Адаптация трудных подростков в школе

Обновлено: 05.07.2024

Что может помочь педагогу в работе с подростками, не заинтересованными в учебе?

Во-вторых, обозначение минимальных требований к ученикам. Это базовые правила, они могут относиться как к поведению на уроках, так и к освоению учебной дисциплины. Правила могут касаться использования гаджетов, времени возможного опоздания, наличия домашних работ и т. д. Хорошо, чтобы правил было немного и они четко соблюдались. Правила задают структуру, внутри которой возможно договариваться с учениками о менее принципиальных вещах и проч. Также эти правила выполняют важную функцию – вы становитесь более предсказуемым, а значит, и более безопасным для учеников. Когда ученики понимают, что правила работают для всех одинаково, вне зависимости от обстоятельств, они перестают в этой точке сопротивляться, повышается ваш авторитет. Также часто подростки сами начинают поддерживать заданную рамку.

работа в малых группах,

работа со спорными утверждениями,

помощь более успевающих в учебе учеников менее успевающим,

тьюторская поддержка от старшеклассников,

ученики могут помогать ребятам из младших классов. И многое другое.

Методов может быть много, их можно заимствовать у коллег, придумывать самим или с подростками. Нововведения можно предлагать в формате эксперимента, когда вы пробуете новый формат работы и в зависимости от результата решаете, оставлять его или нет.

lori-0005857590-fullsize.jpg

В работе с подростками, которые не заинтересованы в учебе, много нестандартных творческих решений, интересных открытий, иногда бессилия и точно много возможностей для профессионального развития. Педагогу важно быть достаточно авторитетным и стабильным, чтобы продолжать управлять классом, а с другой стороны – внимательным и сочувствующим, чтобы сохранять позитивные отношения с учениками.

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающие поколения и пытаться определить, что несут они миру, чем сход и в чем отличны от них самих. Каждый возраст находится в непосредственном отношении с действительностью, каждый возраст важен сам по себе в жизни конкретного человека, независимо от связи с последующими возрастными периодами. Поэтому важно изучать и знать особенности каждого возраста, чтобы не только максимально использовать их для подготовки человека к жизни во взрослом обществе, но и для того, чтобы направлять его жизнь на любом возрастном этапе в соответствии с общественными целями и интересами. Надо различать хронологический возраст — прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст - степень физиологического развития человека, психологический возраст — степень душевного развития, педагогический возраст — степень овладения культурой данного общества. Эти возрасты могут не совпадать, и это несовпадение далеко не всегда указывает на какие-то ненормальности в его развитии.

Социализация подростка с проблемами социальной адаптации на сегодня является одной из практически значимых в педагогике и психологии. Для успешного функционирования в социуме индивид должен обладать двумя рядами качеств: во-первых, иметь устойчивое ядро личности (мировоззрение, социальные и нравственные убеждения); во-вторых, обладать психологической гибкостью, способностью перерабатывать и усваивать новую информацию и создавать новое на протяжении своей жизни. Все классики педагогики писали о необходимости развития индивидуальности и самостоятельности ребенка. Однако для этого нужны определенные социальные предпосылки, которые нередко отсутствуют. И здесь следует говорить о дезадаптации (неприспособленности), несоответствии статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным.

Суть подросткового комплекса, или подросткового кризиса, выражается в специфических поведенческих реакциях:

Какие же трудности возникают в преодолении дезадаптации старших подростков-школьников?

В исследовании рассматриваются проблемы социальной адаптации и пути их решения при реализации образовательных программ по специальностям энергетического направления.

Содержимое публикации

Н.В. Краковецкая, преподаватель междисциплинарных курсов

и общепрофессиональных дисциплин

1. Общие черты, определяющие характеры педагогически запущенных подростков:

- искажение в общественной направленности личности,

- несформированность устремлений (человек живет одним днём, своими прихотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций; бесхарактерен);

- общая пассивность личности (при неблагоприятных условиях способствует возникновению таких отрицательных черт, как леность и нерешительность);

- неорганизованность (может послужить основой для недисциплинированности, отчужденного отношения к другим людям и стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности, недоверия);

- неправильное отношение к труду (подросток избегает труда - возникает увёртливость, лживость, стремление жить за чужой счёт; если работа выполняется небрежно, то формируются легкомысленность и безответственность).

При таком комплексе недостатков и отрицательных свойств возникает трудновоспитуемость - состояние, в которое волей-неволей впадает педагогически запущенная личность, и которое делает эту личность невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может просто вести к невосприятию ребёнком педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.

2. Влияние семьи

По отношению родителей к воспитанию своих детей семьи педагогически запущенных учащихся можно разделить на четыре наиболее типичные группы.

Первая группа - объективное, педагогически грамотное отношение родителей к своим детям. Однако такие семьи крайне редки среди тех, откуда в конечном счете выходят педагогически запущенные дети и подростки. Трудности воспитания в таких семьях порождаются какими-либо непредвиденными внешними обстоятельствами.

Вторая группа - семьи, где ребенок является объектом безрассудного обожания, где ему все дозволено, всё внимание сосредоточено на нём. Однако сам подросток демонстрирует собственное безразличное или отрицательное отношение ко всем окружающим. Эта категория несколько более распространена, чем первая, но тоже является сравнительно редкой.

Третья группа распространена среди семей педагогически запущенных подростков, а среди семей несовершеннолетних правонарушителей составляет почти пятую часть. Это аморальные в разных отношениях родители. Среди отцов - чаще всего пьяницы, среди матерей - ведущие беспорядочную жизнь, и тоже нередко увлекающиеся алкоголем; сюда относятся и родители, отбывшие или отбывающие наказание за совершенные ими преступления. Отрицательное влияние таких родителей на своих детей очевидно.

с признаками указанной выше третьей группы (аморальные родители);

родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей;

большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющие возможности уделять должного внимания ребенку.

3. Влияние социальной среды

В объединениях ровесников педагогически запущенные подростки играют разные социальные роли. Один может быть руководителем, вожаком группы. Другой - равным всем остальным. Третий - подчиненным, исполнителем. Четвёртый не играет никакой роли: его не замечают, игнорируют, а то и откровенно презирают.

Исходя из всего этого, ясно, насколько важно знать связи педагогически запущенных подростков и их социальную роль в различных группировках. Неудачи в учении, многочисленные замечания за плохое поведение, отрицательные оценки и суждения учителей резко снижают престиж педагогически запущенных учащихся в коллективе сверстников. Затравленные домашними неурядицами, школьными неуспехами, страдающие от презрения преуспевающих сверстников и от ни с чем не сравнимого подросткового одиночества, трудновоспитуемые подростки сбиваются в уличные компании, которые для многих становятся родной стихией. Именно в таких стихийных группах совершается подавляющее большинство подростковых правона-рушений.

4. Недостатки развития личности

Во-первых, недостатки воспитания сказываются часто не только на личности детей и подростков, но и на их здоровье: неправильный режим жизни, раннее приобщение к курению и алкоголю, участие в острых и затяжных семейных конфликтах - эти и другие неблагоприятные обстоятельства препятствуют правильному физическому развитию детей, приводят к некоторым нервно-психическим заболеваниям, неврозам и психопатиям.

Во-вторых, многие родители таких учащихся злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочную жизнь, что в некоторых случаях приводят к появлению врожденных аномалий развития у их детей.

Отклонения в психическом и физическом развитии, различные заболевания отрицательно сказываются на поведении учащихся, а иногда становятся и главной причиной их недостатков. Таким образом, в процессе учебно-воспитательной работы с педагогически запущенными подростками должно быть проведено их медицинское обследование и в необходимых случаях обеспечено их лечение и соблюдение всех других мер, рекомендованных врачами.

Деятельность педагога и воспитателя в этом отношении также представляет очень большую и кропотливую работу. Ведь обеспечить только познавательную сторонунравственного воспитания - значит дать человеку необходимые знания, просветить его, но оставить беспомощным в решении многообразных и сложнейших жизненных задач. При формировании волевых черт личности педагогу необходимо обеспечить воспитание активности или энергии характера, его организованности, стойкости (выносливости), терпеливости, настойчивости, не допуская проявлений упрямства, наконец, сделать человека мужественным. Задача перевоспитания на любом этапе - остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Подросток еще очень юн. Жизненный, социальный опыт у него мал. Он не умеет глубоко разбираться в людях, всесторонне оценивать их поступки и поведение в целом. Отдельные люди не один раз его обидели. Он делает вывод: все люди такие! И пройдет немало времени, пока он не обретет веру во взрослых, в их справедливое и доброжелательное отношение.

Однако потребность в общении с взрослыми у большинства педагогически запущенных есть. И не ко всем без исключения взрослым они относятся отрицательно. Существуют два основных условия, которые определяют в этом ключе успех работы с педагогически запущенными подростками:

организация дружеских, доверительных, теплых взаимоотношений с взрослыми людьми;

включение подростка в разностороннюю и содержательную жизнь коллектива ровесников.

Считаю, что важнейшим условием индивидуального подхода к учащимся является глубокое знание их особенностей, без чего любой разговор об индивидуальном подходе теряет всякий смысл. Все принципы изучения личности подростка, о которых далее пойдет речь, неразрывны и взаимосвязаны.

Принцип № 1.Изучение индивидуальных особенностей обучающегося в системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.

Это значит, что ни одна особенность или черта характера подростка не может выявляться и констатироваться сама по себе.

Принцип № 2.Объективность.

Вывод о человеке нельзя делать лишь, по мнению какого-то одного, пусть даже и очень опытного специалиста. Ведь при всех условиях его мнение будет субъективным, а, стало быть, может оказаться ошибочным. Чтобы правильно понять человека, надо сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей.

Принцип № 3.Динамичность изучения личности.

Человек изменяется всю жизнь. У подростков изменения происходят очень интенсивно. Крайне важно видеть их, чтобы использовать вскрытый, новый положительный потенциал, и вовремя принять меры по отношению к назревающему недостатку. Раз и навсегда зафиксированного мнения о подростке быть не должно. К сожалению, именно с этим приходится встречаться в практике и чаще всего - по отношению к педагогически запущенным учащимся.

Принцип № 4.Диалектичность изучения.

Педагог должен уметь видеть главные, ведущие качества учащегося; уметь отчленять их от качеств случайных и второстепенных, отмирающих; видеть противоречия в личности учащегося и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.

Принцип № 5.Педагогический оптимизм.

Вообще исключительно важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне.

Принцип № 6.Профессионализм изучения.

Заключается в глубоком знании психологии человека, психологии подростка и умении правильно понимать его.

Принцип № 7.Целеустремленность.

Изучение особенностей личности преследует, в самой общей форме, решение трех задач:

1) выявление наиболее благоприятных особенностей и возможностей для её (личности) обучения и воспитания;

2) выявление недостатков личности и недостатков организма;

3) оценка эффективности используемых средств обучения и воспитания.

На первом этапе работы (первое полугодие) преподаватели должны составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе (начинается в середине учебного года и заканчивается в разное время в зависимости от поставленных перед преподавателями задач) выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап - определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия. Предлагаем ввести следующиекритерии эффективности этого педагогического процесса:

Уровень эффективности

Достигнутый результат

Корректировка результата

приёмов) дал длительный, стойкий педагогический эффект; студент не только

готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с

Приём дал положительный педагогический эффект,

студент готов к воздействию и положительно реагирует на него.

Эффекта нет: студент либо не готов к данному воздействию, либо данный педагогический приём выбран неверно или слаб по интенсивности.

Подбор другого приёма, иных форм и методов

Выбрана правильная методика педагогического воздействия с

учётом особенностей личности студента, но никакого эффекта она не даёт.

Возможно влияние каких-либо значительных, внешних по отношению к семье и

учебному заведению сил.

Выявление внешних факторов, их преодоление; изменение форм и методов педагогического воздействия

Активно отрицательное, даже агрессивное отношение учащегося к педагогическому воздействию; очевидность стойких отрицательных установок по отношению к педагогу или учебному заведению в целом.

Постепенный, стадиальный подход:

-выявление отклонений в развитии личности и их причин;

-выявление достоинств и сильных сторон студента, опираясь на которые и развивая их можно осуществить его перевоспитание;

-выявление основных социально-педагогических причин формирования личности (как достоинств, так и недостатков);

-разработка программы и планов ндивидуального воздействия;

- включение студента в общий процесс жизни и деятельности коллектива.

Основные направления работы педагогов ЦК УГС 13.00.00

выявление педагогически запущенных детей (усилиями преподавателей ЦК с привлечением педагога-психолога);

установление причин социально - педагогической запущенности подростка;

разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников;

вовлечение "трудных" подростков в воспитательные центры, кружки, секции;

организация индивидуального наставничества (студенческого, преподаватель-ского);

Данная работа может быть приведена с использованием следующих приёмов индивидуального воздействия.

Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

- раскрытие возможностей студента и его умений;
- убеждение в необходимости предстоящей работы;
- раскрытие перспектив;
- определение содержания конкретных видов труда.

Активизация волевой установки:

- разработка правил повседневного эффективного труда.

Одобрение первых успехов в деятельности:
- некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности;
- моделирование ситуации успеха.

- сочетание требовательности и доверия.
Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:

- помощь обучающемуся в разборе его ошибок и их предупреждении («Подумай, прочи-тай это правило, ошибка здесь").
Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
- перестройка мотива;
- побуждение выполнить задание тотчас же.

Работа педагогов и воспитателей должна строиться и на применении приведённых нижевоспитательных приёмов.

Наказание. Не обходится и без этого. Но всегда любое решение педагогов и администрации ОУ строится только исходя из интересов подростка.

Следует помнить: какой бы приём или метод мы не выбрали в своей работе, подчинены они должны быть общей цели: созданию хорошего отношения ко всем своим воспитанникам и желанию помочь каждому их них в выборе правильного и честного жизненного пути.

Таким образом, видно, что наиболее значимыми для наших студентов являются такие качества, как доброта, справедливость и отзывчивость. Ведь авторитет педагога строится на том, каков он во взаимоотношениях с подростком. Это показательно. Ребята сами указывают нам, чего они ждут от педагога, и что будет действенным приёмом в работе с ними.

В связи с этим для преподавателей своей цикловой комиссии я разработала небольшие рекомендации-памятки:

Заповеди педагога

1.Думайте о своих отношениях со студентами, выстраивайте их.

2.При организации педагогического общения исходите не только из целей и задач, поставленных Вами, никогда не исключайте и интересы студента.

3.Свою речь акцентуируйте на конкретного подростка или группу подростков.

5.Постарайтесь понять психологическую атмосферу в студенческом коллективе, что поможет в общении с ребятами.

6.Умейте слушать и слышать.

7.Стремитесь ощущать настроение студентов в процессе общения с вами.

8. Убеждая в ошибках, старайтесь быть тактичным.

9. Не провоцируйте студентов на конфликты. Помните, что отношения между отдельными ребятами могут быть напряжёнными.

11.Будьте инициативны в общении.

12.Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

13.Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (строго по намеченному плану).

15.Преодолевайте своё отрицательное отношение к некоторым ребятам.

16.Помните, что только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17.Чаще улыбайтесь детям.

18.Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19.Студенты должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет и их отношение к вам.

20.Запоминайте ваше отношение к каждому подростку. Изменение отношения может повлечь за собой негативное поведение студента.

21.К каждой беседе следует готовиться. Разрабатывайте стратегию разговора.

22.Помните, что студенты взрослеют, и первоначальное поведение сменяется новым.

23.Помните, что возможны барьеры, возникшие между педагогом и группой. Здесь следует учитывать как социально-психологическую обстановку в группе, так и межличностные отношения в студенческом коллективе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как помочь ребенку в условиях малокомплектной сельской школы.

Паспорт программы

Рябова Галина Демьяновна, заместитель директора по методической работе

Создание условий для поддержки и развития детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях

Создание проектов для работы с детьми;

Трудоустройство детей в летнее время

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с трудными подростками

Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях

Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с детьми.

Исполнители основных мероприятий

Повышение успешности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Совершенствование системы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Повышение качества подготовки и количества специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Пояснительная записка

Семья и школа – традиционные социальные институты, осуществляющие воспитание подрастающего поколения. Подготовка современных старшеклассников к жизни, их социальная адаптация в условиях семьи является часто малоэффективной и недостаточной. В сегодняшней ситуации слома прежних моральных, эстетических, этических, нравственных норм, трудовых и личностных ориентаций родители, особенно сельские чаще всего воспроизводят традиционную систему воспитания стихийной передачей опыта (в основе – личный пример), не учитывая, что процесс воспитания детей происходит в принципиально иных условиях. Особенно в этом отношении страдают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В школе на данный момент таких детей составляет 50%. Из 44 учащихся 15 из малоимущих семей, 7 воспитываются одним из родителей, четверо из которых злоупотребляют спиртными напитками.

– дети, оставшиеся без попечения родителей,

– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательныхучреждениях,

– дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате

сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Поэтому школа ориентируется на теоретическую и практическую подготовку выпускника школы к жизни, на воспитание профессионально ориентированного и социально зрелого выпускника, способного адаптироваться в социуме, умеющего реализовать себя как личность. Выпускник подготовлен к успешному вхождению в самостоятельную жизнь, если он внутренне готов к самообеспечению на основе труда; правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, что обеспечивает продуктивность его социальных контактов; имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу.Наличие этих качеств позволяет предполагать, что подросток не будут беспомощным в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовое самообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации и жизни возможна, когда человек любит и умеет трудиться.

III. Цели, задачи программы, принципы работы .

Цель : Создание условий для поддержки и развития детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Создание проектов для работы с детьми;

Трудоустройство детей в летнее время

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с трудными подростками

Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях

Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с детьми

обогатить содержание и формы учебной деятельности;

сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

предоставить обучающимся реальную возможность приобретения навыков физического труда

создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;

решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

V. Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы призвана способствовать:

- Реальной социальной адаптации выпускников школы, выражающаяся в правильном выборе ими профессионального образования, в последующем их трудоустройстве, в их общественной и личностной самореализации

- Повышению успешности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

-Совершенствованию системы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

-Повышению качества подготовки и количества специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

-Созданию системы широкого освещения проблем и направлений работы детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

В результате реализации указанной модели наш выпускник школы должен научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой, научиться работать и зарабатывать.

VI. Этапы реализации программы

Мероприятия

1. Создание банка данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации

2. Введение в учебный план предпрофильной работы с учащимися, учебно-производственной практики.

Создание условий для адаптации

1.Введение в учебный план элективных курсов, учитывая запросы учащихся;

2.Организация летней учебной практики для учащихся 1-7 классов.

4 Создания проектов для трудоустройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Участие школьников в конкурсах сельскохозяйственных профессий;

6. Участие детей в слетах учебно-производственных бригад различного уровня

7. Участие в целевых краткосрочных курсах учителей с целью овладения новыми педагогическими технологиями для работы с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.

В течение всего периода

1. Обновлять банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.Мониторинг участия детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в различных мероприятиях разного уровня.

VII Механизм управления реализации Программы и контроля за исполнением и

корректировкой подпрограмм

- Исполнители отвечают за своевременное проведение мероприятий и реализации Программы и ежегодно выступают с отчетом.

- Корректировка программы осуществляется администрацией школы с последующим обсуждением на педагогическом совете и методических объединениях ОУ.

- Управление реализацией программы осуществляется директором и

заместителями директора школы по воспитательной работе.

Ежегодно проводится мониторинг реализации Программы

Мероприятия, направленные для поддержки и развития детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Читайте также: