителя — это справедливость во всех отношениях .

Что же такое доброжелательная школа? Чтобы в этом разобраться, нужно, пожалуй, остановиться на каждом из понятий.

Школа — это наш второй дом, где мы постоянно работаем сами над собой. Это первый шаг к самостоятельной жизни. Это место, где рядом существуют радость побед и слезы неудач, восторженные встречи и горькие расставания.

Обучение в школе — самый общепринятый в обществе путь подготовки молодого поколения к будущей жизни. Дети делятся опытом приобретения знаний, развивают свой потенциал и делают свою жизнь богаче и содержательнее.

Школа, доброжелательная к детям, уделяет внимание созданию среды, благоприятной для обучения. Она признает и уважает права детей, включая право на качественное образование в здоровой и безопасной среде. Это школа, в которой детям предоставляется право учиться в соответствии с их индивидуальными способностями. В доброжелательной школе доброжелательный тон общения задают все: педагоги, если они любят детей и свою работу, а не случайные люди в школе, и сами ученики в классе, на перерыве, внеклассных мероприятиях, кружках и секциях, соревнованиях и дополнительных занятиях. Каждый ребенок — особенная личность, все-таки это редкость, когда ребёнок не отзывается на доброту.

Доброжелательная школа дает необходимые знания и навыки, которые дети смогут применить в дальнейшей жизни, а также помогает детям стать полноправными гражданами общества. Все это становится возможным благодаря тому, что учителя используют различные, в том числе интерактивные методы и современные приёмы совместной работы, обучение жизненным навыкам и повышение мотивации к обучению, делая учебный процесс интересным.

Здоровье, честь, признание, знания, дружба, саморазвитие, интерес и безопасность — всё это должно стать составляющими доброжелательной школы, в которой будет комфортно и ученикам, и детям.

Школа в режиме полного дня выполняет, кроме прочих, и социальную функцию — оказывает работающим родителям помощь в присмотре детей, подготовке домашних заданий, самообслуживании.

Основные термины (генерируются автоматически): полный день, школа, доброжелательная школа, ребенок, ученик, учитель, дополнительное образование.

Читайте также: