Агасфер эжен сю краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Я пытался написать рецензию в стиле "анти-макдуф", от лица недалёкой телочки, которая решила прослушать этот аудиоспектакль в машине, перемежая его просмотрами фильмов с любимым Брэдиком. Но ниасилил, поэтому напишу короче и менее интересно.
Сначала несколько объявлений:
- Тут будет мощный спойлер, т.к. у романа есть содержание и "о чём роман", это две разных вещи, и не рассказав финал второй пункт не раскроешь;
- Я не читал книгу, а слушал радиоспектакль, где многие моменты были поданы существенно ярче, чем в книге, но какие-то акценты опущены. Текст пробовал сверять, радиоспектакль очень близок, но изменения есть;
- В обычной жизни я предпочитаю "быстрые" книги. Очень не люблю описательность, соплеживание, километровые диалоги с одной мыслью, и так далее. А этого в романе, к сожалению, много.
В свете вышесказанного что-то важное из книги мог не уловить.

Приступим.
Роман состоит из двух частей. Не хронологически, а идеологически. Одна - это временами интересное содержание романа. Вторая - ёбаный авторский замысел, который автор временами вспоминает и он начинает влиять на содержание. Процентная доля второго в романе составляет 1%, и почти весь он приходится на финал. Ужасный и отвратительный финал. Натуральная ложка дёгтя. Лучше бы автор про свой авторский замысел забыл.
Собственно, этот замысел и вынесен в название. 1831й год. По миру странствуют и страдают Агасфер и Иродиада. Отдельно друг от друга. Первый разносит то чуму, то холеру. Оба пытаются помочь любым страдающим, как могут. Когда достаточно мучительно помирают все потомки рода Агасфера, Господь за это в своей бесконечной любви прощает этих двоих и позволяет помереть.
Теперь о содержании. 150 лет назад мужчина, гонимый иезуитами, оставил последний кусочек своего бывшего богатства в наследство тем потомкам, кто через 150 лет придёт в нужный день и время в нужный дом в Париже. Его наследниками являются разбросанные по миру семь человек разного возраста, связанных между собой узами дальнего родства. За годы накопились проценты и кусочек превратился в гигантскую сумму. Иезуиты хитрыми интригами пытаются получить эту сумму себе. Они ссорят и мирят людей, подставляют, кого-то доводят до самоубийства и творят очень много плохого, преимущественно эффективного.
Первая часть романа приключенческая, когда семеро наследников порознь преодолевают все препятствия, встречаются в Париже, объединяются и пытаются противостоять иезуитам. Временами даже получается, особенно когда молчит авторский замысел. Вторая часть скорее напоминает музыкальный приём "рондо", когда одна и та же тема подаётся во всё более и более мощном виде. Иезуиты атакуют и побеждают - наследники как-то отбиваются, иногда совсем удачно, иногда неся тяжёлые потери. В общем и целом, иезуиты всего лишь манипулируют человеческими страстями. Но то, КАК они манипулируют, мастерство и эффективность, временами приводит в сладостный ужас. Правда, даже приятно и интересно читать, точнее слушать. Только очень уж долго. В результате иезуиты добиваются желаемого, но по дороге они перехитрили сами себя и для них всё тоже кончилось никак. Подозреваю, это небольшой реверанс автора в сторону зверски замученных в угоду авторскому замыслу положительных героев.

Непонятным для меня остался один момент. Иезуитские ханжи регулярно ставят вопрос в ключе: "этот мерзкий богохульник пытается делать плохо нашей Святой Церкви!"- особенно когда речь идёт о попытках человека получить своё наследство и не сойти с ума. Или в разговоре говорят главному интригану, который уже свёл в могилу 5рых из семи, что он святой, т.к. делает очень большое дело во благо Общества Иисуса и Церкви. И говорят это всё искренне. Причём столь же искренне они молят Господа помочь им в их делах. Т.е. у них в сознании соединяются понятия "выгодно мне", "выгодно Церкви" и "выгодно Богу". Но Бог, явно в романе наблюдающий за делами людскими и временами вмешивающийся, на это вообще никак не реагирует. Вот как так?
Ну и ханжество, когда человек в один момент прекрасно понимает, что творит зло и сводит в могилу врага, а в другой момент искренне молится и считает себя хорошим, мне тоже непонятно. Наверное, просто такова природа человека.

Роман "Агасфер" основан на трех самостоятельных сюжетных линиях. В первом сюжете повествование ведет ангел Агасфер, смысл имени которого переводится как "Возлюбленный богом". Во втором сюжете читатель знакомится с жизнью Пауля фон Эйцена, младшего сподвижника реформатора церкви Мартина Лютера. В третьем сюжете профессор Зигфрид Байфус, директор Института научного атеизма в ГДР, а точнее, в Восточном Берлине, ведет переписку с теологом иерусалимского Еврейского Университета Йоханааном Лёйхтентрагером.

Бог создает бессмертных духов Агасфера и Люцифера. Но в тот же день он низвергает духов на землю за то, что те отказываются поклоняться Адаму, созданному из праха и четырех стихий. Духи стали прямо противоположными друг другу по взглядам на земное существование людей и мир в целом. Люцифер жаждет уничтожать все на своем пути, Агасфер верит в разумность и не окончательную испорченность мира. Мир все же можно изменить. С тех пор Агасферу предстоит бродить по светудо наступления Страшного суда. Агасфер старается внушить ребе Йешуа, что Творец Вселенной - это не есть Творец любви. Йешуа верит, что он Сын Божий, снискавший любовь и расположение Отца.
Агасфер настаивает на том, что если Йешуа Сын Божий, то он должен бороться со злом и несправедливостью, которые господствуют в мире. Однако Йешуа отказывается выступить против Бога и создать свое царство на Земле. Он верит, что изменить мир смогут только любовь и смирение. Поэтому Йешуа приносит себя в жертву ради спасения человечества.

Агасферу давно понятно, на какие мучения обречен Йешуа: предательство Иуды, суд, распятие, воскрешение и вознесение к Богу. Но подобная жертва ничего не сможет изменить в мире в лучшую сторону. В нем по-прежнему будут царить жестокость и обман. Агасфер убеждает Люцифера внушить сребролюбцу Иуде Искариоту предать своего наставника Йешуа, если духовный учитель сам пожелает, чтобы с ним так поступили. Агасфер обвиняет Йешуа в бездействии и предрекает, что даже после великой жертвы Йешуа во имя спасения мира человечество будет искажать учение Сына Божьего. Прикрываясь, учением о Боге, люди будут обманывать и убивать себе подобных. В последний раз Агасфер уговаривает Йешуа быть царем Израиля и стать вождем священного народа. Йешуа не соглашается на уговоры и продолжает нести крест на Голгофу. У ворот дома Агасфера Йешуа останавливается, чтобы передохнуть. Агасфер готов не допустить подобной жертвы, он прячет под одеждой огненный меч Божий и готов сражаться за спасение Йешуа. Но Сын Божий до конца готов перетерпеть все страдания, на которые его обрек Отец. Разгневанный Агасфер пытается прогнать Йешуа, а Йешуа проклинает духа, сказав, что Агасферу придется ждать возвращения на Землю сына Человеческого.

Агасфер с Люцифером наблюдают за подготовкой к великой битве. Начинается звездопад, разверзается бесконечная бездна. Люди тщетно пытаются найти укрытие в горных ущельях и пещерах. Смерть настигает их и там. Сын Человеческий возносится к вершинам небес и пытается отыскать новый Иерусалим, чьи великолепные строения построены из ясписа и чистого золота. Но желанного Града Небесного нигде нет. Воинство Йешуа начинает роптать, но Сын Человеческий остается невозмутимым. Он громогласно объявляет, что Бог проиграл эту Войну, и что он, Сын Человеческий есть истинный Бог. Йешуа говорит всем, что сотворит новое небо и новую землю, где люди будут жить в мире, гармонии и любви. Но никто не верит этим наивным слова. Йешуа подвергается насмешкам. Смеются все: четыре всадника, Гога и Магога, семь голов чудовища- Антихриста. Адский хохот Люцифера предваряет появления того самого старца - автора Книги Жизни. Сын Человеческий обнажает меч и пытается убить старца, но старец поведал ему, что Отец и Сын суть одно целое, и сын является подобием Бога. Старец становится настолько огромным, что в его деснице помешается весь существующий мир. Старец шепчет свое имя, имя истинного Бога. Все исчезает перед взором Агасфера, лишь измученный и страдальный Йешуа виден среди бездонной пустоты. До Агасфера доносится слабый смех - это все, чем запомнился ему безжалостный Люцифер, упрямый борец за власть и порядок над бездной. Она поглощает Агасфера и Люцифера.

При участии Эйцена между христианами и иудеями состоялся диспут. Здесь пастырь пытается убедить евреев, что Иисус является Мессией и истинным Сыном Божьим. Подобным образом Эйцен решает обратить сторонников Пятикнижия в истинную христианскую веру. Но Агасфер смеется над этими попытками, за что подвергается истязаниям со стороны Эйцена. Пастор избивает его шпицрутенами, после которых Агасфер умирает. В свою очередь Эйцен ликует, надеясь, что покончил с надоедливым евреем. Много лет спустя, живой и бодрый Агасфер опять предстает перед уже старым Эйценом. Вместе с Лёйхтентрагером, который на самом деле является Люцифером, Агасфер - Владыка Загробного мира, похищает душу Эйцена, изрекая при этом слова пророка Иезекииля о неблагопристойных пастырях.

Йоханаан Лёйхтентрагер, профессор Еврейского университета,начинает переписку с Зигфридом Байфусом, в которой сообщает, что лично знаком с Агасфером, современником Иисуса Христа или ребе Йешуа. Убежденный атеист Байфус, сторонник диалектического материализма, готов доказать, что о существовании Агасфера не может быть и речи. Он настолько увлекается перепиской с еврейским профессором, что этим начинают интересоваться компетентные органы ГДР. Власти посоветовали Байфусу прекратить всякие контакты с Израилем и не отвечать на письма. Они обеспокоены, что Лёйхтентрагер и Агасфер собираются приехать в ГДР и убедить атеиста Байфуса в реальном существовании Вечного Жида. Однако ничто не может препятствовать подобному событию Агасфер и Лёйхтентрагер приезжают в ГДР и 31 декабря 1981 года приходят к Байфусу в Институт научного атеизма. Далее, Байфус приглашает их к себе домой, где все уютной компанией готовятся встретить Новый год.

Краткое содержание романа "Агасфер" пересказала Осипова А. С.


Смесь религиозных мифов, приключений и мистики. Фантастический роман о представителях разных классов в посленаполеоновскую эпоху.

Роман в 3х томах "Агасфер" французского писателя Эжена Сю был скачан у меня давно, а я всё обходила его стороной, боясь аннотации. Но вот настал и его черед. Аннотация и правда немного пугающа - в ней говорится о том, что роман о вечном жиде, Агасфер, который ходит по земле в наказание за его грехи богом. Это и правда, и нет.

Ведь автор ведет повествование о разных слоях французского населения, от самых низших до знати, затрагивая многие нравственные и социальные аспекты своего времени - бедность, отсутствие поддержки простого народа со стороны государства, необходимость работать за кусок хлеба, социальную незащищенность тружеников, попутно предлагая свои видения решения этих проблем. И в эти проблемы Эжен Сю вплетает сюжетную линию.

По своей структуре и манере изложения роман напоминает другие произведения автора, он яростно обличает пороки и несправедливость, добро у него прекрасно и душой и телом, зло - отталкивающе безобразно (хотя не всегда).

Конечно, это не Дюма, тот рассказывал истории о героях и только. А Эжен Сю всё же писал, как мне кажется, свои романы на злобу дня, поднимая острые социальные вопросы.

Порой он так выворачивает сюжет, что кажется, что добро не восторжествует, но пара ловких ходов - и положительный герой спасен.

Рекомендую к прочтению и другой роман Эжена Сю "Парижские тайны" - в нем больше любви, меньше несправедливости и нет мистики (а если вы вдруг смотрели старый французский фильм - то с книгой у него очень много различий).

Суть данной истории в том, что, когда Иисус Христос шел на Голгофу, изнемогая под ударами бичей и тяжестью креста, он попросил Агасфера дать ему возможность немного отдохнуть в его доме, но тот ему грубо отказал. После этого Агасфер был проклят и лишен покоя. Он должен был до второго пришествия Христа скитаться по свету, не зная отдыха. И только, явившись во второй раз, Иисус может снять с него это проклятие.

Нетрудно заметить, что в этой легенде нашел свое отражение ветхозаветный сюжет про Каина, которого Бог обрек на вечные скитания за его грех братоубийства.

Кроме того, в образе Агасфера воплотилось и представление средневековых людей об евреях как народе, постоянно меняющем место проживания, не имеющем своей земли, но при этом не растворяющемся в других народах и поразительно сохраняющем свою национальную и религиозную идентичность. Особое положение евреев в средневековой Европе, их обособленность, их умения, знания, а также тот факт, что это
- народ Писания, заставляли смотреть на них, с одной стороны, настороженно, а с другой - восхищенно.

Именно из этого народа мог выйти человек, который преступает закон всеобщей смертности и ждет конца света, чтобы лично присутствовать при этом событии, получив вместе с ним свое освобождение.

Агасфер воплощает собой противоречивость человеческого существования. Это сложный образ, обычный обыватель, вдруг ставший фактически бессмертным. Он грешник и недоброжелатель Христа, одновременно несущий в себе тему покаяния и примирения с Христом, когда тот его простит на краю мира. То есть в основе этой легенды лежит парадокс, притом двойной: добро и зло сменяют друг друга дважды.

Какой человек не хотел бы жить вечно? Бессмертие - давняя мечта человечества, в истории Агасфера она оборачивается проклятием. А потом это проклятие обернется милостью.

Читайте также: