Театр на ладони в доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как видим, важность развития общения, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми акцентуализируется.

Чтобы выполнять свои задачи, предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. На наш взгляд, одним из элементов такой среды, отвечающим всем требованиям, является театральный уголок, а одним из видов театра, который особенно способствует развитию и обогащению коммуникативного опыта выступает пальчиковый театр.

Театрализованная деятельность имеет большие воспитательные и образовательные возможности. Участвуя в театрализованной деятельности, «дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В театрализованной деятельности используются различные формы организации: совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованное занятие, самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях, посещение детьми театров.

Правильное построение предложений, использование речевых средств и разнообразие словарного запаса – это цели, к которым мы стремимся при формировании речевой компетенции дошкольников. Однако, в настоящее время, дети в домашних условиях зачастую имеют опыт компьютерных игр, опыт использования интерактивных игрушек и игр на мобильных устройствах. Как известно, такие игры и игрушки замыкают ребенка, они не учат его общению, а концентрируют его сознание на примитивных, повторяющихся действиях, которые не несут ни эмоционально-психического, ни речевого развития, а скорее блокируют естественное возрастное развитие речи. В связи с этим возрастает важность формирования способности общаться друг с другом в ДОУ, умения выстраивать и вести диалог, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Пальчиковый театр дает возможность для развития у ребят фантазии, мышления, речи. При надевании кукол на пальчики, при манипуляциях естественно и не напряженно происходит развитие мелкой моторики, что, как уже доказано исследователями, является необходимым условием развития речи. В процессе разыгрывания сказочных сюжетов, или небольших игровых сценок, дети учатся управлять своими движениями, тренируют ловкость, концентрацию внимания, точность и координацию движений, и главное – учатся строить диалог.

Работа с пальчиковым театром проводится по двум направлениям, которые включают в себя разные виды деятельности.

Таким образом, пальчиковый театр как элемент предметно-пространственной развивающей среды является продуктивным и занимает важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Он выполняет коммуникативную, познавательную, воспитательную и развивающую функции. Дает возможность педагогу подробнее узнать характер, настроение, желания ребенка.

В эпоху глобальной технизации и компьютеризации, при масштабном ассортименте детских игрушек разных вариантов, вязаный пальчиковый театр продолжает оставаться востребованным детьми, выполнять важную коммуникативную функцию при становлении и развитии личности ребенка, помогает учиться взаимодействию, совместной деятельности, а также открывает возможность прислушаться к себе, понять себя, свои движения и показать собственные открытия другим.

1.Конюхов Н.И. Словарь - справочник по психологии. − М., 1996.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

6. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7.С.2013-2017.

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Задачи проекта :

1. Развивать у дошкольников способность постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности; 2. Выявлять талантливых детей и создавать условия для их самореализации; 3. Раскрывать индивидуальный и творческий потенциал дошкольников; 4. Привлекать родителей к совместной с детьми театрализованной деятельности, изготовлению кукол и декораций для театра; 5. Развивать речь, воображение, мышление; 6. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Описание проекта :

Актуальность проекта : Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Участники проекта : • Воспитатели; • Дети; • Родители воспитанников.

Влетает Сорока (ребенок в костюме)

- Ой, ну надо же, детишки! И девчонки, и мальчишки! Дружно рядышком сидят и сюда они глядят. Надо ближе подлететь, их получше рассмотреть! Ишь ты, славные какие! А сидят-то, как большие! Вы чаво-то тут сидите? Сказку увидать хотите? Я тут взад-вперед летаю, Все про всех в округе знаю. Все, что знаю, расскажу, Расскажу да покажу. Вы тихонько посидите, да се сами поглядите.

Звучит русская народная песня, выходит Сказочница:

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! У нас на Руси сказки очень хороши! Я на вас погляжу да сказочку расскажу. Вы на ус все намотайте да сказку рассказывать мне помогайте! (герои выходят со стороны домика)

В одной деревушке, в маленькой избушке Жила бабушка-старушка. Бабушка-старушка, старушка-веселушка. Была у бабушки внучка Любушка-голубушка.

Бабушка: Внучка, просыпайся! Внучка, поднимайся! Потягиваясь и зевая, выходит внучка: Внучка:Рано-рано я встаю, Дома бабе помогу.

- Ребята, а вы мамам и бабушкам помогаете?

Вот как наши дети Маме помогали, Маме помогали, посуду вытирали.

Вот как наши дети Маме помогали, Маме помогали, Коврик выбивали. Платочки постирали. Цветочки поливали. Вот как наши дети Маме помогали, А потом все вместе Весело плясали.

Сказочница: - А еще были у бабушки курочка-клохтушка и мышка-норушка. (Звучит музыка, герои выходят из-за ширмы)

Сказочница: - Бабушка, а зачем тебе водичка?

Бабушка: В доме убирать, посуду вытирать!

Сказочница: - Любушка-голубушка, а тебе зачем водичка?

Внучка: -Платочки постирать!

Сказочница: - Курочка-рябушечка, тебе для чего водичка?

Курочка: - Цыпляток поить!

Сказочница: - Мышка-норушка, а тебе зачем водичка?

Мышка: - Цветочки поливать!

Сказочница: - Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячего копытца.

Сказочница:Вот раз наши водоносы пошли за водой… Воды набрали и …. (налетел ветер) Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали. Бабушка упала, на нее шлепнулась внучка, а сверху еще и курочка с мышкой свалились. (Персонажи показывают все, о чем рассказывает сказочница). Пришли они домой без воды и рассказывают: Бабушка: На меня медведь напал, Так напугал, Едва когтями не задрал.

Внучка: Что ты, бабушка! Не так было! На нас волк напал, Так напугал, Едва не разодрал.

Курочка: И вовсе не так было! На нас лиса напала, Едва не унесла за темные леса! Мышка: Нет, нет нет! Не так все было!

Котище усатый на нас напал Чуть всех не разодрал!

Контактная информация
Адрес: 660130, г.Красноярск, Гусарова, 43
Телефон: (391) 247-20-67
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Полезные ссылки и информация
Пять последних обновлений


Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

Детство каждого из нас проходит в мире игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детском саду можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Очень важно, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В спектаклях роли исполняют сами дети, проявляя при этом огромную фантазию и творческую способность. Исполняя даже самую маленькую, но свою роль, ребенок чувствует ответственность, проявляя самостоятельность, творческую активность.

Театрализованные представления вызывают разные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности. Формируют нравственные представления (сопереживания, заботливое отношение друг к другу, положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия), а это особенно важно для наших детей.

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);


• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Готовить атрибуты к театру совсем несложно, кукол может изготовить самостоятельно любой ребенок под руководством взрослого.

Приучайте ребенка рассказывать и показывать с помощью пальчиков не только сказки, по и самые разные истории, которые малыш слышал или сочинил сам. Такие игры развивают не только подвижность и координацию пальцев рук, воображение и творческие способности, а также помогают легко пересказывать знакомые тексты.

Пальчиковый театр . Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых прорезаются отверстия для пальцев. Это могут быть миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы или рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.




Интересен пальчиковый театр из поролона , из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали лучше пришить, используя разноцветный поролон, кусочки ткани.

Куклы из перчаток . Персонажей можно сделать из старых перчаток.

Из пальчиков перчаток можно смастерить любых сказочных персонажей, если пришить к ним глазки, носик, ушки и т.д. Когда надевают игрушку на руку, все ее части становятся подвижными.

Куклы из варежек. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка - туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Театрализованная игра – творческая игра, в которой в лицах с помощью выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздают конкретные образы.

Современная педагогика всё больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью вводит детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, комуникативность, раскрывают его творческие возможности. Всё это способствует гармонизации отношения ребёнка с окружающем миром.

Удивительный мир природы встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Дети по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой и открывают для себя новые явления и предметы. Это расширяет их знания, способствует формированию познавательного интереса. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать, выяснять не понятное об явлениях действительности. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Дети в силу своей любознательности думают, предлагают свое, иногда очень нестандартное интересное решение. Средство формирования познавательного интереса детей развивает гармоничную, разносторонне развитую личность. Познавательный интерес ребенка отражается во всех видах деятельности: в рисунках рассказах, театрализованных играх…

Наиболее важным компонентом творческого отношения к миру является его эмоционально-мотивационная основа. Поэтому необходимо использовать эмоционально насыщенный материал для практических преобразований.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Посмотрите внимательно на свои ладошки. Не увидели ничего особенного? А вот ладошки детей легко превращаются и в осьминогов, и в жирафов, и в самых разных сказочных героев…

В осьминога, и в слона.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Краски, кисти и вода!

Участники проекта:

10 детей старшего дошкольного возраста,

родители – 8 человек, педагоги – 2 человека.

Создание условий в формировании познавательного интереса.

Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, т.е. поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено действовать при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

Развивать способность у детей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, которые способствуют проявлению творческих способностей и познавательного интереса.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

Создание условий для расширения опыта детей, накопление запаса представлений об окружающей действительности.

Формирование познавательного интереса и развития речи детей.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Содержание проекта:

1 Этап – подготовительный

Изучение теоретических основ проблемы в научно-методической литературе.

Анализ методической литературы о обитателях морских глубин (подборка стихов, рассказов, загадок, составление картотеки и т.д.).

Отбор содержания, методов и форм реализации проекта.

Составление перспективного плана.

Определение конечного результата.

2 Этап - практический

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.

Театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театр).

Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, шнуровки и др.)

Рассматривание картин, фотографий о обитателях морей.

Просмотр видеозаписи, слушание аудиозаписей.

3 этап - заключительный

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Академия,2008. 122с.

Буренина И.А. От игры до спектакля. М.: Просвещение, 2006. 144с.

Герасимова Е.О. Обитатели морских глубин. М.: Сфера, 2010. 164с.

Масленникова О. Театр на ладошке. // Обруч. – 2010. - №4. – С.34.

Деятельность участников проекта

Подбор художественных иллюстраций о обитателях морей и океанов.

Проведение занятия о жизни осьминога (где живёт, чем питается, чем кормит малышей).

Подбор музыкальных произведений, для спектакля.

Изучение жизни осьминогов .

Поиск литературы о жизни осьминогов.

Распределение роли, обязанности.

Деление сценария на эпизоды.

Беседа с детьми о значении мимики и жестов в театрализации.

Прослушивание музыкальных произведений.

Рисование отдельных эпизодов стихотворения по творческому замыслу.

Импровизация отдельных персонажей сценария под музыку .

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы)

Учить выразительности и чёткости речи.

Подбор атрибутов к сценарию.

Репетиция отдельных эпизодов.

Подготовка атрибутов для спектакля на занятиях по ручному труду, рисовании, аппликации, самостоятельной творческой деятельности.

Помощь в изготовлении атрибутов, театральных афиш для спектакля .

Расстановка атрибутов к спектаклю.

Разрисовка рук и вхождение в образ: этюды-знакомства, этюды-взаимодействия.

Читайте также: