Адаптация детей к школе научная статья

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению, которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка. Комплексный подход и учёт основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях позволяет прогнозировать успешность дальнейшего обучения. Облегчить переход детей к новому этапу жизни может помочь преемственность дошкольного и младшего школьного периодов, использование учителем разнообразных форм наглядности, технического оснащения и моделирование ситуаций.

Ключевые слова: адаптация, готовность, коммуникативные умения, преемственность, техническое оснащение.

Успешная адаптация к школьной жизни определяется готовностью ребенка к обучению, которая рассматривается как целостное психофизическое и личностное развитие ребёнка. Понятие готовности включает в себя все важные сферы созревания ребёнка: личностно-интеллектуальную, мотивационную, нравственно-волевую, физическую и коммуникативную. Комплексный подход и учёт основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях позволяет прогнозировать успешность дальнейшего обучения. Наравне с развитием интеллектуальных способностей важным является формирование коммуникативных и социальных умений, навыков поведения и общения.

Готовность учащихся к школе можно разделить на три составляющие: физическая, интеллектуальная и личностная. Физическое состояние детей определяют медики и заносят результаты обследований в индивидуальные медицинские карты. В дальнейшем каждый ребёнок проходит педагогическую и психологическую диагностики. На данном этапе учитель меняет позицию обучающего на позицию наблюдающего человека. Целью исследований является получение достоверных данных об уровне самостоятельности ребёнка. В итоговом показателе учитываются не только интеллектуальные способности детей, но и поведенческие особенности, проявленные в процессе выполнения работы, которые также вносятся в лист наблюдений.

Для последующего формирования гармоничной личности более продуктивен переход от традиционной диагностики отдельных психических функций и свойств к более комплексной диагностике, педагогически более важных характеристик. Первоклассник, уже обладающий рядом признаков, должен быть зрелым в эмоциональном, интеллектуальном и социальном отношениях.

В эмоциональном отношении будущие ученики должны обладать сравнительно хорошей эмоциональной устойчивостью. В интеллектуальной области важны концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к решению поставленных задач и логическое запоминание. Социальная составляющая выражается в проявлении интереса к получению новых знаний и потребности в общении со сверстниками.

Требования образовательной программы, разные виды нагрузки и новый режим жизни не должны быть тяжелы для детей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, использование учителем разнообразных форм наглядности, технического оснащения и моделирование ситуаций позволит ускорить и облегчить процесс перехода ребёнка от дошкольного к начальной и последующим ступеням обучения. Введение этих средств обучения в дошкольный период позволит решить проблему в определении готовности ребёнка к школе.

Список использованных источников

1. Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа – 2000. — №1. – с.7 – 12.

Читайте также: