Акбузат эпос краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Лит.: Башкирское народное творчество. – Т. 1: Эпос. — Уфа, 1987.

Добавить комментарий

Next Post

АДРЕС-КАЛЕНДАРЬ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Адрес-календарь представляет собой отдельную часть памятной книжки, включающую перечень всех губернских и уездных правительственных и общественных учреждений с их личным составом. Часто адрес-календарь издавался отдельным томом. В некоторых областях и губерниях памятная книжка в полном составе не выходила и издавался только адрес-календарь.

ПОСРЕДИ РОССИИ

Люди, традиции, взгляды, идеалы и символы. Журнал о тех, кто живет в Башкирии, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Самарской, Новгородской областях, Пермском крае, Мордовии, Татарстане, Удмуртии и Марий Эл.

Комментарии к событиям, мнения экспертов и аналитические обзоры по культуре, истории, краеведению, этнографии, православию и мусульманству, вопросам обороны и антитеррора. Материалы для лиц 18 +.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Народное творчество Акбузат

Акбузат: краткое содержание, описание и аннотация

Народное творчество: другие книги автора

Кто написал Акбузат? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Народное творчество: Акбузат

Акбузат

Народное творчество: Нюргун Боотур Стремительный

Нюргун Боотур Стремительный

Народное творчество: Озорник Петрушка

Озорник Петрушка

Народное творчество: Кёр-оглы

Кёр-оглы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Народное творчество: Алпамыша

Алпамыша

Народное творчество: Давид Сасунский

Давид Сасунский

Айдар Хусаинов: Урал-батыр. Башкирский народный эпос в изложении Айдара Хусаинова

Урал-батыр. Башкирский народный эпос в изложении Айдара Хусаинова

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Башкирский эпос: Урал-батыр

Урал-батыр

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Акбузат — читать онлайн ознакомительный отрывок

Жили здесь тогда только дивы, а правил им водяной падишах. Вот в те времена и явился сюда батыр по имени Урал, войной он пошел на дивов. Там, где ступал конь его по имени Акбузат, встали из воды Уральские горы, высохла вода.

Когда водяной падишах понял, что проиграл войну, отыскал он бездонный омут и нырнул в него. Нет дна у этого озера, потому что сливается оно с большой подземной рекой. Потому Урал-батыр и не смог одолеть водного падишаха. Звали его Шульген, потому и озеро это называется в народе Шульген.

Прошли годы. Умер Урал-батыр, умерли и его сыновья. Подводный падишах приказал похитить Акбузата, привести его к себе. Стал он время от времени появляться на Урал горе верхом на Акбузате – крылатом коне. Старики и рассказывали, что Акбузат, выходя из воды, вспоминал своих погибших батыров. Тогда он рвался вперед, бил крыльями, и тогда и поднималась на земле невиданная буря, от которой рушились горы, разлетались в разные стороны скалы, все на свете летело вверх тормашками.

Вот что рассказывали в старину бывалые люди. И я тогда подумал – уж не такая ли буря приключилась сегодня?

С радостью согласился старик, буря его порядком потрепала, ему нужен был отдых.

Пришли они в юрту. Хаубан усадил старика на почетное место, заварил ему чаю и потом только приступил к расспросам.

Отвечал старик, что зовут его Тараул, много лет уже пасет он стадо у бая по имени Иргиз.

Вспомнил тут Хаубан старого пастуха, который подарил ему хызма, обратился к нему.

– Дедушка, а меня ты не узнаешь? – спросил он ласковым голосом, засветившись всем лицом.

Оглядел старик Тараул Хаубана с головы до ног, вздохнул:

– Нет, сынок, никак не припомню. Стар ведь я, глаза мои помутились, а ведь какими были зоркими они когда-то!

Тут он пожевал губами, словно что-то припоминая и наконец спросил:

– Так может, сам скажешь, кто ты. По виду вроде бы храбрый молодец. Уж не из потомков ли ты Сура-батыра?

– Из них дедушка, сын его, – радостно воскликнул Хаубан и рассказал старику о себе, и о том, как получил от него в подарок волшебную хызма, не забыл поведать.

Обрадовался Тараул, прослезился, обнял Хаубана.

– Сынок, сынок, – горячо зашептал он. – Сура-батыр, отец твой, был храбрец из храбрецов, в битве лев, как их мало. При нем подводный падишах не смел показаться на землю, не то что ступить по ней.

Тут память его встрепенулась, он весь подобрался и спросил Хаубана:

– Да, сынок, а сохранилась ли та хызма, которую я тебе дал?

– Конечно, дедушка, – с восторгом отвечал Хаубан. – Я берегу ее пуще своей души, она дороже мне всех богатств земли. Вот она!

И он вытащил хызма из своего колчана.

– Сынок, не простая это хызма, знай это, —сказал он сквозь слезы и даже как-то нехотя. – Когда я подарил ее тебе, ты был еще мал, я не мог открыть ее тайны. А теперь скажу – это хызима твоего отца, она осталась от сыновей Урал-батыра! Только ее и боится подводный падишах! Крепко храни ее, никому о ней не говори!

Сказал так старик Тараул и заплакал горькими слезами, потому что дни его молодости остались у него далеко в прошлом, за его спиной, и он не мог больше держать в руках богатырское оружие.

Как Хаубан искал золотую утку

С той поры Хаубан и старик Тараул стали неразлучны, поселились рядом друг с другом, часто говорили о минувших днях. Жили они охотой, и Хаубан никогда не обижал старика, щедрой рукой выделяя ему долю из добычи.

Но была теперь у Хаубана своя тайна, которой он не делился ни с кем, даже с мудрым Тараулом. Хотел он отыскать золотую утку, хотел до конца проникнуть в тайны подземного царства, надеялся увидеть красавицу в ее настоящем облике.

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

ГлавнаяИсторияЭпос Акбузат

Эпос башкир "Акбузат", в академическом переводе от Хакимова А.И., Кидайш-Покровской Н.В. и Мирбадалевой А.С.

Говорят, давным-давно, когда у мальчика по имени Хаубен умер отец, и пропала мать, в пять-шесть лет он остался сиротой. А поскольку он был мал, и справляться с тяжёлой работой не мог, то жил тем, что ходил из дома в дом и со слезами выпрашивал еду, говорят.

Однажды вышел он в поле. Он радовался роднику на лужайке, словно озеру, кваканью лягушек, словно шуму свадьбы, дикому луку и щавелю, словно праздничному угощению. И вот, когда он шёл, услыхал звуки курая и направился в ту сторону, откуда доносились звуки; пробираясь через болота, он пошёл по долине к Идели, говорят. Повстречал он, говорят, старика Тараула, который пас коров у бия Иргиза. Старый Тараул спросил Хаубена о здоровье, всё ли благополучно в его краях. Говорят, Хаубен ему обо всём подробно рассказал, начиная от смерти отца до того, как исчезла его мать. Старик Тараул выслушал Хаубена и тяжело вздохнул: стало ему очень жалко его, говорят.

– И у меня жизнь тяжёлая, дитя моё, но когда вижу таких, как ты, сердце особенно сильно начинает ныть, – сказал он.

Долго сидел старик, о чём-то думая, потом, говорят, начал готовить снасти для охоты.

– Пойдём, дитя моё, к озеру, может удастся щуку поймать, сказал он и, взяв, в одну руку петлю для ловли рыбы, а в другую – лук, повёл за собой Хаубена, говорят. По дороге старик Тараул рассказывал, говорят, Хаубену, о своём житье-бытье.

– Дитя моё, жена жадная у бия, за целый день всего одну чашку кислого молока да головку корота даст; на такой пище долго не протянешь. Вот я и хожу, из лука птиц стреляю, петлёй щук ловлю. Вечером, когда возвращаюсь, высаживаю на крючки лягушек, чтобы ловить сома. Если так не промышлять, трудно прожить, дитя моё, – сказал он, говорят.

Хаубен, идя за Тараулом, с любопытством разглядывал, говорят, снасти, что были в руках у старика, и сказал:

– Дедушка, если бы у меня был такой лук, я бы тоже научился стрелять птиц. Подстрелил бы птицу и не ходил бы, страдая от голода.

– Тараул ему ответил:

– Так бы оно и было, – и долго шёл молча. Поскольку тот лук остался у него от отца Хаубена, старик подумал, уж не подозревает ли чего-нибудь мальчик.

– Дитя моё, твой покойный отец был хорошим охотником, метким стрелком. Помню у него, был хороший лук, теперь, наверное, его уж нет, – промолвил старик, говорят.

– Раз не было холста на саван, могла бы его похоронить, завернув в его же старьё, но, видно, хотела похоронить мужа как подобает. Что же ей оставалось делать? Ведь он был спутником её жизни, с ним вместе она прожила долгие годы.

– Ох, дедушка, что об этом говорить! Что было, то было. Сказывают, когда умер отец, у матери ничего не оставалось, чтобы устроить поминки на третий, на седьмой и на сороковой день. И она, надеясь выпросить что-нибудь у людей, в слезах ушла из дома. С тех пор и не возвращалась, пропала. Я тогда маленьким был, поэтому не знаю, как всё произошло. Раз уж мать пропала, хоть бы лук остался! Я бы не ходил так, не зная, что делать; обучился бы охоте на птиц.

Когда произнёс он эти слова, старик Тараул долга молча шёл о чём-то раздумывая, говорят. Потом, вдруг решившись, остановился и сказал:

– Дитя моё, дожил я до шестидесяти лет. Ещё столько же мне не прожить. Ты ещё малое дитя. Хватит тебе маяться! На! Отдаю тебе этот лук – храни её как память. Никому не говори, у кого взял. Такого лука на всём Урале ни у кого больше нет, – и отдал лук Хаубену.

Хаубен от радости не знал, что и делать. Поблагодарил старика Тараула, говорят. Поймали они и сварили щуку, утолили голод и прилегли отдохнуть. Когда день склонился к вечеру, распрощались друг с другом и пошли в разные стороны.

Год от году, день ото дня рос Хаубен. Исполнилось ему семнадцать или восемнадцать лет. Начал он охотиться с луком.

Как-то однажды шёл он по берегу озера и увидел: плавает золотая утка. Не долго думая, он прицелился и подстрелил её, подплыл к утке и уже начал было подгонять её к берегу озера, как вдруг золотая утка заговорила человеческим языком.

Золотая утка, обращаясь к Хаубену, умоляла:

Егет, подстрелённая тобой дичь –
Не утка. Знай!
На озере плаваю, резвясь,
Славного падишаха Шульгена
Я любимая дочь.
О егет мой, егет!
Из озера не вытаскивай меня,
С родным домом не разлучай,
Не ввергай озеро в печаль!
Что потребуешь, то и дам,
Добра пожелаю тебе,
Скота захочешь, большие стада –
Всё тебе дам.

Хаубен, услыхав эти слова, доплыл до того места, где можно было ногами достать до дна, и остановился в удивлении, не зная, что и сказать. Поскольку утка всё молила его, Хаубен не вытащил её из воды и начал рассказывать о себе:

Отец мой мать всю жизнь
В лишениях провели,
В голоде вырос я;
Их обоих нет теперь –
С малых лет я остался сиротой,
Куда приткнуться, не знал,
В унижении я рос.
Сегодня на первой охоте моей
Удача ко мне пришла,
Я тебя не отпущу,
Хоть ты и пытаешься нырнуть.
Утка ответила ему так, говорят:
Дворец с гору Иремель
Полон золота и камней,
Кони разных мастей
Пасутся в несметных табунах.
Одним дыханием своим
Способных горы-скалы в прах превратить,
Не поддающихся мечу
Батыров собрал у себя отец.
У справедливого падишаха – отца моего –
Есть любимый конь верховой,
Стоящий всех богатств Земли,
В трудный час можно положиться на него,
Он предводитель всех табунов.
Если нет огня – он добудет огонь,
Если воды нет – он воду даст.
Через бескрайние моря
Может он птицей перелететь;
Грива у него белая, как шёлк,
Светло-серой масти он,
Круглые копыта у него,
Ноги, как шило, тонки,
Уши, как камыш, торчат, бронзой
отливают глаза,
Веки белые у него.
Шея крутая, поджарый он,
Как щука, крепко телом сбит,
Нос соколиный, ноздри широки,
Коренные зубы двойные, передние – совком,
Узкая морда, нижняя челюсть заострена,
Чёлка по обе стороны лба – вот он каков.
Дам я тебе этого Буза -коня,
Ты на Урале своём,
А я в подводной стране
Будем счастливо жить.

Выслушав утку, Хаубен поверил ей и отпустил. Выйдя из озера, не оборачиваясь, пошел, говорят, вперед, как научила его утка. Как только он отошел немного, послышалось ржание лошадей, блеяние овец, мычание коров. Потом вдруг подул ветер, буря поднялась. Хаубену трудно стало идти. Растерялся он, не знал, что и делать. Наконец не выдержал – оглянулся назад. Посмотрел – глазам своим не поверил: из озера выходили стада, покрывая всю землю. Это был как раз тот миг, когда Акбузат показался по шею из воды. Как только заметил Акбузат, что Хаубен обернулся, снова скрылся в озере. Животные, увидев, что Акбузат нырнул, давя друг друга, все до единого тут же нырнули вслед за Акбузатом в озеро, говорят.

“АКБУЗАТ”, памятник башкирской сло­весности, эпос. Записан в 1917 М.А. Бурангуловым в д. Бабалар Оренбургского уезда одноимённой губернии от Гатиатуллы Биккужина. Машинописный текст эпоса хранится в Научном архиве УФИЦ РАН. Бытует в стихотворно­-прозаической форме. Является логическим продолжением эпоса “Урал­-батыр”. Основная тема – борьба батыра за счастье людей, торжество справедливости. Традиционные образы (Акбузат, Хумай, Ках­каха и др.) помогают раскрыть идейно­-художественное значение произведения. Главный герой Хаубан, оставшийся сиротой после убийства родителей приспешниками Масим-­хана, продолжает благородные деяния своего отца Суры-­батыра, деда Иделя и прадеда Урал­-батыра. Завладев при помощи Нэркэс, дочери подводного царя, Акбузатом и заветным булатным мечом, Хаубан обретает неодолимую физическую силу. Значительную роль в эпосе играет мотив укрощения коня. С помощью Акбузата главный герой уничтожает дию и драконов, разрушает подводное царство Шульгана, расправляет­ ся с Масим­ханом, освобождает от рабства батыров Ирандыка, Катая, Кыпсака, Табына, Тамьяна, Тукляса, Юрматы, которые становятся предводителями родов. Победив всех врагов, Хаубан женится на Нэркэс, воплотившей в себе характерные черты женщин эпохи матрилокального брака. В “А.” чётко выделяются 2 хронологически неоднородных сюжетных пласта. В архаичном фантастическом сюжете отразилась неосознанная борьба человека со стихиями природы. Более поздний пласт отражает период слияния племён и формирования башкирской народности. По мотивам эпоса композиторы Х.Ш. Заимов и А.Э. Спадавеккиа создали оперу “Акбузат. В Русском драматическом театре поставлена рок­опера “Акбузат” (либретто А.А. Кортнева, музыка С.С. Че­крыжева).

Читайте также: