Орксэ зачем в школе
Обновлено: 05.07.2024
ОРКСЭ — лишняя трата времени
Аргумент
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 академических часа, то есть урок по этому предмету проходит один раз в неделю. Хотя эта дисциплина и обязательная, за нее не ставят оценки, нет домашних работ и контрольных.
Контраргумент
✅ Предмет подготавливает гуманитарную базу обучающихся к поступлению в среднюю школу, где она дополняется знаниями по истории, географии, русскому языку и литературе
Педагоги, которые ведут ОРКСЭ, уверены, что эти уроки далеко не бесполезны, а наоборот, нужны для развития ребенка и расширения общего кругозора.
По мнению педагога, полученные знания будут вырабатывать уважительное отношение к культуре других народов и понимание мирового культурного наследия:
Школа — светская территория
Аргумент
Есть родители, которые категорически против того, чтобы такая интимная тема, как религия и вероисповедание, выносилась в школьное пространство в любом виде.
Кстати, ситуация, когда дети вынуждены изучать модуль, отличный от того, который указали в заявлении родители, — не редкость в маленьких поселениях, где найти достаточное количество учителей для разных направлений практически невозможно. Из-за нехватки кадров направление курса назначает школа исходя из выбора большинства, поэтому предпочтения единиц не учитываются — в итоге кому-то приходится подстраиваться.
Контраргумент
Такой же позиции придерживается и учитель ОРКСЭ Марина Коренева:
ОРКСЭ искажает представление о религиозных ценностях
Аргумент
❌ В рамках изучения религиозных модулей у детей может сложиться неверное понимании религии, потому что преподаватель — не священник, а, как и положено по российскому законодательству, светский человек
Беспокойство у взрослых вызывает то, как ведется преподавание религиозных модулей — особенно, если семья верующая. Мама первоклассника из Челябинска рассказала нам, что уже сейчас задумывается о том, нужен ли этот предмет в школе:
Психологи тоже считают, что любое неосторожное вмешательство в детское сознание может повлечь за собой определенные последствия.
Контраргумент
19 октября в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями ОРКСЭ. Сейчас эта дисциплина ведется только в четвертых классах, но, по мнению Владыки, ее преподавание нужно продлить на весь срок обучения в школе. Основной аргумент таков: элементарная религиозная грамотность позволит школьникам держаться подальше от опасных сект, субкультур и психокультов и перейти от деструктива к созиданию:
Мнение патриарха о важности нравственного воспитания в школе разделяет и министр образования Сергей Кравцов:
Следовательно, один час в неделю, с 5 по 9 класс, эти уроки появятся в расписании.
Что это за предмет и зачем он нужен ученикам?
Добро и зло, добродетель и пороки, щедрость и скупость, стыд и вина, этика и этикет. Просто и доступно. Дети читают притчи и сказки, смотрят мультфильмы и презентации. Рассказывают о своих плохих поступках и объясняют, почему так делать нельзя с точки зрения морали.
Многие родители справедливо посчитали: если они сами далеки от церкви, зачем это их детям. Станут взрослыми и сами решат свой вопрос с религией.
А для семей с верующими родителями, уже то, что преподает этот предмет учитель с двухнедельной переподготовкой, казалось оскорбительным.
Но тогда модули родители выбирали сами.
А сейчас – ОДНКНР, это предмет обязательный для всех!
Немного о нравственности и культуре (все эти темы и так изучаются на МХК, обществознании, истории и краеведении) и МНОГО о религии.
Христианство и ислам, буддизм и иудаизм. Дети изучают священные книги и религиозные обряды. Чем старше класс, тем глубже они погружаются в религию. В 9 классе (ОГЭ!), нагрузка у учеников и так максимальная. А это ведь ещё + урок.
Красиво звучит! Но эта цель только для широкой общественности.
Если изучить весь учебный материал, становится ясно, что цель совершенно другая. Внедрить в школу религию!
У служителей культа для оправдания преподавания религии в школах единственный сильный аргумент – это привитие морали и нравственности детям. Что настолько наше общество безнравственно, что без помощи церкви не обойтись!
А как же Конституция?
А Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях, ст. 3, п. 5.- ". Запрещается. обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих?"
Почему родителей никто не спросил, нужен ли этот предмет детям?
Религиозное воспитание — личное дело каждой семьи. Для этого есть воскресные школы. А в нашем светском государстве, изучение основ религии в школе просто недопустимо. Даже если их маскируют за ширмой других школьных предметов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.
Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.
Для достижения данной цели, учитель решает следующие задачи:
- пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;
- знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.
На уроках могут быть использованы следующие средства:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
3) нравственный диалог;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.
Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого. Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен быть творческим, нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.
Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.
От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.
Главное условие преподавания данного предмета — личность
преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.
Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.
Использование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.
Читайте также: