Акт о выявленных нарушениях в школе

Обновлено: 06.07.2024

Перечень типичных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов, выявленных при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, в разрезе типов образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Нормативно-правовые акты, устанавливающие требования

Образовательные организации общего образования

Содержание и структура основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) образовательной организации не соответствует установленным требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программы отдельных учебных предметов начального общего образования не соответствуют требованиям ФГОС НОО в части отсутствия некоторых структурных элементов рабочих программ

часть 7 статьи 12 Закона об образовании в РФ;

подпункт 19.5 пункта 19 III раздела ФГОС НОО

В ООП НОО отсутствует календарный учебный график. Календарный учебный график не соответствует требованиям ФГОС НОО

пункт 9 статьи 2 Закона об образовании в РФ;

пункты 16, 19.10.1 III раздела ФГОС НОО

Содержание и структура основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО ФГОС) образовательной организации не соответствует установленным требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

часть 7 статьи 12 Закона об образовании в РФ;

пункт 14 III раздела федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (далее – ФГОС ООО)

Программы отдельных учебных предметов основного общего образования не соответствуют требованиям ФГОС ООО в части отсутствия некоторых структурных элементов рабочих программ

часть 7 статьи 12 Закона об образовании в РФ;

пункт 18.2.2 III раздела ФГОС ООО

В ООП ООО ФГОС отсутствует календарный учебный график. Календарный учебный график не соответствует требованиям ФГОС ООО.

пункт 9 статьи 2 Закона об образовании в РФ;

пункт 18.3.1.1 III раздела ФГОС ООО;

пункт 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам)

Образовательной организацией не соблюдаются требования к организации образовательного процесса в части соответствия количества учебных часов в рабочих программах по общеобразовательным предметам основного общего и (или) среднего общего образования, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС), количеству учебных часов, определенных федеральным базисным учебным планом и учебными планами образовательной организации

Учебный план образовательной организации не определяет формы промежуточной аттестации обучающихся

часть 22 статьи 2, часть 1 статьи 58 Закона об образовании в Российской Федерации;

пункт 19.3 ФГОС НОО;

пункт 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

Образовательной организацией не принят локальный нормативный акт, регламентирующий формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

часть 2 статьи 30, пункт 10 части 3 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации

В локальном акте образовательной организацией не определены в полном объёме формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

пункт 10 части 3 статьи 28, часть 2 статьи 30 Закона об образовании в Российской Федерации;

Реализация основной образовательной программы (адаптированной общеобразовательной программы) в образовательной организации осуществляется не в соответствии с расписанием учебных занятий, а именно, количество часов указанных в расписании учебных занятий, не соответствует количеству часов учебного плана образовательной организации

пункт 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

В образовательной организации отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования

пункт 13 части 3 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации

Основные образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования реализованы не в полном объеме в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком

пункт 1 части 6 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации

Образовательной организацией не обеспечено соответствие качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов

пункт 1 части 6 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации

Образовательной организацией определен список учебников не в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

Образовательная организация обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, не по всем учебным предметам учебного плана ООП НОО

часть 1, 2 статьи 18 Закона об образовании в Российской Федерации;

пункт 27 раздела IV ФГОС НОО

Образовательная организация обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, не по всем учебным предметам учебного плана ООП ООО ФГОС

часть 1, 2 статьи 18 Закона об образовании в Российской Федерации;

пункт 26 раздела IV ФГОС ООО

Образовательной организацией не обеспечено соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в части требований к режиму образовательного процесса (расписание учебных занятий)

пункт 3 части 4 статьи 41 Закона об образовании в Российской Федерации; пункт 16 раздела III ФГОС НОО;

пункт 13 раздела III ФГОС ООО;

пункты 10.5, 10.6, 10.7, 10.10, 10.11 части 10 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2 2821-10)

Образовательный ценз педагогических работников, находящихся в штате образовательного учреждения или привлеченных на ином законном основании, не соответствует требованиям законодательства

части 1, пункта 5 части 3 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации;

Организации профессионального образования

Структура и (или) объем программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) не соответствуют ФГОС СПО

пункты 10, 11, 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013
№ 464 (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности СПО); раздел VI: таблицы 3, 4, 5, 6; раздел VII федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО)

В рабочих программах учебных дисциплин, модулей, включенных в учебный план за счет часов вариативной части, отсутствуют дополнительные компетенции, умения и знания, необходимые для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования

пункт 6.2. ФГОС СПО

Образовательная программа не согласована с заинтересованными работодателями;

отсутствуют документы, подтверждающие потребности работодателей;

отсутствуют требования к компетенциям в рабочих программах учебных дисциплин

пункт 7.1. ФГОС СПО

Отсутствуют программы по каждому виду практики;

в программах практики не определены цели, задачи и формы отчетности;

отсутствуют документы организации, подтверждающие результаты прохождения практики, необходимые для аттестации студентов по итогам производственной практики.

пункт 7.14. ФГОС СПО

Образовательная организация, реализующая ППССЗ, ППКРС, не располагает материально-технической базой для проведения лабораторных работ и практических занятий, учебной практики по отдельным дисциплинам, междисциплинарным курсам, модулям: не оборудованы лаборатории, отсутствуют кабинеты, входящие в обязательный перечень

пункт 7.18. ФГОС СПО

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется не в соответствии с локальным актом образовательной организации.

пункт 2 статьи 30, пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации

Нарушены сроки доведения до сведения обучающихся конкретных форм и процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

пункт 8.2. ФГОС СПО

Количество экзаменов и (или) зачетов, дифференцированных зачетов превышает нормы, установленные Порядком организации и осуществления образовательной деятельности СПО

пункт 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности СПО

Фонды оценочных средств для промежуточной и государственной итоговой аттестации, программы итоговой аттестации не имеют положительного заключения работодателей;

при проведении промежуточной аттестации обучающихся по МДК не привлекаются преподаватели смежных дисциплин (курсов);

пункт 8.3. ФГОС СПО

образовательной организацией не обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования. При оценке качества образования не используются современные формы анализа и интерпретации накопленной информации

пункт 13 часть 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации

Профессиональные модули не содержат в своей структуре учебные и (или) производственные практики (по профилю специальности)

пункты 6.2, 7.14 ФГОС СПО

В ППССЗ отсутствуют рабочие программы профессиональных модулей

пункт 7.1 ФГОС СПО

В рабочих программах ППССЗ (ППКРС) требования к результатам освоения (компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям, умениям) сформулированы не в соответствии с ФГОС СПО по данной специальности


Специальных требований или форм для оформления актов законом не установлено, но на акты распространяются требования ГОСТ Р 6.30-20031.

Данный ГОСТ предъявляет к актам следующие требования:


Новый ГОСТ

С 1 июля 2018 г. начнет действовать новый государственный стандарт по оформлению документов ГОСТ Р 7.0.97-20162.

Кадровикам нужно принять к сведению, что некоторые реквизиты документов общего делопроизводства рекомендовано оформлять по-новому. В отделе кадров эти документы также создаются.

  • о деловых письмах;
  • служебных и докладных записках;
  • приказах по основной деятельности;
  • приказах по личному составу, которые оформляются по форме приказов по основной деятельности;
  • локальных нормативных актах и др.

АКТЫ О ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАРУШЕНИЯХ

Статья 192 ТК РФ предусматривает, что работодатель применяет дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Таким образом, чтобы у работодателя было основание для увольнения работника:

1) работник должен совершить действие (бездействие);

2) это действие или бездействие должно быть противозаконным (нарушать законы, подзаконные акты или локальные нормативные акты);

3) работник должен быть виновен в совершении этого проступка.

Первое, что работодателю нужно будет доказать в случае спора в суде, — это фактическое совершение того или иного запрещенного действия или отсутствие требуемых действий (бездействие) работника.

Как указал Верховный Суд РФ3, именно работодатель должен доказать, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к увольнению, в действительности имело место и могло являться основанием для расторжения трудового договора.

Основания для дисциплинарного взыскания могут быть разными, однако любое из нарушений должно быть зафиксировано документально.

Судебная и правоприменительная практика свидетельствует об использовании двух документов для фиксации нарушений работников: акт и (или) служебная (докладная) записка. Их отличие в том, что служебная записка, как правило, пишется одним человеком, а акт составляют несколько, обычно три человека.

Чем детальнее будут составлены акты и служебные записки, чем тщательнее описаны в них события, тем легче работодателю будет доказать факт нарушений работника в случае возникновения спора.

Обратите внимание: фиксация нарушения еще не означает, что работник действительно виноват. Ведь его вину еще необходимо установить. Это уже следующий шаг в процедуре привлечения к дисциплинарной ответственности, который мы в данной статье не рассматриваем.

Приведем несколько примеров оформления актов о фиксации наиболее частых нарушений.

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

48. Основанием для начала выполнения административной процедуры являются проведенные в ходе проверки мероприятия.

Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются уполномоченные на основании приказа (распоряжения) уполномоченного органа о проведении проверки должностные лица уполномоченного органа.

49. По результатам проверки должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на проведение проверки, непосредственно после ее завершения оформляется акт проверки в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

50. Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности организацией, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, повлекшими невозможность проведения проверки, составляется акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае уполномоченный орган в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой организации плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления организации.

К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, подготовленные экспертами, привлеченными к проведению проверки, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации, предписания (повторные предписания) об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

51. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

52. В случаях и в порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организации и (или) должностных лиц организации должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на проведение проверки, возбуждается дело об административном правонарушении.

53. При проведении выездной проверки в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле в уполномоченном органе.

В случае если для проведения выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.

54. При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки остается в уполномоченном органе, а второй экземпляр акта проверки направляется не позднее 5 рабочих дней после окончания проверки в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле уполномоченного органа.

При наличии согласия организации на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа, уполномоченного на проведение проверки, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа, уполномоченного на проведение проверки, проверяемой организации способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемой организацией.

55. При выявлении нарушений организацией обязательных требований должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на проведение проверки, выдает организации, допустившей такое нарушение, предписание.

Предписание подписывается должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на проведение проверки, и вручается вместе с актом проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

56. В предписании указывается срок его исполнения, который не может превышать 6 месяцев.

57. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации по вопросам, не входящим в компетенцию уполномоченного органа, должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на проведение проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня завершения проверки готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя уполномоченного органа о принятии решения по направлению в органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией информации о нарушениях организацией нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, а в организацию - письма уполномоченного органа о направлении информации в органы государственного контроля (надзора).

58. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на проведение проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня завершения проверки готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя уполномоченного органа о принятии решения по направлению соответствующей информации в правоохранительные органы Российской Федерации по месту нахождения организации, а в организацию - письма уполномоченного органа о направлении информации в указанные правоохранительные органы.

59. При принятии заместителем руководителя уполномоченного органа решения о направлении информации в государственный орган и (или) правоохранительные органы, а также в организацию должностное лицо уполномоченного органа не позднее 5 рабочих дней после принятия решения заместителем руководителя уполномоченного органа по результатам рассмотрения служебной записки готовит проекты соответствующих уведомлений и писем уполномоченного органа.

Проекты документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, подписываются заместителем руководителя уполномоченного органа и не позднее 3 рабочих дней направляются по почте должностным лицом уполномоченного органа в соответствующие государственные органы и в организацию.

60. Должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на проведение проверки, вносит в ГИС надзора в сфере образования в соответствии с Постановлением N 719 и в единый реестр проверок в соответствии с Постановлением N 415 информацию о проведении проверки, ее результатах и мерах, принятых в случае выявления нарушений.

61. Результат и максимальные сроки выполнения административной процедуры:

1) оформление акта проверки либо акта о невозможности проведения проверки - не позднее дня завершения проверки, а в случае, если для его составления необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз - 3 рабочих дня со дня окончания сроков их проведения;

2) выдача предписания, предусмотренного пунктом 55 настоящего Административного регламента, - одновременно с подписанием акта проверки;

3) протокол об административном правонарушении - не позднее 1 рабочего дня со дня завершения проверки;

4) извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении - не более 3 рабочих дней со дня завершения проверки;

5) направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, - 5 рабочих дней со дня завершения проверки;

6) направление в органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией информации о нарушениях организацией, в отношении которой проводилась проверка, нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, - 5 рабочих дней со дня завершения проверки.

62. При оформлении результатов проверки органа местного самоуправления и принятии мер по фактам нарушений, выявленным при проведении проверки, применяются положения пунктов 48 - 61 настоящего Административного регламента.

Среди документов, подтверждающих факт нарушения, могут выступать: докладная записка, акт о нарушении, а также решение специально создаваемой комиссии.

Акт о нарушении – специфический вид документа, в котором указывается факт совершения какого-либо нарушения работником, а также связанные с этим обстоятельства.

  1. невыполнение трудовых обязанностей;
  2. нахождение работника в рабочее время за пределами своего рабочего места (прогул);
  3. нахождение на рабочем месте в пьяном виде;
  4. другие.

Специальной формы для акта о нарушении не предусмотрено. Он может составляться как на специально отведённом для этого бланке, так и в свободной форме.

  1. Данные о работнике;
  2. Время и место нарушения;
  3. Лицо, составившее акт;
  4. Информация о нарушении, с указанием на норму законодательства, которая была нарушена;
  5. Объяснения нарушителя.
  6. Подписи присутствовавших.

По правилам работник также обязан подписаться в акте. Однако если он это делать отказывается, то необходимо внести в акт отметку с указанием об отказе в подписи. При этом составитель удостоверяет факт отказа своей подписью.

Если работник явился в пьяном виде, то, прежде всего, следует подтвердить факт опьянения медицинским заключением, при возможности – найти свидетелей, которые в будущем могли бы подтвердить данное обстоятельство.

Акт необходим в первую очередь для того, чтобы в случае обжалования работником наложения дисциплинарного взыскания работодатель смог использовать этот документ в качестве основного доказательства факта нарушения.

Отсутствие такого акта может повлечь для работодателя ответственность, в том числе и административную. Она наступит в том случае, если работник докажет применение работодателем дисциплинарного взыскания без наличия на то оснований. Таким образом, без наличия акта работодателю будет сложно доказать факт нарушения.

Читайте также: