Ребенка закрыли в школе

Обновлено: 07.07.2024

Когда нам сообщили о подтвержденном случае заболевания коронавирусом у ребенка в классе, где учится моя дочь, первой реакцией была растерянность. Всем контактировавшим с заболевшим – то есть всему классу - надо было сдавать ПЦР на коронавирус. С этого момента и начались проблемы.

Ирина Мишина

Постойте, но как в таком случае узнать, болен ребенок или нет?

В школе сообщили, что данные на заболевшего и всех, кто с ним контактировал, передали в Роспотребнадзор. Все распоряжения должны были поступить оттуда. Именно из Роспотребнадзора должны были передать информацию в районные поликлиники, чтобы те организовали процесс проверки на коронавирус. Но звонка из Роспотребнадзора не было. Никому.

В результате, родители начали действовать сами, минуя те организации, которые официально должны этим заниматься. Кому-то удалось добиться, чтобы врач приехал взять ПЦР на коронавирус на дому, кто-то сам записался после долгих увещеваний. При этом ни в одной из районных поликлиник Москвы (а в нашей школе учатся дети со всего города, она не привязана к месту жительства) - так вот, ни в одной поликлинике, включая ближайшую к нашей школе, никаких данных о заболевших коронавирусом и контактировавших с ним не было!

Вопрос: почему в разгар эпидемии Роспотребнадзор и Минздрав не справляются со своими обязанностями, перекладывая проблемы на плечи школы и родителей? Неужели нельзя наладить эту простую информационную вертикаль? Особенно принимая во внимание громкое заявление главы правительства Михаила Мишустина :

Неужели снова денег не хватило?

В то же время Всемирный банк, оценивая потери от пандемии, приводит сенсационные данные: российские школьники в период пандемии коронавируса потеряли более трети учебного года, что может привести к снижению их заработка, когда они станут взрослыми. Об этом говорится в докладе Всемирного банка "COVID-19 и человеческий капитал".

Так что риски перехода и не перехода на дистанционное обучение примерно равны. Что именно перевесит – покажет кривая заболеваемости ближайших дней.

Какую ответственность за детей несут школы

Разберём на примерах, в каких случаях школа несёт ответственность за ребёнка.

Пример 1. Школьник получил травму

Кто будет отвечать зависит от того, где и при каких обстоятельствах ученик поранился. Так, если ребёнок упал с каната на физкультуре или получил ожог на химии, ответственность ложится на учителя, который не обеспечил соблюдение правил техники безопасности, а также на администрацию школы.

В зависимости от тяжести повреждений, к преподавателю может быть применено дисциплинарное взыскание, административное или уголовное наказание. Но даже если травма несерьёзная, родители вправе через суд потребовать со школы компенсацию физического и морального вреда. Если ученик получил травму на перемене, к ответственности привлекут дежурного учителя.

Если же школьник травмировался по дороге домой, ответственность ложится на плечи родителей.

Пример 2. Дети отравились в школьной столовой

В этой ситуации, прежде всего, нужно пообщаться с родителями одноклассников и понять, насколько массовое отравление. Если не повезло одному ребёнку, доказать вину школы практически невозможно.

Но если на плохое самочувствие после школьных котлет пожаловались сразу несколько ребят, необходимо написать коллективное заявление в Роспотребнадзор. На школе лежит ответственность за здоровье обучающихся, и директора могут привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности.

Пример 3. Школьная драка

Если школьники подрались и дошло до ущерба здоровью, то зоны ответственности здесь разграничиваются примерно по тому же принципу. Если дети подрались в классе или на перемене, то, помимо родителей, отвечать будут ещё и учителя. Если конфликт разгорелся за пределами школы, ответственность полностью лежит на родителях. Исключение — экскурсии и прочие внеклассные мероприятия от школы. Но в обоих случаях администрация образовательной организации должна будет разобраться в случившемся и отчитаться перед местным отделом или департаментом образования.

Если до драки не дошло, но ребёнку порвали портфель или форму, разбираться стоит с родителями обидчиков. Хотя если учителя были в курсе и не вмешались в конфликт, к ним тоже может быть применено дисциплинарное взыскание.

Сложнее всего защитить школьника, подвергающегося психологическому насилию. Например, если ребёнка постоянно обзывают, то обидчика могут поставить на учёт к социальному педагогу, а педагогу, который знает об этом, но молчит, — сделать выговор. Но нужны неопровержимые доказательства.

Пример 4. У ребёнка украли телефон

Согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора, Минпросвещения, Рособрнадзора и Российской академии образования, школы могут ограничивать использование телефонов и других гаджетов. Так, в некоторых образовательных организациях ученики сдают телефоны при входе. В других запрещено пользоваться гаджетами на уроках, а на переменах нужно держать устройство в беззвучном режиме.

В школьном уставе при этом может быть прописано, что ответственность за сохранность телефона и других вещей лежит на их владельцах.

Пример 5. Ученика выгнали с урока

Учитель может выставить ученика за дверь класса только в определённых случаях:

  • если школьник нарушает технику безопасности,
  • угрожает своим поведением жизни и здоровью других детей,
  • ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.

Во всех остальных ситуациях это незаконно, и к учителю может быть применено дисциплинарное взыскание, а если с ребёнком произойдёт несчастный случай, педагога могут привлечь и к уголовному наказанию. Ведь образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье ученика даже в том случае, если его пришлось удалить с урока. Учитель, прежде чем попросить ученика уйти, обязан обеспечить его безопасность.

Изображение на обложке: Ray Dak Lam / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

В связи с распространением коронавируса и опасностью заражения, школы закрываются на карантин или досрочные каникулы. Однако на организации, где работают родители освобождённых от занятия детей, каникулы не распространяются. Возникает вопрос: что делать? Является ли карантин в школе и садике уважительной причиной для освобождения от работы?

Кто освобождён от занятий?

Правительство Москвы закрывает общеобразовательные и спортивные школы и учреждения дополнительного образования с 21 марта по 12 апреля. С 17 марта по 21 марта действует режим свободного посещения. То есть, родитель сам рашает, ходит его ребёнок не ходит в школу или нет. Если ученик остаётся дома, то получает образование в дистанционной форме.

Министерство просвещения рекомендовало регионам также перевести школы на дистанционное обучение. Области, где обнаружены случаи заражения, уже вводят досрочные или продлённые каникулы.

Садиков пока это не касается, и карантин по коронавирусу не вводится.

Родители школьников продолжат работать

Теоретически ребёнка школьного возраста можно оставить дома одного и уйти на работу. Даже первоклассник за учебный год уже привык разогревать еду и занимать себя сам, пока родители на работе.

Придётся договариваться

Итак, школьника отправили на карантин или каникулы, родители, беспокоясь за него, тоже хотят сидеть дома. Есть несколько способов решить этот вопрос:

  1. Попросить очередной оплачиваемый отпуск. График отпусков составляется в декабре, но по согласованию с руководителем может быть изменён в любое время. В таком случае родитель не потеряет в зарплате (если она официальная), но израсходует отпуск.
  2. Попросить отпуск без содержания, если очередной исчерпан, не полагается или его жалко тратить. Отпуск без содержания можно получить только по согласованию с работодателем, поскольку он не обязан его давать. Сроки и условия тоже обговариваются в индивидуальном порядке.
  3. Перевестись на удалённую работу. Некоторые компании уже предоставили работникам такую возможность. Чем дальше будет распространяться эпидемия, тем больше работодателей сдадутся и отправят работников на домашнюю работу, поскольку они тоже заинтересованы сохранить здоровье сотрудников.
  4. Супругам наладить сменный график. Например, если каждый из них работает 2Х2, то по согласованию с руководством и сменщиками можно сидеть дома по очереди.
  5. Объедениться с другими родителями: сидеть по очереди или нанять одну няню на несколько детей.

Каждый из этих способов зависит от лояльности работодателя и условий труда родителей. Есть работы, с которых не отпустят из-за усиленного графика работы. Например, медики. Есть работы, которые не предполагают сменный или удалённый график работы. Каждый случай надо рассматривать индивидуально и решать всё с руководством и вторым родителем.

Есть ещё один вариант — нанять няню. Пока цены на их услуги не изменились, потому что не увеличился спрос. Однако некоторые эксперты предупреждают, что возможно повышение.

Бабушки под запретом

Если школу закрыли на карантин, то в последнюю очередь надо обращаться к бабушкам. Пожилые люди находятся в зоне риска. Судя по статистике, они хуже переносят болезнь и у них чаще проявляются побочные эффекты.

Когда в городе уже есть заразившиеся, а у ребёнка и его родителей было много контактов с другими людьми, велика вероятность передать болезнь и бабушке. В таком случае лучше ей помогать с покупкой продуктов, лекарств, оплатой квитанцой, а не обращаться за помощью.

Итак, если ребёнок оказался на вынужденных каникулах или карантине, возможен следующий план действий:

Доучились мы до 8 класса, а тут пришла неожиданная новость, школу сына закрывают на реконструкция на год. Всех учащихся переводят в другую, в соседнем микрорайоне, это далековато, учиться предлагают во 2 смену, а ездить придется на автобусе. Особенно зимой будет плохо, ведь ожидать автобуса придется поздно вечером, там и транспорт хуже ходит, и холодно. Опять же кружки с секциями выпадают, не сможем их посещать. Некоторые родители уже перевели детишек в близлежащие школы. Мы раздумываем, как поступить, остаться с классом и перетерпеть годик, либо тоже перейти, но тогда подростку придется вливаться заново в коллектив?


Если Вас полностью устраивает коллектив, педагоги, уровень знаний, которые дает школа, то эти временные неудобства я бы потерпела. У нас у знакомых тоже закрывают школу на ремонт, но там детей распределили по разным школам (и рады были бы продолжать ужиться все вместе со своими преподавателями, но нет такой возможности). То есть все учатся в первую смену, но в чужой школе, в чужом коллективе и с другими преподавателями. Ориентировочно сказали на год, но ремонт может занять и больше времени. При этом все планируют вернуться в свою прежнюю школу. Если дорога в школу/со школы у Вас будет уж совсем невыносимой, можете попробовать временно, на год, перейти в другую школу. Может, сыну там так понравится, что и возвращаться не захочет. И не настраивайте себя и ребенка на то, что влиться в новый коллектив - это сложно. Для большинства детей в этом возрасте это не составляет проблем.


Да, в подростковом возрасте просто нужно поддержать ребёнка и можно смело перейти в другую школу на годик.

У меня брат учился в школе через дорогу, затем пришлось перейти в другую, где работала мама на тот момент. Сложно было только первые месяцы, потому что период адаптации есть у всех людей. Он проучился там 2 года, затем вернулись в прежнюю школу. Мне повезло, училась все 10 лет в одной школе. Но пример брата и меня поддержал по жизни.


Мне кажется, все равно большинство детей перейдет в школы поблизости от дома, так что лучшим вариантом будет также, временно перейти в школу недалеко от дома, чем ездить далеко в школу, которую предложили. А потом через год вернуться в свою отремонтированнную. Может так получиться, что кто-то из одноклассников поступит также, так что в новой школе окажутся свои давно знакомые ребята.

Читайте также: