Акт в школе для решения проблемных ситуаций

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемные ситуации в школе и пути их решения

Проблемная ситуация: Дети шумят на уроке

Изучить литературу по возрастной психологии подростков;

Сменить стиль общения и преподавания;

Провести психологический тренинг;

Изменить соотношение устной и письменной работы на уроке в сторону увеличения письменной

Выражение протеста против учителя

Выяснить причину протеста;

Найти эмоционального лидера и провести с ним воспитательную беседу;

Провести беседу со всем классом в присутствии классного руководителя

Привлечение внимания учителя

Не обращать внимания на попытки учеников отвлечь учителя от хода урока;

Найти индивидуальный подход

Отсутствие интереса учащихся к теме урока

Найти связи темы урока с жизненным опытом учащихся;

Применять наглядность на уроке;

В связи с разным типом восприятия окружающего мира (аудиалы, визуалы, кинестетики) сочетать разные формы деятельности учащихся на уроке

Активная деятельность учащихся на предыдущем уроке

Перейти с устной работы на письменную в начале урока;

Монотонное изложение нового материала учителем

Изменить форму изложения нового материала;

Ссылаться на жизненный опыт учащихся при изучении новой темы;

Использовать наглядность на уроке

Наличие отвлекающего фактора

Устранить отвлекающий фактор;

Переключить внимание учащихся к теме урока

Низкая успеваемость в классе по данному предмету

Излагать материал на более доступном уровне;

Связывать материал урока с жизненным опытом учащихся;

Организовать дополнительные занятия по предмету для неуспевающих

Проблемная ситуация: Неадекватная реакция ученика на замечания учителя (если учитель просит помолчать, ученик начинает разговаривать громче; если учитель просит присесть, ученик начинает ходить по классу во время урока и т.д.)

Провести воспитательную беседу с учеником;

Переключить внимание других учащихся с этого ученика на ход урока

Ученик хочет привлечь внимание учителя

Не обращать внимания на попытки ученика привлечь внимание;

Поговорить с классным руководителем о ребенке, выяснить характер отношений его с родителями (если их нет, то с лицами, их заменяющими);

Провести беседу с учеником и выяснить причину его поведения;

Сделать ученика своим помощником на уроке

Ученик не понимает, что такое дисциплина, и не принимает нормы, установленные школой

Изучить литературу по возрастной психологии;

Провести беседу с классным руководителем, с родителями;

Провести беседу с ребенком в присутствии родителей и школьного психолога

Ученику тяжело дается данный школьный предмет

Провести беседу с учеником;

Позаниматься с учеником дополнительно по данному предмету;

Чаще вызывать ученика к доске, чтобы следить за усвоением им материала урока;

Поговорить с родителями ученика, поставить их в известность о его низкой успеваемости по данной дисциплине

Ученику легко дается данная школьная дисциплина

Дифференцировать работу на уроке в расчете на слабых и сильных учеников;

Следить, чтобы ученик всегда был занят на уроке. Если он выполнил задание учителя, то дать ему следующее и уровнем выше, чем для остальных учащихся;

Привлечь ученика к факультативам и олимпиадам по данному предмету

Учитель в силу молодого возраста или в силу других причин не имеет авторитета для данного ученика

Провести беседу с учеником и найти к нему индивидуальный подход;

Попытаться заинтересовать ученика своим предметом;

Не подключать для решения проблемы классного руководителя, родителей и т.д.

Проблемная ситуация: Учащиеся систематически не готовятся к уроку

Провести беседу с классом, попытаться объяснить, что изучение всех предметов в школе является необходимым условием для их общего развития;

Связывать предмет с жизненным опытом учащихся, постараться на каждом уроке проводить параллели между темой урока и практическим применением полученных на уроке знаний;

Попытаться заинтересовать учащихся данным предметом. Например, организовать несколько внеклассных мероприятий по предмету и постараться всех учащихся подключить к участию в нем

Учитель не имеет авторитета в классе

Сменить стиль общения с учащимися;

Провести тренинг на сближение или другое внеклассное мероприятие, чтобы найти контакт с детьми в неформальной обстановке

Учащиеся не успевают по данному предмету

Излагать новый материал на доступном для учеников уровне;

Использовать наглядность на уроке;

Дифференцировать задания для учащихся в соответствии с их уровнем развития и подготовки;

Приводить интересные факты на уроке, развивать у учащихся познавательный интерес;

Учащимся неинтересен данный предмет

Провести внеклассное мероприятие по предмету;

Организовать выездную экскурсию по предмету или беседу с человеком, имеющему отношение к данной дисциплине;

Способствовать появлению интереса учащихся к поиску дополнительной информации к уроку. Например, посредством подготовки реферата или мультимедийной презентации на оценку;

Поощрять активность учеников на уроке и их домашнюю работу положительными оценками

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 343 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.03.2017 19463
  • DOCX 20.3 кбайт
  • 113 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Степанюга Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В статье указан перечень проблемных ситуаций, которые могум возникнуть в учебном процессе и способы их коррекции.

ВложениеРазмер
problemnye_situatsii_v_shkole_i_sposoby_ih_resheniya.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации в школе и способы их решения

Жестокость и насилие в школе

Это форма жестокого обращения , когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего не способны защитить себя с подобной ситуации, испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Не надо обращать внимание только на эпизоды школьной травли и пытаться их устранить только путем ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. При оценке инцидента нужно выявить причины, учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

- сидя на стуле корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;

- легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;

- не может спокойно ждать своей очереди в ситуациях, требующих дисциплины;

- на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;

- не может следить за своими вещами, часто их теряет;

- пристает к окружающим, порой агрессивен.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – предъявления повышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказанием. Неблагоприятное педагогическое воздействие может вызвать у детей деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие его формы. Гиперактивные дети требуют постоянного внимания учителя, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако это не решит существующих проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения ребенка, не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему. /

Во время проведения уроков рекомендуем:

• рассаживайте гиперактивных детей, если их в классе несколько, по разным рядам, но при этом старайтесь сажать их на первые парты — меньше объектов для отвлечения.

Снижение и потеря мотивации к обучению

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 1) неумение учиться;

2) ошибки воспитательного характера.

Ошибки воспитательною характера допускают и родители, и учителя:

• неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни — что после этого для него переживания по поводу оценок и учебы вообще?!);

• отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;

• нарушение единства требований к ребенку;

• неправильные методы воспитания подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

• завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений:

Важно проводить разъяснительную работу с родителями. Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах ребенка отсутствием времени. Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться. Необходимо объяснять, что учитель ведет фронтальное обучение учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель вынужден ориентироваться па основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка будет создан образ врага — учителя (мама хорошая - хвалит. учитель плохой — ругает). Это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Рекомендации педагогам средних и старших классов

В основе лежит стремление защитить себя от наказания и/или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умение справляться с трудностями

Важно быть твердыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хороший пример. Хватите ребенка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали — все фразы должны быть краткими и убедительными)

Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся — надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать, — это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани.

Склонность к воровству

ТОП5 спорных ситуаций в школе

Ситуация 1. Выгнали из класса

Ученик плохо себя вёл на уроке и мешал учителю. В итоге ребенка выгнали из класса и ему пришлось всё оставшееся время гулять по школьным коридорам. Прав ли учитель?

Во время урока за жизнь и здоровье ученика отвечает учитель. Хорошо, если ребёнок останется в пределах школы (будет находиться в коридоре, в столовой, библиотеке, в кабинете завуча или директора), а может ведь пойти в магазин или вообще уйти из школы и не вернуться.

Совет учителям: если вам насаждает ученик, то пригласите на урок завуча или директора. В крайнем случае, сообщите им, что вы хотите отстранить ученика от урока.

Совет родителям: вы вправе сказать, что выгоняя ученика из класса, учитель нарушает право каждого гражданина на образование, но вряд ли учитель выпроваживает ученика просто так. С помощью классного руководителя вы можете обсудить и решить создавшуюся проблему. Ну и не забывайте спросить самого ребенка, почему он плохо ведет себя на уроке.

Ситуация 2. Учитель забрал телефон на уроке

Во время проверочной работы мой ребенок играл на телефоне. Учитель отобрала гаджет и положила в ящик стола. После урока ребенок забыл попросить телефон назад , а я не могу до него дозвониться. Имеет ли право учитель забирать телефон у ребенка?

Одно дело, если учитель забирает телефон себе в пользование и не хочет возвращать, это уже присвоение чужого имущества.

Если же телефон просто убирается в ящик, потому что мешает осваивать программу по предмету и затем возвращается ребёнку, то разве это плохо?

Но учительница сказала, что вернет телефон только в руки родителя!

И правильно сделает. Поговорите с ребенком, чтобы он не пользовался гаджетом на уроках, а только на переменах. Если ребенок маленький, то купите самый простой телефон без игр и интернета, чисто для звонков.

С повзрослевшими ребятами будьте мудрее. Скажите, что если ещё раз телефон окажется в ящике учителя, то нового он не получит. На уроках нужно учиться, а для остального есть другое время.

В крайнем случае пусть телефон заберет классный руководитель и отдаст вашему чаду. Но без вашей родительской инициативы эта проблема так и останется проблемой.

Ситуация 3. Учитель прочитал записку ребенка при всём классе!

Дети обменивались на уроке записками. Учитель отобрал и прочитал их при всём классе. Имел ли он на это право?

Согласно Конвеции о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) Ст. 13:

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

Обмен записками дезорганизует урок. Нарушаются права других детей на получение качественного образования, так как учитель тратит время урока на отбирание этих записок.

Читая вслух записки, учитель поступает не этично. Правильное действие с его стороны — забрать записку, но после урока вернуть ребенку. Хотя обычно учителя выбрасывают сразу после того, как забрали.

Ситуация 4. Списывать надо уметь.

Данная ситуация даже не требует разбора, потому что ученик здесь в любом случае не прав. Эта ситуация — списывание.

Я сама принимала участие в организации ЕГЭ: сидела в классе и следила за учениками, а также была в качестве сопровождающего. Мало того, что учителя предмета, по которому проходит экзамен, не имеют права в этот день находиться в школе. Другие организаторы, как и дети, обязаны оставлять свои личные вещи в специальном кабинете и не могут использовать телефоны. Не разрешают взять даже книжку почитать.

Если ребенок не умеет списывать (а это поистине искусство), то не стоит даже пытаться пробовать.

В законах данный вопрос вряд ли освещается, я даже искать не буду. Имеет право. Потому что ребёнок, списывая, сразу показывает, что он ничего не знает.

В руках учителя остается решать, наказывать ли ученика за списывание или нет. Но поможет ли это сдать экзамен, проведение которого с каждым годом становится всё жёстче?

Ситуация 5. Учитель поднял руку на ребенка

Данная ситуация, наоборот, в ряды виновных записывает учителя. Речь о рукоприкладстве.

Я была учителем и знаю, что это такое. Ребёнок настолько выводит тебя из себя, что очень хочется применить силу. Но потом ты вспоминаешь, чем это может обернуться, да и лицо не хочется терять. Собираешься с силами и отходишь от этого ученика.

Учитель не прав, никто не имеет права поднимать руку на другого. Всё можно решить словесно. Даже если кажется, что ребенок ничего не понимает. Значит здесь серьёзные психологические проблемы и их надо решать, но только не битьём.

Если бы в школах проводились психологические исследования детей (об этом почитайте в моей статье про индивидуальный подход в школе), когда учителя хоть что-то бы знали о детях, кроме их оценок в журнале, может и конфликтов было бы меньше. Но у нас учителя обязаны быть психологами и разгадывать людей на ходу. Но разве такое бывает?

Буду очень благодарна вам, если вы оцените данную статью, поставив лайки в соцсетях и написав свой комментарий. До новых встреч!

Комментарии 13

Хорошая и полезная статья. Спасибо за информацию!

Спасибо за тактично изложенную информацию: всё преподносится с позиции уважения как личности учителя. так и личности ребёнка.

Очень неблагоприятная ситуация.На индивидуальное обучение требуются показания (справка от врача), учителя должны ходить на дом или же ребенок сам ходит в школу к учителю.Если нет таких показаний, родители могут выбрать семейную фору обучения,но в этом случае школа уже не отвечает за обучение,этим занимаются родители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерности и др

В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные нагрузки.

Хочу познакомить Вас с приемами, предложенными Мельниковой Еленой Леонидовной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования.

1. Классические. К ним относят:

- создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

- проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

2. Сокращенные:

- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.

- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

3. Мотивирующие. Использую следующие приемы:

- демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента.

Основные приемы создания проблемных ситуаций

Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Этот путь в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Фрагмент урока русского языка в 4-м классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Детям предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

Фрагмент урока математики

При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, предлагается задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.

(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)

Детям предлагается заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Проблемные вопросы по природоведению:

На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

Что случится, если растения исчезнут?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Приставка, корень, суффикс, окончание

( суффикс, так как все другие слова многозначные)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

Постановка проблемных задач.

По математике это могут быть

а) задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.

- Можно предложить “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

- Другой приём: дать правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предложить учащимся найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

в). Задачи с противоречивыми данными.

На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

г). Нестандартные тексты задач.

Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.

д). Творческие задачи.

Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.

Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Данный приём можно широко использовать на уроках чтения и развития речи. Детям предлагается оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения.

Подводящий или побуждающий диалог.

Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Положительным результатом несомненно в том, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Читайте также: