Адаптация сотрудников в доу

Обновлено: 02.07.2024

Цель программы: формирование лояльного отношения нового педагогического работника к МБДОУ № 17.

  1. Создать условия для более тщательного знакомства нового педагогического работника с миссией, задачами, структурой, коллективом и традициями дошкольного учреждения.
  2. Сориентировать в особенностях коммуникативно-информационных связях дошкольного учреждения.
  3. Ознакомить с нормативно-правовой базой и системой поощрения и наказания дошкольного учреждения.
  4. Способствовать новым педагогическим работникам в получении необходимого объема знаний, умений и навыков, в области дошкольной педагогики.
  5. Раскрыть возможности совершенствования в педагогической профессии.
  6. Включать нового педагогического работника в общественные мероприятия дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты.

  1. Понимание новым педагогическим работником миссии и задач дошкольного учреждения.
  2. Четкая ориентация в структуре организации. в дошкольном учреждении.
  3. Получение необходимого объема знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
  4. Поведение нового педагогического работника соответствует установленным требованиям дошкольного учреждения.
  5. Выраженное желание у нового педагогического работника совершенствоваться в профессии.
  6. Установлены дружеские отношения с большинством коллег.

Критерии успешности программы:

  • уменьшение стартовых издержек;
  • снижение озабоченности и неопределенности у новых педагогических работников;
  • сокращение текучести рабочей силы;
  • экономия времени сотрудника и руководителя.
  • принцип раннего начала адаптационных мероприятий;
  • принцип непрерывности и поэтапности проведения адаптационных мероприятий;
  • принцип системности и комплексности при осуществлении адаптационных мероприятий;
  • принцип вариативности в подборе адаптационных мероприятий;
  • принцип индивидуального подхода к определению объема, характера и направленности адаптационных мероприятий.

Временной ресурс: 3 месяца.

Комплексная программа трудовой адаптации новых педагогических работников в МБДОУ № 17

- Вручение буклета с информацией о МБДОУ с комментариями к его содержанию (история развития организации, миссия, ценности, традиции, услуги, клиенты, адрес веб-сайта)

При первом собесе-

- Подготовка документов для оформления процедуры найма сотрудника.

- Ознакомление с локальными актами МКДОУ:

- Вводные инструктажи по технике безопасности, по пожарной безопасности, по охране труда.

- Памятка о несчастных случаях, и порядок оповещения о них

- Знакомство с правилами:

  • график работы,
  • продолжительность рабочего дня,
  • дни и порядок выплаты заработной платы,
  • льготы,
  • внешний вид,
  • организация питания,
  • пользование копировальной техникой,
  • система обмена и получения информации,
  • отношения с профсоюзной организацией
  • Знакомство с расположением помещений в МКДОУ и сотрудниками, работающими в них:
  • методический кабинет,
  • медицинский кабинет,
  • бухгалтерия,
  • кабинет делопроизводителя,
  • пищеблок,
  • туалет,
  • где располагаются телефоны и копировальная техника,
  • групповое помещение, где будет работать новый сотрудник

- Знакомство с педагогическим составом (собрание по поводу представления нового сотрудника).

- Знакомство с наставником

- Знакомство с рабочим местом (показ группового помещения, в котором будет работать новый сотрудник).

- Инструктаж по охране жизни и здоровья детей.

- Беседа об особенностях развития детей в данной возрастной группе

- Объяснение заполнения отчетной документации;

- Разъяснение алгоритма действий в течении рабочего времени в данной возрастной группы;

- Творческая самопрезентация нового сотрудника

- Организация тренингов для развития коммуникативных способностей в общении с родителями воспитанников

- Беседа о правилах начисления заработной платы (компенсационные и стимулирующие выплаты)

- Тренинги по использованию коммуникативных игр с детьми

- В течении месяца новый сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность в рамках годового плана воспитательно-образовательной деятельности МКДОУ, и рабочей документации определенной возрастной группы под минимальным контролем наставника и должен выйти на заданный темп работы. Качество работы должно соответствовать нормам и требованиям.

- Участие в общих собраниях коллектива, методических и неформальных мероприятиях.

  • самооценка нового сотрудника,
  • адаптационный лист,
  • оценка сотрудника наставников

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.

Стеклодувная фабрика


Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это.



Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

НОД в старшей группе " Расходы и доходы семьи"

игра Доктор

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем. С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за которым закреплен наставник, воспитатель Терехова Юлия Михайловна. Взаимодействие наставника и.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация процесса адаптации нового педагога в МБДОУ

Любой сотрудник, приходя на новое место работы, полон интереса к своей новой деятельности и хотел бы проявить себя в ней с лучшей стороны.Руководство же заинтересовано в том, чтобы сотрудники, придя в дошкольное учреждение, творчески, с воодушевлением и конечно с любовью и чутким отношением к детям относились к своим обязанностям.

Однако, как долго новый сотрудник задержится в детском саду? Статистические данные ряда исследований выявили наиболее распространенные причины увольнения педагогов дошкольных учреждений в первые месяцы работы:

не соответствие материального обеспечения (заработной платы) степени риска и ответственности в данной профессии;

отсутствие взаимопонимания с родителями;

бюрократический-бумажный синдром погружения педагога в мир формальной отчетности;

отсутствие психологической и организационной поддержки;

некорректность оценки работника руководителем;

активное представление результатов профессиональной деятельности на мероприятиях различного уровня, для повышения оценки эффективности и качества своего труда.

Принимая во внимание вышеуказанные причины, необходима разработка системы управленческой деятельности, которая нацелена на оптимизацию процесса адаптации сотрудника к условиям ДОУ, включающую в себя создание условий для эффективности работы адаптанта, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к организации и реализма в ожидании, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности.

1. Адаптация к должности

Первой ступенью вовлечения нового сотрудника в трудовой процесс является введение или адаптация к должности – это совокупность процедур, которые ускоряют освоение новичком работы, сокращают период адаптации в коллективе, помогают установить контакты с окружающими. Такие процедуры дают человеку ощущение, что его ждали, к его приходу готовились, позволяют избежать на первых порах каких- либо ошибок.

Сотрудника необходимо ознакомить:

ü с локальными актами ДОУ: с уставом, с правилами внутреннего распорядка, с коллективным договором, с должностными обязанностями и инструкциями;

ü с информацией о дошкольном образовательном учреждении, с программой развития ДОУ;

ü с системой оплаты труда, льготах и причинах поощрений;

ü с возможностями карьерного или профессионального роста

Частично новый сотрудник получает эти сведения ещё на этапе собеседования. На стадии начала работы В ДОУ ему необходимы уточнения и подтверждения этого.

2. Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается:

в ознакомлении и активном освоении профессии: её тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей;

в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности;

в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии;

во включении в профессиональное сотрудничество партнерство, постепенное развитие конкурентноспособности.

Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в ДОУ молодого специалиста, так как у него имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс. Поэтому в этот период работы, с целью оказания помощи,за молодым специалистом закрепляется наставник, который делится своим профессиональным опытом, руководит процессом производственной адаптации, поддерживает нового сотрудника во время прохождения испытательного срока, отвечает на его вопросы и дает советы. Наставник в период адаптации для молодого специалиста, является – учителем, руководителем и коллегой.

3. Социально-психологическая адаптация

На новом рабочем месте социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление новичка к коллективу, оно выражается:

ü во вхождении нового сотрудника в трудовой коллектив;

ü в усвоении и принятии им норм и традиций этого коллектива;

ü в закреплении и развитии своих умений;

ü в достижении статуса полноправного члена команды сотрудников;

ü в достижении зоны психологического комфорта.

В ситуации с молодым специалистом, первый раз вышедшим на работу или имеющим небольшой трудовой опыт, социально-психологическая адаптация не имеет большого значения, поскольку у этой категории сотрудников ещё не выработаны социальные навыки. Они могут легко впитать все корпоративные стандарты организации, которые не будут блокироваться предыдущими нормами. Кроме того, на первом месте при адаптации молодых специалистов стоит освоение профессиональных умений, и межличностные отношения формируются в большинстве случаев под влиянием опеки и обучения более опытным наставником.

Ещё один немаловажный аспект – обсуждение вопроса об успешности и эффективности адаптации. Существует ряд условий, которые необходимо выполнять для того, чтобы мероприятия по адаптации прошли успешно и принесли желаемый положительный эффект. Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:

ü объективная оценка руководителем деятельности сотрудника и его потенциала;

ü возрастные, физиологические и психологические характеристики человека;

ü психологическая и организационная поддержка;

ü особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

ü максимальное информирование сотрудников (о кадровой политике, перспективах роста, об оплате труда и др.);

ü создание в коллективе мотивации успеха (в отличие от мотивации избегания неудачи).

Для определения успешности адаптации новых сотрудников в нашем коллективе мы провели анкетирование (Приложение 1).

Качественный анализ анкет показал, что у 69% сотрудников адаптационный период занял до 1 месяца, у 26% адаптационный период длился до 2 месяцев и у 5% адаптация продолжается. Сотрудники отмечают, что адаптация прошла легко и в этом большая заслуга коллег, которые помогают и советами, и своим человеческим отношением. Так же отмечают помощь и поддержку администрации и специалистов учреждения.

Итак, процесс адаптации для нового педагога закончен. Далее он будет приобретать профессиональный опыт, зарабатывать свою профессиональную репутацию, которая включает в себя:

наработанный теоретический и практический опыт,

разработку авторских программ и методик,

отзывы детей, родителей и коллег о его профессиональной компетентности,

профессиональные награды и премии

фото и видео свидетельства его деятельности и многое другое.

И наряду с остальными коллегами будет помогать адаптироваться в коллективе новому педагогу.

Любой сотрудник, приходя на новое место работы, полон интереса к своей новой деятельности и хотел бы проявить себя в ней с лучшей стороны.Руководство же заинтересовано в том, чтобы сотрудники, придя в дошкольное учреждение, творчески, с воодушевлением и конечно с любовью и чутким отношением к детям относились к своим обязанностям.

Однако, как долго новый сотрудник задержится в детском саду? Статистические данные ряда исследований выявили наиболее распространенные причины увольнения педагогов дошкольных учреждений в первые месяцы работы:

Принимая во внимание вышеуказанные причины, необходима разработка системы управленческой деятельности, которая нацелена на оптимизацию процесса адаптации сотрудника к условиям ДОУ, включающую в себя создание условий для эффективности работы адаптанта, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к организации и реализма в ожидании, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности.

Первой ступенью вовлечения нового сотрудника в трудовой процесс является введение или адаптация к должности – это совокупность процедур, которые ускоряют освоение новичком работы, сокращают период адаптации в коллективе, помогают установить контакты с окружающими. Такие процедуры дают человеку ощущение, что его ждали, к его приходу готовились, позволяют избежать на первых порах каких- либо ошибок.

Сотрудника необходимо ознакомить:

ü с локальными актами ДОУ: с уставом, с правилами внутреннего распорядка, с коллективным договором, с должностными обязанностями и инструкциями;

ü с информацией о дошкольном образовательном учреждении, с программой развития ДОУ;

ü с системой оплаты труда, льготах и причинах поощрений;

ü с возможностями карьерного или профессионального роста

Частично новый сотрудник получает эти сведения ещё на этапе собеседования. На стадии начала работы В ДОУ ему необходимы уточнения и подтверждения этого.

Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается:

в ознакомлении и активном освоении профессии: её тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей;

в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности;

в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии;

во включении в профессиональное сотрудничество партнерство, постепенное развитие конкурентноспособности.

Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в ДОУ молодого специалиста, так как у него имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс. Поэтому в этот период работы, с целью оказания помощи,за молодым специалистом закрепляется наставник, который делится своим профессиональным опытом, руководит процессом производственной адаптации, поддерживает нового сотрудника во время прохождения испытательного срока, отвечает на его вопросы и дает советы. Наставник в период адаптации для молодого специалиста, является – учителем, руководителем и коллегой.

На новом рабочем месте социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление новичка к коллективу, оно выражается:

ü во вхождении нового сотрудника в трудовой коллектив;

ü в усвоении и принятии им норм и традиций этого коллектива;

ü в закреплении и развитии своих умений;

ü в достижении статуса полноправного члена команды сотрудников;

ü в достижении зоны психологического комфорта.

В ситуации с молодым специалистом, первый раз вышедшим на работу или имеющим небольшой трудовой опыт, социально-психологическая адаптация не имеет большого значения, поскольку у этой категории сотрудников ещё не выработаны социальные навыки. Они могут легко впитать все корпоративные стандарты организации, которые не будут блокироваться предыдущими нормами. Кроме того, на первом месте при адаптации молодых специалистов стоит освоение профессиональных умений, и межличностные отношения формируются в большинстве случаев под влиянием опеки и обучения более опытным наставником.

Ещё один немаловажный аспект – обсуждение вопроса об успешности и эффективности адаптации. Существует ряд условий, которые необходимо выполнять для того, чтобы мероприятия по адаптации прошли успешно и принесли желаемый положительный эффект. Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:

ü объективная оценка руководителем деятельности сотрудника и его потенциала;

ü возрастные, физиологические и психологические характеристики человека;

ü психологическая и организационная поддержка;

ü особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

ü максимальное информирование сотрудников (о кадровой политике, перспективах роста, об оплате труда и др.);

ü создание в коллективе мотивации успеха (в отличие от мотивации избегания неудачи).

Для определения успешности адаптации новых сотрудников в нашем коллективе мы провели анкетирование (Приложение 1).

Качественный анализ анкет показал, что у 69% сотрудников адаптационный период занял до 1 месяца, у 26% адаптационный период длился до 2 месяцев и у 5% адаптация продолжается. Сотрудники отмечают, что адаптация прошла легко и в этом большая заслуга коллег, которые помогают и советами, и своим человеческим отношением. Так же отмечают помощь и поддержку администрации и специалистов учреждения.

Итак, процесс адаптации для нового педагога закончен. Далее он будет приобретать профессиональный опыт, зарабатывать свою профессиональную репутацию, которая включает в себя:

  • наработанный теоретический и практический опыт,
  • разработку авторских программ и методик,
  • отзывы детей, родителей и коллег о его профессиональной компетентности,
  • профессиональные награды и премии
  • фото и видео свидетельства его деятельности и многое другое.

И наряду с остальными коллегами будет помогать адаптироваться в коллективе новому педагогу.

Список литературы

Анкета

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов

в целях дальнейшего эффективного взаимодействия

1. Как долго продолжалась Ваша адаптация на новом месте работы? (нужное подчеркнуть)

Ещё не закончено

2. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? (нужное подчеркнуть)

Профессиональные обязанности

Вхождение в коллектив

Другое (Конкретизируйте) _____________________________________________________ ________________

3. Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему?

4. В каких случаях (когда) возникали сложные ситуации наиболее часто?

5. Как долго Вам нужна была в работе помощь коллег? (нужное подчеркнуть)

Ещё потребуется после адаптации

6. Что(кто), как Вам кажется, особенно помогло бы Вам в период адаптации?

Цель программы: формирование лояльного отношения нового педагогического работника к МБДОУ № 17.

  1. Создать условия для более тщательного знакомства нового педагогического работника с миссией, задачами, структурой, коллективом и традициями дошкольного учреждения.
  2. Сориентировать в особенностях коммуникативно-информационных связях дошкольного учреждения.
  3. Ознакомить с нормативно-правовой базой и системой поощрения и наказания дошкольного учреждения.
  4. Способствовать новым педагогическим работникам в получении необходимого объема знаний, умений и навыков, в области дошкольной педагогики.
  5. Раскрыть возможности совершенствования в педагогической профессии.
  6. Включать нового педагогического работника в общественные мероприятия дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты.

  1. Понимание новым педагогическим работником миссии и задач дошкольного учреждения.
  2. Четкая ориентация в структуре организации. в дошкольном учреждении.
  3. Получение необходимого объема знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
  4. Поведение нового педагогического работника соответствует установленным требованиям дошкольного учреждения.
  5. Выраженное желание у нового педагогического работника совершенствоваться в профессии.
  6. Установлены дружеские отношения с большинством коллег.

Критерии успешности программы:

  • уменьшение стартовых издержек;
  • снижение озабоченности и неопределенности у новых педагогических работников;
  • сокращение текучести рабочей силы;
  • экономия времени сотрудника и руководителя.
  • принцип раннего начала адаптационных мероприятий;
  • принцип непрерывности и поэтапности проведения адаптационных мероприятий;
  • принцип системности и комплексности при осуществлении адаптационных мероприятий;
  • принцип вариативности в подборе адаптационных мероприятий;
  • принцип индивидуального подхода к определению объема, характера и направленности адаптационных мероприятий.

Временной ресурс: 3 месяца.

Комплексная программа трудовой адаптации новых педагогических работников в МБДОУ № 17

- Вручение буклета с информацией о МБДОУ с комментариями к его содержанию (история развития организации, миссия, ценности, традиции, услуги, клиенты, адрес веб-сайта)

При первом собесе-

- Подготовка документов для оформления процедуры найма сотрудника.

- Ознакомление с локальными актами МКДОУ:

- Вводные инструктажи по технике безопасности, по пожарной безопасности, по охране труда.

- Памятка о несчастных случаях, и порядок оповещения о них

- Знакомство с правилами:

  • график работы,
  • продолжительность рабочего дня,
  • дни и порядок выплаты заработной платы,
  • льготы,
  • внешний вид,
  • организация питания,
  • пользование копировальной техникой,
  • система обмена и получения информации,
  • отношения с профсоюзной организацией
  • Знакомство с расположением помещений в МКДОУ и сотрудниками, работающими в них:
  • методический кабинет,
  • медицинский кабинет,
  • бухгалтерия,
  • кабинет делопроизводителя,
  • пищеблок,
  • туалет,
  • где располагаются телефоны и копировальная техника,
  • групповое помещение, где будет работать новый сотрудник

- Знакомство с педагогическим составом (собрание по поводу представления нового сотрудника).

- Знакомство с наставником

- Знакомство с рабочим местом (показ группового помещения, в котором будет работать новый сотрудник).

- Инструктаж по охране жизни и здоровья детей.

- Беседа об особенностях развития детей в данной возрастной группе

- Объяснение заполнения отчетной документации;

- Разъяснение алгоритма действий в течении рабочего времени в данной возрастной группы;

- Творческая самопрезентация нового сотрудника

- Организация тренингов для развития коммуникативных способностей в общении с родителями воспитанников

- Беседа о правилах начисления заработной платы (компенсационные и стимулирующие выплаты)

- Тренинги по использованию коммуникативных игр с детьми

- В течении месяца новый сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность в рамках годового плана воспитательно-образовательной деятельности МКДОУ, и рабочей документации определенной возрастной группы под минимальным контролем наставника и должен выйти на заданный темп работы. Качество работы должно соответствовать нормам и требованиям.

- Участие в общих собраниях коллектива, методических и неформальных мероприятиях.

  • самооценка нового сотрудника,
  • адаптационный лист,
  • оценка сотрудника наставников

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.

Стеклодувная фабрика


Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это.



Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

НОД в старшей группе " Расходы и доходы семьи"

игра Доктор

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем. С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за которым закреплен наставник, воспитатель Терехова Юлия Михайловна. Взаимодействие наставника и.

Читайте также: