Технологическая карта по окружающему миру 4 класс школа россии начало истории человечества
Обновлено: 05.07.2024
-учить описывать по иллюстрациям быт первобытного человека.
Развивающая:
-развивать умения организовывать продуктивное взаимодействие
- развивать культуру речи;
Воспитательная:
-воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, самостоятельность, дисциплинированность
- воспитывать уважительное, отношение к учителю и сверстникам
- прививать познавательный интерес к урокам окружающего мира, через использование видео -фильма о жизни первобытных людей
Деятельность обучающихся
Формы организации деятельности
Дидактические средства, интерактивные средства обучения
История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем.
- Как вы понимаете данное высказывание?
—
Контроль со стороны учителя за подготовкой к уроку
—
Р. Волевая саморегуляция
Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
“Историю знать хорошо, или это плохо?”
- А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)
- Вы правы, ребята.
- “История – наука о прошлом”.
История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.
- Вы верно ответили, что исторические источники бывают письменными, вещественным, устными. Что относится к письменным источникам? (Летописи, грамоты, указы, документы, дневники, наскальная письменность)
- Что относится к вещественным источникам? (орудия труда, вещи быта, кости)
- Что относится устным источникам? (Былины, сказания, предания, эпос)
- Вы ответили верно, молодцы!
- Скажите какая наука тесно связана с историей? Её в шутку называют истерией, вооруженной лопатой. (Это археология)
- Что вы знаете об археологии? (Это наука- помощница историй. Археологи выкапывают из земли древние предметы)
- Правильно, многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. Археология - наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука - одна из главных помощниц истории. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли.
- Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? Совершенно верно, это лента времени. Что отображено на ленте времени? (Века и годы) Для чего нужна лента времени? (Для того, чтобы понять в какой век произошло то или иной событие)
- История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
- Письменные, вещественные, устные
- Летописи, грамоты, указы, документы, дневники, наскальная письменность
- орудия труда, вещи быта, кости
- Былины, сказания, предания, эпос
Умение организовывать самостоятельную работу, умению организовывать самостоятельную работу.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать затруднения, прогнозировать результаты деятельности.
заинтересованность в приобретении и обогащение знаний;
Проявлять уважение по отношению к партнеру.
- Просмотрите на слайд. Кто изображен на иллюстрации? ( Ответы детей)
- Это не обезьяна и не снежный человек. Это наш предок. Это первобытный человек.
К: умение сотрудничать. Умение организовать продуктивное взаимоотношение.
Формировать представление о исторической эпохе – первобытная история.
Формировать умение называть отличительные признаки первобытного человека от современного.
У учащихся будет сформировано представление о исторической эпохе – первобытная история.
Формировать умение называть отличительные признаки первобытного человека от современного
Формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самооценку деятельности.
Формировать умение выделять существенную информацию, осуществлять анализ, проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.
3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, и контролировать действия партнёра.
Регулятивные:
осуществлять волевую саморегуляцию;
принимать и сохранять учебную задачу.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять самооценку деятельности.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные:
владеть диалогической речью;
слушать и понимать речь других.
Учащиеся получат возможность научиться:
контролировать действия партнёра.
1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
2. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работы
Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.
-Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.
Проверяет готовность к уроку.
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Сегодня мы с вами перейдём ко 2 части учебника по окружающему миру. Чтобы узнать, что мы будем изучать в этой части отгадайте загадку:
«Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
- Вы встречались уже с этим словом?
- Как вы думаете, что такое история?
История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени которое сейчас и узнаем.
Разгадывают кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.
2. Учреждение, где хранятся документы.
3. Деловая бумага.
4. Книжка с перечнем всех дней в году.
5. Предмет, выставленный в музее.
- Прочитайте выделенное слово. Кто это?
Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”.
-Как вы думаете, для чего нужно знать свои историю?
- У всех народов мира есть свое прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить, развиваться, смело идти в будущее. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но были и радостные события, открытия чего-то нового.
- Откройте содержание учебника и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.
- Прочитайте название разделов.
- Какой раздел вас заинтересовал?
- Откройте учебник на стр.3 и скажите, как называется 1 раздел.
- По цепочке прочитайте, чему вы научитесь, изучая этот раздел.
П: осуществлять анализ.
К: владеть диалогической формой речи.
3.Выявление места и причины затруднения.
Подведение к теме урока.
-История уходит в глубь веков и сегодня мы начнём изучать её. А чтобы узнать тему нашего урока выполните задание: каждому ряду нужно расшифровать слово и из полученных слов вы узнаете темы нашего урока.
- Какие слова получились?
- Какая тема нашего урока?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Определите цель нашего урока.
Начало, история, человечество.
-Начало истории человечества.
П: осуществлять анализ.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какие будут главные вопросы нашего урока?
-Сформулируйте задачи урока из этих вопросов.
1.Узнать какие бывают исторические эпохи.
2.Изучить жизнь первобытных людей.
Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Реализация построенного проекта.
-Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох.
Найдите название этих эпох в учебнике на стр. 4.
Эпохи также отображают в виде ленты времени.
Посмотрите, как она может выглядеть.
- Как называется первая эпоха?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру.
- Как люди узнают о событиях прошлого? Откуда получают сведения?
- Все то, что помогает нам узнавать о прошлом называется исторические источники. Они бывают письменные, но большинство из них вещественные.
А какая наука помогает историкам находить остатки прошлого?
- Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.
- Найдите в тексте, где археологи нашли следы существования первобытных людей?
- Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке, жили свыше двух миллионов лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
- Первой и самой долгой была первобытная история.
- Как вы думаете, как называли людей, живших в эту эпоху?
- Посмотрите на иллюстрации и сравните внешние особенности древнего человека и человека, по своему облику похожего на современного. Также можете посмотреть на рисунки учебника.
- Я вам расскажу поподробнее, а вы слушайте внимательно, потом вам необходимо будет выполнить задание.
Первые известные нам предки человека и обезьян обитали много миллионов лет назад и назывались дриопитеки, потому что жили на деревьях.
На ранних стадиях развития первобытный человек еще мало чем отличался от животных. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей.
- Посмотрите и скажите, на кого похож был человек?
-Люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.
- По сравнению с современным человеком, у древнего ноги были короче, а руки свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу.
- Как вы думаете какую работу мог выполнять человек руками?
-У него были более широкие кости, и соответственно, массивный скелет. Древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.
- Посмотрите на череп человека первобытного и современного. Что вы заметили?
-Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше.
- Как вы думаете, почему?
- Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса, теперь они его жарили. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше был развит орган обоняния.
Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
Лбы у людей были низкие и покатые. Постепенно лоб становился выше и прямее, как у нас с вами.
- Как вы считаете, почему?
-А теперь выполните задание 2 в листе исследователя.
-Кто хочет выполнить у доски?
-Проверьте своё выполнение, сверив с доской.
- Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени
- Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: Окружающий мир
Тема: Начало истории человечества
Цель: дать учащимся представление о жизни первобытных людей.
Этапы учебного занятия. Содержание
Виды деятельности обучающихся
Форма организации образовательной деятельности
Материально-техническое и методическое обеспечение
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Цель: настроить детей на плодотворную работу.
Раз - читаем летопись,
Два - идём в музей.
Узнаем о первобытном времени И станем мы мудрей.
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб историками стать
дети рассаживаются по местам; проверяют наличие принадлежностей
формируют навыки самоорганизации
Итоги проверочной работы
-Что не получилось?
-Какое задание вызвало трудность?
-Какое задание было интересным?
-Какой вывод сделали для себя, закончив изучение раздела?
Тест. (Приложение 1)
-Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь?
Изучаем мы природу и сезоны года,
Птиц, животных, насекомых, местную погоду.
Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,
Со знаниями нашими нигде не пропадем. (Окр.мир)
Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит!
-Что вы уже слышали об этой удивительной науке-истории?
Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История- это дорога времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
-Подведём итог, сформулируем свое определение.(История- наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе.)
-Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике.
-Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел.
отвечают на вопросы
участвуют в диалоге
участвуют в диалоге
участвуют в диалоге
работают с учебником
называть исторические эпохи
Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний
К: соблюдать правила речевого поведения
Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы
листочки с заданием 6 шт
3.Работа по теме.
-И мы начинаем изучение истории с первобытной истории.
Презентация слайд 1(история- наука о прошлом)
В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.
Презентация слайд 2 (фото Геродота)
Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
-А как люди узнали о первобытных людях?
Презентация слайд 3 (археологические раскопки)
Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.
-А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Археологами.)
Презентация слайд 4 (фото первобытных людей)
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну.
Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
Презентация слайд 5 (занятия первобытных людей)
Первобытные люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах.
Презентация слайд 6 (орудия труда: рубило, палка-копалка, копьё)
Презентация слайд 7 (искусство первобытного человека)
Первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми.
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
Прочитайте текст в учебнике на с 4-7.
Ученики задают свои вопросы по тексту, выбирают того, кто ответит на данный вопрос. Учитель дополняет ответы детей.
-Почему огонь стал величайшим помощником для человека?
-Выполним задание 1 на с.3 рабочей тетради.
Задание 2 на с. 3 рабочей тетради.
-Рассмотрите рисунки на с.5 учебника. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
-Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.
Открытый урок по окружающему миру на тему "Начало истории человечества", который увлекательно и занимательно вовлечёт учащихся в мир прошлого, к истокам человечества.
Урок 35. Начало истории человечества
Цели
деятельности
учителя
открытие нового знания
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира
методы и формы
обучения
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная
Образовательные
ресурсы
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей
Основные
понятия
Первобытные люди, дриопитек, археология, геродот
организационная структура (сценарий) урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Формы организации
взаимодействия
(универсальные
учебные действия)
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного
материала
СЛАЙД 1.
Читает стихотворение:
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о первобытном времени
И станем мы мудрей.
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
– Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия
слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
Обобщение изученного материала.
– Что такое история?
– У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.
История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
вспомним исторические термины, изученные ранее,
и решим кроссворд. СЛАЙД 3.
Отвечают
на вопросы учителя.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
составление рассказа, разгадывание кроссворда
III. Изучение
нового материала
Работа
по учебнику.
– Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.)
СЛАЙД 4.
СЛАЙДЫ 5, 6.
– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
– А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?
Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.
СЛАЙДЫ 7 - 12.
предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2,
с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.
– Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника
Читайте также:
- Конкурс серов в художественной школе
- Эдгар уоллес мститель краткое содержание
- Островский за двумя зайцами краткое содержание
- Катастрофа набоков краткое содержание
- Справка по итогам 2 четверти в школе