Статья нумикон в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор:

Правообладатель:

К стан­дартному комплекту наглядно-практического материала пособия Нумикон прилагаются под­робные методические рекомендации [1] по его использованию, но мы надеемся, что наш опыт будет полезен специалистам, начинающим работать с данным пособием.

Следует сразу отметить, что Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной программы.

В Великобритании, где создана эта методика, Нумикон используют при занятиях с каждым ребенком, который испытывает трудности при обучении математике. Такие уроки проводятся индивидуально в течение 12 недель по 30 минут 5 раз в неделю. Иногда школы сокращают количество занятий до трех в неделю или организуют мини-группы, которые включают не более трех де­тей. В начале и в конце программы производится оценка динамики развития навыков.

Что такое Нумикон?

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усва­ивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер­ны [1] , то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стан­дартизованные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.


Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процес­се как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зре­ние, и осязание, а также подключать движение и речь.

Почему формы Нумикона выглядят именно так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги рас­положены систематично, вы сразу видите, что их восемь.



Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.

Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и до­мино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.




С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основ­ные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, про­стейшие счетные операции - сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д., и может успешно использоваться при обучении школьников.






Поэтапная работа с Нумиконом




Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные пло­скостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме [2] , накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством -узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.


На следующем этапе добавляют­ся игры на сравнение форм Нумикона по размеру. На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от мень­шей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, на доске или на холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каж­дой цифрой нарисована соответствую­щая ей форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета отверстий.

На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.

Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, на занятиях нашей группы, чтобы решить пример 2 + 1, дети брали синюю форму




Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает при­близиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентиру­ясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.

Использование Нумикона на занятиях группы подготовки к школе в Даунсайд Ап

Наш опыт работы с данным пособием начался с использования Нумикона на занятиях группы подготовки к школе. Экспериментальная группа работала два учебных года, Нумикон появился на наших занятиях спустя полгода после их начала.

Как включать Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений?

Вероятно, этот вопрос возникнет почти у всех специалистов, приступающих к работе с данным материалом. Тем более что в образовательных учреждениях существует довольно строгое планирование содержания работы.

Следует отметить, что возможности использования Нумикона очень раз­нообразны, что позволило нам поэтапно встраивать его в разные части занятия.

Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр, перемен, игр с во­дой и сыпучими материалами и органично встраиваться в программу по фор­мированию элементарных математических представлений на уроках.


Ниже описаны примеры включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений:




Графические задания


Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графи­ческих заданий с использованием Нумикона.

Для детей с синдромом Дауна гра­фические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совер­шенствоваться в этом направлении. Ис­пользуя графические задания на уроках и в качестве домашних заданий, мы раз­вивали мелкую моторику детей и закре­пляли усвоенные навыки, полученные во время практической деятельности с Нумиконом. Используя картинки с сайта, мы составляли гра­фические задания и распечатывали их на цветном принтере. В результате этой работы у каждого ребенка образовался альбом в виде папки с файлами из вы­полненных им заданий, отражающий динамику в освоении математических навыков с использованием Нумикона 3 .

Приведем примеры графических заданий:

  • соединить одинаковые формы Нумикона,
  • соединить форму Нумикона и ее контур,
  • соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами,
  • сравнить две формы Нумикона,
  • обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец 4 .

Также мы давали детям графические задания на школьной доске, напри­мер, соединить цветные формы Нумикона и их черно-белые копии и т. д.




Методическое сопровождение родителей

Методическое сопровождение родителей было важной частью нашей работы.

В связи с тем, что в момент начала нашей работы с Нумиконом не было переведенных методических рекомендаций для родителей, мы должны были подробно описывать и обосновывать последовательность работы с Нумико-ном. Например, было трудно объяснить, что не нужно вводить числовое обо­значение форм Нумикона на начальных этапах работы. Мы детально обсужда­ли, почему нельзя пропускать сенсорный этап освоения Нумикона.

С целью методического сопровождения родителей были использованы следующие формы работы:

  • рекомендации в течение года;
  • регулярное консультирование родителей в течение учебного года: по­сле каждого занятия мы обсуждали с родителями, что происходило на уроке, показывали примеры работ, выполненных в классе, отвечали на вопросы и давали домашнее задание;
  • составление программы на каникулы. Каждой семье предлагалась про­грамма работы, содержащая рекомендации к занятиям с использовани­ем Нумикона;
  • анализ обратной связи, полученной от родителей. Нам были очень важ­ны наблюдения, мнения и идеи родителей, их рассказы о том, удаются или нет определенные виды работ, что нравится детям, какие возникают сложности.

Особенности использования пособия Нумикон в работе с детьми с синдромом Дауна

Начав использовать Нумикон, мы столкнулись с определенными затруднения­ми, анализ которых со временем помог нам лучше организовать нашу работу.

Первое из них - ярко выраженные сенсорные интересы детей по отноше­нию к материалу Нумикона. Дело в том, что разработчики Нумикона предпо­лагают знакомство с ним детей в возрасте около 3 лет и достаточно долгий этап сенсорных игр с этим материалом, а дети в нашей группе подготовки к школе познакомились с Нумиконом только на седьмом году жизни и не имели возмож­ности наиграться с ним. Важно также отметить наличие у детей с синдромом Дауна специфических сенсорных интересов, связанных с низкой тактильной и проприоцептивной чувствительностью. Это привело к тому, что период сенсор­ного насыщения растянулся у детей на довольно длительное время и переход к непосредственно математическим заданиям был невозможен: дети совершали с формами Нумикона неспецифические манипуляции - стучали, крутили, кида­ли, надевали на пальцы. Важно отметить, что через определенное время у детей все же произошло накопление опыта и сенсорное насыщение Нумиконом, по­сле чего неспецифические манипуляции сократились. В середине второго года обучения дети смогли перейти к математическим заданиям с использованием этого материала.

Наш опыт показал, что для эффективного использования Нумикона к групповым занятиям, которые проходили в Даунсайд Ап один раз в неделю, было бы целесообразно добавить индивидуальные.

Начав работать с Нумиконом, мы обнаружили недостаток информации о создании и использовании развивающей среды. Очень важным принципом разработчики Нумикона считают создание вокруг ребенка развивающей среды, насыщенной математикой, но в описании программы они не останавливаются на этом достаточно подробно. Речь идет о плакатах с цифрами, геометрически­ми формами, стенгазетах с рисунками и фотографиями детей, занимающихся с Нумиконом и другими математическими пособиями. Это могут быть также счетные материалы, расположенные в зоне доступности для детей, коробка с песком, где можно искать формы Нумикона, цифры, сделанные из различных материалов (дерева, мягкого пластика, вырезанные из наждачной бумаги) или цифры с магнитами. Можно повесить гирлянду из карточек с цифрами от 1 до 10 с соответствующим количеством предметов на каждой карточке, формы Ну­микона, дополняющие цифры. При этом важно не только наличие предметов, игрушек и картинок, но и то, как именно взрослый помогает ребенку осваивать эту среду.

Мы поняли, что недостаточно повесить на стены плакаты из магазина -желательно создавать их совместно с детьми, а дальше учить детей обращать внимание на окружающие их наглядные материалы, изучать их и использовать. Нам вспоминалось, что один английский ребенок, занимавшийся по данной методике, показывал на гирлянду из фотографий с разным количеством детей и соответствующими цифрами, узнавал на фотографии себя и своих друзей, на­зывал числа и очень этим гордился.

Постепенно в совместной деятельности мы вместе с детьми воплощали наши идеи о внедрении Нумикона и других математических материалов в окружающую их среду. Например, на занятиях по ИЗО дети приклеивали божьим коровкам кружочки на на­рисованные по шаблонам Нумикона окружности, а затем на уроке матема­тики распознавали эти формы и пере­считывали точки.



Хотелось бы также подчеркнуть положительные моменты, которые с са­мого начала помогали нам работать с данным материалом: во-первых, и педа­гогам, и детям, и родителям понравился сам материал и различные игры с ним; во-вторых, мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной программы, помогал поддерживать вовлеченность детей в обучающий процесс.


Результаты использования Нумикона

Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что Нумикон стал на за­нятиях группы подготовки к школе хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений.

Родителям работа с Нумиконом показалась интересной и полезной. Когда дети пошли в школу, многие родители попросили учителей включить Нумикон в урок математики.

Когда на начальных этапах работы с Нумиконом мы испытывали опасения и даже некоторое недоверие относительно целесообразности введения данной методики, наш английский методист по использованию Нумикона, Хелен Фар-мери, которая обучала нас работе с этим пособием, предлагала нам не ждать от нее готовых инструкций, а искать и находить самостоятельные ответы на многие вопросы, опираясь на наш практический опыт, на знание особенностей наших детей и, конечно, проявляя творческую фантазию и гибкость. И надо признаться, что, хотя в первое время нам казалось, что это очень трудно, спустя пару месяцев работы с Нумиконом мы увлеклись этой работой и необходимая гибкость появилась, благодаря чему у нас стали возникать собственные идеи о том, как можно с успехом использовать этот материал.

Таким образом, наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон мо­жет стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.

[1] Pattern (англ.) - образец, шаблон.

[2]Примеры схем для конструирования из форм Нумикона см. в приложении 11.

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Мой опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

В коррекционно-развивающем процессе особую роль мы отводим формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития. Наш опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Мультисенсорный материал и программа Нумикон разработан так, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны. В отделении ОРНОУФЗ уже не первый год обучение детей с особыми образовательными потребностями ведется с помощью пособия Нумикон.

В этой статье я хочу познакомить вас с системой Нумикон, которая предназначена для детей с целью изучения чисел и счету. Возрастная категория детей с ОВЗ от 3 лет.

В нашем случае учить ребенка с помощью Нумикон очень удобно. В игровой форме дети с интересом осваивают счет. Как оказалось, очень важно для ребенка держать фигуры руками, крутить их в разные стороны, разглядывать со всех сторон, не боясь, что что-то сломается или порвется, как это часто бывает с картонными карточками. Что же такое Нумикон?

Нумикон, давайте познакомимся поближе:

Система Нумикона разработана с целью, помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок Нумикона помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики а, в особенности, их способность делать вычисления в уме.

В системе Нумикон все числа имеют зрительный и тактильный образ – они представлены в виде цветной пластмассовой пластинки определенного размера, с определенным количеством отверстий. Диаметр этих отверстий чуть больше толщины пальца ребёнка.

Не забудьте самое главное, что самый легкий и быстрый процесс обучения достигается в игре

На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений Нумикона. Более того, нужно быть готовым к тому, что многие дети будут экспериментировать, придумывать свои собственные игры и в целом забавляться фигурками, трубочками и доской. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия Нумикон, мы уверены, что ребенок учится чему-то ценному.

Давайте детям играть с фигурами Нумикона самостоятельно, в то же время постепенно следуя обучающим упражнениям

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.

За время использования пособия у детей видны определенные положительные результаты. Благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам дети научились:

-производить арифметические действия;

- составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных);

-конструировать по схеме, образцу, по замыслу;

-выполнять задания по сортировке, сериации и классификации предметов, по величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, по цвету (основные и оттеночные цвета);

-выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);

-самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;

-сравнивать объекты по качественным признакам;

-определять пространственное расположение штырьков относительно себя, на вертикальной и горизонтальной плоскости, на белой доске во всех направлениях;

-произносить числовую последовательность до 10;

-пересчитывать паттерны и подводить итог в пределах 10;

-соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);

-сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.

Мультисенсорное пособие Нумикон является игровой системой по формированию первичных математических представлений и действий у детей дошкольного возраста. Это пособие успешно применяется мной в практике работы с детьми с ОВЗ. Нумикон – это система сенсорных упражнений и развивающих игр. Нумикон выстроен из игровых элементов, а игра - первый и надежный помощник в деле обеспечения учебной успешности ребенка.

Для обеспечения математического развития детей, а также решения задач их умственного воспитания, в первую очередь необходимо сформировать предпосылки для математического мышления, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности.

На успешность усвоения математического материала влияет не только содержание, но и форма его подачи, которая должна вызывать заинтересованность детей и побуждать их познавательную активность.

По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей ребенка:

Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, но как любые игры, они не терпят принуждения.

Нумикон — это пособие и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей:

  • способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения;
  • способность обучаться в практической деятельности;
  • способность распознавать формы, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.

В комплект Нумикона входят:

Данное пособие позволяет наглядно продемонстрировать детям основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции – сложение, вычитание. А при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируя на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным. При работе с этим пособием у детей стимулируются зрительные, тактильные и обонятельные ощущения.

Хотелось бы подчеркнуть положительные моменты работы с данным материалом:

  • во-первых, педагогам, детям, родителям понравится сам материал и различные игры с ним;
  • во-вторых, мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной программы, поможет поддерживать вовлеченность детей в обучающий процесс;
  • в-третьих, знакомство с ним можно начинать с возраста трех лет. Задания-ступеньки облегчат детям усвоение материала на начальных этапах обучения и помогут поддерживать требуемый темп усвоения материала.

Начальной ступенькой, как правило, является этап знакомства – сенсорные игры.

Задания по конструированию основаны на умении действовать по образцу и находить одинаковые формы. Конструирование начинается с нахождения одинаковых форм и наложения их на схему, следующий вариант – конструирование различных плоскостных изображений (домиков, машинок, животных) по образцу.

При этом дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка, можно накладывать одну на другую.

Далее добавляются игры на сравнение форм Нумикона по размеру. Формы можно сравнивать способами наложения и приложения.

Также чтобы облегчить выполнение данного задания, можно предложить ребенку опираться на второй ряд форм Нумикона, выложенный в качестве образца.

Когда ребенок начинает узнавать формы Нумикона глобально и называть их именами – числами, это говорит о том, что у него сформировался устойчивый зрительный образ формы и можно переходить к пересчету отверстий в формах, вставлять в них штырьки и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме. Это помогает объединить глобальное и аналитическое восприятие числа.

Отдельным элементом стало включение в занятия графических заданий.

Графические задания были составлены из картинок и распечатаны на цветном принтере.

На занятиях используются следующие графические задания:

  • соедини одинаковые формы Нумикона;
  • соедини форму Нумикона и ее контур;
  • соедини формы Нумикона с соответствующими им числами;
  • сравни две формы Нумикона;
  • обведи все формы, которые больше, чем образец.

Нумикон также используется при работе с арифметическими действиями – сложением и вычитанием. Например, рассмотрим, как с помощью Нумикона можно выполнить пример на сложение и вычитание:

Когда ребенок проходит все этапы и виды действий с Нумиконом, у него формируется как зрительное, так и тактильное представление о формах, а также образы этих деталей и соответствующих им чисел.

Данная методика, в частности, позволяет формировать у детей с ОВЗ предпосылки для учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, которые будут способствовать успешному овладению учебной деятельностью в начальной школе, обеспечивая равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время в образовании дошкольников часто используются формы и методы, применяющиеся в школе в младшем школьном возрасте, содержание обучения не всегда соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. При этом возникает искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к трудностям других, что служит предпосылкой для появления категорий детей, испытывающих трудности в обучении. Дошкольники включаются в познавательную деятельность, к которой они еще не готовы. В обучении математике взрослые нередко фокусируются на объеме содержания, что ведет к потере интереса, накоплению опыта неисправленных ошибок. Не приобретаются навыки преодоления трудностей, но избегание трудностей входит в режимы поведения. Я считаю, Нумикон полезен как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, но испытывающих трудности в освоении математических знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_601d8b2e.jpg

Дети способны научится многому,

главное - вовремя ввести новый опыт!

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Мой опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

В коррекционно-развивающем процессе особую роль мы отводим формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития. Наш опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Мультисенсорный материал и программа Нумикон разработан так, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны. В отделении ОРНОУФЗ уже не первый год обучение детей с особыми образовательными потребностями ведется с помощью пособия Нумикон.

hello_html_14164a45.jpg
hello_html_479281c7.jpg

В этой статье я хочу познакомить вас с системой Нумикон, которая предназначена для детей с целью изучения чисел и счету. Возрастная категория детей с ОВЗ от 3 лет.

В нашем случае учить ребенка с помощью Нумикон очень удобно. В игровой форме дети с интересом осваивают счет. Как оказалось, очень важно для ребенка держать фигуры руками, крутить их в разные стороны, разглядывать со всех сторон, не боясь, что что-то сломается или порвется, как это часто бывает с картонными карточками. Что же такое Нумикон?

Нумикон, давайте познакомимся поближе:

Система Нумикона разработана с целью, помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок Нумикона помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики а, в особенности, их способность делать вычисления в уме.

В системе Нумикон все числа имеют зрительный и тактильный образ – они представлены в виде цветной пластмассовой пластинки определенного размера, с определенным количеством отверстий. Диаметр этих отверстий чуть больше толщины пальца ребёнка.

Не забудьте самое главное, что самый легкий и быстрый процесс обучения достигается в игре

hello_html_c1f302.jpg

На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений Нумикона. Более того, нужно быть готовым к тому, что многие дети будут экспериментировать, придумывать свои собственные игры и в целом забавляться фигурками, трубочками и доской. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия Нумикон, мы уверены, что ребенок учится чему-то ценному.

Показывайте примеры

Давайте детям играть с фигурами Нумикона самостоятельно, в то же время постепенно следуя обучающим упражнениям

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.

За время использования пособия у детей видны определенные положительные результаты. Благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам дети научились:

-производить арифметические действия;
- составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных);
-конструировать по схеме, образцу, по замыслу;
-выполнять задания по сортировке, сериации и классификации предметов, по величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий), по цвету( основные и оттеночные цвета);

-выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);

-самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;

-сравнивать объекты по качественным признакам;

-определять пространственное расположение штырьков относительно себя, на вертикальной и горизонтальной плоскости, на белой доске во всех направлениях;

-произносить числовую последовательность до 10;

-пересчитывать паттерны и подводить итог в пределах 10;

-соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);

-сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.

Нумикон - игра для обучения детей математике. Его можно использовать для изучения состава числа, сложения и вычитания.

В пособии Нумикон числа от 1 до 10 представлены формами-шаблонами. Каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. В отличие от традиционных счетных материалов, набор Нумикон дает глобальное, целостное представление о числе.


Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.

Этапы работы по системе Нумикон:

Как сделать Нумикон своими руками?

Шаблон распечатайте на цветном принтере, либо вырежьте из цветной бумаги, картона. Готовый шаблон приклейте на плотный картон (как из-под коробок для обуви), дырки вырежьте.

Но можно сделать другой – объемный вариант Нумикона. Тактильный ориентир здесь - не дырки, а выпуклые кружочки. Как и в предыдущем варианте, приклейте готовый шаблон на плотный картон, на место предполагаемых отверстий приклейте объемные кружочки: плотный картон, бархатную бумагу, пластиковые крышечки из-под бутылок и т.д.

Что еще интересное бывает типа нумикона?

На амазоне продается настольная игра Ten Frame Towers Board Games, правила которой базируются на нумиконе:

Как нумикон выглядит вживую? :)

А в России есть что-то типа Нумикона?

Да, есть интересный российский вариант игры. Не простой, а с натуральными самоцветами в качестве счетного материала к дощечкам. Подробнее по ссылке

Читайте также: