Агитация и пропаганда фк в школе средства устной печатной и наглядной пропаганды

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пропаганда физической культуры и спорта в школе

Учитель физической культуры, как правило, больше всех остальных педагогов находится в постоянном общении с учащимися. Учитель физической культуры – главное действующие лицо физического воспитания в школе. Он обязан оказать необходимым запасом теоретических знаний и быть основательно подкованным в практике различных форм физического воспитания. Необходимо ему и постоянно повышать уровень своих знаний и умений, находиться в постоянном творческом поиске. Правда, иногда говорят, что все зависит о директора школы. Действительно, если руководство школы придает физической культуре истинную значимость, и она занимает достойное место в учебно-воспитательном процессе, то уровень постановки физического воспитания в такой школе, как правило, достаточно высокий. Там не менее, роль учителя физического воспитания остается первостепенной, особенно когда речь идет об обеспечении высокой результативности школьной физической культуры, основанной на ее подданной массовости и повышенном качестве учебной работы.

Почти все в школе начинается с урока. Когда вы попадаете в школу, где хорошо поставлено физическое воспитание, обратите внимание на такой факт. Попробуйте в перерыве между занятиями увидеть учителя физической культуры одного. Не увидите. Он всегда в окружении учеников. Он постоянно в поле внимания жаждущих задачь ему какое-либо вопрос, что-то уточнить, попросить. На уроке физической культуры, можно сказать, берет начало и пропагандистская деятельность учителя физического воспитания. Если каждый урок будет давать учащимся, что-то новее, будет интересен им, будет повышать их активность, стимулировать к самостоятельному познанию необходимых теоретических сведений и освоению жизненно важных навыков, учитель сможет добиться много. Хорошо и творчески поработав, достигнет они главного – высокой двигательной подготовленности учащихся, базирующейся на их стремлении неуклонно ее улучшать.

Уроки физической культуры и спорта должны стать общей заботой всего педагогического коллектива школы. К сожалению, такое наблюдается еще отнюдь не всегда. Во многих школах администрация и педагогический коллектив занимают в данном вопросе позицию стороннего наблюдателя. А ведь личный пример – лучшее средство пропаганды здорового образа жизни.

Отсюда вывод: пропаганду физической культуры и спорта надо начинать с администрации школы, классных руководителей. Всего педагогического коллектива в целом. Сделать своих коллег единомышленниками и помощниками – задача для учителей физической культуры трудная, но выполнимая.

Чтобы осуществить эту задачу, да и вообще чтобы добиться приобщения, к живительной силе, физической культуры всей массы школьников, учитель физической культуры должен являть собой пример искренней любви к своему делу, к детям; своему предмету.

Да, любовь к своему предмету рождает авторитет учителя. Да, авторитет, является движущей силой школьной физической культуры и позволил учителю окружить себя общественным активом учащихся, в свою очередь, как реактор, излучающим энергию на других школьников, вызывающих у них интерес и желание включиться в общий поток физкультурных дел.

Из каких не слагаемых рождается авторитет учителя физического воспитания как определяющее условие для наличия в школе широкого актива учащихся?

Как ни начинается это парадоксальным, в ряду первых поставим высокую требовательность учителя. Не секрет, что многие, особенно молодые, учителя ради создания добрых отношений с классом не замечать мелких нарушений со стороны учащихся, не приостанавливают их вовремя. В результате отдельные дисциплинарные нарушения постепенно переходят в обученное явление. Учащиеся начинают пререкаться с учителем, не выполняют его распоряжений. И, естественно, все это отрицательно сказывается на авторитете учителя. Поддержание не постоянно требовательности к учащимся при обязательном доверии и уважении к ним, наоборот, является одним из истоков авторитета учителя.

Трудно не согласиться и с тем, что грубость учителя в обращении с учащимися возмущает их к снижению степени влечения и доверия к нему. Способствует такому проявлению и чрезмерная назидательность в словах учителя нудные нотации отнюдь не всегда приостанавливают проступки учащихся. Там не менее учителя, к соглашению часто злоупотребляют многословием, забивая при этом, что нравоучения во время занятий, особенно когда школьники с нетерпением идут активных действий, вызывают у них нетерпеливость, нервозность, создают обстановку, побуждающую к разным выходам. Учителю физического воспитания прежде всего надо стремиться к высокой моторной плотности занятий, чтобы учащиеся в основном находились в движении, за исключением, разумеется, тех моментов, когда необходимо кратко сообщить какие-либо теоретические сведения, сделать замечания по выполнению упражнений, дать новые задания.

Важно, бесспорно, чтобы учитель физического воспитания отлично знал свой предмет, мог показать детям самые сложные упражнения, а также вел занятия интересно, увлеченно, с бодрым настроением. Беспомощность учителя, безразличие в работе, не энергичность, статические действия вызывают опасный для учителя скепсис у школьников, пассивность в движениях, ответную апатию. Не случайно непременная бодрость, веселость в работе, подтянуться, аккуратность – характерные черты учителя физического воспитания. Не признавать этого – значить не использовать важнейшие резервы роста авторитета учителя. Подражая учителю физкультуры, ученики тянуться к нему, желают сблизиться с ним в своих устремлениях.

Учитель физической культуры должен хорошо знать своих учеников, быть в курсе их увлечений, выявлять тех, кто может стать его помощником в работе, составить костяк физкультурного актива. Одновременно учитель должен быть особо внимателен к трудным учителям к трудным ученикам, недисциплинированным, мало организованным. Учителю физического воспитания нужно незаметно стимулировать таких учеников к проявлению полезных дел, одобрительно оценивая исполнения выполненного нарушения, поддерживать их самоутверждения в коллективе учащихся.

Одновременно учитель должен быть особо внимателен к учащимся, отстающим в физическом развитии, для которых характерно субъективное ощущение своей физической неполноценности. Учителю необходимо остерегаться действий, оставляющих у таких детей чувство неспособности к физическим упражнениям. Учителю физического воспитания, нужно подбирать доступные задания, помогая слабым, поддерживая и поощряя их, учитель должен вселить в них уверенность в достижении желаемых результатов. Заинтересованность, доброта учителя по отношению к этой категории учащихся становиться как без проявлением милосердия, что не мешает, не отразиться положительно на взаимном уважении учителя и ученика.

Трудно согласиться с учителями физического воспитания, которые считают, что такой подход отрицает методические установки об оценке. Ведь критерий, отражающий рост показателей, их постепенное нарастание у того или иного ученика, является, спецификой урока физического воспитания. И каждый критерий учитывается вкупе с другими, оценка становится по настоящему стимулирующей, понятной учащимся и, главное, справедливой.

Учитель физического воспитания должен взять на вооружение различные приемы и средства показательного психолого-педагогического воздействия на учащихся, и тогда уроки обязательно будут проходить более продуктивно, организованно, будут оставлять положительные эмоции у учащихся, вызывать у них завидные удовлетворения. А это трудно переоценить как с точки зрения повышении качества удобного процесса, так и успешной постановки внеклассной физкультурно-массовой и оздоровительной работы, в которую благодаря авторитету учителя действенно, с большим желанием включается актив учащихся.

Важно, чтобы авторитет учителя физической культуры у школьника подкреплялся положительным и заинтересованным отношением к нему со стороны других педагогов школы. Для этого учителю физического воспитания необходимо быть в самом тесном контакте с ними, умно привлекать их к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий, вовлекать их самых в спортивные занятия, нацеливать на пропаганду физической культуры среди родителей учащихся, т.е. добиться широкого участия всех педагогов в физкультурные дела школы.

На уроках пения полезно разучивать бодрые, зовущие на стадионы песни и марши, наполненные романтикой странствий и общения с природой задушевные туристские песни. Их психологическое воздействие в плане активизации физической деятельности, чем у традиционных лекций и призывов.

Для учителей физики и математике мир спорта, мир движений – настоящий клад: законы кинематики и баллистики, геометрия масс тела и его звеньев, взаимодействие внешних и внутренних сил, пространственные, временные и ритмические характеристики движений и многое другое… На них можно построить увлекательнейшие исследования и расчеты. Дети, да и сами взрослые, совершенно в новом свете откроют для себя двигательный аппарат человека, законы управления движениями, пути технического совершенствования и установления спортивных рекордов.

Достойное место проблемам физической культуры и спорта найдется и на уроках истории и обществоведения, географии. В сфере физической культуры формируются разносторонние способности людей, создающие предпосылки для универсальной деятельности в системе материального и духовного производства. А системе универсальности, с какой человека осваивает природу, и есть показатель его культуры. В этом плане могут и должны быть освещены такие социальные и экономические проблемы, как здоровый образ жизни и активная жизненная позиция, современный быт и организация свободного времени, активный двигательный режим в условиях современной жизни.

Большой вклад в пропаганду физической культуры и спорта могут сделать учителя – словесники. Речь идет не только о эпизодических сочинениях на спортивную тематику сильным пропагандистский воздействием обладают поэзия, проза, публицистика, мемуарная литература изучение тех источников, которые поют гимн физической и духовной красота человека, прошедшего через годы упорных тренировок к победе над временем, пространством, силами земного притяжения, к победе над собой.

Уроки трудового обучения отлично ратуют за массовую физическую культуру в тех школах, где школьных мастерских учащиеся конструктируют, изготовляют и ремонтируют спортивные снаряды и инвентарь. Тут же роль выполняют и уроки черчения, когда на них школьники проектируют спортивные площадки, нестандартное оборудование, тренажерные устройства, вычерчивают их узлы, крепления и пр.

Однако занять такое положение учителю физической культуры не так просто. Это все и во многом зависит от уровня образованности, общей культуры, профессионального отношения к своему учительскому труду, как учителя физического воспитания так и всех учителей других предметов: в том числе от их степени понимания ответственности за состояния здоровья и физического закалку учащихся. Большое требование здесь предъявляется к самому учителю физической культуры – к его образованности и культуре, нравственности, благородству, общительности, душевности, гуманности, умело убеждать в своей правоте, стремлению к постоянному духовному обогащению. Авторитет учителя физического воспитания приходит лишь и педагогу – личности.

Успех работы учителя физического воспитания во многом зависит от целенаправленной подготовки школьного физкультурного актива. Наличие школьного физкультурного актива особенно из числа учащихся – один из важнейших резервов подъема школьной физической культуры. Актив подбирается из числа учащихся, имеющих способности выполнять обязанности информаторов, юнкоров, фотографов, художников – оформителей. В состав актива должны войти и педагоги, учителя труда, музыки, учителя изобразительного искусства, а также врач, родители учащихся, представители шефствующих организации, ветераны спорта.

Непременное условие эффективности пропагандистской работы – использование всех ее разнообразных форм: устной, печатной и наглядной пропаганды.

Из средств печатной пропаганды применяются художественная, научно-популярная, методическая и пропагандистская литература: книги, журналы, газеты, стенгазеты, спортивные бюллетени и пр.

К наглядной пропаганде относятся средства изобразительного искусства (картины, рисунки, скульптуры), призывы, и лозунги, плакаты, фотографии, теле и кинофильмы, спортивные соревнования, показательные выступления, спортивные вечера, праздники, награды.

Все эти формы и средства имеют свои особенности, которые реализуются в зависимости от конкретной обстановки. Применяя все эти формы и средства необходимо учитывать их целевую установку, идейную направленность, информативность, плановость, возможность комплексного использования, контингент, на который они рассчитаны, своевременность и оперативность освещения новостей физкультурной жизни, культуры, грамотность и эстетичность подачи информации.

Все, что касается школы, образования и воспитания, напрямую связано с воспитанием у учащихся здорового образа жизни и представляет собой важнейшее ее направление неотъемлемая составляющая школьной жизни – физическое воспитание учащихся. Необходимое улучшение его, приобщение каждого школьника. К систематическим занятиям физической культурой и спортом во многом зависят от правильной организуемой работы. Она требует большого внимания, повседневного труда и вести ее надо общими силами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Пропаганда физической культуры и спорта как важнейшая составляющая здорового образа жизни.

Щербинина С.В.

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 73 г.о. Самара

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не позаботится о своем здоровье, которое на 50-60% определяется образом жизни. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, систематически занимающегося физической культурой и спортом, активно использующий возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствовании, самовоспитании и социальной адаптации в этапах жизнедеятельности.

Социологические исследования (Минспорттуризм России, 2009год) показывают, что сегодня у граждан Российской Федерации, особенно молодежи, не сформированы навыки ведения ЗОЖ (85% граждан Российской Федерации, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом), а также выявлен низкий уровень информированности и знаний целевых аудиторий в вопросах оздоровления средствами физической культуры.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества.

Пропаганда здорового образа жизни и физической культуры - целенаправленное распространение информации, прежде всего через массовые источники информации, с целью воздействия на общественное мнение и формирование интереса у различных групп населения к занятиям физической культуры и спорта, здоровому образу жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимается целый комплекс мероприятий, направленных на его популяризацию, в том числе – просветительские программы, общественные движения, реклама в СМИ. Выполняя роль мощнейшего идеологического средства воздействия на сознание людей, реклама и пропаганда формируют в их представлении новые привлекательные социальные облики физической культуры и спорта, приобщают широкие слои населения к здоровому образу жизни.

В настоящее время средства массовых коммуникаций делают акцент, как правило, на освещении спорта высших достижений и, явно в меньшей степени, на массовую физическую культуру. Основное внимание СМИ, как федерального, так и регионального уровня, сосредоточено на распространении оперативной информации, а собственно пропаганда спорта и физической культуры, в прямом смысле слова, не осуществляется. Как следствие такой информационной политики — низкий процент людей, вовлеченных в физкультурно-спортивную жизнь страны.

Бытующие в современном российском обществе такие моральные ценности, как стремление к денежному богатству любой ценой, поверхностное отношение к национальным и культурным ценностям, неуважение к традициям и обычаям, должны быть заменены истинными ценностями физической культуры и спорта – правилами fair play (честной борьбы в жизни и спорте), обязательного физического и морального здоровья, дисциплины, работоспособности, способности стойко переносить трудности.

Пропаганда спорта начинает влиять на души и сознание людей. Ведь регулярные занятия физкультурой помогают укрепить здоровье, избавиться от напряжения после рабочего дня, сбросить излишки агрессии и выкинуть дурные мысли из головы.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Позитивный имидж физической активности, спорта и здорового образа жизни целесообразно увязывать с устремлением самого ребенка или молодого человека – быть сильным и мужественным, иметь красивую мускулатуру и осанку, быть богатым, успешным, и, как следствие, влиятельным и уважаемым в обществе человеком.

Именно эта связь – богатства, карьеры и успешности с повседневной физической активностью и спортом должна рельефно выявляться и всячески подчеркиваться.

Пропаганда физической культуры и спорта

Цель пропаганды - убеждение в необходимости занятий физической культурой и спортом - повышение физкультурной грамотности - привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом -…

Цель пропаганды - убеждение в необходимости занятий физической культурой и спортом - повышение физкультурной грамотности - привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом -…

- убеждение в необходимости занятий физической культурой и спортом

- повышение физкультурной грамотности

- привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом

- поддержание и повышение физкультурной активности

Основные формы пропаганды - Устная -

Основные формы пропаганды - Устная -

Основные формы пропаганды

- Устная
- Печатная
- Показательная
- Наглядная

Устная форма Основные средства: -

Устная форма Основные средства: -

Основные средства:
- Лекция
- Доклад
- Беседа
- Диспут
- Дискуссия
Дополнительные средства:
- Доклад ( отдельный вопрос темы)

Формы устной пропаганды - Лектории (циклы лекций по проблемам физической культуры) -

Формы устной пропаганды - Лектории (циклы лекций по проблемам физической культуры) -

Формы устной пропаганды

- Лектории (циклы лекций по проблемам физической культуры)
- Конференции (заслушиваются доклады по научным и методическим проблемам или обмен опытом физкультурной работы)
- Тематические вечера (разные средства лекционной пропаганды)

ПЕЧАТНАЯ ФОРМА - Газеты - Журналы -

ПЕЧАТНАЯ ФОРМА - Газеты - Журналы -

- Газеты
- Журналы
- Методическая литература
- Объявление
- Стенгазеты
- Афиши
- Лозунги
- Банеры и т.п.

НАГЛЯДНАЯ ФОРМА - Стенды - Витрины -

НАГЛЯДНАЯ ФОРМА - Стенды - Витрины -

- Стенды
- Витрины
- Фотоальбомы
- Художественные
- плакаты
- Тематическое
- оформление

Стенд - Стационарная форма пропаганды: -

Стенд - Стационарная форма пропаганды: -

- Стационарная форма пропаганды:

- Содержит информацию долгосрочного пользования.

- Содержит планы работы, таблицы рекордов, графики, схемы диаграммы, текстовые материалы агитационного и программно-методического характера.

Витрина Застекленный стеллаж, где представлены выставки призов, грамот, вымпелов, методической литературы по физической культуре и спорту

Витрина Застекленный стеллаж, где представлены выставки призов, грамот, вымпелов, методической литературы по физической культуре и спорту

Застекленный стеллаж, где представлены выставки призов, грамот, вымпелов, методической литературы по физической культуре и спорту
И т.п.

Фотовитрина - Тематические выставки фотографий, освещающие какое-либо событие, мероприятие, практику работы физкультурного коллектива; -

Фотовитрина - Тематические выставки фотографий, освещающие какое-либо событие, мероприятие, практику работы физкультурного коллектива; -

- Тематические выставки фотографий, освещающие какое-либо событие, мероприятие, практику работы физкультурного коллектива;
- Выставки портретов лучших физкультурников, тренеров и организаторов физкультурно-массовой и спортивной работы

Показательная форма пропаганды -

Показательная форма пропаганды -

Показательная форма пропаганды

- Спортивные соревнования
- Физкультурные праздники
- Спортивные представления и парады
- Экскурсии на спортивные объекты
- Демонстрация физкультурно – оздоровительных и учебно-тренировочных занятий


В литературе, по физическому воспитанию значительное внимание уделяется инновационным принципам обучения. Одним из основных инновационных принципов является формирование у детей сознательного и активного отношения к обучению.

Характер активности ученика является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Сознательность и активность - неразделимые понятия, так как одно без другого приводит к отрицательным результатам, либо к пассивности на уроке физической культуры. Поэтому необходимо формировать активность через сознательность, так как только через сознательную активность можно решить поставленные задачи.

Как и в педагогике, так и в теории физического воспитания активность рассматривается с двух сторон:

  • активность как черта ребенка
  • активность как характеристика его учебной деятельности.

Поэтому реализация принципа активности осуществляется как на основе общих требований к воспитанию сознательно-активной личности, так и специфических, т.е. присущих учебно-воспитательному процессу. Активность проявляется в различных видах. Двигательная активность отражает характерный признак обучения в физическом воспитании.

Активный же процесс приобретения знаний предусматривает осмысление изучаемого материала, его творческую переработку для последующего применения. Активность в виде стремления к самостоятельным занятиям должна выражаться в потребности к систематическим упражнениям, к физическому совершенствованию.

Среди факторов определяющих активность ученика, особенное значение имеют мотивы и удовлетворенность. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или сочетать эти стороны. Одной из задач учителя физкультуры является определение мотивации учения школьников и направление мотивации в нужное русло. Применяя агитацию и пропаганду физической культуры и спорта, учитель может успешно решать названные задачи.

Агитация и пропаганда физической культуры - основное условие функционирования системы физического воспитания в школе. Конечная цель агитации и пропаганды - сделать физическую культуру и спорт жизненной потребностью всех людей.

Эффективность агитации и пропаганды проявляется в связи с жизнью вообще и каждого коллектива в частности. Осуществляя ее в коллективе, нужно помнить, что агитация и пропаганда может быть специально организованной или сопутствовать развлекательным мероприятиям по физическому воспитанию в школе и вне нее.

Для удачной агитации и пропаганды, необходимо знать какую информацию школьники хотели бы получить, а для этого нужно изучать интересы детей. Анализируя интересы школьников также необходимо идти навстречу этим интересам. Надо открывать новые секции по разным видам спорта, проводить соревнования, создавать сборные команды, привлекать учащихся к участию к подготовке спортивных мероприятий, вооружать учащихся знаниями о пользе и возможностях физической культуры и спорта в жизни человека.

Таким образом, широкая агитационная и пропагандистская работа стимулирует мотивацию и интересы школьников, а это существенно сказывается на успеваемости и сознательном активном отношении к физической культуре.

Читайте также: