Ориген о началах краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Краткое содержание фрагментов из книги Оригена

в порядке монтажа с указанием страниц и некоторые пояснения к ним

Краткая справка из Британской Энциклопедии о Пятом Вселенском Соборе в 553 году.

В атмосфере вражды, интриг и ожесточенной борьбы был созван императором Юстинианом Пятый Вселенский Собор. Некоторые епископы решительно отказывались принимать взгляды императора, тогда как другие члены Собора соглашались и подписывали.

Неизвестно осудили ли Оригена на Пятом Соборе (553 г). Его имя находится в одиннадцатой анафеме. Есть исследователи, которые думают, что его имя вписано впоследствии.

В этой краткой справке мы находим исторический фон, в обстановке которого был созван Пятый Вселенский Собор.

Фон мрачный. Утешительно, что не все епископы послушно соглашались и подписывали предложение императора. Сильные духом, искренне исповедующие Учение Христа, лучше шли в изгнание, на преследования, чем давали свою подпись с лукавством в душе.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Ориген О Началах

О Началах: краткое содержание, описание и аннотация

Ориген: другие книги автора

Кто написал О Началах? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Ориген: О Началах

О Началах

Ориген: Гомилии на Бытие

Гомилии на Бытие

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Алистер МакГрат: Введение в христианское богословие

Введение в христианское богословие

Константин Аксаков: Об основных началах русской истории

Об основных началах русской истории

Прокл Диадох: Первоосновы теологии

Первоосновы теологии

Прокл: Первоосновы теологии

Первоосновы теологии

О Началах — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Предисловие пресвитера Руфина

к книгам Оригена "О Началах"

 Ориген - О Началах

Ориген - О Началах краткое содержание

О Началах - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Так как многие из тех, которые признают себя верующими во Христа, разногласят не только в малом и самом незначительном, но и в великом и в величайшем, т. е. в вопросах или о Боге, или о Господе Иисусе Христе, или о Св. Духе, и не только об этих (существах), но и о прочих тварях, т. е. или о господствах, или о святых силах, то по этой причине, кажется, необходимо сначала установить точную границу и определенное правило о каждом из этих предметов, а потом уже спрашивать и о прочем. Правда, у греков и варваров многие обещали истину; но мы после того, как уверовали, что Христос есть Сын Божий, и убедившись, что от Него нам должно научиться истине, перестали искать ее у всех их, так как они содержат истину вместе с ложными мнениями. Правда также, что есть много и таких людей, которые присваивают себе знание христианской истины, и некоторые из них мыслят не согласно с своими предшественниками; но мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов через порядок преемства и пребывающее в церквах даже доселе: только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского предания.

При этом должно знать и то, что святые апостолы, проповедуя веру Христову, о некоторых предметах именно то, что они признали необходимым, весьма ясно сообщили для всех, даже для тех, которые казались сравнительно менее деятельными в изыскании божественного знания; причем основание своего учения в данном случае они предоставили находить тем, которые могли заслужить высшие дары Духа, и особенно тем, которые сподобились получить от самого Святого Духа благодать слова, премудрости и разума. О других же предметах апостолы только сказали, что они есть, но – как или почему, умолчали, конечно, с той целью, чтобы могли иметь упражнение и показать таким образом плоды своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа преемников, те из них, которые сделаются достойными и способными к восприятию истины.

После этого (церковное предание учит), что душа, имея собственную субстанцию и жизнь, по выходе из этого мира получит воздаяние по своим заслугам: она или получит наследие вечной жизни и блаженства, если этому помогут дела ее, или же будет предана вечному огню и наказаниям, если в это повергнет ее виновность в преступлениях. Церковное предание также учит, что наступит время воскресения мертвых, когда это тело, сеемое теперь в тлении, восстанет в нетлении и, сеемое в уничижении, восстанет в славе (1Кор. 15.42-43). В церковном учении определено и то, что всякая разумная душа обладает свободою решения и воли и должна выдержать борьбу против дьявола и ангелов его и противных сил; потому что они стараются обременить ее грехами, а мы, если живем правильно и благоразумно, стараемся освободиться от такого бремени. Отсюда и вытекает такое понимание, что мы не подлежим принудительной необходимости делать добро или зло вопреки своему желанию. Конечно, даже в том случае, если мы обладаем свободой, некоторые силы имеют, может быть, возможность побуждать нас к греху, а другие – помогать ко спасению; но все же мы не принуждаемся с необходимостью к тому, чтобы поступать хорошо или худо, как это думают те, которые течение и движения звезд считают причиной человеческих дел – не только тех, какие совершаются помимо свободы воли, но и тех, какие находятся в нашей власти. Но в церковном предании не указано ясно относительно души, происходит ли она из семени, так что сущность или субстанция ее содержится в самых телесных семенах, или же она имеет какое-нибудь другое начало, и это самое начало – рожденное или не рожденное, или, может быть, душа вселяется в тело извне?

О дьяволе и ангелах его и о противных силах церковное предание учит, что они во всяком случае существуют; но каковы они или как существуют – этого предание не излагает в достаточной степени ясно. Однако весьма многие держатся того мнения, что этот дьявол был прежде ангелом и, сделавшись отступником, убедил уклониться вместе с собою многих других ангелов, которые и теперь еще называются ангелами его.

Кроме того, в церковном предании содержится еще то, что этот мир сотворен и начал существовать с известного времени и, по причине своей порчи, должен быть спасен. Но что было прежде этого мира или что будет после него, это для многих остается неизвестным, потому что в церковном учении не говорится об этом ясно.

Ориген (ок. 185, Александрия - 253/254, Тир) - знаменитый раннехристианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Он изучал античную философию (по некоторым сведениям - в школе Аммония, из которой вышел также Плотин), вёл аскетическую жизнь. С 217 г. возглавлял христианскую школу в Александрии - центр образования, высоко ценившийся христианами и язычниками. В 231 г. Ориген был подвергнут осуждению со стороны церкви, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Из двух тысяч сочинений, которые Ориген предположительно написал, сохранилась лишь часть. Ориген создал собственную философско-теологическую систему, представляющую собой синтез неоплатонических и христианских идей. Он разрабатывал доктрину о трёх смысла Библии - "телесном" (буквальном), "душевном" (моральном) и "духовном" (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира Богом Ориген толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут другие миры. Он учил о неизбежности полного "спасения", просветления и соединения с Богом всех душ и духов, включая дьявола, и о временном характере адских мук. Для истории астрологии важны рассуждения Оригена о знамениях звёзд и связанной с этим проблеме свободы воли. По мысли теолога, судьба не всесильна, ибо над нею стоит Бог. Созвездия - Его инструмент, и по Его воле они указывают на возможное течение судьбы. Любовь Божия торжествует над властью звёзд и над властью судьбы. Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Человек несёт за свои дела полную нравственную ответственность. У него есть возможность избежать беды через жертву, раскаяние и наказание. Те, кому звёзды сулят испытание, могут, обратившись к Богу, через добро и служение ближним отвратиться от этого зла. Звёзды указывают на возможность событий, но не на их действительную реализацию, которая - в руках свободной воли. Звёзды направляют к тем или иным обстоятельствам, формируя в человеке определённые наклонности и тенденции, ведущие к событиям. Прогноз - не абсолютная достоверность, а существующая возможность.

Доктрина Оригена об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в IV-VI вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики. В 543 г. Ориген был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители Средневековья.

Ниже представлена глава из фундаментального сочинения Оригена "О началах", представляющего собой систематическое изложение христианского вероучения. В данной главе автор рассуждает о природе небесных светил.

О бестелесных и телесных существах

1. Все вышеприведенные рассуждения высказаны нами в виде обыкновенных соображений: после изложения учения об Отце, и Сыне, и Святом Духе мы, по мере сил наших, толковали и рассуждали о разумных существах, руководясь более последовательностью мыслей, чем определенным догматом. Теперь же рассмотрим то, о чем дальше следует (нам) рассуждать согласно с нашим догматом, т.е. с церковной верой. Все души и вообще все разумные существа, как святые, так и грешные, сотворены, или созданы; все они, по своей природе, бестелесны, но при всем том, даже при своей бестелесности, они, однако, сотворены, потому что все сотворено Богом через Христа, как об этом вообще учит Иоанн в Евангелии, в следующих словах: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1.1-3). И апостол Павел, описывая все сотворенное по видам, разрядам и порядку, и в то же время желая показать, что все сотворено через Христа. рассуждает следующим образом: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Колос. 1.16-18). Итак, апостол ясно возвещает, что во Христе и через Христа создано и сотворено все - видимое, т.е. телесное, и невидимое, под которым, по моему мнению, нужно разуметь не что иное, как бестелесные и духовные силы. Назвавши же вообще телесное и бестелесное, апостол дальше, как мне кажется, перечисляет виды существ (бестелесных), именно - престолы, господства, начальства, власти, силы. Мы сказали об этом, имея в виду перейти дальше по порядку к вопросу о солнце, и луне, и звездах. Спрашивается, нужно ли причислять их к начальствам ввиду того, что они, по Писанию, созданы в качестве (архас), т.е. для начальства над днем и ночью? Или же нужно думать, что они имеют только начальство над днем и ночью, так как на их обязанности лежит освещать их, но что к чину начальств они, однако, не принадлежат?

Читайте также: