Аксаков сурка краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеурочное занятие "Мастерская чтения"

2"Г" класс МКОУ "СОШ №4" г. Аши

Тема: Работа с текстом С.Аксакова "Сурка"

Отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

Давать характеристику героям текста, учить анализировать текст, работать с книгой, формировать умение определять стиль текста, учиться различать художественный и научный стили текста;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать внимание, мышление, воображение;

Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс.

Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь и забота к братьям нашим меньшим;

Развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем;

Развивать мышление, воображение;

Учить видеть позицию автора, выделять тему, главную мысль текста.

Формирование УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в изучаемом тексте.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Пособие "Чтение Работа с текстом 2 класс"; портрет писателя С. Т. Аксакова.

Ход занятия.

1. Орг.момент (Приветствие гостей, положительный настрой на работу).

2. Дыхательная гимнастика

- А сейчас проведём дыхательную гимнастику.

1) Вдох – носом, выдох через рот.

2) Вдох, задержка дыхания, выдох.

3) Вдох, выдох по порциям.

4) Вдох – носом, выдох – носом.

3. Скороговорка
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Шишки скроет до весны.

(медленно, в среднем темпе, быстро. 1-ая часть тихо, 2- громко и наоборот)

4. Работа со словами из текста (стр.84)

5. Чтение текста (стр.85)

6. Работа над текстом

- Автор назвал этот рассказ "Сурка". Предложите своё название текста. ( Крошечный щенок, Привязанность, Щенок ).

- Когда Сурка только появился в доме, рассказчик был мальчиком или взрослым человеком? Покажи это, обратившись к тексту. ( Рассказчик был мальчиком, когда Сурка появился в доме: "я взял этого щеночка и закутал его своим платьем." )

- От чьего лица написан рассказ: от лица мальчика или от лица взрослого человека? ( Рассказ написан от лица взрослого человека: "Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет." ) Что помогло тебе догадаться?

- Какой мыслью, каким переживанием хотел поделиться с нами автор? ( Автор хотел поделиться с нами переживаниями, которые заключаются в его любви к Сурке и необыкновенной привязанностью собаки к автору и к его матери. )

- Определи стиль текста - художественный или научный. ( Автор художественного текста передает свои мысли, чувства, переживания, размышления читателям. Как бы воздействует на них, чему-то учит, о чем-то заставляет задуматься.

- Отметь иллюстрации, на которых изображена "пригоршня". (1,3)

- Образуй и запиши слова, противоположные по значению. ( слепой - зрячий, кривые - прямые, тёпленькое - прохладненькое )

- Поставь ударение в словах 4-ого абзаца. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. ( Мать, тёпленького, рыльцем, лакать ) (работа в группах)

- Образуй однокоренные слова. Запиши их в таблицу. Выдели корень. ( корм/, уч/ ёба, корм/ ящий, уч /ебный, корм/ ит, уч /ит).

- Определи последовательность событий текста. Впиши в клеточки соответствующие цифры.

- Сейчас будем читать текст на время. Взяли в руки карандаш и приготовились к чтению по моему сигналу. ( 3 раза ).

- "Исправь ошибку". Учитель читает текст, дети следят и по ходу чтения делают исправления.

- "Закончи предложение". Учитель читает начало предложения, дети заканчивают.

- Найдите в тексте самое длинное слово. ( привязанность ) сколько в нем букв? ( 13 ) гласных букв? ( 4 ) согласных? ( 9 ). Одинаковое ли количество букв и звуков в этом слове? ( нет - б.13, зв.-12 )

- Найдите в тексте словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного, существительного и глагола. (по вариантам)

- Как называется рассказ, по которому мы работали? ( Сурка ).

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Детство и юность

Родился Сергей Аксаков 20 сентября (1 октября) 1791 года в имении Ново-Аксаково близ Оренбурга. Несмотря на то, что его родители были выходцами из старинного дворянского рода, жили они относительно небогато. Кроме Сергея в семье подрастали еще два сына и три дочери. Отец — Тимофей Аксаков, прокурор Земского суда. Мама — Мария Зубова, была умной и властной женщиной, ее отец дружил с генерал-губернатором Уфимского наместничества. Детство и юность девушки прошли в окружении высших чинов, она получила прекрасное образование. В юности переписывалась с Николаем Новиковым, просветителем-либералом.

Сергей Тимофеевич Аксаков

В 1799-м мальчик пошел в первый класс местной гимназии, по окончании которой поступил в Казанский университет. Первые произведения Сергея — романтические стихи, появившиеся на страницах студенческих журналов. Стоит отметить, что эти журналы в те годы были рукописными.

Спустя некоторое время Аксаков нашел применение своим талантам в театральной среде, он взялся за переводы пьес, литературную критику, которую печатали столичные газеты и журналы. В 1827-м поэта приняли в Московский цензурный комитет на должность цензора. Но через год его выгнали, так как он умудрился дать разрешение на печать произведение В.Проташинского. В этой юмористической балладе автор резко прошелся по московской полиции.

К тому времени Аксаков уже имел влиятельных знакомых, которые и помогли ему без труда найти новую работу. Его приняли на место инспектора Константиновского землемерного училища.

В 20-е годы девятнадцатого века в доме Аксакова собирались литературные деятели столицы, причем они принадлежали к разнообразным литературным течениям. Сам Сергей утверждал, что он славянофил, однако не отказывал себе в удовольствии пообщаться со своими оппонентами. Каждую субботу в гостеприимном доме Сергея Аксакова можно было встретить популярных композиторов и актеров. В 1849-м сам Николай Гоголь отмечал в доме известного писателя свое сорокалетие.

Литература

В 1826 году Аксаков устроился на работу цензором. На то время писатель уже обзавелся семьей, которую перевез в Москву. Аксаковым нравилось часто бывать на природе, а сам Сергей принадлежал к числу страстных охотников. Именно эта страсть писателя гнала их из города каждое лето.

В 1837 году у Аксакова умер отец, и он стал обладателем крупного наследства. Теперь писатель мог спокойно заниматься писательством, хозяйственными и семейными делами, не думая о хлебе насущном. Сергей купил для семьи поместье Абрамцево, расположенное в 50 верстах от города, и переехал туда. В настоящее время там музей-заповедник.

Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков

Существовало мнение, что Аксаков духовно развивается вместе с веком, в котором ему довелось жить и творить. Произведения писателя не обличают крепостничество, Сергей просто писал правду о реальной действительности русского крестьянина, даже если она была абсолютно неприглядной. Однако Аксаков не страдал революционными идеями, и абсолютно не стремился доносить их до своих читателей.

Многим критикам не нравилось такое равнодушное отношение писателя к жизни простого человека. Особенно возмущался поведением Аксакова Николай Добролюбов. Но у прозаика не было стремления навязывать собственное мнение окружающим, он просто отражал в своих произведениях окружающую его действительность.

Читайте также: