Технологическая карта по окружающему миру 4 класс школа россии начало истории человечества

Обновлено: 05.07.2024

-учить описывать по иллюстрациям быт первобытного человека.

Развивающая:

-развивать умения организовывать продуктивное взаимодействие

- развивать культуру речи;

Воспитательная:

-воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, самостоятельность, дисциплинированность

- воспитывать уважительное, отношение к учителю и сверстникам

- прививать познавательный интерес к урокам окружающего мира, через использование видео -фильма о жизни первобытных людей


Деятельность обучающихся

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивные средства обучения

История – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем.

- Как вы понимаете данное высказывание?




Контроль со стороны учителя за подготовкой к уроку


Р. Волевая саморегуляция

Крошка сын к отцу пришёл

И спросила кроха:

Историю знать хорошо, или это плохо?”

- А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

- Вы правы, ребята.

- “История – наука о прошлом”.

История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.

- Вы верно ответили, что исторические источники бывают письменными, вещественным, устными. Что относится к письменным источникам? (Летописи, грамоты, указы, документы, дневники, наскальная письменность)

- Что относится к вещественным источникам? (орудия труда, вещи быта, кости)

- Что относится устным источникам? (Былины, сказания, предания, эпос)

- Вы ответили верно, молодцы!

- Скажите какая наука тесно связана с историей? Её в шутку называют истерией, вооруженной лопатой. (Это археология)

- Что вы знаете об археологии? (Это наука- помощница историй. Археологи выкапывают из земли древние предметы)

- Правильно, многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. Археология - наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука - одна из главных помощниц истории. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли.

- Посмотрите на слайд. Что на нём изображено? Совершенно верно, это лента времени. Что отображено на ленте времени? (Века и годы) Для чего нужна лента времени? (Для того, чтобы понять в какой век произошло то или иной событие)

- История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

- Письменные, вещественные, устные

- Летописи, грамоты, указы, документы, дневники, наскальная письменность

- орудия труда, вещи быта, кости

- Былины, сказания, предания, эпос

Умение организовывать самостоятельную работу, умению организовывать самостоятельную работу.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать затруднения, прогнозировать результаты деятельности.

заинтересованность в приобретении и обогащение знаний;

Проявлять уважение по отношению к партнеру.

- Просмотрите на слайд. Кто изображен на иллюстрации? ( Ответы детей)

- Это не обезьяна и не снежный человек. Это наш предок. Это первобытный человек.

К: умение сотрудничать. Умение организовать продуктивное взаимоотношение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление о исторической эпохе – первобытная история.

Формировать умение называть отличительные признаки первобытного человека от современного.

У учащихся будет сформировано представление о исторической эпохе – первобытная история.

Формировать умение называть отличительные признаки первобытного человека от современного

Формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самооценку деятельности.

Формировать умение выделять существенную информацию, осуществлять анализ, проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.

3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, и контролировать действия партнёра.

Регулятивные:

осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться:

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации;

Учащиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

владеть диалогической речью;

слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться:

контролировать действия партнёра.

1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы работы

Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Проверяет готовность к уроку.

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Сегодня мы с вами перейдём ко 2 части учебника по окружающему миру. Чтобы узнать, что мы будем изучать в этой части отгадайте загадку:

«Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

- Вы встречались уже с этим словом?

- Как вы думаете, что такое история?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени которое сейчас и узнаем.

Разгадывают кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

- Прочитайте выделенное слово. Кто это?

Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”.

-Как вы думаете, для чего нужно знать свои историю?

- У всех народов мира есть свое прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить, развиваться, смело идти в будущее. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но были и радостные события, открытия чего-то нового.

- Откройте содержание учебника и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

- Прочитайте название разделов.

- Какой раздел вас заинтересовал?

- Откройте учебник на стр.3 и скажите, как называется 1 раздел.

- По цепочке прочитайте, чему вы научитесь, изучая этот раздел.


П: осуществлять анализ.

К: владеть диалогической формой речи.

3.Выявление места и причины затруднения.

Подведение к теме урока.

-История уходит в глубь веков и сегодня мы начнём изучать её. А чтобы узнать тему нашего урока выполните задание: каждому ряду нужно расшифровать слово и из полученных слов вы узнаете темы нашего урока.

- Какие слова получились?

- Какая тема нашего урока?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Определите цель нашего урока.

Начало, история, человечество.

-Начало истории человечества.

П: осуществлять анализ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Какие будут главные вопросы нашего урока?

-Сформулируйте задачи урока из этих вопросов.

1.Узнать какие бывают исторические эпохи.

2.Изучить жизнь первобытных людей.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Реализация построенного проекта.

-Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох.

Найдите название этих эпох в учебнике на стр. 4.

Эпохи также отображают в виде ленты времени.

Посмотрите, как она может выглядеть.

- Как называется первая эпоха?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру.

- Как люди узнают о событиях прошлого? Откуда получают сведения?

- Все то, что помогает нам узнавать о прошлом называется исторические источники. Они бывают письменные, но большинство из них вещественные.

А какая наука помогает историкам находить остатки прошлого?

- Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.

- Найдите в тексте, где археологи нашли следы существования первобытных людей?

- Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке, жили свыше двух миллионов лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

- Первой и самой долгой была первобытная история.

- Как вы думаете, как называли людей, живших в эту эпоху?

- Посмотрите на иллюстрации и сравните внешние особенности древнего человека и человека, по своему облику похожего на современного. Также можете посмотреть на рисунки учебника.

- Я вам расскажу поподробнее, а вы слушайте внимательно, потом вам необходимо будет выполнить задание.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали много миллионов лет назад и назывались дриопитеки, потому что жили на деревьях.

На ранних стадиях развития первобытный человек еще мало чем отличался от животных. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей.

- Посмотрите и скажите, на кого похож был человек?

-Люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

- По сравнению с современным человеком, у древнего ноги были короче, а руки свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу.

- Как вы думаете какую работу мог выполнять человек руками?

-У него были более широкие кости, и соответственно, массивный скелет. Древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.

- Посмотрите на череп человека первобытного и современного. Что вы заметили?

-Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше.

- Как вы думаете, почему?

- Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса, теперь они его жарили. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше был развит орган обоняния.

Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Лбы у людей были низкие и покатые. Постепенно лоб становился выше и прямее, как у нас с вами.

- Как вы считаете, почему?

-А теперь выполните задание 2 в листе исследователя.

-Кто хочет выполнить у доски?

-Проверьте своё выполнение, сверив с доской.

- Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени

- Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Окружающий мир

Тема: Начало истории человечества

Цель: дать учащимся представление о жизни первобытных людей.

Этапы учебного занятия. Содержание

Виды деятельности обучающихся

Форма организации образовательной деятельности

Материально-техническое и методическое обеспечение

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

Раз - читаем летопись,

Два - идём в музей.

Узнаем о первобытном времени И станем мы мудрей.

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб историками стать

дети рассаживаются по местам; проверяют наличие принадлежностей

формируют навыки самоорганизации

Итоги проверочной работы

-Что не получилось?

-Какое задание вызвало трудность?

-Какое задание было интересным?

-Какой вывод сделали для себя, закончив изучение раздела?

Тест. (Приложение 1)

-Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь?

Изучаем мы природу и сезоны года,

Птиц, животных, насекомых, местную погоду.

Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,

Со знаниями нашими нигде не пропадем. (Окр.мир)

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит!

-Что вы уже слышали об этой удивительной науке-истории?

Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История- это дорога времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

-Подведём итог, сформулируем свое определение.(История- наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе.)

-Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике.

-Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел.

отвечают на вопросы

участвуют в диалоге

участвуют в диалоге

участвуют в диалоге

работают с учебником

называть исторические эпохи

Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний

К: соблюдать правила речевого поведения

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы

листочки с заданием 6 шт

3.Работа по теме.

-И мы начинаем изучение истории с первобытной истории.

Презентация слайд 1(история- наука о прошлом)

В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Презентация слайд 2 (фото Геродота)

Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

-А как люди узнали о первобытных людях?

Презентация слайд 3 (археологические раскопки)

Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

-А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Археологами.)

Презентация слайд 4 (фото первобытных людей)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну.

Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Презентация слайд 5 (занятия первобытных людей)

Первобытные люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах.

Презентация слайд 6 (орудия труда: рубило, палка-копалка, копьё)

Презентация слайд 7 (искусство первобытного человека)

Первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми.

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Прочитайте текст в учебнике на с 4-7.

Ученики задают свои вопросы по тексту, выбирают того, кто ответит на данный вопрос. Учитель дополняет ответы детей.

-Почему огонь стал величайшим помощником для человека?

-Выполним задание 1 на с.3 рабочей тетради.

Задание 2 на с. 3 рабочей тетради.

-Рассмотрите рисунки на с.5 учебника. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.

-Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру на тему "Начало истории человечества", который увлекательно и занимательно вовлечёт учащихся в мир прошлого, к истокам человечества.

Урок 35. Начало истории человечества

Цели
деятельности
учителя

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей

Основные
понятия

Первобытные люди, дриопитек, археология, геродот

организационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

СЛАЙД 1.

Читает стихотворение:

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

– Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

Обобщение изученного материала.

– Что такое история?

– У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

вспомним исторические термины, изученные ранее,
и решим кроссворд. СЛАЙД 3.

Отвечают
на вопросы учителя.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

составление рассказа, разгадывание кроссворда

III. Изучение
нового материала

Работа
по учебнику.

– Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.)

СЛАЙД 4.

СЛАЙДЫ 5, 6.

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

– А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

СЛАЙДЫ 7 - 12.

предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2,
с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

– Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника

Читайте также: