Афиногенов страх краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Это представитель "консерваторов" в тогдашней драматургии (к "консерваторам" в драматургии, безусловно, относили себя и М.Булгаков, ориентировавшийся на классические традиции, а также М.Горький как драматург).

Для пьесы "Страх" при всей её публицистичности характерны ослабленность чисто событийной линии, повышенное внимание к интеллектуально-нравственным противоречиям и проблемам, к внутреннему миру героев. Конфликт проявляется прежде всего в действии, в противоборстве характеров, а не в спорах и дискуссиях. Для пьесы Афиногенова свойственна глубокая разработка характера. Массовые сцены, "панорама" эпохи отсутствуют.

В пьесе "Страх" (1930) конфликт построен на противоречии и противостоянии разных жизненных позиций. Тема – наука и политика. Главный герой – профессор Бородин – человек незаурядных качеств: мужественный, благородный, темпераментный. Он ставит себя в оппозицию к режиму, т.к. считает, что наука должна быть вне политики. У него своя точка зрения на человека: поступки его определяются физиологическими стимулами: голодом, страхом, любовью, гневом. Нет каких-то особых мотивов, классовых, например, или социально-исторических. Отсюда его вывод: "Способы управления и руководства людьми в социалистической стране неприемлемы". Бородин – приверженец "чистой" науки, но в обществе, тотально политизированном, таковая невозможна. Уже сама аполитичность волей-неволей ставит Бородина в оппозицию к режиму. "Кто не с нами – тот против нас", – доказывает автор, ставя Бородина в такую ситуацию: под прикрытием его аполитичности в институте его же ученики и сотрудники образуют контрреволюционную организацию. Осознавая это, Бородин переоценивает свою позицию и начинает понимать, что нельзя быть "ни на чьей стороне"; нейтралитета не может быть в стране, где всё определяет классовая борьба. Следует раскаяние; возникает у героя и стремление "работать для народа".

Антитеза: Бородин – Клара Спасова, большевичка, помогающая молодым ученым усваивать нравственные принципы социализма. Эта антитеза играет ведущую роль в раскрытии идеи пьесы.

Кульминация – доклад Бородина и ответное выступление Клары.

Жанр – социально-психологическая драма, но в то же время она отличается открытой публицистичностью и в проблематике, и в способах её разработки. Иногда сцена просто превращается в трибуну, разворачивается бурная дискуссия по социально-политическим или философским вопросам. Часто используется прием прямого обращения в зрительный зал, монолог призывающий, убеждающий, обличающий. Например, речь Клары о страхе и бесстрашии.

2. Героическая и историко-революционная драма в.Вишневский

Всеволод Вишневский во время гражданской войны был военным моряком, пулеметчиком на бронепоезде, чекистом, бойцом Первой Конной армии. В 20-е гг. "пробовал перо" в разных жанрах: новелла, очерк, детектив, "оратория", драма.

"Первая Конная" (1929)

Сюжет пьесы: создание Первой Конной армии и её путь в гражданской войне. Система образов сближает это произведение с такими романами, как "Железный поток" или "Падение Даира". В нем создается образ народной массы. Нет четко выделенных судеб каких-либо персонажей, есть единая судьба народа, совершающего революцию. "Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты".

Вишневский писал, что для него представляет интерес не жизнь и переживания Иванова или Петрова, а то, как тысяча ивановых и петровых делают одно дело и становятся монолитом.

Отсюда отсутствие имен у действующих лиц. Лишь один персонаж имеет имя – Иван Сысоев, остальные названы по социальному признаку: Рабочий, Командир…

Композиционные особенности вытекают из задачи автора (показать образ народа). Большую роль в композиции играют массовые сцены. Вводится образ Ведущего, реализующего в своих монологах стиль "пролетарской героики", лейтмотив пьесы. Это рупор идей автора. Возрождаются приемы агит-спектаклей первых лет революции.

Пьеса построена не на развитии единого действия, а по монтажному принципу, но это не просто монтаж, это публицистический монтаж. Объединяющее начало – образ Ведущего. Сюжет, композиция, система образов – все ориентировано на эпическое полотно и отделяет произведение от драмы.

"Первая Конная" – героическая историко-революционная драма по материалу, по стилю, а по форме близка к публицистике эпической.

Это не те слова, которые ожидаешь увидеть в советской пьесе, и тем более не ожидаешь узнать, что они вызвали восторг у всего партийного руководства и населения страны. Как Афиногенов решился их написать? Если посмотреть на воспоминания современников, оказывается, что многие эти реплики запо­мнили и записали в дневниках, что эта пьеса стала для них интеллектуальным потрясением, что они не ожидали услышать такие резкие слова в советском театре.

За несколько месяцев до появления пьесы страну потрясли первые показа­тельные процессы. Это были процесс Промпартии и Шахтинский процесс Шахтинское дело и дело Промпартии (1928 и 1930 годы) — Судебные процессы по обвинению во вредительстве и саботаже в промышленности. Всего по ним было арестовано больше двух тысяч человек. . Представителей старой интеллигенции обвинили во вредительстве против советской власти. Многих из них приговорили к расстрелу, а потом заменили расстрел тюремным заключением. Идея, что старые интеллигенты не могут вписаться в новую советскую жизнь, а только вредят, была необычайно популярной, и пьеса давала отклик на эти события.

Кроме этого, Афиногенов принадлежал к литературной группировке, которая называлась РАПП, Российская ассоциация пролетарских писателей. Тогда это была самая ненавистная литературная группа, которая, как считается, затравила Маяковского и не давала жизни многим писателям и поэтам. Афиногенов был лидером драматической секции этой организации и в своих теоретических работах писал, что советская литература должна пользоваться таким необычайным художественным методом, который бы использовал наработки диалектического материализма.

Сейчас, когда говорят о советском диалектическом материализме, то вспо­минают пустые, ничего не значащие фразы. Все привыкли, что это выхолощенный метод, который не несет никакого содержания. В 1930-е годы это было не так. Тогда была крепка вера в учение Маркса, в то, что этим уче­нием можно научно объяснить феномен повседневной социальной жизни — и выстроить и литературную практику, и государственную практику так, чтобы можно было построить справедливое общество.

Театр оказывался не местом, где зритель должен был развлекаться, он оказы­вался мастерской, в которой куется новый человек. Куется не только на сцене, а главным образом в зале. И необычайно важно следить за зрителем, которого провоцируют на диалог. Если мы посмотрим на то, как воспринималась пьеса Афиногенова в советских театрах, можно считать, что Афиногенов достиг своей цели.

Но после того, как Бородин заканчивал выступление, на трибуну поднималась старая большевичка Клара и произносила пламенную речь о том, что Бородин не прав — потому что в своих научных построениях, якобы объективных, на самом деле он субъективно становился на сторону контрреволюции. Чтобы страх пропал, настоящему большевику нужно заразиться большевицким бесстрашием так, как это делали революционеры, которые гибли в тюрьмах и ссылках, которые ковали Октябрьскую революцию. И если классовая борьба будет доведена до конца, то страх в том смысле, о котором говорит Бородин, умрет, и советское общество от него избавится и будет жить с бесстрашием. И вот здесь уже бóльшая часть публики начинала хлопать.

Главная цель и самого Афиногенова, и постановки была в том, чтобы возбудить зрителя, продемонстрировав актуальность идей Бородина. То, что он говорит, максимально похоже на ту критику, которую можно встретить в эмигрантской пьесе или в неподцензурных письмах. Все его претензии к советской власти — они озвучивались на уровне интеллигенции. Условно говоря, если б тогда существовал Facebook, то оппозиционно настроенный Facebook такими реп­ликами и обменивался бы. Но здесь прямо в зале этим настроениям давался отпор.

И эта демонстрация была тем более впечатляющая, что она не была срежис­сирована на сцене — такое советский зритель это уже много раз видел, к тому моменту в советских театрах шло много таких картонных пьес, где были пло­хие белые и контрреволюционеры, которых разоблачали, и были безупречные большевики. А тут оказывался очень симпатичный герой, профессор, который научно рассказывает свою теорию и терпит поражение.

Это подводит нас к главной мысли, о которой нужно помнить, что литература в советское время очень часто мыслилась как инструмент, как волшебный прибор, который позволит сделать так, чтобы из старого обремененного буржуазными пережитками и неправильной идеологией человека родился идеальный советский гражданин. Театр должен был это создать.

Краткое содержание пьесы отсюда.

Главная проблема пьесы - судьбы старой и новой интеллигенции в Советской России. Её герои - сотрудники Института физиологических стимулов. Институт занимается проблемой формирования нового человека (идея, по тем временам, весьма популярная: достаточно вспомнить изучавший природу гениальности московский Институт мозга, в котором собирали, консервировали и препарировали мозги великих усопших - от Ленина до Маяковского).

Местом генерального сражения сил добра и зла в Институте становится Лаборатория людского поведения. Используя собранные Лабораторией данные, глава консерваторов профессор Бобров делает доклад, в котором утверждает, что поведение большинства советских людей определяет страх.

«Восемьдесят процентов всех обследованных живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток. Партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник -обвинений в идеализме, работник техники -обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху великого страха. Страх заставляет талантливых интеллигентов отрекаться от матерей, подделывать социальное происхождение, пролезать на высокие посты: ведь на высоком месте не так страшна опасность разоблачения.

Страх ходит за человеком. Человек становится недоверчивым, замкнутым, недобросовестным, неряшливым и беспринципным. Никто ничего не делает без окрика, без занесения на чёрную доску, без угрозы посадить или выслать. Кролик, который увидел удава, не в состоянии двинуться с места, - его мускулы оцепенели, он покорно ждёт, пока удавные кольца сожмут и раздавят его. Мы все кролики.

Конечно же, заблудшему профессору дадут достойный отпор.

Конечно же, выяснится, что его подтолкнули к неверным выводам и им манипулировали контрреволюционные элементы из-за границы.































Все места проданы

Премьера - 29 января 2022 г.

2 часа 20 минут с одним антрактом

Участвует в программе "Пушкинская карта"

Главные герои пьесы "Страх" сотрудники Института физиологических стимулов и его научный руководитель - профессор Иван Ильич Бородин (в этой фигуре современники легко могли узнать академика Павлова). В Институт физиологических стимулов, по партийной разнарядке, попадают молодые и энергичные, но малообразованные “выдвиженцы”. Среди них коммунистка, дочь токаря по металлу Елена Макарова и казах-партиец Хусаин Кимбаев.

Елена Макарова предлагает создать внутри Института — Лабораторию людского поведения. С помощью этой лаборатории Макарова планирует окончательно изменить советскую действительность: вывести новую “породу” людей, которые не будут бояться, ревновать, воровать, лгать и т.д. Ее цель — коммунизм, коллективизм, социализм, справедливость, утопия: “рай” на планете Земля.

Однако профессор Бородин намерен использовать Лабораторию людского поведения против самих же выдвиженцев. С помощью лаборатории он намерен научно доказать, что страна катится в пропасть, что управлять государством должны ученые, а не рабочий класс. В институте разгорается война между профессурой старой школы и молодыми выдвиженцами. Конфликт охватывает весь институт, в котором происходит раскол на два лагеря.

Современное прочтение знаменитой пьесы, с успехом шедшей в большинстве театров СССР, позволит зрителю окунуться в атмосферу 30-х годов. Режиссёр Арсений Мещеряков привлёк к работе высокопрофессиональную постановочную группу, многих ведущих актёров театра. В сценографии, костюмах и музыкальном оформлении спектакля использованы символика и стилистика начала 1930-х годов. Декорации спектакля легко трансформируются, приближая постановку к эстетике революционного уличного театра.


Читайте также: