Адаптация детей инвалидов в школе

Обновлено: 02.07.2024

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Это необходимо знать

Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности

родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно - мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”. К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:

Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить

обстоятельства, в которых возникла проблема.

3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к

обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность;

- как урок, который необходимо пройти;

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными

возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

Ребенок инвалид в школе: советы по адаптации

Ребенок с определенными трудностями в развитии требует от родителей и близких особого внимания и поддержки. То, что для обычных детей не представляет проблемы, ребенок инвалид в школе или детском саду может не преодолеть. К сожалению, общество не всегда готово принять таких людей, поэтому вопрос социализации для них стоит очень остро. С 2013 года в нашей стране особенные дети имеют право посещать общеобразовательные учреждения наравне с остальными. Поэтому главная миссия семьи и педагогов — помочь им занять свое место в обществе и жить полноценной жизнью.

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны. Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса. К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Возможные трудности адаптации в коллективе

В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее

В общении с одноклассниками ребенок инвалид развивается гораздо быстрее

Что необходимо знать родителям?

Правильно поставленный воспитательный процесс в школе будет способствовать адаптации особенных детей

Правильно поставленный воспитательный процесс в школе будет способствовать адаптации особенных детей

Со стороны семьи, при обучении таких детей в общеобразовательных учреждениях необходим постоянный контроль и тесное общение с преподавателями. И самое главное: ощущение успеха стимулирует развиваться дальше. Детям с инвалидностью нужна вся забота и поддержка, которую только могут дать им близкие люди.

Инвалид в школе: что необходимо знать преподавателям?

Инклюзивное обучение вводится в большинстве российских школ

Инклюзивное обучение вводится в большинстве российских школ

При наличии в классе инвалида, педагогу, скорее всего, придется дифференцировать обучение, используя разные подходы к разным подопечным. Варьироваться могут обязательные дисциплины, методики образования и способы аттестации по итогам обучения. При выборе направления, в первую очередь, стоит руководствоваться характером инвалидности каждого конкретного ученика. Такой подход добавляет задач педагогическому коллективу, но это крайне важно для успешного решения повседневных задач.
От уровня профессионализма и человечности учителя во многом зависит то, сможет ли ребенок успешно пройти адаптацию в коллективе.

Пример инклюзивного образования в этом видео сюжете:

Инвалидность – не приговор

Инвалидность — не приговор

Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!

Приложите все усилия, чтобы школьные годы стали для таких детей незабываемы

Приложите все усилия, чтобы школьные годы стали для таких детей незабываемы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КГКОУ Школа №4 г. Амурска, Хабаровского кр.

Павлова Виктория Алексеевна

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

• индивидуальных особенностей ребенка;

• уровня готовности к школе;

• степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ФГОС

• установлен контакт с учителем;

• ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

• налажены отношения с одноклассниками;

• ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

• владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

• Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

• Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

Одним из общих правил адаптированной образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка.

Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.

Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Не целесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;

- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.

Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:

- Характером ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания).

- Психофизиологическими особенностями (темперамент, характер памяти и др.).

- Недостатком физического здоровья. Дети с ОВЗ страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

- Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

- Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ОВЗ (средства передвижения слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.

- Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.

- Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.

- Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе

Основное задание диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций или занятий.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период — сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

- эмоциональная незрелость детей с ОВЗ ведет к слабому поддерживанию контактов (мимолетность, ситуативность, неустойчивость);

- расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватных способов выхода из конфликтов;

- адаптивные механизмы у ребят с ОВЗ не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.

При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.

В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова И.Г., Евсеев С.П. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. – М.; Советский спорт, 2002. С.5-28.

4. Соловьёва Т.А. Первоклассник: адаптация в новой среде. –М.: ВАКО, 2009.С.-368.

5. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. –М.: Просвещение, 2009.С.84-108.


В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их взаимосвязь со школьной тревожностью и коммуникативным уровнем.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школьная группа, обучающиеся, адаптация

Постановка проблемы. Согласно данным ВОЗ, школьников с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 13 %. Дети с ОВЗ, обучающиеся в условиях инклюзивного образования, нередко испытывают затруднения в адаптации к учебе и детскому коллективу. Это выражается, во-первых, в том, что школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения таких одноклассников, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт. С другой стороны, поведенческий репертуар ребенка с ОВЗ также может быть ограничен, а социальные навыки развиты недостаточно.

Вышеуказанные особенности свидетельствуют о том, что современными образовательными организациями недостаточно проработаны системы психологического сопровождения детей с ОВЗ. Отметим, что для построения программы психологического сопровождения школьников с ОВЗ, в первую очередь, необходимо исследовать особенности адаптации этих школьников.

Целью статьи анализ особенностей адаптации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Изложение основного материала. Всовременном мире отмечается тенденция ухудшения детского здоровья, в том числе увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1].

Важно отметить, что дети с ОВЗ — это те дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение основных программ образования вне специальных коррекционных школ. Дети с особенностями в развитии имеют серьезные отклонения от нормального физического и психического развития. Эти отклонения вызваны генетическими, врожденными или приобретенными дефектами. Согласно мнению специалистов, такие дети нуждаются в дополнительной психолого-педагогической помощи [3].

Инклюзивное образование, в свою очередь, предполагает реализацию этой помощи, а также выстраивает программы образования детей с ОВЗ в системе равенства [2]. Такой подход был отмечен еще в трудах Л. С. Выготского, который писал, что аномальный ребенок развивается не хуже и не лучше нормально. Согласно мнению ученого, этот ребенок развивается другими путями.

Одним из важных компонентов инклюзивного образования является успешная адаптация к условиям группы. Как правило, адаптация к условиям группы происходит с помощью реализации специальных психологических программ. Одним из критериев комфортной образовательной среды является ее доступность. Учреждения образования, которые обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, должны соблюдать как педагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению пространства [2].

Другим важным критерием комфортной образовательной среды и адаптации ребенка с ОВЗ отмечена работа с семьей. Семья поддерживает ребенка на этапах вхождения в общество, в процессах развития различных форм коммуникации, а также освоения бытовых навыков. Однако, этим функционал не ограничивается, так как полученные школьные знания, умения и навыки закрепляются и в семье. Поэтому важным является систематическая поддержка семьи, в том числе обязательное вовлечение родителей в образовательную и реабилитационную среду [2].

Одним из важных направлений инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьной группы [3]. Отметим важность создания психологического портрета школьника с ОВЗ в период его адаптации.

Особенности социальной адаптации детей к новым условиям, в том числе и в рамках инклюзивного образования, предполагают возможность возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений, в том числе повышенной тревожности, страхов, мышечного и эмоционального напряжения, дезадаптивного поведения [2, 3].

Причина возникновения подобных девиаций лежит как в социально-психологических факторах, так и в индивидуально-типологических особенностях самого ребенка. Особенно данная проблема характерна для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям с умственной отсталостью, аутизмом, задержанным психическим развитием, которые поступили и адаптируются в незнакомой социальной среде [4, 5].

Таким детям характерно не только затрудненное выстраивание коммуникативного процесса и искаженное восприятие социума и социальных отношений, но и, в ряде случаев, ограниченный запас представлений об окружающей действительности. Указанные причины способны вызвать у ребенка выраженные тревожные и агрессивные состояния, что значительно ухудшает процесс социальной адаптации в условиях инклюзии, значительно затрудняет коррекционно-образовательный процесс [4].

Существующие исследования отмечают некоторые факторы, способствующие нарушению процесса адаптации школьников с ОВЗ, среди них [2, 5].

  1. Особенности самой нозологии (нарушение процессов зрения, слуха; психические и общие заболевания).
  2. Непосредственно психофизиологические особенности (темперамент и др.).
  3. Сниженный уровень физического здоровья (соматическая ослабленность).
  4. Недостатком психологических условий для общения со сверстниками.
  5. Ограниченностью возможностей принимать участие в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной).

Итак, особенности развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе в рамках инклюзивного образования, предполагают вероятность возникновения эмоционально-поведенческих девиаций, в том числе стойкой дезадаптации, неврозоподобного состояния, тревожно-аффективных проявлений, повышенной эмоционально-мышечной зажатости. Важной становится проблема процесса адаптации к условиям школьной группы, так как именно этот процесс определяет дальнейшую образовательную успешность ребенка с ОВЗ.

Экспериментальный объект исследования. Висследовании приняли участие обучающиеся начальной школы (17 человек) с задержанным психическим развитием психогенного генеза (ЗПР).

Методы эмпирического исследования. Вкачестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: шкала социальной поддержки (многомерная шкала восприятия социальной поддержки — MSPSS Д. Зимет; адаптация В. М. Ялтонского, Н. А. Сироты) — для анализа субъективного переживания поддержки от окружающих; рисунок школы — для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Результаты эмпирического исследования. Анализ результатов исследования субъективного переживания поддержки от окружающих позволил выявить, что 64,71 % респондентов отмечают поддержку от значимых других. Значимыми другими, в представлении школьником, являются некоторые одноклассники, учителя и классный руководитель.

В ходе исследования было выявлено, что 58,82 % школьников получают достаточную социальную поддержку от семьи. Однако, были выявлены респонденты (82,35 %), которые переживают трудности в общении со сверстниками. Более того, классными руководителями отмечены проблемы в успеваемости, а также сниженный интерес к посещению школы.

Исследование отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности показало, что у 17,65 % респондентов сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, готовность к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

Среди всей выборки респондентов 35,29 % школьников с ОВЗ переживают тревогу по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации. Согласно психологом-практикам, этим детям необходимо расширить круг знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам. Одними из причин тревог могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

Также были выявлены обучающиеся (47,06 %), которым присущ выраженный страх перед школой, способствующий неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Исследование показало наличие достоверной связи между шкалами субъективного восприятия социальной поддержки и тревожностью: низкой социальной поддержкой от семьи и выраженным страхом перед школой (ρ=0,88); низкой социальной поддержкой от друзей и тревогой по поводу школьного обучения как незнакомой для ребенка ситуации (ρ=0,79).

Выводы. Проведенное эмпирическое исследование показало, что большему проценту обучающихся с ОВЗ присущи повышенная тревога перед школой, а также трудности в общении со сверстниками. Повышенная тревога перед школой влияет на снижение успеваемости, познавательной активности. Также в ходе исследования были выявлены достоверные связи между низкой социальной поддержкой от семьи и выраженным страхом перед школой; низкой социальной поддержкой от друзей и тревогой по поводу школьного обучения как незнакомой для ребенка ситуации.

  1. Волосовец Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец. — Москва: Мозаика-Синтез, 2011. — 143 с.
  2. Дмитриев А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 2005. –№ 4. — С.4–8.
  3. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
  4. Лебединская К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская — М.: Педагогика, 2007. — 280 с.
  5. Лебединский В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский — М.: Педагогика, 2004. — 306 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, социальная поддержка, ребенок, ограниченная возможность здоровья, школьная группа, выраженный страх, особенность, том, школьная тревожность, школьное обучение.

Читайте также: