Акция экологический мониторинг в доу

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект

2. Принципы организации экологических акции………………

3. Актуальность, цель и задачи проекта……………………………………….

4. Этапы реализации проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта.

6. Формы работы по реализации проекта.

7. Приложения.

7.1.1. План проведения

7.1.2. Сценарий досуга

7.2.1. План проведения

7.2.2. Сценарий досуга

7.3.1. План проведения

7.3.2. Сценарий досуга

7.4.1. План проведения

7.4.2. Сценарий досуга

7.5.1. План проведения

7.5.2. Сценарий досуга

7.6.1. План проведения

7.6.2. Сценарий досуга

7.7.1. План проведения

7.7.2. Сценарий досуга

7.8.1. План проведения

7.9.1. План проведения

7.10.1. План проведения.

7.11.1. план проведения

7.12.1. План проведения

7.13.1 План проведения

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней

2.Принципы организации экологических акций в МАДОУ

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

3. Актуальность, цель и задачи проекта

Приоритетным направлением работы МАДОУ дс кв №20 является экологическое воспитание дошкольников. На протяжении многих лет педагогическим коллективом уделяется особое внимание проблемам экологического образования дошкольников. Ведется работа по повышению квалификации педагогов по вопросам экологии.

Реализуя программы мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы и заинтересовало педагогов и родителей. Поэтому было принято решение разработать экологический проект на учебный год на все возрастные группы.

Цель проекта : способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и их родителей.

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.

3. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

4 . Оптимизировать использование в образовательном процессе мультимедийных пособий.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

С целью повышения эффективности педагогического процесса по экологическому воспитанию предусмотрены различные методические мероприятия с воспитанниками, педагогами и родителями.

Сроки реализации проекта: один год.

Участники, партнеры проекта: сотрудники МАДОУ, дети от 3 до 7 лет и их родители, социальные партнеры МАДОУ.

4. Этапы реализации проекта.

Этапы реализации проекта :

1 – аналитическо-организационный (август-сентябрь)

Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей (формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности).

-создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

2 - практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

3 - итоговый, диагностический (май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

5. Ожидаемые результаты проекта

Создание на территории МА ДОУ экологически благоприятной среды; Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

Изменения процентного соотношения о представлениях дошкольников об экологической культуре человека.

6. Формы работы по реализации проекта:

Создание экологической тропы на территории МАДОУ;

Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе; Познавательное чтение;

Конкурсы, викторины, КВН; Продуктивная деятельность; Лаборатория (опыты и эксперименты); Выпуск экологический газеты; Инсценировки и театрализации;

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия.

Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Тема мероприятия

(плакаты в защиту живых елей)

(изготовление кормушек и сбор корм для птиц)

старший дошкольный возраст

Цель акции : улучшение экологической обстановки, вовлечение детей в практическую деятельность по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, для решения экологических проблем.

Акция направлена на решение проблемы по улучшению экологической обстановки на участке группы.

Важность этой проблемы для общества в целом заключается в следующем:

1. Улучшение экологической обстановки;

2. Формирование у детей экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека.

3. Формирование умения и опыта решения экологических проблем, их особенности для региона.

4. Формирование у будущего поколения осознанно-правильного отношения к природе и труду человека.

5. Ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее.

Почему это важно для авторов? В процессе мониторинга дети получают экологическое воспитание - неотъемлемую часть образовательного процесса, который способствует развитию внимания, мышления, речи, нравственному воспитанию и становлению ребенка, как личности. Они овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.

3. Объект исследования.

Объектом мониторинга был выбран участок группы №13. Он расположен вблизи проезжей части дороги и АМКК.

При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Она переносится ветром на расстояние. Так же происходит загрязнение воздушной среды – отработавшими газами автомобильных двигателей, которые содержат более 200 наименований вредных веществ и соединений.

АМКК является источником выбросов газообразных, парообразных и пылеобразных вредных веществ в атмосферу.

Пыль оседает на растительности, растения накапливают вредные вещества от выбросов и отработавших газов. Эти загрязнения действуют отрицательно на растительность и обитателей нашего участка.

4. Проект - мониторинг

Мониторинг включает в себя период с 1 ноября 2017 г. по 1 апреля 2018 г.

В ноябре мы с детьми вели наблюдения за растениями на нашем участке.

Дата Погода Воздействие внешних факторов Состояние окружающей среды

01.11. 2017 ночь: 0 °С

Активное движение транспортных средств. Пыль и грязь оседала на растениях, растения были запыленные и грязные. После дождя листья стали чище и выглядели более свежими и живыми.

6 и 7 числа был сильный ветер, который сильно запылил растения. Листвы осталось мало и листья под тяжестью пыли были низко опущены.

15.11. 2017 ночь: +5 °С

Был произведен выброс каких-то веществ в атмосферу АМКК, которые имели неприятный запах. На внешнем виде растений это не отразилось.

22.11. 2017 ночь: -6 °С

влажность: 89% Движение транспортных средств было в средних пределах.

Из-за резкого похолодания, пыль на растениях превратилась в грязный иней, который утяжелил листву и ветви.

29.11. 2017 ночь: +2 °С

влажность: 80% Автомобильное движение было активно. Растения выглядели немного увядшими, но не пыльными, так как несколько дней шел снег, который при повышении температуры растаял и смыл основной слой грязи.

Дети старались создать благоприятные условия для жизни растений. Они убирали клумбы, утепляли корни растений листвой, совместно с воспитателем была произведена обрезка ветвей деревьев и кустов.

Наблюдения за растениями на нашем участке в декабре.

Дата Погода Воздействие внешних факторов Состояние окружающей среды

06.12. 2017 ночь: -2 °С

влажность: 101% Наблюдалось активное движение транспортных средств. Снег, оседавший на ветвях и листьях, становился светло- серого цвета.

13.12. 2017 ночь: -4 °С

давление: 743 Не наблюдалось. Растения находились в состоянии покоя.

20.12. 2017 ночь: +2 °С

влажность: 97% Производились выбросы веществ, сопровождающиеся сильным, неприятным запахом с АМКК. Снежный покров исчез, растения выглядели слабыми и безжизненными.

27.12. 2017 ночь: -6 °С

влажность: 96% Производились выбросы веществ, сопровождающиеся сильным, неприятным запахом с АМКК. Почва, ветки, листья покрылись тонким слоем льда с желтоватым оттенком.

В декабре с детьми были проведены мероприятия по утеплению корней растений снегом.

Наблюдения за растениями на нашем участке в январе.

Дата Погода Воздействие внешних факторов Состояние окружающей среды

09.01. 2018 ночь: -5 °С

влажность: 87% Была сильная загруженность дороги. Предыдущий день был теплым, с дождем. Пыль с дороги села на влажные ветки и примерзла.

влажность: 89% Загруженность автодороги была средняя, явных признаков выбросов с АМКК не было. Растения находились в состоянии покоя.

24.01. 2018 ночь: -7 °С

влажность: 85% Загруженность автодороги была средняя, явных признаков выбросов с АМКК не было. Растения находились в состоянии покоя.

31.01. 2018 ночь: 0 °С

влажность: 96% Загруженность автодороги была средняя, явных признаков выбросов с АМКК не было. Растения находились в состоянии покоя.

Наблюдения за растениями на нашем участке в феврале.

Дата Погода Воздействие внешних факторов Состояние окружающей среды

07.02. 2018 ночь: 0 °С

Через дорогу от детского сада жители развели костер, дым от него распрастранялся по всей округе. На листьях юкки появились следы пепла.

14.02. 2018 ночь: -1 °С

влажность: 94% Производились выбросы веществ, сопровождающиеся сильным, неприятным запахом с АМКК. На листьях растений иней светло-желтого цвета.

21.02. 2018 ночь: -1 °С

влажность: 82% Наблюдалось активное движение транспортных средств, чувствовалось задымление воздуха. На листьях растений иней светло-желтого цвета.

28.02. 2018 ночь: +1 °С

давление: 739 Не наблюдалось. Растения в состоянии покоя.

В феврале ребята сделали огород на окне, для дальнейшей высадки этих растений в открытый грунт на своем участке.

Наблюдения за растениями на нашем участке в марте.

Дата Погода Воздействие внешних факторов Состояние окружающей среды

12.03. 2018 ночь: -1 °С

влажность: 74% Погода была переменно облачная, переменно солнечная. На ветках кустарников начали появляться почки.

21.03. 2018 ночь: +8 °С

влажность: 67% Ветер принес на клумбу разный мусор, сломанные ветки. Клумба выглядела неопрятно и грязно.

29.03. 2018 ночь: +2 °С

давление: 731 Прошел дождь, смыл всю пыль с листьев. Дождем была смыта пыль с листьев, растения стали выглядеть свежими и здоровыми.

Вывод: воспитанники с родителями были вовлечены в практическую деятельность по изучению и оценке состояния окружающей среды своей местности, у детей формировалась экологическое, нравственное и личностное отношение к природе и труду человека, умения и опыт решения экологических проблем, появилось ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и готовность изменить ее.

Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР (часть 1) А. М. Быховская, Н. А. Казова. в комплекте Нищевой Н. В. Приложение № 1 Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР.

Мониторинг достижений детей МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ. На основании реализации Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга : программа.

Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до Мониторинг в условиях ФГОС ДО (Слайд 1) На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом.

Мониторинг музыкального развития дошкольников Мониторинг по музыкальному развитию детей дошкольного возраста. Младшая группа. Ожидаемый результат. К концу года дети могут: • Узнавать.

Мониторинг музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС Утверждаю: Зав. МДОУ д/с №7 компенсирующего вида города Галича Костромской области ___М. И. Каткова Целевые.

Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов ребёнка Обследование состояния общей моторики зрительно-моторной координации.







Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №709, дошкольное отделение, г.Москва

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. Человечество подошло к порогу , за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства нужно учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение дошкольников с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Примером такой исследовательской деятельности является мониторинг экологической среды. Данные мониторинга могут составить основу экологического паспорта территории образовательного учреждения. Для детей такой вид деятельности – это первая проба сил в исследовательской работе. Это большой, творческий труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, вырабатываются навыки природоохранной деятельности.

Экологический мониторинг в детском саду – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием среды своей местности.

Целями дошкольного экологического мониторинга являются:

  • формирование экологических знаний и культуры дошкольников в ходе практической деятельности;
  • обеспечение учета показателей экологического состояния территории на уровне биогеоценозов.

Проведение экологического мониторинга основано на использовании доступных для детей методов исследования, которые подбираются согласно возрасту, программе воспитания и обучения, исходя из реалий жизни. Для проведения мониторинга экологической среды территории детского сада привлекаются дети старшего дошкольного возраста. Участники мониторинга осуществляют наблюдение и измерение показателей природных объектов. Методы исследований, используемых в мониторинге, должны соответствовать возрасту детей, не должны выходить за зону их ближайшего развития, не должны превышать их психолого-физические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать у детей желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. В детских исследованиях можно использовать мониторинг биологических объектов, мониторинг воздушной среды и мониторинг почв.

Методы мониторинга биологических объектов (биоты)

Биота – совокупность всех живых организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих какую-либо территорию. При организации мониторинга биоты выбирают постоянные участки с определенными видами растительности. Наблюдения над хорошо знакомыми птицами, растениями, насекомыми должны быть регулярными. При проведении мониторинговых исследований растений внимание уделяется морфологическим признакам листьев, хвои, особенностям коры, которые довольно просто регистрируются. При проведении мониторинга животных, дети вместе с воспитателем могут определять их видовой состав.

Мониторинг зеленых насаждений

Растительность на улицах городов рассматривается, прежде всего, с точки зрения улучшения среды жизни для человека в гигиеническом и эстетическом отношениях. Растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории. Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни. Среди растений есть виды, чувствительные к загрязнению среды, и есть более выносливые. Выполнение работ по учету зеленых насаждений дает возможность оценить антропогенную нагрузку на территории. При выполнении работы дошкольники овладевают методами исследования, знакомятся с видовым составом растений, их экологией.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Подготовка материала и оборудования . (Планшеты, карандаши, линейки, резинки, мерные ленты, рулетки, веревка, бумага).
  3. Знакомство с объектами.
  4. Составление план - карты объекта исследования.

II. Проведение исследования.

  1. Вместе с детьми рисуем план карту территории детского сада, разделяем на участки.
  2. На план - карту наносим объекты – деревья, определяем расстояние между ними.
  3. Каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присваиваем порядковый номер.
  4. В полевой дневник записываем данные в виде таблицы: вид насаждения, номер дерева, порода (вид), диаметр ствола.

III. Обработка материалов обследования.


Для получения объективного представления об особенностях сезонного развития природы отдельной территории проводим фенологические (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов. Данные наблюдения можно провести в форме совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей. ( Приложение 2)


Наблюдения за растительными объектами в ходе проекта можно проводить в течение длительного времени. Это дает возможность проследить стадии развитий, пронаблюдать за сезонными изменениями в жизни растений.

Мониторинг воздушной среды

Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Источников, вызывающих загрязнение атмосферы, - множество. Однако самыми значительными из них являются транспорт и индустрия.

Оценку состояния воздушной среды в условиях дошкольного учреждения можно проводить по определению запыленности воздуха, автотранспортной нагрузке и определению степени чистоты воздуха по сосне обыкновенной.

Оценка чистоты воздуха по величине транспортной нагрузки

Наиболее мощным загрязнителем атмосферы в городских условиях является автотранспорт. Для исследования выбираем несколько дорог с незначительным, средним и интенсивным движением, прилегающих к территории детского сада. На выбранной дороге наблюдаем за движением транспорта. Каждую проехавшую мимо машину, отмечаем палочкой на листе. Подсчитать количество машин можно на дневной и вечерней прогулках, наблюдая за движением машин с прогулочного участка. Место наблюдения должно быть безопасно для ребенка, поэтому во время проведение данного исследования дети не покидают территорию детского сада.

Определение запыленности воздуха

Вблизи дороги и для контроля в удалении от нее выбираем несколько деревьев. Листья по очереди, не срывая, опускаем в стакан с водой и смываем с их поверхности пыль. Воду фильтруем. Взвешиваем сухой фильтр и фильтр с осадком после высушивания. Полученный результат дает массу пыли на поверхности листьев. Подобным образом смываем пыль с листьев контрольных растений. Места взятия проб отмечаем на карте территории детского сада. Полученные данные вносим в экологический паспорт детского сада.

Определение состояния воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной

Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Поэтому сосну обыкновенную можно использовать как индикатор антропогенного влияния. На чистых территориях основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна. С нескольких боковых побегов в средней части кроны отбираем определенное количество хвоинок. Вся хвоя делится на три части: неповрежденная, с пятнышками и с признаками усыхания, и подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в таблицу. (Приложение 3)


Мониторинг почв


Эта процедура повторяется по ходу движения в заданном направлении до конца пробной площадки. Данные заносим в таблицу экологического паспорта.

Достаточно сложно для детей подсчитывать частоту встречаемости отдельных фенов, индекса соотношения фенов. Все подобные подсчеты они смогут выполнить в будущем, обучаясь в школе. Проводя данный эксперимент в старшем дошкольном возрасте, они приобретут навыки экспериментальной деятельности, ведь определение различных видов рисунков на листочках растений и их подсчет не вызовет трудности у детей, а наоборот будет способствовать развитию внимания, умению его концентрировать.

Исследовательские работы по экологии имеют свои особенности:

  • Дошкольники в процессе эксперимента решают поставленную проблему, аргументируя свое решение полученными результатами.
  • Объективность эксперимента обеспечивается систематическими исследованиями.
  • Экологические исследования – это теоретические знания, экологическая культура и практические действия.

Выполняя исследовательскую работу, дошкольники развивают умения проводить наблюдения, поставить эксперимент, проследить, что изменилось по сравнению с предыдущими исследованиями, сделать выводы. Воспитательное значение имеет и эмоциональное воздействие экологического эксперимента. У детей возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов. Они с интересом участвуют в работе, которая приносит пользу природе, а знания и умения по охране окружающей среды, которые они получают в детском саду, пригодятся им в школе.

По результатам мониторинга был оформлен экологический паспорт нашего дошкольного учреждения, описан видовой состав растений и животных, обитающих на территории детского сада.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Таким образом, мной был разработан проект: поставлена проблема, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции - направления работы проекта. Был выдвинут ожидаемый результат:
ожидается расширение представлений у детей о растения и животных родного края. Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.

Интеграция образовательных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество и ручной труд.

Читайте также: