Акция блокада ленинграда в школе

Обновлено: 02.07.2024

прошли Уроки Мужества, классные часы, внеклассные мероприятия, которые позволяют сегодняшнему поколению выразить благодарность за подвиг мирных граждан в годы Великой Отечественной войны.

Учащиеся Мирзаханова Зулпа и Ибрагимова Фатима прочитали стихотворения о блокадном Ленинграде, о Тане Савичевой. Магомедова П.А.рассказала о махачкалинцах - защитниках Ленинграда и об учительнице школы № 34, Азаевой Марии Борисовне, которая, как и Таня Савичева, пережила смерть родных в блокадном городе, но в отличие от Тани осталась жива и работала в нашей школе. Прослушали симфонию номер семь Чайковского, посвященную блокадному Ленинграду. В конце учащиеся делились своими впечатлениями и вспоминали все то, что знают об этих событиях.

Ребята ознакомились с кадрами документальной кинохроники, фотографиями той поры. Никого не оставил равнодушным рассказ о мужестве участников обороны и жителей города на Неве. Одним из самых трогательных моментов классного часа стал просмотр дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, у которой сначала погибла вся семья, а потом и она умерла от истощения. В сердцах ребят надолго останутся герои блокадного Ленинграда.

В конце классного часа ученики с классным руководителем почтили память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Новое поколение обязательно должно знать о подвигах своих предков, заплативших огромную цену за столь важную в жизни нашей страны победу.




Даже сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках. И мы не должны забывать нашу историю, и не должны позволять её переписывать другим по- своему. И так наш классный час посвящается:
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим 900-дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых.




Блокада Ленинграда – это осада немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Длилась блокада с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 879 дней. (Слайд 6)
Учитель:8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло!
Ведущий 1: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
Как это было. Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц…
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.
Ведущий 2:
Началась эвакуация жителей (слайд 7). Люди укрывали памятники от бомбёжек, чтобы их сохранить (слайд 8). С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки (слайд 9). Ввиду блокады города с 20 ноября 1941 г. весь скот, имевшийся в колхозах и совхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах.
Ведущий 1:Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (слайд 9):
Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод. Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…(слайд 10)
Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм…(кусок черного хлеба весом 125 г).







Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!
(Слайд №41, метроном, минута молчания)

Блокада длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. За это время на Ленинград было сброшено свыше 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и более 70 тысяч бомб. В городе было разрушено 526 школ и детских садов, 21 научное учреждение и 840 заводов. Но для тех, кто не застал то время, это только пугающие цифры, появляющиеся в учебниках.

Блокадный Ленинград же имеет свои лица и свою историю. У него есть своя музыка, своя культура и своя жизнь, привыкшая к гулу сирен. И именно об этой жизни рассказывают многочисленные акции для школьников и их родителей.
Ведь детям XXI века важно не только напомнить о подвиге, который остался в мировой истории, но и позволить прочувствовать события прошлого века, выйдя за пределы учебных параграфов. Сегодня на наших глазах создается дорога памяти – по ней пройдем мы, а за нами и будущие поколения.

Дорога памяти. Ленинград – Санкт-Петербург


Про памятный день напомнит даже петербургское метро: на станциях и в вагонах электропоездов разместили детские рисунки, посвященные блокаде. Работы позволяют понять, как современные дети смотрят на события сороковых годов. Это диалог прошлого и современного поколения.


История в отражении музейных витрин

Взглянуть собственными глазами на быт времен блокады школьники могут в музеях. Вещи, книги, фотографии и интерьеры того времени смогут наполнить новыми смыслами пройденный в школе материал и будут убедительнее страниц любого параграфа.

А специально для школьников Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда 28 января проведет онлайн-экскурсию по выставке, посвященной учителям, которые остались верны своему призванию в самое сложное для города и страны время.

Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия

Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти.


Для ребят организуются викторины, лекции и конференции: в Марий Эл, например, пройдет квиз, посвященный памятной дате, а тверским школьникам расскажут о снятии блокады Ленинграда на мультимедийных лекциях в областном Дворце культуры.

Он также отмечает, что, рассказывая ребятам о Великой Отечественной войне, он включает в рассказ свои истории, ведь его родители прошли через войну и блокаду. И детям это очень интересно, ведь он говорит не только о войне, но и о себе.

Но если обращаться к школьной программе по истории, то времени на разговор о блокаде почти не остается. На Великую Отечественную войну выделяется около 15 уроков. А сама блокада лишь упоминается двумя-тремя строчками в учебнике. Игорь Карачевцев, преподавая в Санкт-Петербурге, безусловно, выделяет хотя бы урок на то, чтобы рассказать о блокадном Ленинграде.

Но даже 45 минут урока будет недостаточно, чтобы понять, что происходило в блокадном городе. Поэтому и Гимназия № 166 Санкт-Петербурга, и другие российские школы стремятся проводить внеклассные мероприятия в честь памятных дат.











Эксперты-историки рассказали зрителям о страшных событиях, которые происходили в окружённом Ленинграде: голоде, тысячах сброшенных на город артиллерийских снарядов, бомб и гибели около полутора миллионов человек, а также о том, что помогало жителям блокадного Ленинграда держаться до конца. Гостем эфира стал специалист научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, историк, писатель и журналист Денис Мастридеев.

Из урока зрители узнали о том, как из Ленинграда эвакуировали не только людей, но и огромные военно-промышленные заводы: их разбирали, отвозили в другое (безопасное) место и там уже воссоздавали заново. Благодаря этому удалось сохранить промышленность и наладить выпуск оружия.

Участниками этого открытого урока также стали сами жители блокадного Ленинграда, которые поделились своими воспоминаниями о пережитых событиях.

Для проведения такого урока в школьном классе эксперты Института воспитания РАО подготовили специальные материалы, каждый комплект которых включает в себя сценарии, презентации, видеоролики, игры и инструкции к ведению урока. Они доступны по ссылке.

Справочно

Читайте также: