Аида опера краткое содержание мариинский театр

Обновлено: 08.07.2024

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Антонио Гисланцони

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Сценография Петра Шильдкнехта
Художник возобновления и художник по костюмам – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Художник по адаптации света на сцене Мариинского-2 – Антон Николаев
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Балетмейстеры: Игорь Бельский, Георгий Алексидзе

Краткое содержание

Действие первое
Картина первая. Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов. Верховный жрец Рамфис обращается с мольбой к покровительнице Египта Изиде назвать имя полководца-победителя. Начальник дворцовой стражи Радамес мечтает о том, что станет избранником Изиды, что, возглавив войска, одержит победу и в награду потребует освобождения своей возлюбленной – пленницы фараона Аиды.
Амнерис, дочь фараона, тайно влюблена в Радамеса. Увидев юношу в сильном волнении, Амнерис начинает догадываться о его любви к рабыне. Смущение Аиды усиливает ее подозрения.

Картина вторая. Зал во дворце фараона. Прибывает гонец с тревожной вестью: эфиопы во главе со своим царем Амонасро перешли границы Египта. Фараону сообщают волю богов: египетские войска поведет Радамес. Его благословляют на битву.

Картина третья. Аида в смятении. В ее душе происходит мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца – эфиопского царя Амонасро.

Картина четвертая. Храм в Мемфисе. Здесь происходит торжественный обряд посвящения Радамеса. Верховный жрец Рамфис передает ему священный меч и просит богов ниспослать победу войскам Египта.

Действие второе
Картина пятая. Покои Амнерис. Она ждет возвращения Радамеса, одержавшего победу над эфиопами. Амнерис любой ценой желает выведать правду о чувствах Аиды. Она говорит рабыне о гибели Радамеса. Аида не может скрыть отчаяния. Но Радамес жив, и Аида любит его – теперь Амнерис знает это, и она требует, чтобы рабыня отреклась от своей любви.

Картина шестая. На площади в Фивах все готово к встрече победителей. Перед фараоном проходят пленные эфиопы, среди них Амонасро. Он предупреждает бросившуюся к нему дочь, чтобы она не называла его имени и сана. Дабы отвести от себя подозрения, он выдает себя за военачальника и говорит, что царь эфиопов погиб в бою.
Радамес просит в награду за победу вернуть пленным свободу. По совету жреца фараон оставляет Аиду и ее отца заложниками, даруя остальным свободу, а Радамесу в награду отдает в жены свою дочь.

Действие третье
Картина седьмая. На берегу Нила, в храме Изиды, Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. Аида ждет здесь своего возлюбленного, чтобы проститься с ним навеки. Появляется Амонасро. Узнав о любви дочери к Радамесу, он требует от Аиды выведать, какой дорогой поведет Радамес войска против эфиопов. Он напоминает Аиде, что она дочь царя, а не покорная рабыня. Измученная душевной борьбой Аида соглашается исполнить требование отца.
Приходит Радамес. Аида предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию – только там они смогут быть счастливы. Аиде удается узнать дорогу, по которой пойдут войска. Амонасро слышит разговор Аиды с Радамесом. Он торжествует: теперь победа обеспечена. Радамес понимает, что совершил предательство, и отдает себя в руки жрецов. Аида и Амонасро скрываются.

Действие четвертое
Картина восьмая. В подземелье готовится суд над Радамесом. Амнерис умоляет возлюбленного покаяться и обещает ему свободу, богатство, трон – всё, лишь бы он забыл Аиду. Но Радамес непреклонен. Ради любви он пожертвовал честью, предал родину – и готов понести наказание.
Верховный жрец Рамфис выносит приговор: Радамес за измену будет заживо погребен. Амнерис в отчаянии проклинает бесчеловечность жрецов.

Картина девятая. В подземелье храма проникла Аида, чтобы разделить с любимым его судьбу. Из храма доносится пение жрецов. В глубокой тоске склоняется Амнерис над камнем, скрывающим вход в подземелье, и молит богов о душевном покое.

О спектакле

На фоне славных завоеваний древней империи разворачивается история любви египетского военачальника Радамеса и дочери царя враждующих с Египтом эфиопов Аиды, пребывающей в рабстве при египетском дворе. Эта любовь оказывается сильнее обещания славы и власти, сильнее верности родине и даже в некотором смысле сильнее смерти. Что необычно для опер Верди, неотвратимый рок, в античном духе ведущий персонажей к гибели, в конце концов не оказывается ни мрачным, ни трагичным. Смерть в любви, во имя любви выглядит счастливым забытьем после житейских бурь.

Мировая премьера: 24 декабря 1871 года, Хедивская опера, Каир
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 ноября 1875 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Мариинском театре: 1 апреля 1877 года, Императорская русская оперная труппа (на русском языке, перевод Григория Лишина)
Премьера постановки: 30 декабря 1998 года

Продолжительность спектакля 3 часа 35 минут
Спектакль идет с двумя антрактами


Несколько лет назад на сцене Государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург) появилась опера "Аида" в современной обработке режиссера Даниэле Финци Паски. Она произвела настоящий фурор в театральном мире, а зрители оставили множество восторженных отзывов. Подробнее об опере "Аида" в Мариинском театре поговорим в данной статье.

История создания знаменитой постановки

Опера "Аида" была написана талантливым итальянским композитором Джузеппе Верди. Ее создание приурочено к знаменательному событию - открытию Суэцкого канала, который представляет собой искусственный канал, соединяющий Красное и Средиземное моря.

Опера

Правительство Египта сделало заказ на написание оперы, который и принял Джузеппе Верди. Премьера "Аиды" состоялась во второй половине XIX века в столице Египта - Каире. О сюжете легендарной оперы расскажем в следующей главе нашей статьи.

Краткий сюжет оперы

Действие первое происходит во дворце фараона, который расположен в древнеегипетском городе Мемфис. Египет и Эфиопия находятся в состоянии войны. Зрители наблюдают сцену между верховным жрецом - Рамфисом и молодым военачальником - Радамесом. Они обсуждают слухи о возможном нападении эфиопов на Египет. Жрец поведал, что они обращались за советом к богине Изиде и она назвала имя полководца, который должен вести армию египтян на защиту страны.

Затем Радамес остается один, он амбициозен, мечтает о победе и славе, а также о том, как после этого сможет жениться на Аиде - рабыне из Эфиопии. В это время входит Амнерис (дочь фараона), которая тайно страстно влюблена в Радамеса. Она пытается выведать причину его радости и понимает, что сердце молодого военачальника занято.


Во втором действии мы попадаем в покои Амнерис, и узнаем, что египетское войско выиграло битву. Амнерис догадывается, что возлюбленная Радамеса - это невольница Аида и начинает угрожать ей. Радамес по возвращении получает корону победителя, а фараон обещает выдать за него свою дочь. Также отец Аиды - Амонасро, который является королем эфиопов попадает в плен.

Действие третье начинается у храма богини Изиды, который расположен на берегу полноводной реки Нил. Радамес приводит свою невесту - Амнерис помолиться богам. Аида также пришла туда, чтобы тайно увидеться с возлюбленным. Неожиданно в храме появляется отец Аиды. Он уговаривает ее выведать дорогу, по которой Радамес поведет войско египтян.

Аида умоляет возлюбленного бежать в Эфиопию, где они смогут быть вместе и спрашивает, каким путем Радамес поведет армию. Их подслушивает Амонасро и молодой военачальник понимает, что предал свою страну. В это время входит Амнерис в сопровождении верховного жреца и Радамес отдает себя в руки стражников, которых вызвал Рамфис.

Опера

Четвертое действие начинается с душевных терзаний Амнерис, которая любит Радамеса и пытается уговорить его забыть Аиду, но он отказывается и предстает перед судом. Амнерис все же пытается спасти своего возлюбленного, но безуспешно. Радамеса приговаривают к жестокой смерти. Он должен быть заживо замурован в склепе. Когда для казни все подготовлено и укладывают последние камни, в склеп проникает Аида, чтобы умереть вместе с возлюбленным. Действие заканчивается пением жриц.

Актерский состав

  • Роль дочери фараона Амнерис исполняет Злата Булычева (меццо-сопрано).
  • Невольница Аида - Виктория Ястребова (сопрано).
  • Амбициозный военачальник Радамес - Михаил Векуа (тенор).
  • Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев (бас).
  • Эфиопский король Амонасро - Владимир Ванеев (бас).
  • В роли царя Египта - Илья Банник (бас).


Продолжительность "Аиды" в Мариинском театре составляет 4 часа 5 минут.

"Аида" в видении Даниэля Финци Паски

Современная постановка оперы "Аида" в Мариинском театре талантливого и знаменитого режиссера - Даниэля Финци Паски полностью оправдала высокие ожидания всех любителей театра. Концертный зал устроен так, что зрители окружают игровое пространство со всех сторон. Хор рассажен по всему периметру сцены, что создает ни с чем ни сравнимое звучание. Декорации, занавесы и кулисы отсутствуют полностью, что позволяет зрителю наблюдать весь процесс целиком. Спектакль проходит под флюоресцирующим светом, который прекрасно дополнил современную постановку.

"Аида" в Мариинском театре: отзывы

Опера "Аида" в современной обработке талантливого режиссера - Даниэля Финци Паски пришлась по душе многим зрителям. Они оставили множество восторженных отзывов, где отдельно отметили прекрасную игру актеров, завораживающие звуковые и световые эффекты. Великолепные костюмы, созданные Джованной Буцци, отлично дополнили общую атмосферу. Также зрителям понравилась сцена с оловянными солдатиками в самом начале спектакля.

Они расставлены по всему периметру сцены, когда входит Амнерис (дочь фараона) и сбивает их легким толчком туфли. Солдатики начинают падать один за другим и создается "эффект домино". Опера "Аида" в Мариинском театре (продолжительность спектакля составляет 4 часа 5 минут) идет с тремя антрактами.

Аида

Действующие лица

Голос

Описание

опера Аида

Сюжет оперы разворачивается в столице Древнего Египта – Мемфисе и рассказывают о временах противостояния египтян и эфиопов. В центре оперы оказывается история двух возлюбленных: эфиопской принцессы Аиды, которая теперь является рабыней при дворе фараона, и Радамесе, начальника дворцовой стражи, назначенном полководцем.

Несмотря на огромное и светлое чувство, вспыхнувшее между ними, им уготована печальная судьба. Ревнивая и мстительная дочь фараона Амнерис докладывает о сговоре между ними и Радамеса заключают под стражу. Еще бы! Ведь он пытался помочь убежать не кем иным, а настоящим врагам – эфиопскому царю Амонасро и его дочерью Аиде.

Заканчивает опера весьма печально для всех героев – отец Аиды погибает при попытке бегства, Радамеса жрецы приговаривают к смертной казни в виде погребения в подземелье, а Амнерис остается только оплакивать свою любовь и винить во всем жестоких жрецов. А что же Аида? Аида незаметно прокралась в склеп и три дня ждала там Радамеса, чтобы вместе со своим возлюбленным встретить смерть. В этом трагически-светлом, если можно так выразиться, финале жизненная достоверность оперы. Заканчивается спектакль торжеством чувства долга и великой силы любви героев, которая не отступает ни перед какими испытаниями.


Фото:

Верди Аида
аида краткое содержание



Интересные факты

История создания

Тереза Штольц

Популярные арии и номера

История создания

Джузеппе Верди

Автором сценария был французский египтолог О.Э. Мариетт, известно, что он взял за основу легенду, которую расшифровал из древнего папируса. Это было время длительной борьбы Египта против Эфиопии.


Постановки


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Несколько лет назад на сцене Государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург) появилась опера "Аида" в современной обработке режиссера Даниэле Финци Паски. Она произвела настоящий фурор в театральном мире, а зрители оставили множество восторженных отзывов. Подробнее об опере "Аида" в Мариинском театре поговорим в данной статье.

История создания знаменитой постановки

Опера "Аида" была написана талантливым итальянским композитором Джузеппе Верди. Ее создание приурочено к знаменательному событию - открытию Суэцкого канала, который представляет собой искусственный канал, соединяющий Красное и Средиземное моря.

Опера

Правительство Египта сделало заказ на написание оперы, который и принял Джузеппе Верди. Премьера "Аиды" состоялась во второй половине XIX века в столице Египта - Каире. О сюжете легендарной оперы расскажем в следующей главе нашей статьи.

Краткий сюжет оперы

Действие первое происходит во дворце фараона, который расположен в древнеегипетском городе Мемфис. Египет и Эфиопия находятся в состоянии войны. Зрители наблюдают сцену между верховным жрецом - Рамфисом и молодым военачальником - Радамесом. Они обсуждают слухи о возможном нападении эфиопов на Египет. Жрец поведал, что они обращались за советом к богине Изиде и она назвала имя полководца, который должен вести армию египтян на защиту страны.

Затем Радамес остается один, он амбициозен, мечтает о победе и славе, а также о том, как после этого сможет жениться на Аиде - рабыне из Эфиопии. В это время входит Амнерис (дочь фараона), которая тайно страстно влюблена в Радамеса. Она пытается выведать причину его радости и понимает, что сердце молодого военачальника занято.


Во втором действии мы попадаем в покои Амнерис, и узнаем, что египетское войско выиграло битву. Амнерис догадывается, что возлюбленная Радамеса - это невольница Аида и начинает угрожать ей. Радамес по возвращении получает корону победителя, а фараон обещает выдать за него свою дочь. Также отец Аиды - Амонасро, который является королем эфиопов попадает в плен.

Действие третье начинается у храма богини Изиды, который расположен на берегу полноводной реки Нил. Радамес приводит свою невесту - Амнерис помолиться богам. Аида также пришла туда, чтобы тайно увидеться с возлюбленным. Неожиданно в храме появляется отец Аиды. Он уговаривает ее выведать дорогу, по которой Радамес поведет войско египтян.

Аида умоляет возлюбленного бежать в Эфиопию, где они смогут быть вместе и спрашивает, каким путем Радамес поведет армию. Их подслушивает Амонасро и молодой военачальник понимает, что предал свою страну. В это время входит Амнерис в сопровождении верховного жреца и Радамес отдает себя в руки стражников, которых вызвал Рамфис.

Опера

Четвертое действие начинается с душевных терзаний Амнерис, которая любит Радамеса и пытается уговорить его забыть Аиду, но он отказывается и предстает перед судом. Амнерис все же пытается спасти своего возлюбленного, но безуспешно. Радамеса приговаривают к жестокой смерти. Он должен быть заживо замурован в склепе. Когда для казни все подготовлено и укладывают последние камни, в склеп проникает Аида, чтобы умереть вместе с возлюбленным. Действие заканчивается пением жриц.

Актерский состав

  • Роль дочери фараона Амнерис исполняет Злата Булычева (меццо-сопрано).
  • Невольница Аида - Виктория Ястребова (сопрано).
  • Амбициозный военачальник Радамес - Михаил Векуа (тенор).
  • Верховный жрец Рамфис - Юрий Воробьев (бас).
  • Эфиопский король Амонасро - Владимир Ванеев (бас).
  • В роли царя Египта - Илья Банник (бас).


Продолжительность "Аиды" в Мариинском театре составляет 4 часа 5 минут.

"Аида" в видении Даниэля Финци Паски

Современная постановка оперы "Аида" в Мариинском театре талантливого и знаменитого режиссера - Даниэля Финци Паски полностью оправдала высокие ожидания всех любителей театра. Концертный зал устроен так, что зрители окружают игровое пространство со всех сторон. Хор рассажен по всему периметру сцены, что создает ни с чем ни сравнимое звучание. Декорации, занавесы и кулисы отсутствуют полностью, что позволяет зрителю наблюдать весь процесс целиком. Спектакль проходит под флюоресцирующим светом, который прекрасно дополнил современную постановку.

"Аида" в Мариинском театре: отзывы

Опера "Аида" в современной обработке талантливого режиссера - Даниэля Финци Паски пришлась по душе многим зрителям. Они оставили множество восторженных отзывов, где отдельно отметили прекрасную игру актеров, завораживающие звуковые и световые эффекты. Великолепные костюмы, созданные Джованной Буцци, отлично дополнили общую атмосферу. Также зрителям понравилась сцена с оловянными солдатиками в самом начале спектакля.

Они расставлены по всему периметру сцены, когда входит Амнерис (дочь фараона) и сбивает их легким толчком туфли. Солдатики начинают падать один за другим и создается "эффект домино". Опера "Аида" в Мариинском театре (продолжительность спектакля составляет 4 часа 5 минут) идет с тремя антрактами.

Кармен в Мариинском театре: исторические факты и наши дни

Мало найдется в России людей, не видевших или хотя бы не слышавших никогда о "Кармен" в исполнении Майи Плисецкой. Премьера этой оперы в 1967 году вызвала шок у зрителей и критиков. Министр культуры Е. Фурцева была в гневе: сексуальность .

Опера Травиата в Мариинском театре: краткое содержание, отзывы

"Травиата" в Мариинском театре идет уже не первый год. Это опера в трех действия, которая успела превратиться в визитную карточку одного из самых известных учреждений культуры в стране. В этой статье мы приведем краткое содержание .

Лирическая комедия в двух действиях: спектакль Любовь по понедельникам. Отзывы

Калужский ТЮЗ: как добраться, актерский состав, репертуар и отзывы зрителей

В век компьютерных технологий очень важным моментом в воспитании подрастающего поколения является его приобщение к театральному искусству. Ведущая роль в этом вопросе принадлежит театрам для детей. Не является исключением и Калужский ТЮЗ.

Тверской Театр юного зрителя: краткое описание, репертуар, отзывы зрителей

Сегодня в труппе насчитывается 31 артист, семь из них имеют звание заслуженных, две актрисы являются почетными работниками. Многие востребованы в кинематографе, их можно увидеть в сериалах и фильмах. Есть в Тверском театре юного зрителя и .

Бронепоезд №14-69: история создания, автор, краткая история и анализ пьесы

Опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" занимает в творчестве известного немецкого композитора Рихарда Вагнера особое место. Работа над ней велась в течение нескольких лет, с 1861 по 1867 год. Одно из своих лучших произведений композитор создал на основе сочиненного им же либретто, записанного на немецком языке. Впервые вниманию публики опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" была представлена в Мюнхене, дата премьеры — 21 июня 1868 года.

Опера Нюрнбергские мейстерзингеры Р. Вагнера: краткое содержание

Спектакль Игроки: последние отзывы зрителей

В начале ХХ века был создан Петроградский государственный театр марионеток, а в 1930 г. его объединили с театром Петрушки. Постановки полюбились маленьким зрителям, и вскоре во многих городах образовались местные театры, в том числе и в городе Смоленске. Театр кукол был основан здесь в 1937 г.

Сказка города Смоленска - театр кукол и его удивительный мир

К сожалению, сейчас театры для детей менее популярны, чем раньше. Ребят все больше привлекают телевизоры и компьютеры. Однако есть такие учреждения культуры, которые не только сохраняют театральные традиции и обновляют свой репертуар, но также привлекают к себе детвору посредством их участия в различных конкурсах и проектах.

Читайте также: