Адаптация дошкольников с синдромом гиперактивности к детскому саду

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 663 0

Тема: "Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду"

Сверидова Марина Владимировна

должность: воспитатель

МБДОУ г.Астрахани №116

В этой статье речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для своих родителей, для детей в группе и для воспитателей. Как правило, в каждой группе детского сада находится 1-2 таких ребенка, но есть и несколько других, у которых проблемы выражены мягче, но тоже требуют внимания.

По данным российских исследователей таких детей в популяции не менее 30 процентов, по данным различных зарубежных исследователей – от 1 до 20 %. Такие различия могут быть связаны как с отсутствием единой системы оценки симптомов, так и с различием в качестве медицинской помощи женщине и ребенку во время родов и в первый год жизни ребенка.

Ряд проблем они создают в обучении, особенно – в подготовке к чтению и письму. Часто они направляются в логопедические детские сады, так часто имеют какие-либо речевые проблемы (заикание, общее недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения как артикуляционного характера, так и связанное с неразличением определенных звуков).

Все эти дети перенесли в период рождения, или в первые несколько дней жизни, или во внутриутробный период жизни какие-либо трудности, которые сопровождались кислородным голоданием клеток головного мозга. И это кислородное голодание (гипоксия) привело к так называемой биохимической травме. Одним из последствий этой биохимической травмы является повышение внутричерепного давления и/или хронический тонус сосудов головного мозга в какой-либо его области (как реакция на травму).

В результате всех этих последствий, изучение которых входит в компетенцию невропатологов, нейропсихологов и физиологов, состояние центральной нервной системы у этих детей изменяется, и они приобретают особенности, которые внешне выражаются в уже описанном поведении. Эти изменения в поведении, в развитии ребенка могут быть скорректированы, скомпенсированы, и ребенок со временем может войти в нормальное русло развития соответственно возрасту. А для этого необходимо, чтобы родители консультировались у врачей и лечили ребенка, и также чтобы окружающие его взрослые обращались с ним в соответствии с его индивидуальными особенностям b .

Один из важнейших методов коррекции – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском дошкольном учреждении. Эти условия организуются в соответствии с особенностями функционирования центральной нервной системы ребенка.

И первая особенность таких детей в том, что процессы возбуждения в центральной нервной системе у них преобладают над процессами торможения. Преобладание возбуждения над торможением у детей этого возраста – физиологическая норма. Но у детей, перенесших гипоксию – возбуждение выражено сильнее, чем у других детей.

Причем это возбуждение начинает расти, если этот ребенок находится в коллективе. Если он один – он более спокоен. Чем больше вокруг него детей – тем более он возбужден. Особенно проблема возрастает, если в детской группе два, а то и три таких ребенка, так как они взаимно усиливают гипервозбуждение друг друга своим поведением. Это возбуждение имеет две составляющие: внешнюю двигательную, поведенческую гиперактивность и внутреннюю, перевозбуждение на уровне психических процессов, перевозбуждение центральной нервной системы (внутренний план).

Одна из рекомендаций здесь состоит в том, что такие дети должны разводиться по разным группам (обычно в детском саду есть две параллельные группы детей одного возраста). В некоторых случаях, если возбуждение у ребенка очень сильно выражено (а как правило оно сопровождается и другими особенностями поведения, описанными ниже), может быть даже рекомендовано подождать с помещением ребенка в детский сад. Или же он должен посещать какой-либо специальный детский сад, с маленькой наполняемостью групп, или просто посещать кружки, группы развития, куда он приходит на 1-2 часа в день.

И, конечно же, такой ребенок должен получать лечение. Это забота родителей.

К сожалению, часто родители не знают, что ребенка нужно лечить у невропатолога, психоневролога, или гомеопата, так как, к сожалению, нередки случаи, когда диагноз ребенку не поставлен из-за легкости проявлений, или по каким-либо другим причинам. Нередки также и случаи, когда ребенок интенсивно наблюдался и лечился у невропатолога первый год жизни. Когда минимальная мозговая дисфункция была у него компенсирована, его сняли с диспансерного учета у невропатолога. Проблема вновь зачастую обнаруживается при поступлении ребенка в дошкольное учреждение или в школу (если он не ходил в детский сад), так как в новых задачах развития, обучения и общения начинают проявляться особенности ребенка, наложенные травматическим опытом (как физическим, так и эмоциональным) на его центральную нервную систему. Кроме того, часто эти новые условия, повышение нагрузки на центральную нервную систему ребенка (по сравнению с домашними условиями) в дошкольном и школьном учреждении становятся причиной декомпенсации тех функций, которые ранее были компенсированы.

Эти более тонкие нарушения, менее значимые для врачей, оказываются чрезвычайно значимы для семьи, для воспитателей и для педагогов, работающих с ребенком, и для развития самого ребенка, в том числе – для социального развития.

Таким образом, часто случается, что именно воспитатель или другой сотрудник детского сада (психолог, валеолог, методист) обнаруживает особенности в поведении и в развитии ребенка и сообщает о них родителям, и поэтому именно он становится инициатором индивидуального сопровождения развития и воспитания ребенка.

Однако же, есть группа родителей, которые испытывают трудность в том, чтобы вкладывать дополнительные усилия в лечение и развитие ребенка. Иногда им просто трудно преодолеть этот барьер и признать, что ребенок нуждается по крайней мере в медицинских консультациях. Или причиной невнимания взрослых членов семьи к ребенку может быть просто их усталость от большого количества работы, от внутрисемейных проблем, от недостатка денег в семье и т.п. Также родители могут недостаточно понимать важность лечения и других форм помощи ребенку, так как они не знакомы с тем, к каким последствиям во взрослой жизни может привести отсутствие помощи ребенку сейчас. Это и нарастание проблем в школе, и проблемы с контролем поведения, агрессивность, нарастающая в период полового созревания, риск наркозависимости . Поэтому задачей воспитателя, психолога, методиста, других сотрудников детского сада становится установить доверительные отношения с родителями и помочь им понять, что их ребенок нуждается в медицинской консультации, в индивидуальном режиме дома и в детском саду, и в индивидуальном педагогическом подходе.

Послабление режима необходимо для профилактики переутомления центральной нервной системы ребенка, к которому ведет перевозбуждение, а также её недостаточные ресурсы, обусловленные травмой. В домашних условиях потребность ребенка в отдыхе должна быть поддержана соответствующей обстановкой, в которой выделено его собственное физическое и психологическое пространство, в котором он может находиться в безопасности, в одиночестве, или в присутствии небольшого количества близких родственников (вместо очередной большой компании гостей, взрослых или маленьких).

И этот отдых от большой детской группы необходим не только тем детям, которые явно, внешне демонстрируют перевозбуждение.

Почему возникает такая реакция? Потому что ресурсы нервной системы этого ребенка ограничены.

Нам, взрослым, зачастую кажется, что в жизни ребенка всё так просто: поздоровался с воспитателем, помыл руки, пошел в столовую (если она есть), потом игра, порисовал и т.д. На самом деле, в детском саду ребенок встречается со множеством новых правил поведения, которые он должен изучить и выполнять, и множеством новых людей, с которыми он должен выстраивать отношения, с которыми он должен считаться. В присутствии, во взаимоотношениях с этими другими людьми ребенок исчерпывает свой ресурс тормозить себя, и дома происходит эмоциональный выплеск на родителей.

Родители иногда рассказывают об этом в детском саду, а иногда нет. Если они доверяют воспитателю, то могут рассказать. Поэтому важно иметь эти доверительные отношения с родителями и важно поинтересоваться, как ведет себя ребенок дома после детского сада.

Если ребенок именно таким образом реагирует в период адаптации или несколько позже, то его родителям нужно рекомендовать на некоторое время (а некоторым детям и на постоянно) посещение детского сада только на половину дня. Иногда ему нужно в середине недели устроить выходной, не водить в детский сад. Этот день должен быть предварительно согласован с воспитателем, чтобы у ребенка не возникало впечатления о хаотичности требований к нему.

Третья особенность детей, перенесших гипоксию, это повышенная агрессивность. Она встречается не у всех детей с последствиями гипоксии, но в целом она для них характерна. То есть, эти дети более драчливы, чем другие, и часто создают этим в группе особые проблемы. Их драчливость, гнев, биологически обусловлены, так как во время гипоксии были затронуты именно те зоны мозга, которые отвечают за агрессивное поведение.

А) не получал бы от взрослых негативных образцов гневного, агрессивного поведения,

Б) не имел бы поводов реагировать агрессивно,

В) получал бы стимулы для гармоничного развития сферы чувств. А именно, все разнообразие чувств ребенка должно приниматься и поощряться (печаль, страх, радость, интерес, восхищение, благодарность и т.п.). В противном случае гнев начинает разрастаться как единственно возможный способ выражения чувств.

Г) чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, как физической, так и психологической, чтобы он не имел необходимости защищаться (например, от обид старшего брата).

Для семьи это означает, что в семье должна быть спокойная атмосфера, без гневных проявлений между членами семьи. Это нужно объяснять родителям, и говорить им о том, что это от них сейчас зависит, каким будет их ребенок в 12, в 14, в 30 и в 50 лет, как сложится в дальнейшем его жизнь. Не леченный и неправильно воспитываемый ребенок будет иметь проблемы с агрессивным поведением в период полового созревания и далее во взрослый период жизни.

Если воспитатель сильно развил в себе функцию контроля, у него дети смирно отсидят и два занятия подряд. Но тот воспитатель, который придет к нему на смену, получит эмоциональный выплеск не только трудных детей, но и всей группы в целом.

Есть также воспитатели очень ответственные, которые стремятся передать детям как можно больше знаний и умений, которые не умеют положительно оценивать результаты своей работы. Работа психолога в детском саду, или руководителя, если нет психолога, состоит в том, чтобы дать им возможность расслабиться, помочь им снизить те завышенные требования, которые они предъявляют сами к себе, и к детям, и таким образом помочь детям.

Несколько похожая проблема возникает во время тихого часа. Часть детей из тех, кто перенёс гипоксию, очень долго не могут заснуть, либо вообще не могут заснуть днем. Более того, им трудно лежать спокойно в течение всего тихого часа (если они не заснули), и тихий час превращается в пытку как для воспитателя, так и для ребенка. Здесь вопрос должен решаться индивидуально: если ребенок может лежать спокойно во время тихого часа, он может быть оставлен в группе. Если же он не может лежать, то он должен быть выведен из группы. Некоторые детские сады организуют специальные комнаты для детей, не спящих в тихий час. Обычно таких детей несколько на детский сад. Если такой комнаты в детском саду нет, то ответственность родителей состоит в том, чтобы забирать ребенка из детского сада с полдня или на период тихого часа. Возможно, кому-то такое решение проблемы покажется излишне смелым. Но здесь необходимо развивать понимание того, что это необходимо в интересах психического и физического здоровья ребенка, и что основную ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка несут его родители, а не государственное учреждение и не воспитатель, что отражено в декларации прав ребенка.

Среди гипервозбудимых детей встречаются и такие, у которых гипервозбудимость приводит к ночному и дневному энурезу. Дневной и ночной энурез отличаются от других нарушений мочеиспускания тем, что ребенок настолько глубоко засыпает во время ночного или дневного сна, что сфинктер мочевого пузыря расслабляется и ребенок не замечает, как он писает. Правда, некоторые дети просыпаются сразу после того, как они пописали, но от того, что они лежат в мокрой постели. Дневной и ночной энурез не могут контролироваться ребенком и не могут быть приостановлены внушениями, убеждениями, наказаниями или психотерапией. Дневной и ночной энурез не перевоспитываются, а лечатся у невропатолога иили психотерапевта. В любом случае необходимо посещение врача с целью прояснения, является ли энурез в данном случае невротическим симптомом, неврологическим симптомом или сигнализирует о комплексной проблеме. Если такой ребенок появился в группе, то хорошо, если кто-либо из сотрудников детского сада прояснит у мамы, делает ли она что-нибудь, консультировалась ли у врача, проходит ли ребенок лечение. Одна из ошибок, которая допускается по отношению к этим детям родителями и воспитателями, это то, что ребенка начинают будить в середине сна, для того, чтобы он посетил туалет. Это неправильно, так как ухудшает состояние ребенка. Дневной и ночной энурез связаны с тем, что в течение дня центральная нервная система ребенка перевозбуждается, и соответственно устает. Компенсация происходит за счет более глубокого погружения в сон, чем это бывает со здоровыми людьми. Во время такого сверхглубокого сна ребенок больше расслабляется, чем другие дети, и расслабляется даже сфинктер мочевого пузыря, отчего ребенок и мочится в постель. Если же ребенка будить в середине сна, то он не достигнет необходимого погружения в сон, его мозг не отдохнет, что будет увеличивать дневное перевозбуждение и ухудшит состояние ребенка.

У детей, перенесших гипоксию в родах, частенько встречаются и особенности интеллектуального, эмоционального и личностного развития.

Один из встречающихся вариантов состоит в том, что интеллектуальное развитие ребенка в норме, или даже превышает возрастную норму, а эмоциональное, социально развитие – соответствует возрасту на год, на два меньше [2]. Это значит, что и поведение, и эмоциональные реакции на события у этого ребенка будут, как у детей более младшего возраста. Поэтому у него возникают проблемы в играх с детьми своего возраста, но меньше проблем с младшими детьми. В некоторых случаях такая проблема успешно решается переводом ребенка в группу помладше на 0,5 – 1 год. Другое решение состоит в том, чтобы поместить такого ребенка в группу, где дети старше него и будут относиться к нему как маленькому. Вопрос об определении ребенка в группу не должен решаться исключительно из его интеллектуальных данных, но комплексно исходя из данных как интеллектуального, так и личностного развития.

И последняя рекомендация. Она состоит в том, что иногда ребенок бывает настолько проблемен, что ему вообще не стоит посещать детский сад. И очень важно в интересах самого же ребенка, деликатно, но настойчиво убедить родителей в том, что необходимо такого ребенка оставить дома.

Основные черты, характеризующие синдром гиперактивности, это общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость.

Несколько похожая проблема возникает во время тихого часа. Часть детей из тех, кто перенёс гипоксию, очень долго не могут заснуть, либо вообще не могут заснуть днем. Более того, им трудно лежать спокойно в течение всего тихого часа (если они не заснули). Здесь вопрос должен решаться индивидуально. Если ребёнок не может лежать, то он должен быть выведен из группы. Ответственность родителей состоит в том, чтобы забирать ребенка из детского сада с полдня или на период тихого часа. Здесь необходимо развивать понимание того, что это необходимо в интересах психического и физического здоровья ребенка.

У детей, перенесших гипоксию, наблюдается повышенная агрессивность.

То есть, эти дети более драчливы, чем другие, и часто создают этим в группе особые проблемы. Ребенок должен находиться в атмосфере, в которой он: 1) не получал бы от взрослых негативных образцов гневного, агрессивного поведения, 2) не имел бы поводов реагировать агрессивно, 3) получал бы стимулы для гармоничного развития сферы чувств. А именно, все разнообразие чувств ребенка должно приниматься и поощряться. В противном случае гнев начинает разрастаться как единственно возможный способ выражения чувств, 4) чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, как физической, так и психологической, чтобы он не имел необходимости защищаться

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педагогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.

6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)

7. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных ребят.

8. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10. Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем.

11. Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негативное воздействие, чем на здоровых детей.

12. Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.

13. Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекающие факторы.

14. Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помощью в случаях затруднения.

Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе всё отчётливее. Нам нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду

В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

Один из важнейших методов адаптации ребенка с синдромом гиперактивности к детскому саду – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском дошкольном учреждении. Эти условия организуются в соответствии с особенностями функционирования центральной нервной системы ребенка.

При работе с гиперактивнымидетьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.

6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)

7. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных ребят.

8. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию.Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10. Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем.

11. Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негативное воздействие, чем на здоровых детей.

12. Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.

13. Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекающие факторы.

14. Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помощью в случаях затруднения.

Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе всё отчётливее. Нам нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения.

Диагноз "гиперактивность" или ошибки в воспитании ребенка?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Могут ли диагноз "гиперактивность" поставить ребенку в детском саду? Стоит ли принимать во внимание слова бабушки, которой внук кажется уж слишком подвижным и неуправляемым? Да, безусловно, существует такой диагноз — СДВГ, но еще больше случается ошибок в воспитании детей, которые приводят к "гиперактивному" поведению. Как их избежать, рассказывает психолог Ольга Маховская в книге "Думай как ребенок, поступай как взрослый".

Во что играть с гиперактивным ребенком

"На сына жалуются в детском саду. Он расторможенный, невнимательный. Говорят, у него синдром гиперактивности!"; "Мне кажется, гиперактивность — это детская инфекция. Как только в группе появляется шустрый ребенок, дети перестают слушаться"; "У моей подруги гиперактивный мальчик. Я не люблю, когда она приводит его с собой. Ни поговорить, ни чаю выпить, а потом еще убирай два часа после таких гостей!"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется внешней моторной активностью и расстройством внимания, но не означает снижения самых важных познавательных функций: интеллекта и памяти. После того как в США СДВГ отнесли к психиатрическим расстройствам, наблюдается рост диагностируемых случаев. Встревоженные и уставшие родители торопятся к доктору, чтобы получить медикаментозные средства для успокоения ребенка.

В нашей стране еще совсем недавно детей старались не водить к психологу, опасаясь услышать психиатрический диагноз. Сегодня родители прикрываются диагнозом, чтобы школа не предъявляла претензий ни к ребенку, ни к ним.

Иногда психологу кажется, что родители приходят с одной целью — узнать, на какие кнопки нужно нажимать, чтобы ребенок подчинялся командам и не отвлекался на посторонние дела. Таких кнопок нет. Кнопки есть на девайсах. Прежде чем завести ребенка, нужно все-таки понять: может, вам просто стоит купить еще одно управляемое устройство? Беспокойство должны вызывать неподвижные, заторможенные дети, не издающие ни звука.

Особую группу "риска" составляют дети, которых отдают в школу с шести лет. Хотя они могут продемонстрировать свои таланты, но навыки произвольного поведения, способность к концентрации внимания, произвольному запоминанию и воспроизведению у них еще не сформированы. Синтетические функции, целостность восприятия, способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами, событиями, действиями и последствиями обеспечиваются зрелостью коры головного мозга.

История Сережи: не гиперактивность, а завышенные требования

Сереже три с половиной года, и мама водит его в группу неполного дня, только на развивающие занятия. Чтобы родить Сережу и вырастить его лучшим мальчиком на свете, мама оставила карьеру и весь жар души вложила в развитие сына. Она — идеальная мама, но несмотря на это вынуждена признать, что Сережа пока не достиг желаемых результатов. Занимаются английским — выучил несколько латинских букв, да и те забыл через пару дней, в одно ухо влетает, в другое — вылетает.

Преподаватель жалуется, что Сережа бегает по группе, не повторяет за ней слова, не поет песенки. Она уверяет, что мальчику еще рано заниматься. Но мама-то расспросила родителей: дети примерно Сережиного возраста. В группе уже есть "звезды". Вон малышка Катенька, наверное, вырастет, выйдет удачно замуж за топ-менеджера иностранной компании и будет счастлива сама, и ее дети тоже.

Что происходит. Родители, желающие реализовать себя и живущие по принципу "Не мы, так наши дети!", оказывают психологическое давление на ребенка, несопоставимое с его силами.

Наши родители одержимы ранним развитием. Группы неполного дня в детских садах и центрах развития переполнены трех-четырехлетними детьми, которым по физиологическим требованиям нужно гулять на свежем воздухе, включаться в подвижные игры. Они еще не умеют застегивать пуговицы, но уже знают несколько фраз на английском.

Мамы и няни на прогулках ревниво присматриваются к достижениям других детей, чтобы не отстать. Их логика понятна: раньше выйдешь на старт, раньше станешь чемпионом. Но в жизни она не подтверждается: слишком "ранние" быстро выдыхаются, а в зрелом возрасте лидируют бывшие троечники, сохранившие запал и накопившие контакты, а не только знания, умения, навыки.

Конкурентность, характерная для взрослой жизни, тяжелым грузом ложится на детские плечи. Ажиотаж взрослых вокруг любых личных достижений возбуждает и ребенка. Его еще не научили выполнять элементарные задачи, выбирать, планировать и контролировать процесс, а перед ним уже ставят высокие цели. Ребенок растет с чувством неполноценности, надеясь на то, что однажды сможет сорвать джекпот и "заткнуть всех за пояс".

Так формируется психология неудачника. Сегодняшний неудачник — это не человек с грустным лицом и опущенными плечами, а живчик, который с энтузиазмом заваливает одно предприятие за другим и тут же берется за еще более сложные задачи.

Кто может поставить диагноз СДВГ

История Пашки: не гиперактивность, а отсутствие воспитания

Маленький Пашка родился в семье, где уже был один "гиперактивный" ребенок — его старший брат Семен. Конечно, родители надеялись, что за терпение и бессонные ночи последних шести лет будут вознаграждены девочкой, настоящим ангелом. Но нет, родился мальчик. И началось: один кричит, другой орет. Старший отбирает у младшего игрушки, а младший норовит стукнуть, не боится получить сдачи. Если удается усадить одного что-то рисовать, то другой срывается с места и носится по дому.

Спасение, когда одного из парней забирают дедушка с бабушкой. Они уверяют, что нет проблем ни с одним из мальчишек. Если братьев разделить, они вполне вменяемы и послушны. Однако дело не только в том, у бабушки с дедушкой Пашка или Сема могут успокоиться, поиграть, получить внимание, то есть быть вне конкуренции. Дело еще и в том, что меняется воспитательная среда — другой дом, другие взрослые.

Что происходит. Мы постоянно наблюдаем, как посторонний для семьи человек, друг или родственник, который пока не устал от детей и у которого не "замылен глаз", легко договаривается с ребятами, а потом не только не жалуется, но и рассказывает невероятные вещи: они — умные, вежливые, аккуратные, добрые, чудо-дети.

Случается, неопытные воспитатели в детском саду тоже преждевременно паникуют, жалуясь, что им в группу "набросали" слишком много гиперактивных детей. Гораздо чаще можно встретить педагогически запущенного ребенка, которого пока не научили, как себя вести в новой группе.

Что делать родителям, если ребенка называют гиперактивным?

  1. Строгая дисциплина в отношении еды-сна-прогулок с самого рождения малыша снижает уровень тревожности и, соответственно, суетливости и неупорядоченной активности. Режим может меняться, но все равно стоит придерживаться выбранного расписания, причем так, чтобы пик активности выпадал на утро, а не на вечер. В течение дня накапливается усталость, а это значит, что "устают" и системы физиологической и психологической регуляции поведения ребенка. Он становится более капризным, невнимательным, суетливым.
  2. Строгая дисциплина не означает подавления любых эмоциональных всплесков, сильных желаний ребенка. В безопасной среде, дома или в детском саду, необходимо дать ребенку возможность попробовать разные уровни активности. За высокой моторной активностью иногда скрывается индивидуальная потребность в физической нагрузке. Проблема не в высоком уровне активности, а в слабой саморегуляции.
  3. Если в основе гиперактивности лежит проблема механизмов торможения, то особое внимание стоит уделять планированию деятельности. Часто родители с энтузиазмом агитируют ребенка что-либо сделать, но забывают показать, чем и как заканчивается игра или интересное занятие. Мотивация — это очень важно. Но в основе саморегуляции — навык целеполагания. А чем должно было все закончиться?

Я называю результат такой методы обучения "синдромом развязанных шнурков". С тех пор как синдром гиперактивности стал широко известным, на него списывают все недостатки воспитания: неубранные игрушки, разбросанные ботиночки, немытые чашки, открытые дверцы шкафчиков на кухне. Ребенок что-то начал делать, но не завершил: надел ботинки, но не завязал шнурки, напялил шапку шиворот-навыворот, не застегнул куртку или застегнул, но неправильно, и т.д. У него еще не сформирована ориентировочная основа деятельности, а также функции самоконтроля.

  1. Пока дети не научатся читать и следовать длинным инструкциям, используйте метод пиктограмм — набор символических рисунков, изображенных на альбомном листе, прикрепленном к стене, который подскажет ребенку последовательность шагов.

Дети с удовольствием "читают" дорожные знаки, вывески на магазинах и офисах. Это те же пиктограммы. Можно, например, придумать значки для занятий с пластилином. Пусть пластилиновая гусеница напомнит, что по ночам она любит прятаться в коробочке, а не оставаться брошенной на столе.

  1. Прекрасную возможность для тренировки способности ориентироваться и контролировать результаты своих действий, договариваясь с другими детьми, дает ролевая игра. Получая отклики от других, ребенок учится смотреть на свои действия со стороны. Сравнивая достижения разных детей, он сможет оценить результативность своих усилий. Задача взрослого — не только инициировать и организовать ролевую игру, но и помочь детям преодолеть неизбежные конфликты.
  2. Следите за эмоциональным фоном в семье. Избыточная нервозность и напряженность в отношениях между взрослыми скажутся и на возбудимости ребенка. Называйте вслух свои и его эмоции, помогайте ему правильно оценивать намерения других людей, распознавать свои и чужие чувства, учитывать их во взаимодействии.
  3. Настольные игры (домино, мозаика, лото) прививают усидчивость и настраивают ребенка на взаимодействие. Игра строится по простым, понятным даже 4-летнему малышу правилам. Результат игры очевиден — выигрыш, а ее продолжительность — 10 — 15 минут. Именно столько времени ребенок 4 лет может заниматься непрерывно, чтобы не устать и не потерять интерес.
  4. Как бы ни вел себя ребенок, оценивайте его действия, а не приклеивайте ярлыки, снижая самооценку. Такие номинации, как "болтушка", "непоседа", "юла", "торнадо", "катастрофа", не для вашего ребенка.

Никто кроме специалиста, регулярно наблюдающего ребенка, не может поставить диагноз "гиперактивность". Дети с сильным темпераментом отличаются повышенной подвижностью. Такова особенность их нервной системы. Движение — это способ адаптации ребенка к окружающему миру. Существуют десятки психологических приемов, доступных любому родителю и позволяющих ребенку совладать со своим поведением. И не потребуется никакого медицинского вмешательства.

Читайте также: