Актуальность домашнего задания в школе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль домашнего задания в учебном процессе

1 История данного вопроса.

Нужны ли домашние задания? Какое влияние они оказывают на развитие детей? Каковы допустимые объемы? Данные вопросы волновали педагогов на протяжении многих веков. Уже в 16 веке домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Но, будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. Домашние задания на протяжении 19-20 веков были предметом педагогических дискуссий. Л.Н.Толстой считая, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К.Д.Ушинский доказывал целесообразность применения домашнего задания лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. После 1917 года в условиях единой школы домашние задания не были обязательными. Они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы с начала 30-х годов.
Проблема домашней работы обсуждалась и обсуждается на протяжении многих веков. За последние десятилетия этот вопрос довольно остро звучит на страницах педагогической печати. Часто высказываются мнения о том, что пора вообще отказаться от домашних заданий, что все, чему следует научить ребенка, должно быть изучено на уроках. Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. В Китае вообще не задают домашних работ. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценки школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.

ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания;

домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

старайтесь заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;

задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить время на уроке для проверки и оценки выполнения задания, при планировании урока не забывайте о домашнем задании;

не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание;

на уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.

используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.

с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Вопрос нужны ли домашние задания, какое влияние они оказывают на развитие детей, каковы допустимые объемы и время на домашнее задание, волновали педагогов на протяжении многих веков. Уже в XVI веке домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Но будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. Домашние задания на протяжении XIX-XX веков были предметом педагогических дискуссий. Л.Н.Толстой считая, что домашнее задание – это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К.Д.Ушинский доказывал целесообразность применения домашнего задания лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. После 1917 года в условиях единой школы домашние задания не были обязательными, они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы с начала 30-х годов.

Как мы видим, проблема домашней работы обсуждалась и обсуждается на протяжении многих веков. За последние десятилетия этот вопрос довольно остро звучит как на страницах педагогической печати, так и среди учителей-практиков. Часто высказываются мнения о том, что пора вообще отказаться от домашних заданий, что все, чему следует научить ребенка, должно быть изучено на уроках. Так, например, ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. В Китае вообще не задают домашних работ. Но там и учебный год длится 10,5 месяцев, продолжительность учебной недели 6 дней, более значительная продолжительность учебного дня. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценки школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от количества домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.

  • если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на дом. задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий;
  • если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий;
  • в тоже время, большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

Мы видим, домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения.

Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема, т.е. организации их домашней учебной работы. К тому же, домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. На контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% слов, а через 2,5-8 часов – только 28%.

Таким образом, домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Это одна из функций домашних заданий.

Второй является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.

Третья функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Четвертая функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

  • ученик будет владеть алгоритмом действия при выполнении домашнего задания;
  • домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  • вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  • выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

О педагогическом значении проверки домашних заданий в свое время писала Н.К.

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задается, чаще всего, отдельным учащимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общей классного задания. Такие задания целесообразнее задать заранее.

Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их перечня педагогических средств не следует, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки и формируются умения.

  • старайтесь заботиться о многообразии домашних заданий, стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности;
  • задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить время на уроке для проверки и оценки выполнения задания, при планировании урока не забывайте о домашнем задании;
  • не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание;
  • на уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание, не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
  • на уроке учите школьников технике и методам учения, на дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.
  • используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося.
  • с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания, добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Домашние задания эффективны в воспитании потребности в обосновании утверждений, в воспитании навыков дедуктивного мышления. Важны задания на систематизацию знаний и их обобщение, на применение знаний и умений в комплексе, на углубление и расширение знаний и умений, на составление “родословной” доказательства теоремы, на группирование теорем по приемам их доказательства.

В учебном процессе ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т. д. В связи с этим появилась необходимость дифференцировать и индивидуализировать домашние задания по математике.

ВложениеРазмер
11_.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Крупецкая средняя общеобразовательная школа

Брасовского района Брянской области

на уроках математики"

Подготовила: учитель начальных классов

Логутенкова Н. А.

  1. История возникновения домашних заданий по математике.
  2. Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями.
  3. Содержание домашних заданий.
  4. Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль.
  5. Основные недостатки домашней учебной работы школьников.
  6. Актуальность домашних заданий на современном этапе обучения.
  7. Мнение учителей о роли домашнего задания по результатам опроса. (По данным в Интернете)

Роль домашнего задания в формировании прочных знаний по математике

1. История возникновения домашних заданий по математике

Домашние задания в обучении математике известны с 16 века, а обязательным компонентом учебной работы они становятся в 1786 году. Тогда наряду с положительными моментами использования домашних заданий возникали и негативные моменты. Обучение превращалось в механическое выучивание учебника наизусть, бессмысленную зубрежку текстов, вызывающую перегрузку учащихся. И уже к концу 19 века домашние задания становятся предметом педагогических дискуссий, начинают обсуждаться вопросы, касающиеся определения целей домашних заданий, их функций и объема. После 1917 г. в условиях единой школы обязательные домашние задания отменяются. Как необходимый компонент работы школы они начали рассматриваться лишь с начала 30-х годов. Урок математики имел жесткую структуру, никаких отступлений от программы, учебника, методических рекомендаций не допускалось. Основным типом домашнего задания по математике являлась задача, основанная на приложении знаний, приобретенных на уроке, поэтому домашние задания сводились к зубрежке материала, ученик должен был только уметь воспроизводить знания. О творчестве и активности детей в обучении не велось и речи. С 60-х гг. ХХ века традиционное обучение, направленное лишь на формирование знаний, умений и навыков критикуется, началась борьба против шаблонного применения учителями одной и той же структуры урока. Все настойчивее стали раздаваться предложения реформировать школьную математику и расширить круг задач, стоящих перед методикой. К числу ее важнейших проблем начали относиться вопросы совершенствования содержания математического образования, формирования качеств личности и мышления школьников. Домашние задания стали рассматриваться как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельной, творческой формы познания.

2. Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Она имеет не менее важное значение также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока. Немаловажна при этом роль домашних заданий по математике в изучении теории, в частности, в усвоении математических понятий, изучении теорем и решении задач. Усвоение определения понятия достигается при решении задач на распознавание, на выведение следствий, задач, требующих анализа условий, дополнения их так, чтобы из условий вытекала принадлежность объекта понятию.

При изучении теорем учащимся должны предъявляться домашние задания на выявление закономерностей, отражаемых в теореме, обучающие применению теоремы, раскрывающие взаимосвязи изучаемой теоремы с другими теоремами. Домашними могут быть и задания на непосредственное измерение величин, оперирование моделями фигур, а так же цепочки взаимосвязанных задач и упражнения на материале практического содержания.

3. Содержание домашних заданий

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

  • усвоение изучаемого материала по учебнику.
  • выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила, определение признаков делимости чисел по математике и т.д.).
  • выполнение письменных упражнений
  • изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими домашними заданиями для всех учащихся часто даются индивидуальные. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предупреждающая перегрузку учащихся.

  • Подчеркивая значимость домашних заданий в обучении математике, выделяются следующие требования к ним:
  • выбор оптимального объема;
  • целесообразный подбор материала для домашних заданий;
  • посильность для учащихся данного возраста;
  • обучение школьников выполнению домашних заданий;
  • обязательный контроль выполнения домашних заданий.

Домашнее задание по математике должно получать дальнейшее развитие на уроке в различных учебных целях:

  1. повторение ранее изученного материала;
  2. создание проблемной ситуации;
  3. ознакомление с новым материалом;
  4. обобщающее повторение.

Становится очевидным, что домашние задания – связующее звено между предшествующим и предстоящим уроками. То, что дается на одном уроке, воспроизводится и усваивается дома, а затем снова используется на следующем уроке как обязательная предпосылка для усвоения нового.

4. Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль в прочном усвоении знаний

Принципы, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.

  • Надо стремиться к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Домашнее задание нужно использовать в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.
  • При планировании урока нельзя забывать о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если оно используется с целью развития личностных качеств учащихся.
  • Важно мотивировать задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
  • Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
  • Частое использование дифференцированных домашних заданий способствует развитию индивидуальных способностей учащегося, положительных воспитательных качеств личности, а также развитию способностей особо одаренных детей.

Необходимо использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения учеников к выполнению домашнего задания. Чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

5. Основные недостатки домашней учебной работы школьников

В домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.

  • Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
  • Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
  • В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания.

Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.

6. Актуальность домашних заданий на современном этапе обучения

Домашние задания эффективны в воспитании потребности в обосновании утверждений, в воспитании навыков дедуктивного мышления. Важны задания на систематизацию знаний и их обобщение, на применение знаний и умений в комплексе, на углубление и расширение знаний и умений, на составление “родословной” доказательства теоремы, на группирование теорем по приемам их доказательства.

В учебном процессе ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т. д. В связи с этим появилась необходимость дифференцировать и индивидуализировать домашние задания по математике.

На современном этапе требуется поиск новых путей изменения целей, форм, методов, объема домашнего задания, ориентирующихся на обучаемого, строящихся с учетом интересов, склонностей, возможностей ученика. Между тем домашнее задание имеет большие возможности в достижении цели развития качеств личности и субъективных черт ребенка.

7. Мнение учителей о роли домашнего задания

(По данным в Интернете)

  1. Домашнее задание необходимо. Оно дисциплинирует учащихся, приучает их к самостоятельности. Но задание на дом должно играть творческий характер, стимулировать у учащихся интерес к учебе.
  2. Домашнее задание не должно быть "наказанием" для ребенка. Творческие домашние задания, интересные формы дают более прочный результат, развивают самостоятельность учащихся. Без домашних заданий никак нельзя.
  3. Роль домашних заданий ясна. Они, конечно же, должны быть. Домашнее задание ребёнок выполняет легче, когда он его понимает, и оно ему интересно.
  4. Выполнению домашней работы надо учить, за неё надо ребёнка поощрять, её надо обсуждать перед классом, задания должны способствовать росту самостоятельности ребёнка, работа должна быть интересной и творческой. Домашние задания могут преследовать разные цели: приучить к усидчивости, сплотить коллектив, приобщить родителей к участию в жизни класса, выявить лидеров, развить творческие способности, мышление.
  5. Домашнее задание необходимо именно для того, чтобы ребёнок не "отключился", а смог повторить и закрепить изученный материал. Но домашнее задание должно быть посильно для ребёнка, ибо мы его задаём именно для ученика, а не для его родителей.

1. Колягин, Ю. М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль / Ю. М. Колягин. – М.: Просвещение, 2001. – 318 с.

2. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.

3. Саранцев, Г. И. Методика обучения математики на рубеже веков / Г. И. Саранцев // Математика в школе. – 2002. – № 7. – С. 2–5.

4. Материалы из Интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе.


Презентация "Система заданий по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 1 классе", комментарий к слайдам

Данный материал поможет учителю при подготовке к урокам по теме "Слагаемые.Сумма", можно использовать как выступление на педсовете, семинаре.


Роль исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса на уроках математики

«Интеллект – ничто без обще гуманной нравственности, без глубокого уважения к себе, к этому прекрасному и всему живому в нем.Воспитывать и развивать в учениках положительно заряженную энергетику, высо.


Формирование метапредметных знаний на уроках математики

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предм.

Формирования метапредметных знаний на уроках математики.

Формирования метапредметных знаний на уроках математики.


Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки обучающихся

В данной статье изложены разные взгляды на необходимость домашнего задания в школе, его положительные и отрицательные стороны.


На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

Как они влияют на успехи учеников, и чем могут помочь родители
Автор Жанин Бемпечат (Janine Bempechat)

Эллисон живет в богатом пригороде Бостона. У нее две дочери-школьницы. Вот как Эллисон описывает их график после школы:

Девочки недосыпают, а семейный ужин в будни — нечто нереальное. Озабоченность родителей уровнем нагрузки на детей — не новость. Споры о пользе заданий, которые учителя просят учеников выполнять в свободное от школы время, то затихают, то вновь разгораются с конца XIX века. Сегодня актуальность домашних заданий вновь подвергается оценке на предмет возможного негативного влияния на семейную жизнь и благополучие детей.

Не перегружены ли американские школьники домашними заданиями? В семьях со средним и высоким достатком, где на детей возлагают огромные надежды, — да. Но в семьях с меньшим доходом часто все обстоит иначе: многие родители ценят домашние задания и видят в них возможность следить за успеваемостью и школьной программой детей — даже когда им задают мало. В основном старшеклассники говорят, что в среднем тратят на домашнюю работу менее одного часа в день, и только 42% признают, что так происходит пять дней в неделю.

В последние годы наблюдается увеличение объема домашних заданий в младших классах, при этом критики указывают на результаты исследований, согласно которым домашние задания не способствуют повышению уровня знаний учеников этого возраста. Зачем же тогда обременять детей и их семьи домашним заданием, если это не приносит никакой пользы? В самом деле, возможно, было бы лучше, как некоторые предлагают, полностью исключить домашнюю работу, особенно в младших классах.

Однако, напротив, грамотно подобранные домашние задания играют решающую роль в формировании у детей позитивных убеждений и выстраивании поведения в процессе обучения, включая веру в свои способности, вдумчивый и трудолюбивый подход к приобретению навыков, а также более высокие ожидания и стремления в отношении своего будущего. Они могут подготовить детей к решению сложных задач, научить их преодолевать трудности и принимать вызовы, а не уклоняться от них. В общем, домашние задания являются ключевым средством, с помощью которого мы поможем нашим детям стать ответственными.



Конечно, маленькие дети все еще развивают навыки, которые позволяют им сосредоточиться на материале и эффективно учиться. Цели учителей в отношении своих учеников также весьма различаются в начальной и средней школе. В то время как все учителя подчеркивают, что ценность домашнего задания заключается в том, что оно помогает повторить пройденный в классе материал, преподаватели младших классов задают задания скорее затем, чтобы развить в детях такие навыки, как ответственность, упорство, усидчивость.

Большинство исследований рассматривает аспект эффективности домашних заданий в целом. Возможно, если сосредоточиться на каком-либо предмете и рассмотреть связь между домашними заданиями и успеваемостью, мы получим более конкретные результаты? Эта идея была претворена в жизнь в недавнем метаанализе, в ходе которого специалисты изучили взаимосвязь между домашней работой по математике и другим точным наукам и академическими достижениями. Вопреки предыдущим выводам, исследователи заявили о более сильной взаимосвязи между такими заданиями и успеваемостью в начальных классах, чем в средней школе. Как отмечают авторы исследования, одним из объяснений этого вывода может быть то, что в начальной школе учителя, как правило, дают больше домашних заданий по математике, чем по другим предметам, хотя эти задания невелики по объему. Кроме того, авторы отмечают, что родители, как правило, больше вовлечены в помощь при выполнении домашнего задания по математике с детьми младшего возраста и более подкованы в математике начального уровня.

В целом, взаимосвязь между домашним заданием и успеваемостью в младших классах еще не установлена, но отмена домашнего задания на этом уровне оказала бы детям и их семьям огромную медвежью услугу: мы знаем, что отношение детей к учебе оказывает мощное влияние на их успехи и что благодаря домашнему заданию родители и учителя могут воздействовать на развитие положительных убеждений.



Учащимся в классах повышенной трудности, однако, требуется больше времени на выполнение заданий, а это может приводить к проблемам со здоровьем и общим состоянием учеников.

Как отмечалось выше, подходящие домашние задания могут помочь детям культивировать позитивное отношение к учебе. Десятилетия исследований показали, что эти взгляды предопределяют типы задач, которые выбирают учащиеся, упорство при их выполнении и академические достижения. В широком смысле положительные взгляды учеников на обучение мотивируют их к достижению целей и в совокупности представляют собой смесь когнитивных, поведенческих и аффективных факторов, в том числе то, как человек воспринимает свои способности, насколько важно для него образование, а также навыки постановки целей и умение управлять своим временем. Позитивные или адаптивные представления об обучении служат психологическим защитным фактором для детей, особенно когда они сталкиваются с трудностями или неудачами.



Конечно, взгляды на обучение не развиваются в вакууме. Исследования демонстрируют, что родители и учителя играют важную роль в развитии позитивных убеждений и поведения и что домашние задания являются ключевым инструментом, который они могут использовать для стимулирования мотивации и академических достижений.

Они также считают, что выполнение домашних заданий культивирует формирование ответственности и организационных навыков, а также способствует лучшему обучению, даже если детям это не всегда дается легко.

Многие родители поддерживают своих детей, создавая идеальные условия для выполнения домашних заданий: устраняя отвлекающие факторы, помогая детям управлять временем, обнадеживая их. Таким образом они помогают им понять, какие условия лучше всего подходят для занятий. Такая поддержка способствует развитию самодисциплины, столь важной для детей, желающих преуспеть в учебе.

Самоконтроль включает в себя ряд навыков, таких как способность проверять свою работу и реагировать на обратную связь, реалистично оценивать свои возможности и интересы, а также работать над задачей самостоятельно. Кроме того, он подразумевает умение построить свое окружение таким образом, чтобы оно помогало обучению, например, минимизируя отвлекающие факторы. По мере того как дети взрослеют, эти навыки и стратегии помогают им организовывать и планировать. Это именно тот случай, где участие родителей имеет непосредственное влияние на отношение детей к выполнению домашнего задания.

Особенно в начальных классах домашние задания дают родителям возможность развить в детях отношение и поведение, которые способствуют эффективному обучению и стабильно высокой успеваемости. Действительно, в разных возрастных группах фиксируется прямая зависимость между выполнением домашних заданий и различными процессами самоконтроля. Однако имеет значение качество родительской помощи. Иногда благие намерения могут невольно подорвать развитие позитивных убеждений у детей. Родители, которые поддерживают позитивное отношение к домашнему заданию и позволяют своим детям учиться и справляться с трудностями самостоятельно, лишь немного подсказывая, оказывают своим детям намного большую услугу, чем те, которые стремятся контролировать процесс обучения.

Отношение и эмоции родителей во время выполнения домашних заданий могут способствовать развитию позитивных взглядов и подходов к учебе у их детей, что, в свою очередь, ведет к достижению лучших академических результатов. Дети чаще сосредотачиваются на самосовершенствовании во время выполнения домашней работы и лучше учатся в школе, когда их родители также ориентированы на совершенствование. И наоборот, если родители зациклены на сравнении своего ребенка с его одноклассниками, дети, как правило, начинают ставить перед собой более щадящие цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач, стоящей перед современной образовательной школой, является воспитание человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания, другими словами, заниматься самообразованием. Это – социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Одной из составляющих самостоятельной работы является домашняя учебная работа, без которой процесс овладения знаниями протекать успешно не может.

Сущность домашней работы заключается в том, что она состоит в самостоятельном выполнении заданий по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, способствует развитию творческих способностей, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции:

- выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он не усвоил какую-то довольно сложную тему;

- стимулирование познавательного интереса обучающегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме;

- развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. А любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся.

Домашняя работа представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. Она дополняет деятельность обучающихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большей самостоятельностью обучающихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежуток времени и под строгим контролем учителя. Дома изучение материала проходит иначе. Учащиеся сами планируют свою работу, выполняют задания и самоконтроль излюбленными способами, затрачивая на это столько времени, сколько потребуется. Кроме того, в отличие от классной работы, школьники в процессе выполнения заданий дома могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, искать объяснения незнакомых терминов в словарях, уточнять какие – либо положения в других источниках и т. п.

Виды домашних заданий

Домашняя работа является продолжением работы обучающихся в классе.

Выделяют несколько направлений, по которым классифицируют домашние задания:

      • устные и письменные;
      • репродуктивные и продуктивные (воспроизводящие, конструктивные (реконструктивно-вариативные), эвристические и творческие;

      Ясно, что каждый вид заданий преследует ту или иную цель

      Учебная домашняя работа способствует формированию воли, характера, учит преодолевать препятствия. Таким образом, самостоятельная домашняя работа обучающихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Велика роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности обучающегося.

      Итак, в пользу задавания домашнего задания можно сказать следующее:

      1) домашнее задание служит развитию свойств личности, что входит в задачи обучения;

      2) если предлагаемые задания отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств;

      3) на дом задается задание, которое нежелательно или нецелесообразно выполнять на уроке.

      Заключение. Домашнее задание - необходимая часть процесса обучения

      Обучение – двусторонний процесс: в нем участвуют учитель и ученик, деятельность которых тесно связана. Однако деятельность того и другого имеет свою специфику. Так, при непосредственном участии учителя, ученик усваивает некоторую сумму знаний и приобретает определенные навыки самостоятельной работы: на уроке он знакомится с программным материалом и приёмами самостоятельной работы, дома усваивает этот материал, закрепляет его в памяти, совершенствует навыки работы над учебными книгами, приучается к планомерной деятельности, упражняется в применении теоретических положений на практике, развивает свои мыслительные способности и многие качества личности. Таким образом, без домашних заданий учебная деятельность не только мало эффективна, но часто и не возможна.

      Читайте также: