Аксаков сурка краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Внеурочное занятие "Мастерская чтения"
2"Г" класс МКОУ "СОШ №4" г. Аши
Тема: Работа с текстом С.Аксакова "Сурка"
Отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
Давать характеристику героям текста, учить анализировать текст, работать с книгой, формировать умение определять стиль текста, учиться различать художественный и научный стили текста;
Обогащать словарный запас детей;
Воспитывать внимание, мышление, воображение;
Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс.
Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь и забота к братьям нашим меньшим;
Развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем;
Развивать мышление, воображение;
Учить видеть позицию автора, выделять тему, главную мысль текста.
Формирование УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться в изучаемом тексте.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Пособие "Чтение Работа с текстом 2 класс"; портрет писателя С. Т. Аксакова.
Ход занятия.
1. Орг.момент (Приветствие гостей, положительный настрой на работу).
2. Дыхательная гимнастика
- А сейчас проведём дыхательную гимнастику.
1) Вдох – носом, выдох через рот.
2) Вдох, задержка дыхания, выдох.
3) Вдох, выдох по порциям.
4) Вдох – носом, выдох – носом.
3. Скороговорка
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Шишки скроет до весны.
(медленно, в среднем темпе, быстро. 1-ая часть тихо, 2- громко и наоборот)
4. Работа со словами из текста (стр.84)
5. Чтение текста (стр.85)
6. Работа над текстом
- Автор назвал этот рассказ "Сурка". Предложите своё название текста. ( Крошечный щенок, Привязанность, Щенок ).
- Когда Сурка только появился в доме, рассказчик был мальчиком или взрослым человеком? Покажи это, обратившись к тексту. ( Рассказчик был мальчиком, когда Сурка появился в доме: "я взял этого щеночка и закутал его своим платьем." )
- От чьего лица написан рассказ: от лица мальчика или от лица взрослого человека? ( Рассказ написан от лица взрослого человека: "Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет." ) Что помогло тебе догадаться?
- Какой мыслью, каким переживанием хотел поделиться с нами автор? ( Автор хотел поделиться с нами переживаниями, которые заключаются в его любви к Сурке и необыкновенной привязанностью собаки к автору и к его матери. )
- Определи стиль текста - художественный или научный. ( Автор художественного текста передает свои мысли, чувства, переживания, размышления читателям. Как бы воздействует на них, чему-то учит, о чем-то заставляет задуматься.
- Отметь иллюстрации, на которых изображена "пригоршня". (1,3)
- Образуй и запиши слова, противоположные по значению. ( слепой - зрячий, кривые - прямые, тёпленькое - прохладненькое )
- Поставь ударение в словах 4-ого абзаца. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. ( Мать, тёпленького, рыльцем, лакать ) (работа в группах)
- Образуй однокоренные слова. Запиши их в таблицу. Выдели корень. ( корм/, уч/ ёба, корм/ ящий, уч /ебный, корм/ ит, уч /ит).
- Определи последовательность событий текста. Впиши в клеточки соответствующие цифры.
- Сейчас будем читать текст на время. Взяли в руки карандаш и приготовились к чтению по моему сигналу. ( 3 раза ).
- "Исправь ошибку". Учитель читает текст, дети следят и по ходу чтения делают исправления.
- "Закончи предложение". Учитель читает начало предложения, дети заканчивают.
- Найдите в тексте самое длинное слово. ( привязанность ) сколько в нем букв? ( 13 ) гласных букв? ( 4 ) согласных? ( 9 ). Одинаковое ли количество букв и звуков в этом слове? ( нет - б.13, зв.-12 )
- Найдите в тексте словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного, существительного и глагола. (по вариантам)
- Как называется рассказ, по которому мы работали? ( Сурка ).
Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.
Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.
С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.
Его назвали Суркой.
Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.
Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.
Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.
С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.
Его назвали Суркой.
Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.
Детство и юность
Родился Сергей Аксаков 20 сентября (1 октября) 1791 года в имении Ново-Аксаково близ Оренбурга. Несмотря на то, что его родители были выходцами из старинного дворянского рода, жили они относительно небогато. Кроме Сергея в семье подрастали еще два сына и три дочери. Отец — Тимофей Аксаков, прокурор Земского суда. Мама — Мария Зубова, была умной и властной женщиной, ее отец дружил с генерал-губернатором Уфимского наместничества. Детство и юность девушки прошли в окружении высших чинов, она получила прекрасное образование. В юности переписывалась с Николаем Новиковым, просветителем-либералом.
В 1799-м мальчик пошел в первый класс местной гимназии, по окончании которой поступил в Казанский университет. Первые произведения Сергея — романтические стихи, появившиеся на страницах студенческих журналов. Стоит отметить, что эти журналы в те годы были рукописными.
Спустя некоторое время Аксаков нашел применение своим талантам в театральной среде, он взялся за переводы пьес, литературную критику, которую печатали столичные газеты и журналы. В 1827-м поэта приняли в Московский цензурный комитет на должность цензора. Но через год его выгнали, так как он умудрился дать разрешение на печать произведение В.Проташинского. В этой юмористической балладе автор резко прошелся по московской полиции.
К тому времени Аксаков уже имел влиятельных знакомых, которые и помогли ему без труда найти новую работу. Его приняли на место инспектора Константиновского землемерного училища.
В 20-е годы девятнадцатого века в доме Аксакова собирались литературные деятели столицы, причем они принадлежали к разнообразным литературным течениям. Сам Сергей утверждал, что он славянофил, однако не отказывал себе в удовольствии пообщаться со своими оппонентами. Каждую субботу в гостеприимном доме Сергея Аксакова можно было встретить популярных композиторов и актеров. В 1849-м сам Николай Гоголь отмечал в доме известного писателя свое сорокалетие.
Литература
В 1826 году Аксаков устроился на работу цензором. На то время писатель уже обзавелся семьей, которую перевез в Москву. Аксаковым нравилось часто бывать на природе, а сам Сергей принадлежал к числу страстных охотников. Именно эта страсть писателя гнала их из города каждое лето.
В 1837 году у Аксакова умер отец, и он стал обладателем крупного наследства. Теперь писатель мог спокойно заниматься писательством, хозяйственными и семейными делами, не думая о хлебе насущном. Сергей купил для семьи поместье Абрамцево, расположенное в 50 верстах от города, и переехал туда. В настоящее время там музей-заповедник.
Существовало мнение, что Аксаков духовно развивается вместе с веком, в котором ему довелось жить и творить. Произведения писателя не обличают крепостничество, Сергей просто писал правду о реальной действительности русского крестьянина, даже если она была абсолютно неприглядной. Однако Аксаков не страдал революционными идеями, и абсолютно не стремился доносить их до своих читателей.
Многим критикам не нравилось такое равнодушное отношение писателя к жизни простого человека. Особенно возмущался поведением Аксакова Николай Добролюбов. Но у прозаика не было стремления навязывать собственное мнение окружающим, он просто отражал в своих произведениях окружающую его действительность.
Читайте также: